УДК 330.101
H.H. Скорниченко*
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Роль образования в подготовке интеллектуального и культурного потенциала, воспитании граждан определяет его значимость для будущего города и необходимость развития муниципальной системы образования.
Такие нормативно-правовые акты, как программа модернизации российского образования до 2025 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2015—2020 годы, Национальный проект «Образование» определили направление развития образования как открытой государственно-общественной системы, что в совокупности с новыми социальными требованиями к системе образования и изменениями запроса на качество образовательных услуг ставит задачи, направленные на пересмотр принципов взаимодействия общества и системы образования на всех ее уровнях.
В этих условиях особую значимость приобретает анализ системы образования и системы разработки программ развития образования городского округа, который является практически самым эффективным способом всесторонне и объективно оценить состояние муниципальной системы образования и пути ее развития. Это, с одной стороны, результат длительного процесса разработки, согласования, учета интересов, а с другой — гибкий инструмент, рассчитанный на постоянное обновление и корректировку в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
Ключевые слова: система образования, структура системы образования, программа развития образования, методика исследования формирования и развития системы образования.
Программа развития отрасли образования на муниципальном уровне рассматривается как «важнейший элемент механизма реализации концепции стратегического развития муниципального образования на определенный период» [1].
Программа развития отрасли образования носит стратегический характер, ее преимущество над традиционными планами заключается в направленности на решение наиболее важных проблем, судьбоносных, предполагающих общие направления жизнедеятельности отрасли, стратегических задач. Программа развития носит ярко выраженную инновационную направленность.
Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность таких взаимосвязанных элементов как: «образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» [1] (рис. 1).
Деятельность муниципальных образовательных учреждений разных видов регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы власти по управлению образованием [1].
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия «по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей» [1].
На территории муниципального образования, как правило, располагаются разнообразные по профилю и формам собственности образовательные учреждения. Это утверждение прежде всего касается крупных городов. Муниципальные органы власти, в чьи функции входит управление сферой образования, взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениям в целях представления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях [2].
* © Скорниченко Н.Н., 2018
Скорниченко Наталья Николаевна ([email protected]), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Поволжский государственный университет сервиса, 445017, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4.
Скорниченко H.H. Формирование и реализация программ развития системы образования в рыночной экономике
Рис. 1. Структура системы образования на муниципальном уровне
Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов, структура которых зависит от «финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющей статус юридического лица» [2].
В разработке программы социально-экономического развития отрасли образования принимают участие все структурные подразделения системы образования муниципального образования.
В современных условиях программу социально-экономического развития отрасли образования муниципального образования можно рассматривать как «прогнозно-аналитический документ, содержащий совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий и проектов, направленных на достижение намеченных целей комплексного социально-экономического развития отрасли образования муниципального образования» [2].
Программа развития отрасли образования муниципального образования направлена на:
— решение наиболее актуальных проблем развития отрасли образования;
— обоснование возможности практической реализации намеченных стратегических целей развития отрасли образования;
— обеспечение наиболее эффективного сочетания интересов различных субъектов управления в процессе решения проблем развития отрасли образования на основе социального партнерства.
Рассматриваемая программа за счет своей прогнозно-аналитической направленности может включать мероприятия и проекты, о необходимости реализации которых на практике уже приняты соответствующие решения государственных и муниципальных органов управления. Поэтому в этой части программа развития отрасли образования будет носить директивный характер [3].
При разработке программы развития отрасли муниципального образования в основном используют программно-целевой метод. Программно-целевой метод — это «способ формирования системы плановых решений крупных народно-хозяйственных проблем, сущность которого проявляется в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства» [3].
Информационной основой разработки программы социально-экономического развития отрасли образования выступают положения концепции стратегического социально-экономического развития муниципального образования, а также все действующие или намечаемые к реализации на территории муниципального образования федеральные, региональные и муниципальные программы и проекты, другие прогнозно-аналитические документы по решению проблем развития отрасли образования.
Цели развития сложного объекта — системы образования в современной трактовке понимаются как «научно обоснованные прогнозируемые результаты ее развития, определенные качественно, количественно и во времени. При этом качественную характеристику цели определяет целевая установка — стратегический ориентир развития, заданный словесно. Количественная характеристика цели обеспечивается разработкой целевых показателей развития системы на определенный момент времени» [4].
Общее исследование формирования и реализации программ по молодежной политике включает в себя исследование развития молодежной политики и исследование собственно самого процесса, методика которых схематично представлена на рис. 2.
Рис. 2. Методика исследования формирования и развития системы образования
Итак, программа развития отрасли образования носит стратегический характер, ее преимущество над традиционными планами заключается в направленности на решение наиболее важных проблем, судьбоносных, предполагающих общие направления жизнедеятельности отрасли, стратегических задач. Программа развития носит ярко выраженную инновационную направленность.
При разработке программы развития отрасли муниципального образования в основном используют программно-целевой метод. По сравнению с другими методами программно-целевой метод является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы. Программно-целевой метод тесно связан с нормативными, балансовыми и экономико-математическими методами.
Процедура разработки программы развития состоит из 9 стадий. Каждая стадия включает ряд задач, которые необходимо решить для качественной разработки программы и эффективной ее реализации.
Для определения состояния развития отрасли образования в крупном городском округе за определенный период и качества формирования и реализации программ развития образования необходимо провести соответствующий анализ.
Скорниченко Н.Н. Формирование и реализация программ развития системы образования в рыночной экономике
Программа «Развитие системы образования городского округа Тольятти на 2017—2020 гг.» состоит из нескольких разделов. В первом разделе содержатся основная цель Программы, задачи, с помощью которых должна быть достигнута цель, также обозначены сроки, исполнители и ресурсное обеспечение Программы, что соответствует законодательству. Во втором разделе представлены основные подпрограммы, которые содержат главные мероприятия по достижению поставленной цели.
Заказчиком Программы являлась Мэрия г.о. Тольятти. Разработчиками Программы — Департамент образования мэрии, муниципальные образовательные учреждения, президиум Совета директоров ОУ, отделы районных администраций по делам образования, районные профсоюзные комитеты, учреждения профессионального образования. Головным исполнителем Программы стал Департамент образования мэрии г.о. Тольятти.
Целью программы является: «модернизация системы образования города Тольятти, которая обеспечит возможность развития детей как физически здоровых, интеллектуально развитых, эмоционально благополучных, образованных, сознательных граждан, будущих квалифицированных кадров городского хозяйства».
Объем финансового обеспечения Программы за счет средств бюджета г.о. Тольятти, с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет г.о. Тольятти средств вышестоящих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств, составит 31901287,0 тыс. руб., в том числе:
— местный бюджет — 10077184,0 тыс. руб;
— областной бюджет — 19053359,0 тыс. руб.;
— внебюджетные средства — 2770744,0 тыс. руб.
Объем финансового обеспечения программы за счет всех источников по годам:
2017 год - 6713946,0 тыс. руб.;
2018 год - 7069674,0 тыс. руб.;
2019 год - 8620033,0 тыс. руб.;
2020 год - 9497634,0 тыс. руб.
Реализация мероприятий муниципальной программы к 2020 году позволит обеспечить условия для повышения доступности качественного образования в г.о. Тольятти и будет способствовать развитию рынка образовательных услуг.
Библиографический список
1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Электронный ресурс]: учеб. для вузов по специальности «Маркетинг» и др. экон. специальностям / В.Т. Гришина [и др.]; под ред. Ю.В. Морозова, В.Т. Гришиной. 9-е изд. Документ Bookread2. М.: Дашков и Ко, 2018. 445 с. Библиогр.: с. 443—445. URL: http://znanium.com/ bookread2.php?book=415400.
2. Менеджмент качества образовательных процессов [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов по направлению 100700.68 «Торговое дело» / Э.В. Минько [и др.]; под ред. Э.В. Минько, М.А. Николаевой. Документ Bookread2. М.: Норма [и др.], 2013. 399 с. Библиогр.: с. 392—399. URL: http://znanium.com/ bookread2.php?book=400881.
3. Бажуткин Д.Г. Формирование и развитие рынка образовательных услуг высших учебных заведений: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 [Самар. гос. экон. ун-т; науч. рук. Сосунова Л.А.]. Самара, 2010. 37 с. Библиогр.: с. 33-37.
4. Региональная сфера услуг: экономика, организация и управление: монография / Л.И. Ерохина [и др.]; под ред. Л.И. Ерохиной. М.: Форум, 2010. 442 с.: табл., схем. Библиогр.: с. 429-442.
References
1. Marketing v otraslyakh i sferakh deyatel'nosti [Elektronnyi resurs]: ucheb. dlya vuzovpo spetsialnosti «Marketing» i dr. ekon. spetsialnostyam. V.T. Grishina [i dr.]; pod red. Yu.V. Morozova, V.T. Grishinoi. 9-e izd. Dokument Bookread2 [Marketing in industries and fields of activity [Electronic resource]: textbook for universities in the specialty «Marketing» and other economic specialties. V.T. Grishina [et al.]; Yu.V. Morozova, V.T. Grishina (Eds.). 9th edition. Bookread2 document]. M.: Dashkov and Ko, 2018, 445 p. References: pp. 443—445. Available at: http://znanium.com/ bookread2.php?book=415400 [in Russian].
2. Menedzhment kachestva obrazovatel'nykh protsessov [Elektronnyi resurs]: ucheb. posobie dlya vuzov po napravleniyu 100700.68 «Torgovoe delo». E.V. Min'ko [i dr.]; pod red. E.V. Min'ko, M.A. Nikolaevoi. Dokument Bookread2 [Quality management of educational processes [Electronic resource]: textbook for universities in the direction of 100700.68 «Commerce». E.V. Min'ko [et al.]; E.V. Min'ko, M.A. Nikolaeva (Eds.). Bookread2 document]. M.: Norma [i dr.], 2013, 399 p. References: pp. 392—399. Available at: http://znanium.com/bookread2.php?book=400881 [in Russian].
3. Bazhutkin D.G. Formirovanie i razvitie rynka obrazovatel'nykh uslug vysshikh uchebnykh zavedenii: teoriya i metodologiya [Tekst]: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk: 08.00.05. D.G. Bazhutkin; [Samar. gos. ekon. un-t; nauch. ruk. Sosunova L.A.] [Formation and development of the market of educational services of higher educational institutions:
theory and methodology: author's abstract of Doctoral of Economic Sciences thesis: 08.00.05; [Samara State University of Economics; scientific supervisor Sosunova L.A.]. Samara, 2010, 37 p. References: pp. 33—37 [in Russian].
4. Regional'naya sfera uslug: ekonomika, organizatsiya i upravlenie: monografiya. L.I. Erokhina [i dr.]; pod red. L.I. Erokhinoi [Regional services: economics, organization and management: monograph. L.I. Erokhina [et al.]; L.I. Erokhina (Ed.)]. M.: Forum, 2010, 442 p.: tables, schemes. References: pp. 429—442 [in Russian].
N.N. Skornichenko*
FORMATION AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS
IN A MARKET ECONOMY
The role of education in the preparation of intellectual and cultural potential, education of citizens determines its importance for the future of the city and the need to develop the municipal education system.
The program of modernization of the Russian education until 2025, the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2015—2020, the National Project «Education» defined the vector of development of education as an open state-public system, which together with the new social requirements for the education system and changes in the quality request educational services sets tasks aimed at revising the principles of interaction between society and the education system at all levels.
Under these conditions, the analysis of the education system and the development system for the development of education in an urban district, which is practically the most effective way to comprehensively and objectively assess the state of the municipal education system and its development paths, acquires special significance. On the one hand, this is the result of a long process of development, coordination, consideration of interests, and on the other, a flexible tool designed to be constantly updated and adjusted in accordance with changing circumstances.
Key words: educational system, structure of the educational system, program for the development of education, methods for studying the formation and development of the educational system.
Статья поступила в редакцию 4/V/2018. The article received 4/V/2018.
* Skornichenko Natalia Nikolaevna ([email protected]), Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Economics and Management, Volga Region State University of Service, 4, Gagarin Street, Togliatti, 445017, Russian Federation.