Научная статья на тему 'Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства Республики Башкортостан'

Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ИНВЕСТИЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиразетдинов И. С.

В статье представлен анализ деятельности информационно-консультационной службы в Республике Башкортостан и показана ее роль в развитии сельского хозяйства через участие в инвестиционных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства Республики Башкортостан»



РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

И. С. СИРЛЗЕТДИНОВ,

аспирант, кафедры экономической теории E-mail: ildars@list. ru Башкирский государственный аграрный университет

В статье представлен анализ деятельности информационно-консультационной службы в Республике Башкортостан, и показана ее роль в развитии сельского хозяйства через участие в инвестиционных процессах.

Ключевые слова: консультационная служба, инвестиции, сельское хозяйство, мониторинг.

Современное сельское хозяйство — это отрасль с динамическим изменением характера производственных процессов, средств производства, технологий и управления. Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных особенностей, отрасль нуждается во внешних источниках финансирования, внедрении разработок научно-технического прогресса и системе переноса информации в производство.

При осуществлении мероприятий по развитию сельского хозяйства важная роль отводится созданию системы информационного обеспечения. Деятельность этой системы направлена на:

- формирование информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов исполнительной власти, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;

- обеспечение предоставления услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса, автоматизированной информационной системы о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

В АПК России развивается трехуровневая система сельскохозяйственного консультирования.

Федеральный уровень представлен ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» и организовывающимся Федеральным учебно-методическим центром сельскохозяйственного консультирования.

Региональные формирования системы сельскохозяйственного консультирования организуются в форме государственных учреждений и государственных унитарных предприятий (таких большинство — 22 центра), структурных подразделений образовательных учреждений (15 центров), некоммерческих и коммерческих организаций (12 центров). В семи регионах функции региональных структур возложены на отделы органов управления АПК субъектов РФ.

За 2008 г. в 80 сельских районах дополнительно к 385 работающим районным центрам сельскохозяйственного консультирования организованы новые. Всего на начало 2009 года функционируют 465 районных (межрайонных) центров, из которых 32% (151 центр) организованы в форме муниципальных учреждений (предприятий), 145 — являются структурными подразделениями региональных формирований, 108 центров работают в виде различных некоммерческих и коммерческих структур. В 57 районных управлениях сельского хозяйства на правах отделов, как правило, численностью в один или два человека действуют консультационные подразделения (Республика Башкортостан, Орловская, Рязанская, Омская области).

Основное количество районных центров создано в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (в 29 субъектах РФ созданы 234 информационно-консультационных центра) [3].

К концу 2010 г. в системе единой информационно-консультационной службы (ИКС) должно действовать около тысячи подразделений.

40

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ WWP/tTCMieM

Схема взаимодействия ИКС с основными субъектами АПК представлена на рис. 1.

На формирование ИКС АПК России в 2010 г. выделено 1 055,5 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 327,2 млн руб., из бюджетов субъектов РФ — 475 млн руб. Из этих средств 952,4 млн руб. направлено непосредственно на формирование ИКС, на информационное и консультационное обеспечение — 33,6 и 27 млн руб. соответственно.

В организациях сельскохозяйственного консультирования заняты 2 888 чел., из них 1168 работают в региональных, а 1 673 в районных центрах. В 2008 г. в организации сельскохозяйственного консультирования пришли на работу 552 консультанта, в том числе 281 чел. на постоянной основе. В АПК России формируется профессиональный состав консультантов. В составе консультационных центров работают консультанты различных направлений (экономисты и бухгалтеры — 940чел., агрономы — 364чел., зоотехники — 327чел., юристы — 233 чел. и другие специалисты). В настоящее время расчетная потребность закрывается лишь на 25 %. В связи с этим проблему подготовки консультантов нельзя назвать решенной даже частично.

В 2008—2009 гг. формированиями системы сельскохозяйственного консультирования оказано более 346тыс. консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, организовано более Зтыс. выставочно-демонстрационных мероприятий, проведено 3,4тыс. семинаров с общим количеством

участников 84,4тыс. чел. Издано 18 журналов, 227 наименований книг и брошюр, 4тыс. наименований другой печатной продукции, сотрудниками написано более 4 тыс. статей.

Наиболее востребованными в 2008г. были консультационные услуги в области экономики, кредитования и бухгалтерского учета — 46 %, технологии производства — 26 %, юриспруденции — 7 %, маркетинга — 5%. Консультации оказывались также по вопросам занятости сельского населения, экологии, программного обеспечения и др.

По решению Правительства Республики Башкортостан [2] для государственного информационно-консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства было создано государственное учреждение Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан, отнесенное к ведению Минсельхоза республики. Учреждение исполнило бюджетную смету, сформировало материальную базу, набранный штат приступил к работе.

В Республике Башкортостан функционируют 28 районных информационно-консультационных центров. Из них девять зарегистрированы в качестве муниципальных учреждений в Буздякском, Бакалинском, Ермекеевском, Баймакском, Крас-нокамском, Мечетлинском, Янаульском, Альшеев-ском, Чекмагушевском районах и один в виде ООО в Иглинском районе. В 18 районах избран вариант создания ИКЦ в форме отдела при управлении сельского хозяйства. За 2008 г. сельхозпроизво-

Рис. 1. Схема взаимодействия ИКС с основными субъектамиАПК

дителям оказано 11 308 консультаций и услуг по оформлению субсидий, разработке бизнес-планов, ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению налоговых деклараций, оказанию юридических услуг. Полное формирование ИКС в республике планируется завершить к2011 г.

Целями осуществления мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства [1].

Одним из направлений деятельности ИКС могут быть поиск инвесторов и повышение инвестиционной привлекательности отрасли. На сегодняшний день привлечением инвестиций занимаются сами хозяйствующие субъекты. Однако лишь малая часть сельскохозяйственных предприятий является кредитоспособной, инвестиционно привлекательной. Сельское хозяйство при этом находится в финансовом тупике: банк не может предоставить кредит ввиду финансовых показателей, не соответствующих нормативам, а предприятие не может улучшить финансовые и производственные показатели без привлечения инвестиций. При этом сельскохозяйственное предприятие может обладать высоким производственным потенциалом. Выход из такой ситуации видится в появлении на финансовом рынке особого агента, осуществляющего деятельность по поиску потенциальных субъектов и объектов инвестирования. При этом ИКС может выступать как посредником, так и субъектом инвестирования (рис. 2).

Субъект инвестиционной деятельности, обладая капиталом, будь то государственный, частный или иностранный капитал, до осуществления финансирования, исходя из целей и условий инвестирования, должен осуществить ряд основных мероприятий: выбор объекта инвестирования, оценку его инвестиционной привлекательности, принятие решения о целесообразности

инвестирования. После этого осуществляется финансирование и проводится анализ экономической эффективности инвестиционной деятельности в аспекте достижения целей инвестирования. Для государства это решение социально-экономических задач, обеспечение инфраструктуры функционирования экономики, развитие инновационных производств, науки и техники, обеспечение социальной стабильности, для частного инвестора — достижение прибыльности инвестиций, увеличение доли рынка и т. д. Все эти мероприятия содержат в себе трансакционные издержки на поиск информации, осуществление управления и решения финансовых и производственных задач, требующих отвлечения сотрудников субъекта инвестирования от своих основных функций.

Обладая мощной информационной базой данных о новых технологиях производства сельскохозяйственной продукции, состоянии рынка, имея в штате квалифицированных специалистов в области растениеводства, животноводства, переработки сельскохозяйственной продукции, финансов и права, ИКС способна выступать в качестве посредника между инвестором и сельхозтоваропроизводителем, а в отдельных случаях — в качестве инвестора.

На основе мониторинга и анализа сельскохозяйственных предприятий ИКС может предложить субъекту инвестирования наиболее приемлемый объект инвестирования, контролировать освоение инвестиций, консультируя и информируя сельхозтоваропроизводителя о новых технологиях,

Рис. 2. Роль ИКС

в развитии сельского хозяйства посредством участия в инвестиционном процессе

42

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ'ПРАХЖ'иХА

позволяющих существенно повысить эффективность производства. Финансирование самой ИКС должно осуществляться из прибыли сельскохозяйственного предприятия. Поэтому ИКС напрямую заинтересована в прибыльности сельскохозяйственного товаропроизводителя, для которого она привлекает инвестиции и которому оказывает информационно-консультационные услуги. Также ИКС может получать процент от прибыли, полученной субъектом инвестирования от осуществления инвестиционной деятельности. При такой схеме у субъекта инвестирования снижаются риски потери финансовых средств, так как они находятся в доверительном управлении у ИКС.

Одним из примеров деятельности ИКС в развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан является разработка инвестиционного проекта освоения молочно-товарного комплекса на 1 250 голов стада (строительство новых производственных корпусов, закупка оборудования, племенного скота) и доведение к 2012 г. собственного производства молока до 12 тыс. т и мяса до 123 т в год. Этот проект осуществлялся на базе аг-рохолдинга, в состав которого входят ЗАО «Учалы-Молоко», ОАО «Красный партизан» и ряд других сельхозпредприятий Учалинского района. Реализация проекта позволит:

- повысить продовольственную безопасность как на региональном, так и на федеральном уровнях;

- удешевить затраты на производство сырья для выпускаемой продукции (цельномолочная продукция, масло, сыр, мясные полуфабрикаты и т. д.), повысить эффективность за счет применения высокотехнологичных производств;

- сократить импорт молока и молочных продуктов до минимума.

Планом развития ЗАО «Учалы-Молоко» предусмотрена закупка голландских красно-пестрых коров. В первую и вторую лактацию планируется получение от импортных коров 8 300 и 8 650 кг молока

Список литературы

Основные показатели развития ЗАО «Учалы-Молоко» в 2009—2010 гг.

Показатель 2009 2010

Объем реализации молока, т 11 045 12 000

Цена 1 т молока без НДС, тыс. руб. 10,5 11,13

Выручка от реализации 153 726 168 052

молока, тыс. руб.

Объем реализации мяса, т 123 123

Цена 1 т мяса без НДС, тыс. руб. 101 110

Выручка от реализации мяса, тыс. 12 423 13 530

руб.

Общая выручка, тыс. руб. 166 149 181 582,6

Затраты,тыс. руб., всего 87 376,4 93 149,6

В том числе на переработку 25 403,50 27 600

Амортизация 16 793,80 16 793,80

Прибыль, тыс. руб. 78 772,6 88 433

Рентабельность, % 90,1 94,9

соответственно. Производство молока и мяса будет увеличиваться по мере освоения производственных мощностей поголовьем дойного скота и повышения продуктивности животных. Основные показатели развития агрохолдинга представлены в таблице.

В создании агрохолдинга принимали участие только те предприятия, которые были отобраны по определенным критериям ИКС. В результате из перечня предприятий, которые должны заниматься поставкой стройматериалов, технологического оборудования, племенного скота, строительством зданий и сооружений были выбраны ЗАО «Строительная фирма «Метако» (Россия), АО FARMTEC (Чехия) и KRONE GmbH (Германия). Выбор партнеров был основан на ценовой политике фирм в условиях поставки; высокой технологичности предлагаемого оборудования; большом опыте работы в отрасли; установлении рейтинга доверия потенциального сотрудничества.

При осуществлении интеграционных процессов государство должно не сдерживать предпринимательскую инициативу, создавать условия для инвестиционной активности и экономического подъема, связанных с широким освоением новых перспективных технологий на началах рыночной конкуренции.

1. О республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.11.2007 № 348.

2. О создании государственного учреждения Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан: распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 06.11.2007 № 1228-р.

3. О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»: постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.