НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ХОРМЕЙСТЕРА (Из опыта работы)
Введение. XXI век — век мощных технологий, колоссальных возможностей развития, саморазвития, в том числе и музыкального — нотные издания, аудиозвучание практически любого произведения, удовлетворяющие запросы самого искушенного «музыкального гурмана», можно заполучить не выходя из дома. В то же время повсеместно в реальной жизни наблюдается рост агрессии, преступности, падение культуры и другие негативные проявления. Ученые-музыканты, анализируя состояние современного общего музыкального образования, бьют тревогу. Среди самых актуальных проблем называется существующая в обществе недооценка роли музыки, музыкального образования, профессии учителя музыки, педагога-хормейстера в воспитании и развитии подрастающего поколения.
Цель статьи: анализ путей и возможностей становления студента кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, избравшего профессию учителя музыки — из «ученика» в «мастера». Анализируя опыт обучения в средних специальных учебных заведениях (из собственных наблюдений), можно сделать выводы о трактовке дирижерской подготовки в классе в усеченном варианте — происходит обучение исключительно технике дирижиро-
Как цитировать статью: Васькина А. В., Яковлева О. Ю. Проблемы и перспективы профессионального становления студента-хормейстера (Из опыта работы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4(52). С.139-151.
А. В. Васькина
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дизайна, изящных искусств и медиатехнологий, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина Е-mail: vaskina_av@ mininuniver.ru Albina V. Vaskina PhD (Education), Associate Professor, Dean of the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia
О.Ю.Яковлева
Старший преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина E-mail: olga110519@mail.ru Olga Yu. Yakovleva Senior Lecturer of the Department of Producer and Musical Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia
вания. Результатом такого подхода бывает отчисление студентов, в частности консерваторий, уже на первых курсах. Студент не умеет выстраивать «Я-концепцию», не рефлексирует, не креативен, не видит профессиональной перспективы. В статье прослеживается путь становления студента-музыканта в педагога-творца, личность на примере обучения в НГПУ им. К. Минина. Дается трактовка понятий и определений. Освещается методика преподавания специальных дисциплин «Чтение хоровых партитур», «Хоровое дирижирование», «Хоровой класс». Приводятся разновариантные формы работы со студентами. Перечислены функции педагога-хормейстера. Даны примеры форм научно-исследовательской работы студентов. В статье более подробно представлена коммуникативная культура общения как одна из составляющих успешной деятельности педагога-хормейстера, перечислены критерии-показатели уровня развития коммуникативной культуры педагога. Даны методологические основания исследования коммуникативной культуры. В конечном итоге все усилия студента, поступенно становящегося профессионалом, должны быть направлены на реализацию главной цели — всестороннее развитие личности хориста средствами хорового искусства.
Ключевые слова: педагог, хормейстер, дирижер, личность, педагогическая культура, становление, коммуникативность.
Хоровое пение как форма коллективного музицирования имеет уникальную и богатую историю. Сегодня в хоровом искусстве наблюдается многомерность, разнообразие жанров, форм, стилей. В хоре каждый участник исполняет свою партию. Хоровое пение — ведущее средство развития гармонически развитой, духовной личности, нравственно устойчивой, с ясной гражданской позицией. Но полноценный хоровой коллектив формируется лишь в случае полной заинтересованности и преданности своему делу руководителя и «заразившихся» этим исполнителей. Очень важны понимание и поддержка государства в данном вопросе, так, неоднократно наблюдались призывы вице-премьера О. Ю. Голодец к необходимости возрождения хоровых коллективов в каждой общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования.
К сожалению, в действительности, на сегодняшний день существуют следующие серьезные проблемы:
— не только не в каждой школе существует хор, но и уроки музыки проводятся не везде;
— администрация не всегда осознает важность музыкального об-
разования и относится к нему должным образом;
— некомпетентность учителя музыки.
Петь в хоре для того, кто увлечен, — большое счастье! По мнению Э. Б. Абдуллина, «из усердного исполнителя государственной программы он (учитель) должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью» [2, с. 112].
Целью данного исследования является анализ путей и возможностей становления студента, избравшего профессию учителя музыки, из «ученика» в «мастера». Мотивацией обращения к данной теме явились прежде всего:
— многочисленные наблюдения за формализованным отношением к хормейстерской работе даже в профессиональных детских коллективах, когда поющие не понимают смысла исполняемого текста, совершенно не реагируют на эмоции, руку дирижера и т.д.;
— элементарное, бессмысленное тактирование студентами изучаемого произведения в классе хорового дирижирования, вне художественного образа воспроизведения нотного текста на занятиях по чтению хоровых партитур, отнесение обучающимися названных дисциплин к разряду третьестепенных.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Дать характеристику понятиям и терминам по исследованию.
2. Проанализировать психолого-педагогическую, музыковедческую литературу по проблеме.
3. Определить методологическую и технологическую основы реализации цели.
4. Сформулировать выводы по проделанной работе.
Согласно классификации профессий, данную Е. А. Климовым [8, с. 524-526], профессию учителя музыки и, соответственно, дирижера следует отнести к типу «человек-человек». Термин «дирижер» образован от от немецкого слова dirigieren, — «направлять, управлять, руководить». Деятельность дирижера в практике хоровых коллективов трактуется как один из сложнейших многофункциональных видов музыкально-исполнительской деятельности. На разных этапах своей деятельности дирижер выполняет функции организатора, исследователя, менеджера, исполнителя, руководителя, психолога, педагога, воспитателя, декоратора, иногда костюмера, актера, режиссера, сценариста, постановщика и др.
Вникая в этот перечень, можно с уверенностью утверждать, что каждый из компонентов требует к себе особого подхода и достаточно продолжительных временных рамок с целью освоения, а иногда и всю жизнь. Дирижер, как и любая педагогическая профессия, в своем становлении проходит определенные фазы.
I фаза — оптант. Период выбора профессии. Достаточно непростой этап. Учащиеся средних музыкальных образовательных учреждений (ДМШ, ДШИ, хоровые студии) впервые встречаются с элементами дирижирования на уроках сольфеджио. Программа по дирижированию включена в учебный процесс только в специальных хоровых колледжах. Осознанный выбор в пользу профессии дирижера, как правило, делает небольшой процент абитуриентов (семейные традиции, одаренность, любовь к хоровому искусству). Но бывают варианты, когда студенты, проучившись полгода-год в вузе или поработав некоторое время в образовательных учреждениях, уходят навсегда из этой профессии, не найдя себя там. В НГПУ им. К. Минина существует хорошо отработанная система профориентационной работы, от информационно-презентативного материала на сайтах вуза до выездных гостиных в ССУЗах с концертными выступлениями хора, вокальными и инструментальными ансамблями и «живым» диалогом.
II фаза — адепт. Период, когда человек осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальных учебных заведениях.
Хормейстерская подготовка будущих учителей музыки, руководителей детских хоровых коллективов осуществляется на кафедре продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина в соответствии с Госстандартом ВО и выработанным современной дидактикой подходом к определению содержания образования. Хормейстерская подготовка — процесс освоения студентами комплекса хормейстерских компетенций, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к работе со студенческим хором как модели будущей самостоятельной деятельности. Подготовка хормейстера осуществляется с опорой на следующие образовательные компоненты:
— содержательный (информационно-понятийная сторона процесса обучения, нацеленная на формирование научно-теоретической готовности к профессиональной деятельности);
— операциональный (формирование практической готовности к профессиональной деятельности — умения, навыки);
— мотивационный (эмоционально-ценностное отношение субъекта к деятельности с целью удовлетворения интересов, потребностей);
— творческий (формирование творческого мышления, воображения, личной интерпретации).
Перечисленные образовательные компоненты приобретаются и развиваются при освоении следующих специальных дисциплин: «Чтение хоровых партитур», «Хоровое дирижирование», «Хоровой класс».
Мысленно прочитывая партитуру, студент получает первое, еще недостаточно полное и точное представление о записанной в ней музыке. Исполняя ее затем на фортепиано, он использует звучание инструмента для проверки и дальнейшего уточнения, развития своего представления о звучании произведения. Игра на инструменте сочетается с работой внутреннего слуха — основным методом обучения чтению хоровых партитур. Играя хоровую партитуру на фортепиано, студенты приобретают навыки, необходимые в практической работе с хоровым коллективом. Важным элементом дисциплины является анализ литературно-музыкального текста хорового произведения. На основе всестороннего анализа изучаемого произведения и исполнительского плана студенты максимально приближаются к раскрытию образного строя произведения. Чтение хоровых партитур — важный, неотъемлемый элемент подготовки учителя музыки. Условия обучения дисциплине «Чтение хоровых партитур» позволяют избирательно сосредоточивать внимание на отдельных аспектах дирижерско-хоровой деятельности: музыкально-теоретическом аспекте, развивающем аналитическое мышление, устную и письменную речь; музыкально-исполнительском аспекте (игра на фортепиано, пение), способствующем моделированию хорового звучания; педагогическом аспекте, позволяющем наиболее успешно реализовать задачи каждого конкретного занятия; реализации исполнительской концепции, стимулирующей творческое развитие учителя музыки; формировании профессиональной готовности студентов к осуществлению сложных задач организации хорового коллектива и применения методов работы с ним; воспитании у студентов бережного отношения к особенностям музыкального языка произведения-оригинала.
При освоении дисциплины «Чтение хоровых партитур» в условиях обучения в НГПУ учитываются разные уровни предварительной подготовки студентов: хоровое образование имеют около 5% студентов, остальные — инструменталисты, теоретики, вокалисты.
Для ликвидации пробелов в чтении хоровых произведений применяются разные формы и методы: наряду с индивидуальными практикуются групповые занятия с демонстрацией прочтения партитур наиболее продвинутыми студентами, чтение партитур для разных составов исполнителей, имеющих одинаковые названия (пример: «Милость мира» П. Г. Чеснокова для смешанного хора, «Милость мира» А. Кастальского для детского хора), а также произведений разных композиторов на один и тот же литературный текст (пример: «Ночевала тучка золотая» П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, слова М. Ю. Лермонтова).
Дисциплина «Хоровое дирижирование» формирует весь арсенал хормейстерских средств: осваивается техника дирижирования, накапливается опыт слуховых наблюдений за хоровой звучностью и выразительными средствами хора. Ценность дисциплины и в том, что в процессе обучения дирижированию формируются личностные качества, необходимые для музыканта, способного управлять коллективом. В отличие от музыкантов других специальностей, хормейстер должен уметь транслировать свое видение музыкального произведения певцам хора. Здесь особое значение приобретает наглядность, «зримость» внешних действий. Выдающийся хоровой маэстро В. Г. Соколов отмечал: «...важно также присутствие у дирижера качеств, необходимых вообще для руководителя коллектива, для руководителя группы людей, объединенных во имя достижения определенной цели. Здесь имеется в виду умение правильно организовать учебный или репетиционный процесс, умение донести до сознания певцов хора творческую задачу и главное — достаточное обладание силой воли, чтобы настойчиво и непреклонно добиваться решения этой творческой, художественно-исполнительской задачи» [7, с. 3]. Главная цель класса дирижирования — формирование навыка управления, умение вести за собой. Из специфических дирижерских данных наряду с волевыми качествами следует отметить высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность, мобильность действий, способность понимать и быть понятым. Наряду со стандартными традиционными методами работы по хоровому дирижированию (например, «делай, как я» — показ, метод упражнения, словесные методы, рефлексия) на кафедре применяем следующие: посещение урока однокурсника с распределением ролей (моделирование); видеозапись уроков с дальнейшим просмотром и анализом; просмотр видеозаписей концертов выдающихся хоровых
дирижеров; посещение концертов хоровой музыки с последующим обсуждением.
Дисциплина «Хоровой класс» — основа и центр учебно-воспитательной работы. Роберт Шуман писал: «Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре» [10, с. 12].
На хоровых занятиях студенты:
— приобретают профессиональные навыки пения в хоре;
— знакомясь с большим количеством хоровых произведений, осваивают навыки вокально-исполнительской культуры;
— знакомятся со средствами и возможностями художественной выразительности хора;
— осознают общую и личностную значимость хорового пения как самого доступного, демократичного и массового вида искусства;
— при анализе хормейстерской работы сокурсников приобретают ее навыки (как организаторы и педагоги);
— на собственном опыте студенты знакомятся с особенностями управления хоровым исполнением.
Здесь уместно сказать о следующей фазе, которую дирижер проходит в своем профессиональном становлении.
III фаза — адаптант. Фаза «привыкания» молодого специалиста к работе, вхождения в практическую педагогическую деятельность. Хор (по А. Ф. Ушкареву) — «певческий исполнительский коллектив, состоящий из отдельных, приблизительно одинаковых по диапазону голосов, объединенных в родственные по тембру хоровые партии. Это сложный, богатый тембрами, очень техничный инструмент, обладающий неподражаемыми красками, присущими только человеческому голосу; инструмент живой и чрезвычайно тонкий, требующий внимательного, чуткого и умелого обращения» [9, с. 8].
Дирижер-хормейстер играет на особом музыкальном инструменте — человеческом голосе: хрупком, живом, чувственно-эмоциональном. В этой связи необходимо назвать дисциплины учебного плана, без которых подход к пению будет ненаучным. Это «Постановка голоса», где за время обучения решаются задачи «освободить, разбудить» свой голос, раскрыть его богатый потенциал. Немало студентов добиваются личностного успеха за время обучения в НГПУ, участвуя в фестивалях, конкурсах, мастер-классах, организуемых нашим вузом, и при работе с учебным,
а некоторые с собственным хоровым коллективом. Немаловажной дисциплиной является «Теория и технологии музыкального воспитания», в процессе освоения которой прорабатывается психолого-педагогическая и музыкальная характеристика детей конкретной возрастной группы, особенности применения в образовательно-воспитательном процессе наиболее эффективных методов, технологий — как отечественных, так и зарубежных.
На этом этапе важно сказать о появившихся у студентов ярко выраженных (у кого раньше, у кого позднее) личностных качествах: самоконтроль, ответственность, адекватная профессиональная самооценка, высокая организованность, склонность к лидерству, самореализации, целеустремленность, эмоциональная устойчивость, богатое творческое воображение, высокий интерес к профессии.
Для укрепления мотивации студентов к профессиональной деятельности в стенах НГПУ уже в четвертый раз был организован областной конкурс-фестиваль «Мининские вокально-хоровые мастерские», в 2018 году — при активном участии сетевого партнера — Нижегородского губернского педагогического колледжа. География фестиваля расширяется с каждым годом как внутри города (подключаются хоры и вокальные ан-самли городских районов), так и в областном измерении. Соответственно, увеличивается и количество участников. Руководителями коллективов-конкурсантов являются студенты НГПУ.
Этих студентов уже можно назвать интерналами — IV фаза. Это время, когда специалист становится опытным педагогом, способным самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.
Обобщенной характеристикой личности педагога-хормейстера на этом этапе является его педагогическая культура, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять профессиональную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с воспитанниками.
Педагогическая культура — существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики.
Педагог-хормейстер формирует и развивает культуру своих воспитанников в процессе выполнения следующих действий:
а) передача детям через обучение пению знаний, умений и навыков, способствующих формированию их ценностных ориентаций;
б) развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер психики;
в) обеспечение сознательного усвоения воспитанниками нравственных норм и правил поведения в обществе;
г) формирование эстетического отношения к действительности;
д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
При этом педагог должен иметь ярко выраженную гражданскую позицию, осознание своего профессионального долга и ответственности, любовь к профессии и своим воспитанникам.
В рамках уже упомянутых «Мининских вокально-хоровых мастерских» обязательно проводятся выступления ведущих в городе учителей-методистов со своими хоровыми и вокальными коллективами, мастер-классы.
V фаза — мастер. Профессионал выделяется своими специфическими качествами, умениями, становится универсалом. Приобретает свой «почерк», индивидуальный неповторимый стиль деятельности, добиваясь исключительно положительных результатов. Накапливая богатый педагогический, хормейстерский, социокультурный, концертно-конкурсный опыт, педагог-хормейстер приобретает широкую известность, становясь авторитетом — VI фаза.
К сожалению, не все авторитеты становятся наставниками — VII фаза, — фаза безвозмездной передачи накопленного опыта в профессионально-личностном росте последователям, ученикам.
Профессиональные умения педагога-хормейстера включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, владение педагогическими техниками, постановка цели, анализ и самоанализ и т.п. Они входят в состав исследовательских, проектировочных, исполнительских, коммуникативных, рефлексивных способностей. Перечисленные способности закрепляются студентами НГПУ им. К. Минина при написании на I курсе эссе, рефератов, рецензий, аннотаций, на II и III курсах — курсового проекта, статей для научно-студенческих конференций, на выпускном — выпускной квалификационной работы.
Очень актуальной сегодня можно назвать проблему общения.
Педагог-хормейстер постоянно находится в процессе общения с детьми, коллегами, родителями. От его педагогической деятельности зависит, как будет формироваться личность ребенка, от культуры педагога зависит, какая будет обстановка и в хоровом коллективе, и в образовательном учреждении в целом. В связи с этим развитие коммуникативной культуры является важным условием и средством самореализации педагога и постоянно возрастающим требованием к нему со стороны общества. Важнейшее значение для понимания сущности коммуникативной культуры общения имеют психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, А. А. Бодалева, Е. В. Бондаревской, В. А. Кан-Калика, А. А. Леонтьева, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукина, Е. И. Рогова и др. Достаточно глубоко исследованы закономерности формирования у педагогов коммуникативных умений и навыков в работах А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, Г. М. Коджаспировой, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова, И. Л. Руденко, В. А. Сластенина, А. Н. Шамова и др. Структуру и содержание подготовки к педагогическому общению, развития коммуникативных умений педагогов разрабатывали З. И. Васильева, Н. В. Седова, И. Я. Зязюн, В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев, Н. В. Кузьмина. Системы социально-психологического обучения и коммуникативного тренинга представлены Ю. Н. Емельяновым, Л. А. Петровской. Профессионально-педагогическое общение предполагает наличие у педагога таких умений, как умение слушать собеседника, услышать коллегу, соблюдать речевую культуру, быть наблюдательным, уметь сопереживать, доверять, быть интересным собеседником. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что в настоящее время существуют различные подходы к определению коммуникативной культуры педагога, в которых описываются различные ее компоненты. Все компоненты коммуникативной культуры тесно взаимосвязаны между собой. Мы рассматриваем коммуникативную культуру педагога как профессионально значимое, интегративное качество личности, обеспечивающее эффективное педагогическое общение, включающее в себя следующие компоненты: коммуникативные знания, умения, навыки, коммуникативную направленность, гуманистическую позицию, коммуникативную креативность, коммуникативные способности. А критерием высокого уровня развития коммуникативной культуры педагога-хормейстера является наличие у него следующих характеристик: экспрессивные умения
и способности, выразительность и правильность речи, выразительность жестов, выразительность мимики, выразительность внешнего облика, персептивные умения и способности, умение понять состояние другого человека, умение установить контакт, умение и способность составить адекватный образ другого человека.
Обладая всеми этими качествами, человек будет успешным в работе и в личном общении. Всеми этими качествами может обладать только педагог с высоким уровнем культуры.
Важной составляющей профессии педагога-хормейстера является постоянное самосовершенствование. «Я-концепция» — главный системообразующий фактор, проявляющийся в направленности, мотивах и ценностях, отношениях и установках (Л. И. Божович, В. С. Мерлин, К. К. Платонов), в совокупности личностных качеств, которые в любом случае являются профессионально значимыми, поскольку личность неотделима от выполняемой деятельности (В. Д. Шадриков). Образ «Я» — целостное восприятие себя как специалиста в социокультурном и профессиональном контексте.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что функции хорового пения многообразны, полезны, интересны и эффективны в действительности для всех. Пение в хоре — это доступная форма национального исполнительства, которая вовлекает певцов в творческий процесс, музыкально просвещая их и давая осознать себя частью общей художественной культуры.
Научить детей петь — одна из главных задач, стоящих перед педагогом на хоровых занятиях. На протяжении многих лет эта проблема остается актуальной. Она волнует многих музыкантов-педагогов, ученых различных специальностей, так как форма коллективного певческого исполнительства имеет колоссальные возможности. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности участника хора. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются музыка и слово. Таким образом, музыка еще глубже воздействует на психику ребенка, на развитие его как «художника», влияет на восприятие им окружающего.
Заключение. Пение в хоре способствует развитию творческих способностей учащихся, расширяет детский кругозор, развивает в детях чувство коллективизма, эмоциональную сферу, что способствует воспитанию таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому
человеку. Хоровое пение является частью художественного воспитания школьников, конечная цель которого — формирование личности человека. Аксиома: только личность может сформировать личность!
Литература
1. Абдуллин Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта: учебное пособие. СПб.: Лань, 2014. 368 с.
2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
3. Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. СПб.: Музыка, 2000. 276 с.
4. Венгрус Л. А. Пение и музыкальный всеобуч. СПб.: Музыка, 2008. 300 с.
5. Критский Б. Д. Интегративная модель обучения дирижированию // Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность / ред. Антипин А. В. М.: Московская консерватория, 2014. С. 133-137.
6. Медведева Т. Ю., Марик В. Б. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 18.
7. Соколов В. Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. 191 с.
8. Столяренко Л. Д., Буланова-Топоркова М.В., Самыгин С. И. и др. Психология и педагогика высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 524-526.
9. Ушкарев А. Ф. Основы хорового письма: учебник для композит. и дириж.-хоровых отделений муз. вузов. М.: Музыка, 1986. 231 с.
10. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов / пер. с нем. // Истинные правила для тех, кто стремится быть основательным музыкантом, или Наставление любителям и особенно знатокам для пользы в учении и во услаждение души. СПб.: Северный олень, 1996. С. 12
11. Яковлева О. Ю. Курсовое проектирование по дисциплине «Теория и технологии музыкального образования детей»: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 55 с.
12. Яковлева О. Ю. Хоровой класс и практическая работа с хором: методические рекомендации. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. 47 с.
13. Яковлева О. Ю. Чтение хоровых партитур: уч. пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 80 с.
14. Evants J., Clynes M. Rhythm in Psychological, Linguistic and Musical Processes. N.Y., 1986. 291 p.
15. Feder S., Karmel R., Pollack G. Psychoanalytic Explorations in Music. N.Y., 1990. 525 p.
PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF STUDENT-CHOIRMASTER PROFESSIONAL DEVELOPMENT
The colossal possibilities and at the same time the underestimation of the profession of the teacher of music, the teacher-choirmaster in the educational and cultural process of the secondary school are still one of the topical problems. The purpose of the article: the analysis of ways and possibilities of becoming a student studying at the Department "Producer and musical education" of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, who chose the profession of a music teacher, from the "student" to the "master". Analyzing the experience of teaching in secondary specialized educational institutions (from own observations), one can draw conclusions about the interpretation of conductor training in a class in the truncated form — teaching exclusively the technique of conducting. The result of this approach is the deduction of students, in particular, conservatories already in the first year. A
I А. В. BacbKMHa, O. №. flKOBneBa
student does not know how to build an "I-concept", does not reflect, is not creative, does not see a professional perspective. The article traces the way of becoming a student-musician in the teacher-creator, personality on the example of training at the National Pedagogical University named after K. Minin. The interpretation of concepts and definitions is given. The technique of teaching special disciplines is described: "Reading of choral scores", "Choral conducting", "Choral class". Various forms of work with students are given. The functions of the teacher-choirmaster are listed. Examples of forms of research work of students are given. The article presents in more detail the communicative culture of communication, as one of the components of the success of the teacher-choirmaster, the criteria-indicators of the level of development of the communicative culture of the teacher are listed. Methodological grounds for the study of communicative culture are given. Ultimately, all the efforts of the student, who is becoming a professional, should be directed to the realization of the main goal — the all-round development of the child's personality through the means of the choral art.
Keywords: teacher, choirmaster, conductor, personality, pedagogical culture, formation, communicative.
References
• Abdullin E. B. Osnovy issledovatel'skoj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta: uchebnoe posobie. SPb.: Lan' 2014. 368 s. [In Rus].
• Abdullin E. B. Teoriya i praktika muzykal'nogo obucheniya v obshcheobrazovatel'noj shkole: posobie dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1983. 112 s. [In Rus].
• Evants J., Clynes M. Rhythm in Psychological, Linguistic and Musical Processes. N.Y., 1986. 291 p.
• Feder S., Karmel R., Pollack G. Psychoanalytic Explorations in Music. N.Y., 1990. 525 p.
• Kritskij B. D. Integrativnaya model' obucheniya dirizhirovaniyu // Dirizhersko-horovoe obrazovanie: tradicii i sovremennost' / red. Antipin A. V. M.: Moskovskaya konservatoriya, 2014. S. 133-137. [In Rus].
• Medvedeva T. Yu., Marik V. B. Vozmozhnosti primeneniya informacionnyh tekhnologij v processe professional'nogo samoopredeleniya budushchego specialista sfery iskusstva i kul'tury // Vestnik Mininskogo universiteta. 2015. № 1 (9). S. 18. [In Rus].
• Sokolov V. G. Rabota s horom. M.: Muzyka, 1967. 191 s. [In Rus].
• StolyarenkoL.D., Bulanova-ToporkovaM.V., Samygin S. I. i dr. Psihologiya I pedagogika vysshej shkoly. Rostov n/D: Feniks, 2014. S. 524-526. [In Rus].
• Shuman R. Zhiznennye pravila dlya muzykantov / per. s nem. // Istinnye pravila dlya tekh, kto stremit-sya byt' osnovatel'nym muzykantom, ili Nastavlenie lyubitelyam i osobenno znatokam dlya pol'zy v uchenii i vo uslazhdenie dushi. SPb.: Severnyj olen' 1996. S. 12. [In Rus].
• Ushkarev A. F. Osnovy horovogo pis'ma: uchebnik dlya kompozit. i dirizh.-horovyh otdelenij muz. vuzov. M.: Muzyka, 1986. 231 s. [In Rus].
• VengrusL. A. Nachal'noe intensivnoe horovoe penie. SPb.: Muzyka, 2000. 276 s. [In Rus].
• VengrusL. A. Penie i muzykal'nyj vseobuch. SPb.: Muzyka, 2008. 300 s. [In Rus].
• Yakovleva O. Yu. Chtenie horovyh partitur: uch. posobie. N. Novgorod: Mininskij universitet, 2018. 80 s. [In Rus].
• Yakovleva O. Yu. Kursovoe proektirovanie po discipline «Teoriya i tekhnologii muzykal'nogo obra-zovaniya detej»: uchebno-metodicheskoe posobie. N. Novgorod: Mininskij universitet, 2016. 55 s. [In Rus].
• Yakovleva O. Yu. Horovoj klass i prakticheskaya rabota s horom: metodicheskie rekomendacii. N. Novgorod: Mininskij universitet, 2015. 47 s. [In Rus].