Научная статья на тему 'Формирование индивидуального стиля работы с хоровым коллективом в условиях среднего профессионального образования'

Формирование индивидуального стиля работы с хоровым коллективом в условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ / ХОРМЕЙСТЕР / ХОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина О. Ю.

Автор рассматривает особенности и возможности развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего хормейстера, выявляя ряд важных условий формирования профессиональных подходов к управлению хором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуального стиля работы с хоровым коллективом в условиях среднего профессионального образования»

№ 4 (29), 2008

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России "

0. Ю.АФОНИНА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РАБОТЫ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор рассматривает особенности и возможности развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего хормейстера, выявляя ряд важных условий формирования профессиональных подходов к управлению хором.

Ключевые слова: личность, деятельность, стиль, хормейстер, хор.

Обучаясь на отделении хорового дирижирования в ссузе, студенты-хормейстеры параллельно с приобретением знаний получают опыт творческого и эмоционального отношения к выбранной профессии, происходит становление творческой индивидуальности, вырабатывается стиль работы с хоровым коллективом или иначе - индивидуальный стиль хормейстерской деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) является предметом многих исследований, широко известных в отечественной и зарубежной психологии. В научной литературе ИСД определяется как «устойчивая, индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения деятельности, связанной непосредственно с процессом развития одного из значимых психических регуляторов труда - "образа субъекта" профессиональной деятельности, профессиональной "Я -концепции» (1).

Основные направления исследований ИСД и положения о его структуре и механизмах формирования изложены в работах Б. Г. Ананьева, Е. П. Ильина, Е. А. Климова, А. И. Леонтьева,

A. К. Марковой, В. С. Мерлина, К. К. Платонова, Б. М. Теплова, М. Р. Щукина, Б. А. Ясько и др. Однако в музыкальной педагогике данная проблема исследована недостаточно.

В своих взглядах на формирование ИСД будущего хормейстера мы опираемся на экспериментальные исследования стилей управления хором

B. Ф. Чабанного (2). Автор данного исследования в течение длительного времени изучал различные подходы к управлению хором, анализировал формы, методы, механизмы и способы психолош-пе-дагогического воздействия хоровых дирижеров на участников хора, проводил наблюдение за деятельностью 258 руководителей хоровых коллективов. Им был осуществлен социологический опрос (анкетирование, интервью, беседы) 1984 руководителей разного уровня.

Полученные результаты исследования позволили установить и предметно аргументировать четыре основных стиля управления хоровым коллективом: 1) либерально-безвольный; 2) авторитарно-рациональный; 3) авторитарно-эмоцио-нальный; 4) творческо-демократический.

Следует отметить, что при типизации индивидуальных стилей управления хором исследователь опирался на критерии, которые являются механизмом выявления типологических признаков, характерных особенностей художественного, педагогического, психологического, организационного воздействия руководителя на хоровой коллектив. Среди них: апробированная классификация руководителей коллективов, психологическая классификация типов отношений и деятельности людей, позиции, лежащие в основе определения характера профессиональной самореализации хоровых дирижеров. Это обстоятельство, на наш взгляд, обеспечивает ва-лидность и достаточную объективность данной типологии.

Каково содержание процесса руководства хоровым коллективом и характер реализации своих регулятивных функций студентами хорового отделения Сочинского училища искусств (СУИ) с позиций четырех стилей управления хоровым коллективом, определенных автором исследования?

Наблюдая за работой с учебным хором студентов отделения хорового дирижирования СУИ, мы выявили, что к либерально-безвольному стилю управления коллективом тяготеют студенты, обладающие такими качествами, как вялость, медлительность, отсутствие артистичности, спокойствие и слабовыраженные чувства, которые обусловливают нерешительность в руководстве хором и в поведении. Характерной чертой их руководства является недостаточная энергия самореализации в процессе хормейстерской деятельности. Такие студенты часто не могут определить текущие, реальные, перспективные творческие цели и задачи коллектива, мобилизовать его участников на выполнение намеченных планов. Им не свойственна энергия творческого поиска. Свое внимание они концентрируют в большей мере на вокально-хоровой работе, разучивании репертуара. Процесс работы над репертуаром часто сопровождается обилием замечаний, предъявляемых в форме просьб, предложений. Нежелание, а порой и неспособность к познанию индивидуально-психологических особенностей участников коллектива мешает созданию сплоченного коллектива, необходимой творчес-

^ "Культурная жизнь Юга России "

№ 4 (29), 2008

кой атмосферы и формированию высокой исполнительской культуры.

В то же время студентам, имеющим черты либерально-безвольного типа управления хором, нередко присущи такие положительные и значимые качества личности, как доброта, отзывчивость, искренность, приветливость. В общении с однокурсниками они раскрываются как искренние и интересные люди. Однако сами по себе эти ценные свойства личности будущего руководителя хоровым коллективом на общем фоне безынициативности, как правило, не оказывают организующего, художественно-творческого влияния на участников коллектива.

В творческой деятельности студентов-хоро-виков, близких ко второму типу - авторитарно-рациональному стилю управления, недостаточно ярко выступают профессиональные способности. Такой недостаток чаще всего проявляется в художественном воплощении хоровых произведений, в концертном управлении хором.

Тем не менее необходимо отметить, что студенты, склонные к авторитарно-рациональному типу, нередко отличаются энергичностью, последовательностью, целенаправленностью в работе с хором, стремятся быть эрудированными в области искусства и иметь хорошую специальную подготовку. В деятельности студентов, расположенных к данному стилю управления, более активно проявляются административные способности, нежели художественно-творческая направленность их личности. Оставаясь часто безразличными к характеру отношений в коллективе, они не замечают проявления творческого спада участников хора и, как следствие, теряют контроль над процессом управления.

Наблюдения за деятельностью студентов, имеющих черты авторитарно-эмоционального стиля управления хором, свидетельствуют о том, что они, как правило, обладают хорошо развитыми профессиональными способностями, пытаются реализовать значительный творческий потенциал, стремятся к совершенствованию своего профессионального мастерства; наиболее развитым свойством личности является эмоциональная сфера. Процесс их работы в хоровом классе всегда окрашен эмоциями и стремлением к высокохудожественной интерпретации музыкальных произведений. Однако, попадая во власть эмоциональной сферы, такие студенты теряют способность адекватного сценического поведения и возможность оптимального концертного исполнения хоровых произведений. Эмоциональная перегруженность мешает им передавать свои художественные чувства, интересные и значимые творческие намерения.

На фоне успешной в целом работы с учебным хором студенты с данными качествами обнаруживают действия, которые нередко проявляются в неоправданной властности и злоупотреблении своим авторитетом в хоре, в излишне активной эмоциональности и недостаточном ху-

дожественном вкусе, свойственном начальному периоду профессиональной хормейстерской деятельности.

Будущие хормейстеры, склонные к четвертому типу руководителей - теорческо-демократичес-кого стиля управления хоровым коллективом, как правило, имеют высокий творческий потенциал. У них гармонично развиты музыкальные, творческие и коммуникативные способности, все сферы сознания, особенно воображение, представление и ассоциативный ряд. Они хорошо владеют вокально-хоровыми, художественными и психо-лого-педагогическими средствами управления. Ведущей чертой их начальной хормейстерской деятельности является стремление к непрерывному творческому поиску.

Среди студентов, имеющих черты творческо-демократического стиля управления, чаще встречаются личности уравновешенные, для которых характерно проявление всей гаммы человеческих чувств.

Однако в ходе поисков и реализации приемов индивидуального воздействия на участников хора такие студенты допускают повышенную интонацию при предъявлении своих требований или замечаний. Тем не менее подобные слабые моменты в работе с хором, как правило, не являются существенным препятствием для достижения ими творческих и профессиональных результатов.

Анализ наблюдения за проявлением студентами хорового отделения СУИ черт, близких тому или иному стилю управления хоровым коллективом, позволил нам сделать следующие выводы.

По нашему мнению, наиболее полно соответствуют требованиям хормейстерской профессии руководители творческо-демократического стиля. Структура личности руководителя такого типа управления отличается высоким уровнем профессиональной подготовки, совокупностью профессиональных музыкальных и художественно-твор-ческих способностей, значимыми свойствами характера, что, в свою очередь, обеспечивает высокую степень профессиональной самореализации и наиболее эффективное педагогическое воздействие на исполнителей.

Тем не менее мы не склонны абсолютизировать подобную точку зрения и считаем, что индивидуальный стиль, обусловленный личностными качествами хормейстера, всегда неповторим. Процесс его формирования начинается с первых шагов в профессии и не прекращается на протяжении всей творческой деятельности дирижера хорового коллектива. Динамика развития стиля также не статична и зависит от различных факторов: осознанных потребностей хормейстера к самовоспитанию, собственного профессионального опыта и влияния профессиональной деятельности других хормейстеров, ценностных ориентаций в управлении коллективом и т. д.

№ 4 (29), 2008

' Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

Исследование данного вопроса значительно расширяет педагогические знания и возможности. Очевидно, что, развивая творческую активность студентов-хормейстеров, необходимо уже на ранних этапах профессионального обучения уделять самое пристальное внимание становлению индивидуального стиля, который обеспечил бы высокие творческие результаты, создание творческой

атмосферы, организацию продуктивной концертной деятельности хорового коллектива.

Литература

1. Ясъко Б. А. Психология медицинского труда. Краснодар, 2003. С. 195.

2. Чабстнъш В. Ф. Стили управления хором. СПб., 1995.

0. Y. AFONINA. THE FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF WORK WITH A CHOIR IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

This article is dedicated to peculiarities and possibilities of individual style development in professional activity of a prospective choirmaster. The author of this article singles out a number of important conditions under which professional approaches to management of the choir are formed.

Key words: person, activity, style, choirmaster, choir.

Е. Э.УД0ВИК

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы непрерывной подготовки кадров для системы потребительской кооперации Краснодарского края в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные коммуникационные технологии, мо-дульно-блочное обучение.

Концепция модернизации российского образования поставила важнейшие задачи для всех, кто причастен к подготовке кадров. Условием реализации этой программы является поиск путей и методов реформирования профессионального образования и подготовки конкурентоспособного, компетентного специалиста, который отвечал бы требованиям работодателя и был востребован на рынке труда.

Профессиональное образование в новых условиях предполагает наличие возможностей для обучения как в рамках формального образования, так и за его пределами. Новые методы включают в себя формы обучения на базе учебного заведения, на предприятиях, а также открытое и дистанционное - в процессе трудовой деятельности. В центре внимания находятся вопросы повышения доступа всех категорий граждан к образованию, расширения возможностей обучения и приближения к ним обучающихся. Это требует создания гибких траекторий обучения и возможности перехода с одной траектории на другую, а также продвижения с одного уровня обучения на другой.

Решение этих проблем лежит в основе деятельности Краснодарского кооперативного института (филиала) AHO ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», в разработке этим вузом системы непрерывного образования. Данное направление предполагает взаимодействие между всеми учебными заведениями и организациями потребительской кооперации Краснодарского

края, т. е. создание единого кооперативного пространства.

Концептуально система непрерывного образования института прошла длительный путь развития от Краснодарского механико-технологического техникума Роспотребсоюза, основанного в 1960 году, где готовились кадры для потребительской кооперации России, до вуза. В регионе сформирована система непрерывной подготовки кадров для потребительской кооперации школа - техникум - вуз. Таким образом, было создано единое пространство образовательных услуг в целях подготовки специалистов, владеющих принципами и приемами рыночной экономики в среде среднего и малого бизнеса.

Краснодарский кооперативный институт является многопрофильной структурой, где отрабатывается концепция непрерывного профессионального образования в области использования средств информационных и коммуникационных технологий, внедрение новых педагогических технологий. Институт осуществляет подготовку специалистов для системы потребительской кооперации, востребованных на рынке труда. Обучение во всех структурах ведется по специальностям экономического и технологического направлений.

На каждом уровне обучения образовательный процесс подготовки специалистов осуществляется в соответствии с рабочим планом. При этом учитываются особенности системы кооперации (от класса лицея до института), основанной на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.