№ 4 (29), 2008
' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^
Исследование данного вопроса значительно расширяет педагогические знания и возможности. Очевидно, что, развивая творческую активность студентов-хормейстеров, необходимо уже на ранних этапах профессионального обучения уделять самое пристальное внимание становлению индивидуального стиля, который обеспечил бы высокие творческие результаты, создание творческой
атмосферы, организацию продуктивной концертной деятельности хорового коллектива.
Литература
1. Ясъко Б. А. Психология медицинского труда. Краснодар, 2003. С. 195.
2. Чабстнъш В. Ф. Стили управления хором. СПб., 1995.
0. Y. AFONINA. THE FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF WORK WITH A CHOIR IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
This article is dedicated to peculiarities and possibilities of individual style development in professional activity of a prospective choirmaster. The author of this article singles out a number of important conditions under which professional approaches to management of the choir are formed.
Key words: person, activity, style, choirmaster, choir.
Е. Э.УД0ВИК
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы непрерывной подготовки кадров для системы потребительской кооперации Краснодарского края в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные коммуникационные технологии, мо-дульно-блочное обучение.
Концепция модернизации российского образования поставила важнейшие задачи для всех, кто причастен к подготовке кадров. Условием реализации этой программы является поиск путей и методов реформирования профессионального образования и подготовки конкурентоспособного, компетентного специалиста, который отвечал бы требованиям работодателя и был востребован на рынке труда.
Профессиональное образование в новых условиях предполагает наличие возможностей для обучения как в рамках формального образования, так и за его пределами. Новые методы включают в себя формы обучения на базе учебного заведения, на предприятиях, а также открытое и дистанционное - в процессе трудовой деятельности. В центре внимания находятся вопросы повышения доступа всех категорий граждан к образованию, расширения возможностей обучения и приближения к ним обучающихся. Это требует создания гибких траекторий обучения и возможности перехода с одной траектории на другую, а также продвижения с одного уровня обучения на другой.
Решение этих проблем лежит в основе деятельности Краснодарского кооперативного института (филиала) AHO ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», в разработке этим вузом системы непрерывного образования. Данное направление предполагает взаимодействие между всеми учебными заведениями и организациями потребительской кооперации Краснодарского
края, т. е. создание единого кооперативного пространства.
Концептуально система непрерывного образования института прошла длительный путь развития от Краснодарского механико-технологического техникума Роспотребсоюза, основанного в 1960 году, где готовились кадры для потребительской кооперации России, до вуза. В регионе сформирована система непрерывной подготовки кадров для потребительской кооперации школа - техникум - вуз. Таким образом, было создано единое пространство образовательных услуг в целях подготовки специалистов, владеющих принципами и приемами рыночной экономики в среде среднего и малого бизнеса.
Краснодарский кооперативный институт является многопрофильной структурой, где отрабатывается концепция непрерывного профессионального образования в области использования средств информационных и коммуникационных технологий, внедрение новых педагогических технологий. Институт осуществляет подготовку специалистов для системы потребительской кооперации, востребованных на рынке труда. Обучение во всех структурах ведется по специальностям экономического и технологического направлений.
На каждом уровне обучения образовательный процесс подготовки специалистов осуществляется в соответствии с рабочим планом. При этом учитываются особенности системы кооперации (от класса лицея до института), основанной на
"Культурная жизнь Юга России "
42 —
№ 4 (29), 2008
принципах преемственности. Планы составляются по модульным технологиям, что позволяет готовить профессионалов высокого качества. Поскольку каждый уровень образования представляет завершенный самостоятельный модуль, студент имеет возможность прервать свое образование на любом уровне и приступить к работе по специальности.
Сегодня выпускник кооперативного института - это сформировавшаяся личность, обладающая базовой культурой, гражданской позицией, способная адаптироваться в современных экономических условиях и самореализоваться в профессиональной деятельности. Миссию нашего учебного заведения мы сформулировали как эффективность управления, качество обучения и конкурентоспособный выпускник.
Таким образом, интегрируя все уровни образования в своей структуре, Краснодарский кооперативный институт обеспечивает качество подготовки специалистов в соответствии с профессиональными запросами личности, а также потребностями потребительской кооперации края в среде среднего и малого бизнеса.
Второй немаловажной целью в деятельности института по созданию системы непрерывного образования является качество подготовки специалиста. Этот показатель комплексный, так как учитывает ряд требований, в том числе: к абитуриенту при поступлении в институт; организации учебно-воспитательного процесса; соответствию уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов; информационно-методическому обеспечению образовательного процесса; информатизации института; востребованности выпускников.
Основным показателем информатизации образования является качество его содержания и результатов, а также технологий обучения. На организацию и проведение учебного процесса влияют: учебные планы и программы, материально-техническая база, методическое обеспечение дисциплин, использование инновационных технологий обучения, кадровое обеспечение, степень доступности информации, наличие системы управления качеством обучения и т. д.
II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» определил ближайшее десятилетие как Всемирное десятилетие развития образования и информатики, обратив внимание на приоритетную роль информационных технологий в образовании. Под информационными технологиями понимают в одном случае способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в другом - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, оказывающими существенное влияние на качество педагогического процесса. Система образования всегда являлась одним из важнейших объектов внедрения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
В нашем институте появились новые возможности применения средств ИКТ в учебно-воспита-тельном процессе. Прежде всего, это диалоговое общение в интерактивных программах. При проведении учебных занятий широко используется и применяется графика (рисунки, иллюстрации, диаграммы, чертежи, фотографии). Графические иллюстрации в учебных компьютерных системах помогают развивать интуицию, образное мышление, доходчиво передавать информацию и облегчают ее понимание.
Невозможно представить современное обучение без технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности, глобальной сети Интернет. Специфика применения телекоммуникационных технологий позволяет выбрать источники информации для профессиональной деятельности. Преподаватели используют в учебных целях информационные технологии, а именно: гипертекстовые учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; компьютерные лабораторные практикумы; электронные справочники; консультации и тестирования с применением телекоммуникационных средств; видеолекции; видеоконференции .
Для современного обучения характерны новые формы занятий:
- чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, т. е. все участники имеют одновременный доступ к чату;
- веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины»;
- веб-форумы - форма работы пользователей по определенной теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой;
- телеконференции - занятия, которые проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
Внедрение средств ИКТ в учебный процесс помогает повысить качество обучения и квалификацию специалистов системы потребительской кооперации. При этом важную роль играет взаимодействие с заинтересованными сторонами и социальными партнерами, которые устанавливают требования к работникам и содержанию программ профессионального образования и обучения. Более того, такое взаимодействие способствует развитию обучения непосредственно на предприятиях в реальной ситуации трудовой деятельности.
Нашими социальными партнерами длительное время являются Краснодарский крайпотребсоюз, организации и предприятия потребительской кооперации Краснодарского края. Совместно с руко-
№ 4 (29), 2008
"Культурная жизнь Юга России " ^
водителями крайпотребсоюза проводятся научно-практические конференции, круглые столы, семинары, осуществляется повышение квалификации как профессорско-преподавательского состава института на предприятиях системы кооперации, так и руководителей и работников данной системы на курсах повышения квалификации. Взаимодействие с социальными партнерами позволяет переориентировать подготовку специалистов к требованиям, предъявляемым работодателями.
Для подготовки квалифицированных специалистов потребовалось создать в институте модель приоритетных направлений развития системы непрерывного кооперативного образования. Она включает в себя:
- развитие научно-методических основ содержания образования с переносом акцентов на модель опережающего профессионального образования;
- формирование творческой активности выпускников;
- разработку единой концепции информатизации образовательной деятельности;
- создание единого информационного пространства с организациями потребительской кооперации Краснодарского края;
- обеспечение процессов интеграции и вхождения всех звеньев системы непрерывного образования в образовательное пространство института.
В целом система непрерывного кооперативного образования призвана не только обеспечивать получение студентами качественного образования, но и способствовать адаптации молодого специалиста к современным условиям с использованием средств ИКТ в профессиональной деятельности.
На конференции Международной ассоциации профессионального образования неоднократно подчеркивалось, что для современного рынка труда и работника, отвечающего его требованиям, важны не только и даже не столько собственные профессиональные умения или компетенции, но и социальные, межличностные, предпринимательские умения, а также навыки поиска, обработки и использования информации и умение учиться. Мы считаем, что повышению уровня мыслительных процессов в целом способствует не усложнение и насыщение учебных планов и не интенсивность обучения, а коренная перестройка традиционных систем с точки зрения содержания и организации усвоения учебного материала, широкое внедрение информационных компьютерных технологий, интерактивных методов обучения, инновационных форм воспитания.
В институте ведется работа в указанном направлении, например: электронные программы, курсы; авторские программы; внутренний аудит образовательного процесса; методические пособия и рекомендации и т. п.; научно-исследова-тельские работы студентов (как обратная связь) и т. д. Реализация учебных планов и программ потребовала создания современной материально-тех-
нической базы, оснащенной всеми видами компьютерной техники и прикладных компьютерных программ, основанных на высоких технологиях и с выходом в Интернет. В настоящее время в институте 8 компьютерных классов.
Третьим значимым компонентом системы непрерывного образования является качество кадрового потенциала и ресурсное обеспечение образовательного процесса (информационного, учеб-но-методического и материального). Создание в институте единой учебно-методической, информационной базы и технической службы обеспечения учебного процесса позволило проводить комплексную работу по повышению педагогического и методического мастерства преподавателей.
В вузе осуществляется мониторинг деятельности профессорско-преподавательского состава с подведением итогов работы по трем категориям: совершенствование преподавателя в личностном и профессиональном плане; развитие и совершенствование личности студента; совершенствование образовательного процесса.
Для компетентного решения этих и других проблем преподаватели работают в следующих направлениях:
- совершенствование учебно-программной документации, отвечающей требованиям ГОС с учетом регионального компонента содержания образования;
- проектирование и разработка единых концептуальных подходов (при многоступенчатой, многоуровневой подготовке специалистов), учебных планов и программ в рамках непрерывного профессионального образования;
- создание авторских средств образовательных программ, частных методик учебных и методических пособий;
- оптимизация учебно-методического, информационного, диагностического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.
В целях усиления научной составляющей в методической и образовательной работе педагогов в институте введена должность проректора по научной работе, отрабатывается система кафедральной методической работы. Все это расширяет научную основу методической образовательной деятельности педагогов, сближает научные и практические интересы преподавателей различных уровней системы непрерывного образования.
Образовательная политика института, основанная на четком взаимодействии ступеней от лицея до высшего уровня, позволила коллективу добиться высокой востребованности выпускников на рынке труда. Дальнейшая разработка задач, способствующая развитию непрерывного образования, должна быть продолжена на основе активизации инновационных процессов в сфере профессионального образования и обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности всех заинтересованных сторон, обеспечивающих эту проблему.
"Культурная жизнь Юга России "
44 —
M 4 (29), 2008
E. E. UDOVIK. THE SYSTEM OF CONTINUOUS SPECIALISTS TRAINING IN THE FIELD OF COOPERATIVE EDUCATION INFORMATIZATION
This article is dedicated to the questions of continuous specialists training for the system of consumer cooperation in Krasnodar region in the field of informational and communicational technologies utilization in the professional activity.
Key words: informatizatoin of education, informational and communicational technologies, block modular training.
И. А. КАРАВАЕВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СТРУКТУРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье предпринята попытка критического анализа деятельностного подхода в педагогике, основанного на методе деконструкции, показаны необходимые условия существования дискурса объективности в педагогическом процессе и этапы конструирования педагогической реальности.
Ключевые слова: деятельностный подход, педагогическая реальность, конструирование педагогического дискурса, деконструкция.
Деятельностный подход при разворачивании педагогической реальности в дискурсе основных педагогических конструктов до настоящего времени является ведущей теорией. На ее основе выстраиваются различные педагогические системы, в том числе система образования в самом широком смысле. В частности, такие понятия, предъявляющие деятельностный подход, как объективность педагогических результатов, технологичность процесса обучения и контроля, по-пре-жнему остаются в центре внимания. Возникает необходимость анализа пределов использования деятельностного подхода и выделения его критериев. С этой целью применим к теории деятельности метод деконструкции, посредством которого возможно выделить инвариантные структуры подхода и проследить основные этапы конструирования соответствующей ему педагогической реальности.
В качестве генетической основы деятельностного подхода рассмотрим способ структурирования категории предметной деятельности. Введение ее А. Н. Леонтьевым было призвано решить существующую в методологии психологии проблему разрыва между внутренними (психическими, биологическими) и внешними (социальными) компонентами действительности. Основные категории деятельностного подхода разворачиваются в иерархическую структуру: внешнее, внутреннее и предметная деятельность, связывающая их. Последняя, последовательно объединяя внешнее с внутренним, обнаруживается в следующих аспектах. В первом случае в процессе инте-риоризации возникает деятельность как управление внутренним - потребностью, мотивом - через предмет деятельности, а во втором - процесс экстериоризации предъявляет деятельность как целезависимую функцию - труд или как результат деятельности (продукт труда).
Внешнее представлено до начала акта деятельности и после ее завершения. Первый этап пред-
метной деятельности связан с выбором предмета, который порождает потребность в деятельности, переводя потребность в мотив деятельности. По мнению А. Н. Леонтьева (1), не существует беспредметной деятельности, даже если она таковой кажется. Предмет деятельности объективирован; обусловливая потребности, он выступает, таким образом, основанием любой деятельности вообще. Потребности, в свою очередь, порождают мотив.
До сегодняшнего дня в рамках деятельностного подхода нет общего взгляда на теорию мотивации (2). По нашему мнению, это можно объяснить тем, что ему присуще представление о субъекте как патенте, а также тем, что в качестве его предмета выступает сама предметная деятельность. Это не позволяет в полной мере ставить задачу описания или объяснения психического. Достаточной оказывается категория интериори-зации, которая фиксирует переход внешних стимулов (предмета деятельности) во внутренние процессы (мотивы). Интериоризация связывает внешние условия (среду) и внутренние латентные процессы. В качестве механизма интериори-зации выступают психические процессы отражения объективной реальности (3).
Из этого следует, что, во-первых, мотивация есть необходимое условие осуществления предметной деятельности, а во-вторых, как внутренняя характеристика субъекта, она непосредственно зависит от внешнего предмета деятельности. Педагогика (в частности, дидактика) в качестве последнего использует так называемые наглядные средства обучения. Принцип наглядности является одним из наиболее значимых. Наглядные средства обучения посредством психического отражения переводят условия внешней среды во внутренний план субъекта обучения - интериори-зируются, обеспечивая мотивацию к дальнейшей деятельности. Поэтому первым необходимым критерием деятельностного подхода в обучении является критерий наглядности.