Научная статья на тему 'Управление системой образования региона'

Управление системой образования региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1368
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTROL SYSTEM / EDUCATIONAL SYSTEM / REGIONAL ECONOMY / STRATEGIC PARTNERSHIPS / REGULATION OF EDUCATION / PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова М. В., Данилова Н. В.

Статья посвящена исследованию состояния и определению направлений совершенствования управления системой образования региона как фактора сохранения социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности общества, обеспечения социальной стабильности, потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, участия в развитии инновационной системы и обеспечения конкурентоспособности региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова М. В., Данилова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of region educational system

The article investigates the status and determines the direction of improving the management of a region educational system as a factor in preserving social and cultural integrity and ethno-national identity of a society, ensuring social stability, labor market needs for skilled personnel, participation in the development of innovative systems and ensuring the competitiveness of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Управление системой образования региона»

УДК 338.22 (470.344)

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова

Статья посвящена исследованию состояния и определению направлений совершенствования управления системой образования региона как фактора сохранения социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности общества, обеспечения социальной стабильности, потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, участия в развитии инновационной системы и обеспечения конкурентоспособности региональной экономики.

Ключевые слова: система управления; система образования; региональная экономика; стратегическое партнерство; регулирование образования; перспективы развития образования.

M.V. Gavrilova, N.V. Damloy^ MANAGEMENT OF REGION EDUCATIONAL SYSTEM

The article investigates the status and determines the direction of improving the management of a region educational system as a factor in preserving social and cultural integrity and ethno-national identity of a society, ensuring social stability, labor market needs for skilled personnel, participation in the development of innovative systems and ensuring the competitiveness of the regional economy.

Keywords: control system; educational system; regional economy; strategic partnerships; regulation of education; prospects for the development of education.

Развитие региональных систем образования, соответствующих требованиям потребителей ее результатов и специфике социально-экономического развития региона, предопределяет необходимость реализации системных мер, направленных на ее модернизацию и совершенствование механизма управления. Образование как система, функционирующая на принципах приоритета личностно-ориентиро-ванных образовательных интересов, и одновременно как звено в формировании кадрового потенциала экономики должно основываться на специфике регионального развития.

Как объект управления, система образования рассматривается как сфера полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере образования. Разделение полномочий между уровнями власти позволяет обеспечить целенаправленное управление системой образования на основе единой государственной политики, актуализации целей и задач функционирования в контексте общественного развития.

Преимущественными направлениями реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования определены предоставление соответствующего уровня образования на территории субъекта РФ, осуществление финансирования образовательной деятельности, включая деятельность частных образовательных учреждений в рамках норм законодательства, мониторинг региональной системы образования, иные полномочия в сфере образования.

Наиболее полноценное поэлементное определение системы образования представлено в Федеральном законе «Об образовании» от 10.07.1992 г № 3266-1 (утратил силу) как совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и направленности; федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования [1]. В новой редакции Закона «Об образовании в РФ» [2] поэлементная совокупность системы образования сохранена. Созданная система позволяет обеспечивать системное пересечение интересов различных участников общественных отношений, что объективно требует их согласования и реализации. Взаимодействие элементов системы порождает ее способность оказывать образовательные услуги признаваемого государством и обществом качества, определенного уровня содержания.

Управление системой образования - деятельность, характеризующаяся следующими основными чертами:

1) обособленная деятельность, осуществляемая специально выделенными субъектами. Управление системой образования осуществляется отдельно от образовательного процесса;

2) деятельность, обеспечивающая сохране-

ние и поддержание образовательного процесса посредством планирования, организации, мотивации преподавателей и обучающихся, корректирования и контроля хода образовательного процесса;

3) деятельность, связанная с обеспечением достижения целей, стоящих перед системой образования в настоящее время, в среднесрочной и стратегической перспективе.

Система образования является сложным объектом управления, включающим региональные системы, в отношении которого сформирована соответствующая нормативно-правовая база, организационно-экономический механизм управления, обладающий специфическим инструментарием.

Государственное управление системой образования - организующая, упорядочивающая деятельность государства, основанная на государственном регулировании различных общественных отношений в сфере образования посредством организации деятельности всех ветвей государственной и муниципальной власти, их органов, государственных и муниципальных служащих (рис. 1).

Система образования Чувашии считается инновационно активной по ряду системообразующих направлений: внедрение нового организационно-экономического механизма, оптимизация сети образовательных учреждений, создание системы государственно-общественного управления образованием и независимой

системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др.

В соответствии со Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 г., приоритетом государственной политики региона в сфере образования является достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства [3]. Приоритеты направлены на решение актуальных задач по всем уровням образования с последовательным переходом от государственно-общественного управления образованием к общественно- государственному управлению. В связи с этим новая модель управления системой образования Чувашской Республики направлена на создание:

1) механизма совершенствования управления, обеспечивающего успешное развитие образовательных учреждений в соответствии со спецификой региона, потребностями рынка труда и рынка образовательных услуг;

2) системы регулярного информирования общественности о деятельности образовательных учреждений.

Результатами управления системой образования Чувашской Республики являются:

1) внедрение в практику управления технологии проектирования и стратегического менеджмента;

2) формирование управленческой команды, обладающей достаточным потенциалом для

Министерство образования и науки РФ

Федеральные ведомственные органы управления образованием, которые осуществляют управление подведомственными им образовательными учреждениями

Государственные органы управления образованием субъектов РФ

Муниципальные органы управления образованием

Дошкольные образовательные учреждения

Общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

Образовательные учреждения начального и

среднего профессионального образования

Образовательные учреждения

высшего и послевузовского профессионального образования

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс

Рис. 1. Система управления образованием в Российской Федерации [2]

реализации современных методов управления в образовании;

3) совершенствование подходов к разработке и реализации программ развития системы образования с учетом актуальных направлений ее модернизации;

4) повышение уровня подготовки управленческих кадров для системы образования.

Управление системой образования региона осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, полномочия которого представлены на рис. 2.

Деятельность Министерства по реализации приоритетных направлений в сфере образования реализуется в рамках Плана мероприятий «Дорожная Карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике» от 28.02.2013 г № 51-рг [4].

Исследование динамики ключевых показателей, характеризующих состояние и результаты функционирования системы образования Чувашской Республики, позволяет оценить эффективность реализации программных мероприятий, тем самым отражая качество управления системой образования.

Характерной тенденцией последних лет стало ежегодное снижение общей численности обучающихся. Наибольшая отрицательная динамика контингента характерна для высшего профессионального и послевузовского образования.

Незначительный рост контингента студентов в среднем профессиональном образовании обусловлен следующими факторами:

- высокий уровень вероятности трудоустройства выпускников ссузов вследствие реализации корпоративных программ обучения;

- ориентация школьников на получение

первоначально среднего образования, а затем высшего образования по заочной форме обучения, связанная с уходом от сдачи ЕГЭ.

Обеспечение доступа к дошкольному образованию - один из ключевых моментов решения проблемы социальной мобильности и снижения потенциальной социальной напряженности. Несмотря на принимаемые системные меры, потребность населения в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) не удовлетворена - очередность в ДОУ сохраняется, наиболее остро стоит проблема нехватки мест в городских округах и районных центрах муниципальных районов. В каждом районе и городе республики разработаны муниципальные программы развития дошкольного образования, предусматривающие введение гибких форм пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, расширения действующей сети учреждений - строительства новых садов, возвращение ранее перепрофилированных учреждений в систему дошкольного образования, развитие практики частных садов.

За 2011-2015 гг. ввод дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях за счет строительства и реконструкции составил 20411 мест, детских садов - 49 [6].

В республике проводится работа по привлечению в систему дошкольного образования частного бизнеса. Функционируют 6 негосударственных детских садов, более 20 частных центров и студий осуществляют уход и присмотр за детьми дошкольного возраста. Шести индивидуальным предпринимателям предоставлена субсидия (до 1 млн руб.) из средств республиканского бюджета на возмещение части затрат на организацию этого направления деятельности.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования

Создание необходимых условий для получения качественного образования

Финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях

Осуществление финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке

Полномочия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий в сфере

образования, науки и молодежной политики на региональном уровне

Утверждение государственных программ развития образования

Оказание содействия лицам, проявляющим выдающиеся способности

Создание, реорганизация, ликвидация государственных образовательных организаций

Рис. 2. Полномочия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Система общего образования республики долгое время находилась под влиянием демографического спада, снижение численности учащихся происходило в регионе более быстрыми темпами, чем в среднем по России, в городской местности быстрее, чем в сельской. В настоящее время отмечается рост числа учащихся в городских школах. Соотношение учащихся и преподавателей в 2008 г. удалось стабилизировать, а за последние 5 лет - повысить. Для относительно низкого уровня урбанизации в регионе существующее соотношение учащихся и учителей оценивается как оптимальное в сравнении с общей ситуацией в РФ.

Правительство республики акцентировало особое внимание на модернизации профессионального образования. Был ликвидирован дисбаланс между подготовкой специалистов и потребностями экономики региона. В два раза сократилось количество бюджетных мест на гуманитарные направления и увеличилось количество мест на технические направления, оптимизировалась сеть техникумов и колледжей, созданы многоуровневые и многопрофильные учебные заведения. В крупных городах техникумы и колледжи специализируются на подготовке кадров для конкретных отраслей, крупных промышленных предприятий, а в малых городах, районных центрах подготовка кадров ориентирована на потребности муниципального образования, малого и среднего бизнеса. Результат - открытие более 10 новых профессий и специальностей и введение свыше 100 «коротких» программ обучения.

Особым достижением преобразований в системе профессионального образования стало участие бизнеса в обновлении системы профессионального образования республики. С участием крупных работодателей с 2013 г. в республике создано 7 многофункциональных центров прикладных квалификаций, планируется их доведение до 10.

Основа развития экономики республики видится в создании инновационного образовательного кластера, базирующегося на научном потенциале, концентрирующемся в системе высшего профессионального образования. Направлениями политики по его созданию являются программы поддержки вузов, создание системы внедрения инноваций в экономику республики на основе научных исследований и их коммерциализации, мотивация развития кадров высшей школы, привлечение талантливой молодежи в регион.

Вопросам финансирования образования в регионе уделяется приоритетное внимание. Расходы на образование в Чувашии остаются

самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете республики [6]. Ее доля с 26,0% в 2012 г. возросла до 33,7% в 2014 г. Это характеризует бюджет республики как социально ориентированный. В 2014 г. усилия регионального правительства были направлены на реализацию «майских» указов Президента РФ по увеличению уровня оплаты труда педагогических работников.

Приоритетным направлением в развитии образования и обеспечении его финансирования является стимулирование образовательных учреждений к оказанию платных услуг. Автономные образовательные учреждения получили возможность осуществлять приносящую доходы деятельность, что способствует повышению заработной платы работников системы образования, решению задач развития востребованных образовательных услуг.

В регионе сформировалась достаточно эффективная система управления образованием, позволяющая внедрять новшества и в образовательный процесс, и в управление системой образования, что способствует повышению ее качества, адаптированности к изменениям и запросам экономики, общества. Однако негативное воздействие факторов внешней среды и социально-экономического потенциала региона вызывают необходимость совершенствования сформированных приоритетов управления системой образования.

Стратегические приоритеты развития системы образования региона:

1) создание условий и предпосылок для предоставления качественного образования и реализации эффективной молодежной политики. В таблице представлены приоритеты данного стратегического направления.

Ожидаемые результаты от реализации стратегического направления представлены на рис. 3;

2) определение новой роли системы образования и ответственности государства перед обществом в сфере образования, что предполагает внедрение новых механизмов реализации данной роли и новую модель образовательной инфраструктуры, учитывающие широту и многообразие образовательных потребностей населения (экстернат, семейное обучение, дистанционное, гендерное и индивидуальное обучение; частные, экспериментальные, национальные, межнациональные, корпоративные школы; новые типы учреждений, оказывающих услуги по особым образовательным потребностям граждан);

3) использование маркетингового подхода к развитию системы образования, предполагающего изучение и формирование рынка образо-

Соответствие всех организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса

Увеличение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций

высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья до 30 %

Повышение социально-экономической эффективности бюджетных расходов на образование

I

Формирование современного рынка образовательных услуг, в т.ч. негосударственного сектора

Увеличение доли новых моделей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в общем количестве дошкольных образовательных организаций до 10%

Ожидаемые результаты от реализации

стратегического направления «Создание условий и предпосылок для предоставления качественного образования и реализации эффективной молодежной политики»

Укрепление потенциала системы профессионального образования и повышение ее инвестиционной привлекательности

Развитие профильного

обучения, расширение спектра дополнительного образования

Развитие семейных форм

устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Увеличение доли занятого населения в возрасте от 25

до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого населения в этой возрастной группе до 47 %

Развитие образования, основанного на информационно-коммуникационных технологиях

Удовлетворение потребности населения в

дошкольных образовательных услугах с доведением показателя обеспеченности детей услугами дошкольного образования до 100 %

Рис. 3. Ожидаемые результаты от реализации стратегического направления «Создание условий и предпосылок для предоставления качественного образования и реализации эффективной молодежной политики» [6]

вательных услуг и его ресурсное обеспечение, а также стимулирование образовательных учреждений к инновационной деятельности.

Наиболее оптимальным вариантом стратегического управления системой образования региона видится концентрация усилий инфраструктуры системы образования на внедрении организационно-экономических моделей и механизмов, способствующих одновременно и расширению перечня услуг, и повышению эффективности ресурсов. Гибкое управление финансами позволит поддерживать оптимальное соотношение между бюджетными и внебюджетными средствами. Ключевое условие реализации варианта - действенное участие институтов гражданского общества, бизнес-сообщества в управлении образованием. В результате создается инновационная, саморазвивающаяся система непрерывного образования, обеспечивающая удовлетворение потребностей гражданина и запросов рынка труда;

4) совершенствование управления системой образования, предусматривающее решение комплекса проблем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализация принципов системности и эффективности в управлении образованием на всех уровнях;

- исследование современных подходов к инновационным механизмам, улучшение организации образовательного процесса;

- реализация принципов комплексности и интегрированности при проведении информатизации образования.

В сфере образования на региональном уровне проблемы управления и организации связаны с ее социально-экономическими (вопросы управления, которые связаны с внешней средой - региональной инфраструктурой рынка) и организационно-техническими (воздействие внутренней среды на организацию и технологию процессов продвижения образовательных услуг) аспектами.

Учитывая вышеизложенное, предлагаются актуальные методы управления региональной образовательной системой:

1. Создание и использование сетевых организационных структур. Сетевые управленческие структуры - организационная форма, использующая принцип разнообразия и учитывающая человеческий фактор. Они отражают связи между элементами внешней и внутренней среды образования региона. Сетевая структура - создание сети, объединяющей внешних и внутренних партнеров, отличающихся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, высоким творческим потенциалом, способностью разрабатывать и реализовывать самостоятельную программно-целевую деятельность в рамках единого стратегического подхода. Закон об образовании предусматривает реализацию сетевого подхода в образовании.

40

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)

Приоритеты стратегического направления «Создание условий и предпосылок для предоставления качественного образования и реализации эффективной молодежной политики» Чувашской Республики на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу [6]

Краткосрочная перспектива Среднесрочная перспектива Долгосрочная перспектива

1. Обеспечение доступности дошкольного образования 1. Развитие профильного обучения,, расширение сфер дополнительного образования 1. Повышение доступности качественных образовательных услуг

2. Развитие опыта реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся посредством профильного обучения 2. Стимулирование выполнения инновационных программ за счет финансирования проектов развития образовательных организаций в виде грантов 2. Внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для детей

3. Развитие системы сопровождения и поддержки талантливой молодежи 3. Развитие образования на основе информационно-коммуникационных технологий 3. Развитие системы дистанционного образования детей-инвалидов

4. Стимулирование педагогов на конкурсной основе за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание 4. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений 4. Разработка и апробация новых модульных основных профессиональных образовательных программ профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования

5. Совершенствование организации питания обучающихся в государственных образовательных организациях 5. Разработка и внедрение современных моделей обучения студентов профессиональных образовательных организаций на рабочем месте 5. Расширение форм общественного участия в управлении образованием

6. Содействие устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи 6. Апробация современных моделей оценки потребности в квалификациях и компетентциях 6. Включение талантливой молодежи в социально-экономическую жизнь региона

7. Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании 7. Удовлетворение потребностей населения в дошкольных образовательных услугах 7. Совершенствование механизма самореализации инновационного потенциала молодежи

8. Развитие системы дистанционного образования детей-инвалидов по программам общего образования 8. Внедрение информационных систем управления образовательным процессом в профессиональных образовательных организациях 8. Создание институциональных условий, обеспечивающих взаимодействие предприятий и системы профессионального образования

9. Создание условий для развития гражданской активности молодежи 9. Развитие механизма самореализации инновационного потенциала молодежи 9. Подготовка и развитие гражданской активности молодежи

10. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития 10. Развитие системы конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства , в т.ч. WorldSkiUs 10. Активизация общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений

11. Создание системы развития инновационно-проектной культуры молодежи, их вовлечение в социально-экономические процессы, привитие навыков разработки и реализации прикладных проектов 11. Поддержка модернизации сети организаций, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена при активном участии работодателей 11. Обеспечение профессиональных образовательных организаций высокотехнологичным специализированным учебным оборудованием, современными тренажерами и программным обеспечением

12. Приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики 12. Развитие механизмов и инструментов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ СПО и профессионального обучения

13. Выявление эффективных направлений опережающего профессионального образования 13. Совершенствование материально-технической базы профессиональных образовательных организаций

14. Развитие республиканской системы оценки качества образования 14. Создание стажировочных площадок для распространения опыта

2. Формирование кластеров образовательных инноваций, на базе которых будут реали-зовываться процессы в системе образования, что обусловлено:

- политикой региональных органов власти и управления, направленной на поддержку и развитие образовательных инноваций;

- творческой атмосферой и психологической готовностью к работе в режиме инновационного развития образовательных учреждений;

- квалификацией специалистов в области образования;

- взаимодействием в инновационных процессах образовательных учреждений разного уровня и их социальных партнеров;

- развитой образовательной инфраструктурой.

3. Внедрение форм и методов государственно-частного партнерства. В образовании можно выделить институциональную форму, когда объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, является организация или ее структурное подразделение, и программно-проектную форму, при которой объектом управления является программа или проект. Финансовые механизмы развития институциональной формы партнерств - эндаумент-фонд, концессия, аренда, лизинг, налоговые кредиты, образовательный ваучер и др. Ключевые финансовые механизмы программно-проектной формы - образовательный кредит, государственные и муниципальные гарантии, гранты, займы, стипендиальные программы;

5) совершенствование финансирования системы образования.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что доходная часть бюджета Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики будет сокращаться за

счет активного привлечения внебюджетных источников в финансирование мероприятий, реализуемых в рамках стратегических направлений развития системы образования, активного вовлечения субъектов предпринимательства в совместные образовательные проекты на партнерских принципах, что позволит снизить напряженность бюджета и повысить результативность использования бюджетных средств.

Предлагаемые стратегические направления совершенствования управления системой образования позволят достигать приоритетов обеспечения качества образования и его соответствия актуальным целям развития экономики и общества на региональном уровне.

Список литературы

1. Об образовании: федер. закон от 10.07.1992 г. № 3266-I (утратил силу).

2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014 г.).

3. О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года: указ Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 г. № 25.

4. О Плане мероприятий «Дорожная Карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике»: распоряжение Главы Чувашской Республики от 28.02.2013 г. № 51-рг (в ред. от 15.07.2014 г.).

5. Братановский С.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты её совершенствования. М.: ИЦ РИОР, 2013. 202 с. URL: http://znanium.com/ go.php?id=418618.

6. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. URL: http:// www.obrazov.cap.ru.

ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

ДАНИЛОВА Наталья Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

DANILOVA, Natalya Vyacheslavovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economiy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.