Научная статья на тему 'Методы государственного управления развитием сферы услуг'

Методы государственного управления развитием сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / SERVICES / DEVELOPMENT MANAGEMENT SERVICES / METHODS OF GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Н. А., Новоселова М. А.

Введение. Обоснование научных подходов к разработке федерального уровня регулирования сферы услуг представляет наибольшие трудности в России, так как государственная политика до недавнего времени отрицала необходимость вмешательства в функционирование этой сферы. Методы. Развитие сферы услуг предполагает выделение отраслей и сфер деятельности, которые, являясь социально значимыми, требуют федеральной или региональной финансовой помощи, и тех, которые могут развиваться самостоятельно на основе предпринимательской активности, но нуждаются в федеральных и местных налоговых льготах. Рассмотрены методы предлагаемой федеральной селективной политики в сфере услуг. Выводы. Разработке целевых федеральных программ должен предшествовать отбор направлений социальной политики, которые требуют такого управленческого подхода. Необходимо осуществить разработку целевой федеральной программы развития сферы услуг, определяющих политику государства в отношении этой сферы, разделить отраслевые группы услуг по степени социальной значимости и по степени необходимости вмешательства федеральных и региональных органов власти в их функционирование и выработать в отношении них самостоятельные методы регулирования, разработать рычаги управления для обеспечения нормального воспроизводственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Government Development of Services

Introduction. Rationale of scientific approaches to the development of federal regulation of the service sector is the greatest difficulties in Russia as state policy until recently denied the need to intervene in this area. Methods. The development of the service involves the allocationof sectors and areas of activity, which, being socially relevant, require federal financial or regional financial help, and those that can evolve independently on the basis of entrepreneurial activity, but need a federal and state tax benefits. The methods proposed federal selective policy in the service sector. Conclusions. Development of targeted federal programs must be preceded by the selection of social policies that require this management approach. Necessary to carry out the federal target program for the development of the service industry, policy makers of the state in regard to this area, divide the service industry groups in the degree of social importance and the need for intervention by the federal and regional authorities in their functioning and work against them self-control techniques to develop leverage management to ensure normal reproductive process.

Текст научной работы на тему «Методы государственного управления развитием сферы услуг»

engineering is one of the leading branches: more than 20% of the total amount of the Russian Federation industrial products is accounted for it. Methods. For studying of supply chains features within enterprises methods of economic and comparative analysis, SADT (Structured Analysis and Design Technique), as well as scientific modeling, scientific abstraction, the system analysis, cause and effect relationship were used. The application of the wide range of methods of research is directed to ensuring reliability of results of the carried-out analysis, adequacy of the developed recommendations. Results. The carried-out analysis of the organization and functioning of a supply chain in the machine-building enterprise characterized by the usage of SADT methodology has revealed a number of disadvantages: low level of reliability of logistic chain links, imperfection of the coordination mechanism of the chain subjects management, lack of sufficient information concerning the condition of stocks, disconjugacy and irrationality of logistic processes organization, abundance of reserves of reduction of expenses on all parts of supply chains. Conclusion. Logistic supply chains in the field of mechanical engineering are characterized by high dynamism which is connected with constantly changing requirements of the market. Due to this fact for rapid and adequate response to external and internal changes there is provided the introduction of the integrated information and computer complexes which are capable to provide reliability of production and marketing process in all supply chains.

Key words: supply chain, safety, information and computer technology, re-engineering, supply chain management system.

References

1. Garrison A., Gok R. Van. Logistika. Strategija upravlenija i konkurirovanija cherez cepochki postavok: per. 3-go angl. izd. Moscow, Delo i Servis, 2010. 368 p. (Russ. ed.: Harrison A. Logistics management and strategy. Harlow [etc.], Prentice Hall, 2002. 368 p.).

2. Dzhonson S. D., Vud F. D., Vordlou L. D., Mjerfi-ml. R. P. Sovremennaja logistika: 7-e izdanie., per. s angl. Moscow, Izd. dom «Vil>jams», 2002. 624 p. (Russ. ed.: James C. Johnson, Donald F. Wood, Daniel L. Wardlow, Contemporary Logistics. Prentice Hall; 8 edition, 2003. 624 p.).

3. Baujersoks D. Dzh., Kloss D. Dzh. Logistika. Integrirovan-naja cep' postavok. Moscow, OLIMP-BIZNES, 2001. 640 p. (Russ. ed.: Bowersox D. J., Closs D. J. Logistical Management. The Integrated Supply Chain Process. - The McGRAW-HILL Companies, inc. New York, 1996. 640 p.).

4. Sergeev V. I., Grigoryev M. N., Uvarov S. A. Logistika: informatsionnye sistemy i tekhnologii [Logistics information systems and technologies: Educational-practical guide]. Moscow, Alfa-Press Publ., 2008. 608 p.

5. Dybskaya V. V. Logistika: integratsiya i optimizatsiya logisticheskikh biznes-processov v tsepyah postavok [Logistics: the integration and optimization of logistics

business processes in supply chains]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 944 p.

6. Ivanov D.A. Upravleniye tsepyami postavok [Supply chain management]. St. Peterburg, Polytechnic Univ. Publ., 2009. 660 p.

7. Marka D., MakGoujen K. Metodologija strukturnogo analiza i proektirovanija SADT: per. s angl. Moscow, MetaTehnologija, 1993. 240 p. (Russ. ed.: Marca D. A., McGowan C. L., SADT: structured analysis and design technique. McGraw-Hill Book Co., Inc. New York, 1988. 240 p.).

8. Golubeva S. S. Kontur logistiki kakinnovatsionnyy instrument upravleniya informatsionnymipotokami [Outline of logistics as an innovative tool for information management]. Saratov, Saratov State Techn. Univ. Publ., 2008. 160 p.

9. Bochkarev A. A. Avtomatizatsiya planirovaniya i mod-elirovaniya tsepipostavok: monografiya [Automatization of planning and modeling of supply chain: monograph]. St. Peterburg, St. Peterburg State Eng.-Econ. Univ. Publ., 2008. 291 p.

10. Kristofer M. Logistika i upravlenie cepochkamipostavok: per. s angl. St. Peterburg, Piter, 2004. 316 p. (Russ. ed.: Christopher M. Logistics and Supply Chain Management. Prentice Hall, 4th edition, 2010. 316 p.).

УДК 332.1

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ

Н. А. Воронина

кандидат экономических наук, зав. кафедрой менеджмента и логистики, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]

М. А. Новоселова

соискатель кафедры финансов и кредита, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. Обоснование научных подходов к разработке федерального уровня регулирования сферы услуг представляет наибольшие трудности в России, так как государственная политика до недавнего времени отрицала необходимость вмешательства в функционирование этой сферы. Методы. Развитие сферы

услуг предполагает выделение отраслей и сфер деятельности, которые, являясь социально значимыми, требуют федеральной или региональной финансовой помощи, и тех, которые могут развиваться самостоятельно на основе предпринимательской активности, но нуждаются в федеральных и местных налого-

© Воронина Н. А., Новоселова М. А., 2Q13

вых льготах. Рассмотрены методы предлагаемой федеральной селективной политики в сфере услуг. Выводы. Разработке целевых федеральных программ должен предшествовать отбор направлений социальной политики, которые требуют такого управленческого подхода. Необходимо осуществить разработку целевой федеральной программы развития сферы услуг, определяющих политику государства в отношении этой сферы, разделить отраслевые группы услуг по степени социальной значимости и по степени необходимости вмешательства федеральных и региональных органов власти в их функционирование и выработать в отношении них самостоятельные методы регулирования, разработать рычаги управления для обеспечения нормального воспроизводственного процесса. Ключевые слова: сфера услуг, управление развитием сферы услуг, методы государственного управления.

Введение

Обоснование научных подходов к разработке федерального уровня регулирования сферы услуг представляет наибольшие трудности. Это связано с тем, что государственная политика до недавнего времени отрицала необходимость вмешательства в функционирование этой сферы. В то же время мировая практика не располагает примерами и аналогами такого рода вмешательства государства, так как управление этой сферой за рубежом сконцентрировано на региональном уровне.

Государственное управление можно определить как целенаправленное, планомерно организованное воздействие на общественную систему в интересах ее упорядочения, оптимального функционирования и развития.

В этом контексте государственное управление характеризуется следующим:

- управление выступает в качестве организующей деятельности государства, обеспечивающей осуществление необходимых общественных преобразований;

- управление как исполнительная власть призвано реализовать достижение тех целей, программ и задач, которые определены органами государственной власти.

На федеральном уровне система регулирования развития сферы услуг должна включать следующие задачи:

- повсеместное обеспечение минимальных социальных гарантий населению;

- эффективное межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов;

- создание для всех хозяйствующих субъектов благоприятных равно выгодных условий в различных регионах страны;

- разработка долговременной перспективы, в соответствии с которой все предприятия и организации могли бы успешно и надежно формировать свое хозяйственное поведение;

- поддержание с помощью экономических (рыночных) методов экономики отрасли на наиболее приемлемом уровне;

- разработка четкой системы государственной регламентации хозяйственной деятельности, уровень которой по мере выхода из экономического кризиса и создания нормальной ситуации следует обязательно снижать до минимально необходимого в условиях свободной эффективной конкуренции;

- формирование инфраструктуры рынка, способствующей успешному функционированию предприятий, оказывающих услуги.

Методы

Реализация обозначенных задач системы регулирования развития сферы услуг предполагает выделение, во-первых, отраслей и сфер деятельности, которые, являясь социально значимыми, требуют федеральной финансовой помощи, во-вторых, тех, которые требуют региональной финансовой помощи, в-третьих, тех, которые могут развиваться самостоятельно на основе предпринимательской активности, но нуждаются в федеральных и местных налоговых льготах.

Методы предлагаемой федеральной селективной политики в сфере услуг показаны на рисунке.

Отрасли

Социально значимые, от развития которых зависит жизнь и здоровье населения Деятельность которых влияет на воспроизводственную функцию региона Имеющие важное социальное значение, развивающиеся преимущественно путем предпринимательства

Методы федеральной селективной политики

Федеральная финансовая помощь Создание федеральных предприятий Региональная финансовая помощь Создание муниципальных предприятий Федеральные и местные налоговые льготы

Методы федеральной селективной политики в сфере услуг

Формы государственного регулирования территориального развития на федеральном уровне можно подразделить на две группы.

К основным методам федерального регулирования относятся:

- бюджетное финансирование;

- внебюджетное финансирование;

- осуществление крупномасштабных целевых программ;

- заключение от имени государственных

структур договоров, контрактов, лицензирования и квотирования вывоза продукции;

- дотации и субвенции;

- финансирование через специальные бюджетные фонды развития целевых региональных программ.

Дополнительное федеральное регулирование предполагает:

- региональную дифференциацию налоговой и амортизационной политик;

- содействие привлечению частных отечественных и иностранных инвесторов к выполнению региональных программ;

- льготы, санкции, штрафы, кредиты, налоги и другие экономические рычаги;

- стимулирование территориального развития через внебюджетные фонды.

Из всего многообразия перечисленных форм федерального регулирования применительно к сфере услуг, по нашему мнению, следует выделять две: государственные дотации и субсидии; программно-целевой метод. Активное участие местных органов в реализации экономических и социальных функций в регионе предполагает привлечение средств из государственного бюджета в форме субсидий. Стратегическое же управление регионами как на федеральном, так и на региональном уровне управления требует программно-целевого подхода, то есть разработки программ.

Рассмотрим более высокий уровень программно-целевого метода - федеральные программы.

Как известно, программа - это обязательный для исполнения адресный документ, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам решения задач и выполнения работ, относящихся к разным сферам деятельности.

Федеральные целевые программы направлены на решение отдельных проблем, требующих государственной поддержки и имеющих народнохозяйственное значение. На реализацию этих программ направляется значительная доля инвестиций из федерального бюджета. Это наиболее приемлемый метод государственного воздействия на экономику в современных условиях хозяйствования.

По мнению ряда авторов, федеральные региональные программы направлены на решение проблем, оказывающих глобальное влияние на развитие народного хозяйства страны. Это могут быть программы, связанные с освоением новых территорий, изменением неблагоприятно сложившихся пропорций в развитии народного хозяйства, ликвидацией узких мест в социально-экономическом развитии региона. В ближайшее время, по мнению ученых, будут разрабатываться региональные программы только для регионов с критическими социально-экономическими и экологическими проблемами или же для регионов, способных при государственной поддержке

совершить быстрый рывок в своем развитии, ускоряющий общий экономический рост [1, 2]. На наш взгляд, разработка федеральных программ необходима также в тех случаях, когда речь идет о важных социальных аспектах и когда регулирование их другими методами не привело к желаемым результатам. Число федеральных региональных программ будет невелико, так как они отражают государственную политику Российской Федерации и должны проходить рассмотрение и утверждение в высших законодательных органах.

В условиях посткризисного развития экономики регулирование экономических процессов посредством федеральных региональных программ не должно ограничиваться существующими органами исполнительной власти. С этой целью могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.

Чтобы решить вопросы согласования интересов (в процессе реализации крупной федеральной региональной программы) предприятий и территорий, необходимы конкретные рычаги хозяйственного механизма, к которым могут быть отнесены следующие:

- безвозмездные дотации на создание крупных объектов инфраструктуры и природоохранной деятельности;

- беспроцентные займы, предоставляемые правительством участникам программы;

- гарантии под займы у банков, по которым правительство берет на себя обязательство погашать временные задолженности участников;

- льготные режимы выплаты долгов и займов.

Финансирование программы может осуществляться несколькими способами в зависимости от статуса и средств заказчика, в чьих интересах выполняется программа. Так, например, могут быть использованы централизованные программные фонды из федерального бюджета и специальные программные фонды организаций-участников, которые создаются на долевые средства министерства. Другими источниками могут являться самофинансирование исполнителей программы и акционерная форма реализации программы.

Для крупных федеральных программ, содержащих большой объем капиталоемких объектов в районах нового освоения, преимущественно используются первые две формы.

Основой финансового обеспечения программы является централизованный федеральный фонд. Существует несколько типов централизованных фондов, имеющих различное направление использования, - это общепрограммные фонды финансирования, резервные фонды, централизованные фонды стимулирования.

Общепрограммные фонды аккумулируют средства разнообразных финансово-кредитных

308

Научный отдел

источников (сводятся к долевому участию заказчика, исполнителей и потребителей программы) и предназначены для реализации программы в целом и отдельных ее мероприятий.

Резервный фонд может создаваться за счет разных источников, например, он может быть составной частью общепрограммных мероприятий, но формироваться преимущественно за счет бюджетных источников и централизованных фондов министерств. Резервный фонд может также образовываться за счет перераспределения во времени финансовых ресурсов, снижения себестоимости по сравнению с запланированной в проекте. Кроме того, банки могут предоставлять кредит под поручительство программного органа на образование резерва под мероприятия программы, выходящие за рамки проекта, но необходимость в которых обоснована.

Централизованные фонды стимулирования используются для привлечения предприятий к участию в программных мероприятиях.

Возможны ситуации, когда участие в программе может ухудшить экономические показатели деятельности предприятий, которые сложились в ранее налаженной системе связей. Для стимулирования предприятий, которых нужно привлечь в программу, могут быть использованы такие экономические рычаги, как:

- установление дотаций из бюджета или средств заказчика;

- увеличение доли прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий-участников программы, независимо от целей ее дальнейшего использования;

- дифференцированное освобождение от платы за используемые ресурсы;

- целевое стимулирование исполнителей из сэкономленных общепрограммных фондов или фондов стимулирования.

Выводы

Разработке целевых федеральных программ должен предшествовать отбор направлений социальной политики, которые требуют такого управленческого подхода. Основываясь на проведенном исследовании роли и значения сферы услуг, нам

представляется необходимым осуществить разработку целевой федеральной программы развития сферы услуг.

В целевой федеральной программе развития сферы услуг следует предусмотреть несколько разделов или подпрограмм, в которых необходимо: во-первых, определить политику государства в отношении этой сферы, показать ее значение в современных условиях; во-вторых, разделить отраслевые группы услуг по степени социальной значимости и по степени необходимости вмешательства федеральных и региональных органов власти в их функционирование и выработать в отношении них самостоятельные методы регулирования; в-третьих, разработать рычаги управления региональными органами власти и органами местного самоуправления в отношении обеспечения ими на подведомственной территории нормального воспроизводственного процесса; в-четвертых, разработать социальные нормы и нормативы рационального потребления услуг, необходимые при оценке степени развития сферы услуг в регионах; в-пятых, разработать методическое обоснование регулирования сферы услуг на уровне региона.

Каждое из этих направлений требует самостоятельной научной проработки, так как использование старых методов и разработанных ранее нормативов невозможно в новых условиях хозяйствования. На наш взгляд, в первую очередь, следует разработать классификацию услуг по степени социальной значимости и выработать методы управления каждой выделенной группой. Кроме того, первоочередной проблемой является разработка социальных нормативов потребления услуг.

Список литературы

1. Ерохина Л. И., Спиридонова Е. Е., Скорниченко Н. Н. Организация системы обслуживания как фактор развития сервисных услуг. Тольятти : Изд-во Поволжск. технолог. ин-та сервиса, 2000. 128 с.

2. Иванов Н. Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. СПб. : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та экономики и финансов, 2000. 22 с.

Methods of Government Development of Services N. A. Voronina

Candidate of Science, Head of the Department of Management and Logistics, Saratov State Technical University named after Gagarin Yu. A., 77, Polytechnicheskaya str., Saratov, 410054 Russia E-mail: [email protected]

M. A. Novoselova

Assistant, Department of Finance and Credit,

Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia

E-mail: [email protected]

Introduction. Rationale of scientific approaches to the development of federal regulation of the service sector is the greatest difficulties in Russia as state policy until recently denied the need to intervene in this area. Methods. The development of the service involves the allocation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of sectors and areas of activity, which, being socially relevant, require federal financial or regional financial help, and those that can evolve independently on the basis of entrepreneurial activity, but need a federal and state tax benefits. The methods proposed federal selective policy in the service sector. Conclusions. Development of targeted federal programs must be preceded by the selection of social policies that require this management approach. Necessary to carry out the federal target program for the development of the service industry, policy makers of the state in regard to this area, divide the service industry groups in the degree of social importance and the need for intervention by the federal and regional authorities in their functioning and work against them self-control techniques to develop leverage management to ensure normal reproductive process.

Key words: services, development management services, methods of governance.

References

1. Yerokhina L. I. Spiridonov E. E, Skornichenko N. Organizatsiia sistemy obsluzhivaniia kak faktor raz-vitiia servisnykh uslug [Organization of service as a factor in the development of services]. Togliatti, Volga

Institute of Technology Service Publ., 2000. 128 p.

2. Ivanov N. N. Sfera uslug kak ob"ekt issledovaniia i upravleniia [The scope of services as an object of research and management] St. Petersburg, St. Petersburg State Univ. of Economics and Finance Publ., 2000. 22 p.

УДК 658.51 (075.8)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

И. А. Рахманина

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики и управления инновациями, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]

Е. В. Чистопольская

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. Глобализация экономики, жесткая конкуренция на рынках, усложнение схем взаимодействия между рыночными субъектами, ускорение научно-технического прогресса, стремление максимизировать продажи предполагают, что основной целью управления предприятием становится борьба с неопределенностью, минимизацией рисков и требует от предприятия оптимизации всех бизнес-процессов. Теоретический анализ. Оптимизационный подход при построении системы управления бизнес-процессами предприятия должен быть дополнен логистическим подходом, что позволит снизить общие затраты на их организацию, повысить устойчивость и конкурентоспособность предприятия и обеспечить максимально возможный выигрыш во времени. Процесс создания и функционирования логистических систем предполагает четкое взаимодействие и согласованность всех ее функциональных элементов с учетом влияния действующих факторов, варьируемых параметров (переменных). Результаты. Результатом применения интегрированной системы моделирования, основанной на логистических принципах, является построение эффективной системы управления возможностями, развитием и эффективностью предприятия в целом. Предлагаемая авторами модель логистической системы иллюстрирует взаимосвязь между ее элементами, подсистемами, дает возможность максимально адаптироваться к изменяющимся внешним условиям с использованием математических средств. Ключевые слова: логистическая система, свойства и характеристики логистических систем, модель логистической системы, системное моделирование при исследовании и проектировании логистических систем.

Введение

Современные условия жесткой конкуренции, неопределенности рыночной среды, ускорения научно-технического прогресса, усложнения схем взаимодействия между рыночными субъектами, стремления максимизировать продажи обусловливают необходимость снижения общих затрат на организацию бизнес-процессов предприятий, повышения их устойчивости и конкурентоспособности, обеспечения максимально возможного выигрыша во времени за счет применения концептуальных основ логистики, что свидетельствует об актуальности и исключительной важности исследования процессов создания и функционирования логистических систем.

Теоретический анализ

При создании логистических систем (система - множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность) производственные затраты снижаются на 10-15%, а также сокращаются на 1% удельные расходы на выполнение логистических функций, обеспечивается эффект, равный эффекту от увеличения объемов реализации продукции на 10%.

© Рахманина И. А., Чистопольская Е. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.