«История улиц села Карели», «История археологии Тамбовского края на примере Лядинского и Серповского могильников», «Музеи города Моршанска в культурном пространстве региона». Результаты этих исследований прозвучали в секции «История и археология».
В секции «Духовное краеведение» наиболее интересными были исследования «История христианства в Тамбовском крае» и «Церковь воскресения словущего». Любопытно, что «Церковь воскресения словущего» напоминает Храм Великой Софии в Константинополе, что является непривычным для Руси, тем более ее глубинки.
Достижения современной науки и интерес к литературному краеведению соединились в создании Информационно-поисковой системы «Традиционная народная культура южнорусской диалектной зоны: проблемы создания и поиска».
Таково краткое содержание конференции и большой двухлетней работы школьников, студентов и их наставников. Конференция завершилась награждением победителей конкурса и решением, учитывая рекомендации юных исследователей, продолжить исследовательскую эколого-краеведческую деятельность, изучать родной край в походах и экскурсиях и принимать активное участие в региональных экологических акциях, конкурсах, слетах. Это решение говорит о развитом чувстве патриотизма участников конференции.
УДК 371.487; 371.8.06; 796.5
И. И. Махов, И. В. Махов
РОЛЬ СРЕДСТВ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В ВОСПИТАНИИ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются вопросы воспитания таких важных для юных туристов качеств, как общение и коммуникативное взаимодействие. Приведены примеры, как на основе традиционных упражнений и предложенных авторами методических разработок педагоги могут успешно воспитывать личностные качества школьников средствами спортивного туризма.
The education important for young tourists qualities like communication and communicative interaction is considered. Examples are given on the basis of traditional exercise and the proposed teaching materials, teachers can successfully bring personal qualities of students, by means of sports tourism.
Ключевые слова: спортивный туризм, пешеходный туризм, межличностное общение, коммуникативное взаимодействие, двигательные умения, технические задания.
Keywords: sport tourism, Hiking, interpersonal communication, communicative interaction, motor skills, technical jobs.
В настоящее время в специальной туристской литературе можно найти большое количество статей и разработок по организации школьных туристских полигонов в спортивных залах и на пришкольных участках, на которых происходит обучение быстрому и безопасному преодолению препятствий различной сложности. Авторы этих статей описывают особенности технической, физической подготовки юных туристов-спортсменов, проверяют тактические комбинации, сравнивают командные наработки, но, к сожалению, при этом не уделяют внимания решаемым средствами туризма воспитательным задачам.
Собственно, препятствия, на которых происходит обучение школьников овладению прикладными умениями и навыками, могут служить и служат эффективным средством воспитания личностных качеств. Учитывая мнения специалистов, а также специфику вида спорта - спортивный туризм, где соревновательная борьба происходит в полевых условиях без тренерского контакта [1], а составы команд часто разнополые, наиболее эффективно будет, по нашему мнению, организация процесса воспитания межличностного общения и коммуникативного взаимодействия школьников.
Тренеры в большинстве и не задумываются о необходимости целенаправленной организации межличностного общения и коммуникативного взаимодействия на тренировочных занятиях, однако и не отрицают, что хорошее взаимопонимание в команде основывается на умении правильно общаться и коллективно быстро находить решение.
В туристской практике имеются определенные наработки [2], где одним из главных примеров является туристский поход, который эффективно решает задачи обучения юных туристов межлич-
ностному взаимодействию и общению. Однако данные опыты носят скорее эмпирический характер и не могут из-за своей специфики повсеместно применяться в условиях общеобразовательных школ.
Другое дело - соревнования по пешеходному туризму. Опыт организации полигона в школе, а также методические рекомендации по организации обучения широко представлены в литературе, поэтому вопросов и проблем с организацией у тренеров возникнуть не должно [3]. Взяв за основу традиционные задания и добавив методические разработки, тренеры и школьники смогут не только воспитать личностные качества, но и открыть для себя по-новому многие знакомые задания.
В нашем общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Белгорода не первый год успешно работает туристский клуб «РазМАХ». В рамках приоритетного национального проекта «Образование» нами был реализован инновационный проект (см. таблицу).
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «Образование»
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом Должность Стаж работы в должности
Махов Игорь Валентинович МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Белгорода Учитель физической культуры 27 лет
II. Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Обучение учащихся техническим приёмам прохождения туристских этапов в школьной секции - средство развития скоростных способностей
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречие между потребностью команды и её тренера в овладении методами совершенствования тактических приёмов по спортивному туризму и недостаточной их разработанностью
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО)
Сущность опыта заключается в разработке новых технико-тактических приёмов прохождения туристских этапов на начальном периоде обучения спортивному туризму, которые способствуют развитию скоростных способностей учащихся_
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)_
Новизна опыта заключается в разработке новых технических приёмов для начального обучения учащихся на туристских этапах «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс», «Подъём», «Спуск», позволяющих увеличить скорость прохождения этапов и снизить количество ошибок. То есть в опыте усовершенствованы отдельные стороны педагогического труда_
5. Условия реализации изменений
Обеспечение наполняемости группы в школьной секции по спортивному туризму, наличие необходимого туристского снаряжения и инвентаря для организации занятий, спортивной базы_
6. Результат изменений
Развитие скоростных способностей, что позволяет показывать высокие спортивные результаты; выработка коммуникативных навыков, гибкости и вариативности мышления;
сформированность умений принимать верные решения в сложных условиях соревновательной деятельности; рост числа победителей и призёров городских, областных, всероссийских соревнований по туризму_
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
Махов И. В. Скалодром в условиях школы // Физическая культура в школе. 2006. № 2
III. Описание инновационного опыта учителя
Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение действий в минимальный для данных условий промежуток времени (Ю. Ф. Курамшин, 2004). Развитие скоростных способностей в туризме является одним из составляющих результативности. По правилам проведения соревнований прохождение дистанции регламентировано временем, за которое участники должны преодолеть туристские этапы.
Практика показывает, чтобы добиваться высоких результатов на туристских соревнованиях, необходимы постоянное совершенствование технико-тактической подготовки, разработка новых современных приёмов, отработка их до автоматизма, развитие тактического мышления. Цель опыта - разработать технические приёмы прохождения туристских этапов в школьной секции, позволяющие развивать скоростные способности учащихся_
Задачи:
• создать у учащихся общее представление о двигательном действии на технических этапах, познакомить со специальным туристским снаряжением;
• разучить звенья основы техники преодоления туристских этапов, предупредив возникновение грубых ошибок:
- а) по прохождению (горизонтальных) туристских этапов «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс»;
- б) по прохождению (вертикальных) туристских этапов: «Подъём» и «Спуск»;
• добиться выполнения техники преодоления технических этапов в целом. Автором опыта разработаны новые технические приёмы для начального обучения учащихся на туристских этапах «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс», «Подъём», «Спуск», позволяющие увеличить скорость прохождения этапов и снизить количество ошибок. Технико-тактические приёмы по обучению прохождению подразделяются:
на горизонтальные туристские этапы: «Бревно с самостраховкой», «Параллельная переправа», «Траверс»
и вертикальные туристские этапы: «Подъем с самостраховкой» и «Спуск с самостраховкой».
Обучение учащихся технико-тактическим приёмам прохождения туристских этапов в школьной секции на начальном периоде обучения способствует развитию скоростных способностей у учащихся, что позволяет в дальнейшем сформировать быстрые, правильные и безопасные действия участников, развивает тактическое мышление_
1У. Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений_
Федеральный уровень, публикации
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
Ивукина Ирина Владимировна, главный специалист НМИЦ управления образования администрации г. Белгорода
г. Белгород, ул. Попова, 25-А, тел.8 (4722). 32-26-14 [email protected]
V. Информационные характеристики опыта
Характеристики инновационного опыта
Дополнительное образование
Цели и задачи
Развитие скоростных способностей.
Создание условий для освоения специальных технических приёмов прохождения туристских этапов
Организационные формы
Школьная секция туризма
Для разработки специальной методики по воспитанию межличностного общения и коммуникативного взаимодействия школьников нами в 2015 г. было проведено исследование. Особенность проверенной нами на практике методики состояла в том, что во время преодоления препятствий учащимся необходимо было решать специально разработанные задания. Задания, или «условные сюжеты», были разработаны специально под каждое препятствие и позволяли в процессе тренировочной работы включать туристов в несвойственные им коллективные мероприятия. Туристские препятствия при этом были традиционные, хорошо знакомые туристам. Это преодоление болота по кочкам и по наведённым жердям (гать), работа на овраге по навесной и параллельной переправам и бревне, преодоление подъёмов и спусков, установка палатки и др. Участникам специальные сюжеты заранее известны не были и озвучивались только в момент старта.
Приведём несколько примеров вводимых сюжетов. Задание -установка палатки [4]. Данное задание давно не применяется на соревнованиях, однако на школьных праздниках оно по-прежнему выполняется. Условие всегда одно - установить палатку быстро и правильно, при этом количество участников в конкурсе обычно не ограничено.
Вводим условия. При установке одной палатки должен быть задействован весь класс, при этом каждому участнику подбирается своя роль. Может возникнуть вопрос: зачем такое большое количе-
ство участников? Такая формула заставляет участников включиться в работу всем классом, а это сложно, потому что для этого требуется групповое взаимодействие, с которым зачастую возникают сложности.
Задание «Преодоление болота по наведенным жердям» (гать). Звучит следующая вводная: команда из восьми человек должна преодолеть болото, состоящее из четырёх пролетов, всего по трем жердям. Необходимо не только пройти и не упасть, а также просчитать алгоритм передачи жердей и порядок прохождения. Команде придётся договариваться и решать множество задач, не успешное выполнение которых может привести к неудаче на болоте.
Задание «Преодоление условного оврага по бревну». Задание можно организовать с верёвочными перилами. Для этого используется стандартное и нестандартное оборудование: перевёрнутая гимнастическая скамейка или низкое гимнастическое бревно.
Звучит вводная: команда в полном составе должна переправиться на другую сторону берега по бревну, используя при этом верёвочные перила, вот только крепить верёвку некуда, опоры для неё нет. Участники команды с двух берегов сами натягивают верёвку и, держась за неё руками, по одному переправляются. При этом важную роль имеет не только правильное натяжение верёвки, но и её размещение для каждого участника в отдельности. Команде, а точнее, участникам, которые держат верёвку, необходимо внимательно слушать и подстраиваться под каждого идущего по бревну, поднимать или опускать верёвку, натягивать сильнее или слабее. От слаженности их действий, а также от умения донести быстро необходимую информацию будет зависеть командный успех.
Очень надеемся, что данные примеры включения сюжетных игр в традиционные туристские задания для воспитания межличностного общения и коммуникативного взаимодействия школьников позволят взглянуть и на остальные препятствия по-другому. Нужно всегда помнить, что детские мероприятия не должны быть узконаправленными и решать только задачи получения прикладных знаний, умений и навыков. Воспитание личностных, морально-волевых качеств, гражданственности и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни - это задачи, которые наряду с прикладным обучением всегда должны решаться на туристских мероприятиях.
Примечания
1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм: учеб.-метод. пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006.
2. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007; Смирнов Д. В. Спортивный туризм: туристское многоборье: в 2 ч. Ч. 1. Базовая, начальная и учебно-тренировочная туристско-спортивная подготовка: Программы дополнительного образования детей: Вып. 5 / Ин-т общего среднего образования РАО; Гос. исслед. уч-режд. Центр дополнит. образования РАО; Рос. междунар. акад. образования; рекоменд. Гос. комитетом РФ по физ. культ. и спорту в качестве тип. программ турист.-спорт. напр. для учрежд. дополнит. образований детей, подрост. и молод. М.: Сов. спорт, 2003. 128 с.; Смирнов Д. В. Спортивный туризм: туристское многоборье: в 2 ч. Ч. 2. Этапы туристско-спортивной подготовки: учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства: Программы дополнительного образования детей: Вып. 5 / Д. В. Смирнов, Ю. М. Лагусев, А. И. Зорин; под общ. ред. Д. В. Смирнова; Ин-т общего среднего образования РАО; Гос. исслед. учрежд. Центр дополнит. образования РАО; Рос. междунар. акад. образования / рекоменд. Гос. комитетом РФ по физ. культ. и спорту в качестве тип. программ турист.-спорт. напр. для учрежд. дополн. образований детей, подрост. и молод. М.: Сов. спорт, 2003. 128 с.; Смирнов Д. В. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм»: Обновление содержания начального образования [1-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 4. С. 21-32; Смирнов Д. В. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм»: Обновление содержания начального образования [2-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 5. С. 25-36; Смирнов Д. В. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм»: Обновление содержания начального образования [3-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 6.
С. 9-21; Смирнов Д. В. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм»]: Обновление содержания начального образования [4-й год занятий] // Начальное образование. 2008. № 1. С. 13-25; Смирнов Д. В. Спортивный туризм // Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. М.: Просвещение, 2010. С. 17- 22. (Сер.: Стандарты второго поколения).
3. Махов И. И., Махов В. И. Туризм на уроках физической культуры: учеб. пособие. Белгород, 2012. 104 с.
4. Махов И. И. Программа дополнительного образования детей «Юные туристы-многоборцы». М.: ФЦДЮТиК, 2007.