РАЗВИТИЕ АПК
УДК 338.436.33
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Ю. Р. ЛУТФУЛЛИН, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и экономического анализа E-mail: [email protected] Уфимский государственный авиационный технический университет
И. С. СИРАЗЕТДИНОВ, соискатель кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Башкирский государственный аграрный университет
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства невозможно без обеспечения качественного информационно-консультационного обслуживания. В этой связи актуальным становится научное обоснование теоретических и методических подходов к развитию информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве на региональном уровне. Представлены результаты исследований по формированию и оценке экономической эффективности информационно-консультационного обслуживания в АПК.
Ключевые слова: информационно-консультационное обслуживание, методы оценки, экономическая эффективность, АПК.
Повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора экономики, особенно в современных условиях его развития, неразрывно связано с совершенствованием информатизации на всех уровнях управления АПК, возможностью получения
сельскохозяйственными товаропроизводителями своевременной качественной и достоверной информации по интересующим их вопросам. Создание информационных механизмов в аграрном секторе становится особенно актуальным, когда информация и знания трактуются как важнейший ресурс, как элемент экономического потенциала хозяйственной системы АПК, который должен эффективно использоваться для достижения ее конкретных целей. Как свидетельствует опыт передовых зарубежных стран, информационно-консультационное обслуживание аграрной сферы является действенным фактором интенсивного развития и повышения эффективности сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей.
В связи с этим дальнейшее функционирование АПК в условиях рыночных отношений предполагает уточнение и развитие теоретических основ и разработок практических рекомендаций по формированию и развитию информационно-консульта-
Источник: составлено по данным [1].
Рис. 1. Основные направления деятельности ИКС в АПК
ционного обеспечения АПК. В качестве наиболее актуальной задачи выступает совершенствование информационно-консультационного обслуживания непосредственно сельских товаропроизводителей. Важная роль при этом отводится информационно-консультационным службам (ИКС), которые позволяют компенсировать дефицит кадров, обеспечивают оперативное доведение до сельхозтоваропроизводителей необходимой научной, рыночной и технологической информации, оказывают им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта.
Определяя организационно-экономическую сущность ИКС, прежде всего необходимо отметить, что это специализированная иерархическая трехуровневая структура, включающая в себя федеральный, региональный и районный уровни, активно взаимодействующая с научными, вузовскими, рыночными и другими организациями АПК в целях доведения информации и обучения хозяйствующих субъектов практическим навыкам, реализация которых повышает эффективность сельскохозяйственного производства. Задачи, которые выполняет ИКС в АПК, можно успешно решать через направления, представленные на рис. 1.
Отметим, что основное количество районных центров создано в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (в 29 субъектах РФ создано 234, в том числе в 2008 г. - 98 информационно-консультационных центра). Кадровый состав насчитывает 2 888 работников, из них штатных - 1 825 чел. Оказано более
346 тыс. консультационных услуг. Объем финансирования составил в 2008 г. 450,5 млн руб., что на 232,7 млн руб. больше предыдущего года. Информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации в самом общем виде можно представить как многоуровневую систему учреждений различных организационно-правовых форм (табл. 1). Руководство информационно-консультационной системой АПК на федеральном уровне осуществляется Российским центром сельскохозяйственного консультирования (ФГУ РЦСК).
Необходимо отметить, что развитие ИКС на местном уровне сдерживается недостаточным
методологическим и кадровым обеспечением. Рас-
Таблица 1
Система сельскохозяйственного консультационного обеспечения в АПК Российской Федерации (на 01.05.2010)
Уровень системы Количество
служб
Федеральный центр 1
Федеральный центр и региональные 28
учебно-методические центры
Количество регионов, развивающих 58
консультационную деятельность
Количество региональных 56
консультационных центров
В том числе:
- в форме государственных учреждений 22
(предприятий)
- при образовательных учреждениях 15
- при органах управления 7
- в других формах 12
Количество районных информационно- 465
консультационных центров
В том числе:
- организованных в рамках федеральной 234
целевой программы «Социальное
развитие села до 2012 года»
- в форме муниципальных учреждений 151
(предприятий)
- в форме структурных подразделений 145
региональных центров
Источник: составлено авторами.
четная потребность в кадрах заполнена лишь на 25 %. Система подготовки кадров для информационно-консультационной службы только формируется. Недостаточно освещается передовой опыт деятельности информационно-консультационных служб. Пока еще не создана информационно-аналитическая система мониторинга развития и ведения консультационной деятельности.
Формирование информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей должно стать важным элементом системы государственного регулирования АПК на региональном уровне, имеющим конкретную организационно-управленческую форму и финансово-экономические механизмы управления. Моделирование элементов организационного управления республиканской ИКС осуществлялось с участием авторов на основе анализа выявленных преимуществ и недостатков различных моделей, используемых как в нашей стране, так и за рубежом (рис. 2).
Предлагаемая модель ИКС имеет свои определенные особенности. Среди них необходимо выделить следующие:
1) ИКС создается в достаточно гибкой и приспосабливаемой к внешней изменяющейся среде форме некоммерческого партнерства. Выбор данной формы обусловлен также общественным характером предоставляемых информационно-консультационных услуг, востребованных сельхозтоваропроизводителями, которые не имеют возможности их оплачивать;
Источник: составлено по данным [2].
Рис. 2. Предлагаемая модель ИКС Республики Башкортостан: МСХ - министерство сельского хозяйства; БГАУ - Башкирский государственный аграрный университет; БНИИСХ - Башкирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства; ИКЦ - информационно-консультационный центр
2) выделение в модели ИКС двух уровней управления - республиканского и районного. На республиканском уровне система интегрируется с министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан (непосредственно с отделом по бюджетному проектированию, финансированию и контролю). На районном уровне система охватывает межрайонные филиалы на базе районных управлений сельского хозяйства;
3) создание информационно-консультационной службы на базе аграрного образовательного учреждения (БГАУ) и включение в структуру управления на республиканском уровне научно-исследовательских институтов позволит в большей степени реализовывать функции ИКС по передаче сельскохозяйственным товаропро-
4)
5)
изводителям новых знаний, информации по производственно-технологическим, организационно-экономическим и правовым аспектам развития аграрного производства; включение в структуру управления службы заинтересованных коммерческих предприятий, что даст возможность использовать их производственные и управленческие ресурсы, сокращая трансакционные издержки; возможность использования аутсорсинга в деятельности ИКС.
Объединение всех звеньев службы в единую систему предусматривается за счет разработки пакета нормативных документов и создания эффективной договорной системы. В работе определены функции участников информационно-консультационной деятельности в рамках предлагаемой организационной модели и этапы создания республиканской ИКС. Именно такая модель, на наш взгляд, позволит объединить существующий административный и мощный научный потенциал республики, обеспечить реализацию принципа доступности информационно-консультационных услуг в силу их предоставления, как на общественной, так и на коммерческой основе.
Определяющая роль в объединении интересов множества сельскохозяйственных товаропроизводителей отводится именно ИКС. Предполагается, что она будет заключаться в построении между сельскохозяйственными предприятиями экономических
Субъект инвестиционной деятельности
Определение целей и условий инвестирования
ИКС
Поиск источника инвестирования
Экономическая оценка инвестиций
к
Объект инвестирования
к
Осуществление финансирования
Источник: составлено по данным [3].
Рис. 3. Роль ИКС в активизации инвестиционного процесса в АПК
взаимоотношений, которые должны приобрести в будущем системный характер. Так, исследование экономического состояния сельского хозяйства Республики Башкортостан показывает, что лишь малая часть сельскохозяйственных предприятий являются кредитоспособными с высокой инвестиционной привлекательностью. Сельское хозяйство при этом находится в финансовом тупике: банк не может предоставить кредита ввиду финансовых показателей, не соответствующих нормативам, а предприятие не может улучшить финансовых и производственных показателей без привлечения инвестиций. При этом сельскохозяйственное предприятие может обладать высоким производственным потенциалом.
Для активизации инвестиционных процессов в сельском хозяйстве рекомендуется создание на финансовом рынке особого агента, осуществляющего деятельность по поиску потенциальных субъектов и объектов инвестирования. При этом ИКС, обладая мощной информационной базой данных о состоянии сельскохозяйственного рынка, о передовых технологиях производства сельхозпродукции и имея в своем штате высококвалифицированных специалистов не только в области растениеводства, животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, но и в сфере финансовых и юридических вопросов, способна выступать в качестве посредника между инвестором и сельхозтоваропроизводителем, а в отдельных случаях быть даже инвестором (рис. 3).
Информационно-консультационная служба на основе мониторинга и анализа сельскохозяйственных предприятий в состоянии предложить инвестору, исходя из его целей и задач, наиболее приемлемый объект для инвестирования. Более того, кроме консультирования и информирования сельхозтоваропроизводителя о новых технологиях, позволяющих существенно повысить эффективность производства, информационно-консультационная служба должна контролировать и освоение инвес-
Поиск (мониторинг) потенциальных объектов инвестирования
Оценка инвестиционной привлекательности
Количественная оценка доверительности рыночного сотрудничества
Выбор объекта
инвестирования + ~
Принятие решения о целесоо бразности инвестирования
тиций. Финансирование самой информационно-консультационной службы рекомендуется осуществлять из прибыли сельскохозяйственного предприятия.
В таких условиях повышается заинтересованность информационно-консультационной службы в прибыльности сельскохозяйственного товаропроизводителя, для которого она привлекает инвестиции и которому оказывает информационно-консультационные услуги. Также ИКС может получать процент от прибыли, полученной субъектом инвестирования от осуществления инвестиционной деятельности. При такой схеме у субъекта инвестирования снижаются риски потери финансовых средств, так как они находятся в доверительном управлении информационно-консультационной службы. ИКС, выступая гарантом и партнером как объекта, так и субъекта инвестирования, связывает их в одну систему, из которой в перспективе может образоваться агропромышленная корпорация.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
1. В нынешних социально-экономических условиях функционирования российского АПК именно информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит компенсировать дефицит кадров, даст возможность производителям грамотно ориентироваться в экономическом пространстве, реализовать свои возможности в инновационной деятельности, повышая тем самым свою конкурентоспособность. Прямым следствием отсутствия этого важнейшего фактора является отставание в проведении реформ и развитии аграрного сектора. Поэтому в качестве наиболее актуальной задачи выступает совершенствование информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей.
2. В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа региональных центров в виде государственных учреждений и предприятий. Это связано с осознанием органами управления АПК регионов значимости информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственного производства как важной меры государственной поддержки сельского хозяйства. Так, объективная необходимость создания информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей Республики Башкортостан обусловлена низким охватом всех групп сельхозтоваропроизводителей информационными услугами при одновременном наличии высокой информационной потребности.
3. Информационно-консультационная служба должна стать важным элементом системы государственного регулирования АПК на региональном уровне, имеющим конкретную организационно-управленческую форму и финансово-экономические механизмы управления. Поэтому определены функции участников информационно-консультационной деятельности в рамках предлагаемой организационной модели и этапы создания республиканской ИКС. Формирование ИКС на основе разработанной структурной модели позволит достичь долгосрочных целей государственного регулирования АПК. Экономический результат внедрения разработанной модели выражается в повышении конкурентоспособности, росте объемов производства сельхозпродукции и росте доходов сельхозтоваропроизводителей.
4. Объединение интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, финансово-кредитных структур, научно-исследовательских, промышленных и торговых институтов на основании корпоративных образований предлагается проводить на основе формирования между сельскохозяйственными предприятиями и ИКС экономических взаимоотношений, которые должны приобрести системный характер. При этом главным объединяющим фактором будет являться привлечение новых инвестиций с помощью информационно-консультационной службы.
Список литературы
1. Лайнер А. Г., Меденников В. И. Основные направления развития информатизации и предпосылки создания интегрированной информационной системы мониторинга консультационной службы АПК. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ. 2007. № 1-2. С. 77-84.
2. Лутфуллин Ю. Р., Сиразетдинов И. С. Совершенствование информационного обеспечения регионального агропромышленного комплекса / Корпоративный и государственный менеджеризм в аграрном секторе национальной экономики: материалы выездного (международного) научно-практического семинара, 4-7.05.2009, Ландау. Челябинск: УралГУФК, 2009. С. 219-226.
3. Лутфуллин Ю. Р., Фазлаев И. Т. Количественная оценка доверия при анализе инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного предприятия // Аграрный вестник Урала. 2010. № 2.