УДК 37.13.98
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВОСОЗНАНИИ КАК ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
© И. Ф. Габидуллин, Г. И. Аккулова*
Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Россия, Республика Башкортостан, 450054 г. Уфа, пр. Октября, 67.
Тел./факс: +7 (347) 237 25 23, +7 (347) 237 33 57.
E-mail: [email protected]
Приведены результаты исследований, направленных на изучение развития проблемы правосознания в ретроспективе, начиная с дореволюционного периода и завершая современными трудами. В итоге анализа различных подходов дано определение понятия правосознания, показана его актуальность на сегодняшний день. Отдельное внимание уделено понятию гражданско-правового сознания как специфическому явлению правового сознания и как одной из основ гражданского общества.
Ключевые слова: сознание, право, общественное сознание, правосознание, гражданско-правовое сознание, механизм правового регулирования, гражданское общество.
Исследование правосознания, гражданско-правового сознания личности следует начинать прежде всего с изучения представлений об этих понятиях в историческом, временном ракурсе для того, чтобы сформировать более глубокие и объективные знания о них.
Сознание представляет собой отличительное свойство человека, позволяющее придавать его деятельности целенаправленный, предсказуемый и планируемый характер. Особенностью сознания является его непосредственная связь с мозгом, благодаря которой его определяют как результат духовного творчества, как фикцию, иллюзорный феномен (Д. Юм, У. Джеймс) [1-2].
Каждый человек уникален, поэтому обладает индивидуальным сознанием, присущим только ему. С другой стороны, человек как существо общественное рождается, растет, получает образование, трудится в определенном коллективе, обществе, являясь его неотделимой составной частью и подчиняясь принятым в нем правилам и нормам поведения. Таким образом, можно выделить еще одно понятие-фикцию - общественное сознание, производное от индивидуального сознания и в то же время его определяющее.
Структуру общественного сознания можно представить в виде различных форм и уровней, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом [3, с. 225-227]. К формам общественного сознания можно отнести сознание политическое, нравственное, эстетическое, религиозное, правовое и как одна специфических форм - гражданско-правовое сознание.
Возникновение, формирование и развитие гражданско-правового сознания обусловлены влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов, среди которых весомую роль играют такие, как исторический опыт общества, традиции, нравы, обычаи, религиозные воззрения, ментальность людей.
Рассмотрим становление понятия правового сознания путем изучения подходов, существовавших в различное время в российской науке.
Актуализация интереса к проблеме правосознания всегда имела место в кризисные переломные моменты в истории российской государственности: революция 1917 года в России, становление советского государства, его распад, рождение нового государства на руинах СССР, волна революций в ряде зарубежных стран за последние несколько лет.
Исследованию правосознания в науке досоветского периода были посвящены работы И. А. Ильина [4].
Согласно И. А. Ильину, правосознание - нечто более глубокое и широкое, чем «сознание». В его формировании участвует вся человеческая душа (знание, мышление, воображение, воля, чувства). Нормальное правосознание - результат самосовершенствования и самопознания. «Такое правосознание дано в зачатке каждому человеку, если не считать душевнобольных и уродов; оно живет и действует в душах даже тогда, когда оказывается слабым, темным, подавленным или заглушенным; подобно очевидности или совести, оно сохраняет свою природу и свое значение даже и тогда, когда жизненная сила его сводится к минимуму» [4, с. 228].
И. А. Ильин вывел три аксиомы правосознания, суть которых сводится к следующему: способности человека к внутреннему самоуправлению, духовной, волевой самодисциплине, взаимному духовному признанию, уважению и доверию составляют основу правопорядка и государства.
Духовно-здоровое и зрелое правосознание является объективным критерием, с помощью которого разрешаются многие проблемы в обществе, происходит действительное обновление права и государства. Несмотря на будоражившие Россию в те годы потрясения, И. А. Ильин писал, что «это правосознание уже зарождается и зародилось, и задача всего человечества в том, чтобы не угасить вспыхнувшего огня, но поддержать его драгоценное пламя и зажечь им сердца» [4, с. 234].
* автор, ответственный за переписку
1080
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
Разработкой проблемы правосознания в советский период занимались С. С. Алексеев, К. Т. Вельский, Е. А. Лукашева, Е. В. Назаренко, Г. С. Остроумов, И. Ф. Рябко, И. Е. Фарбер, В. А. Шабалин,
В. А. Щегорцов и др.
Характерной особенностью исследований этого времени является их классовая направленность, отражающая классовую теорию права первых лет после революции. Так, например, в работах П. И. Стучки правосознание наряду с законом выступает как абстрактная форма права, одна из ступеней надстройки, как идеология [5]. В. П. Никитин, И. Ф. Рябко полагали, что экономический строй отражается в праве, в сознании людей и порождает правосознание.
И. П. Разумовский, Д. А. Потепейко, В. П. Никитин более расширительно толковали источник права и правосознания, утверждая, что правосознание берет свое содержание в общественном бытии. Под последним понимались не только производственные отношения, а весь общественно-политический строй общества, все общественно значимые явления действительности.
Многие исследователи, за исключением М. А. Рейснера и некоторых других, сходились в том, что право и правосознание не тождественны, что правосознание представляет собой совокупность правовых взглядов (согласно А. Я. Вышинскому, также философских и политических взглядов), то есть убеждений относительно правомерности и неправомерности поступков людей, справедливости и несправедливости законов.
Отличительной особенностью всех рассуждений в советский период истории была их пронизан-ность принципом классовости. Так, по И. Е. Фарбе-ру, правосознание «есть форма общественного сознания, представляющая совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их оценку с точки зрения классовой справедливости, а также и новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития» [6, с. 56]. Согласно К. Т. Вельскому, «правовое сознание - это форма общественного сознания, обусловленная общественным бытием и представляющая собой осознание права и правовых отношений в системе теоретических идей, практических норм, обыденных взглядов и психологических форм (чувств, настроений и т.д.) через призму классовых интересов» [7, с.29]. Справедливость этих утверждений признается и на сегодняшний день, за исключением классового подхода.
Преодоление классового подхода заметно в работах Е. А. Лукашевой, разработавшей несколько отличную от современников концепцию правосознания. Согласно этой концепции, правосознание может быть объективно исследовано только в контексте общей системы правового регулирования
общественных отношений и на основе данных социально-правовой психологии. Последняя состоит из четырех структурных компонентов: компоненты механизма социально-правовой регуляции поведения (интерес, воля, цель, мотивы деятельности); относительно устойчивые элементы социальной психологии (привычки, традиции, предрассудки, убеждения и т.п.); динамичные элементы (чувства, настроения, аффекты); способы (механизмы) формирования социально-правовой психологии (виляние, подражание, внушение, и т.п.). Все указанные компоненты социально-правовой психологии в рамках системы правового регулирования общественных отношений формируют правосознание.
Е. А. Лукашева справедливо отметила, что основу изучения правосознания составляет неразрывная связь сознания и социальной деятельности: «Правосознание, отражая объективные условия общественного развития, направляет, регулирует и координирует социальную практическую деятельность людей, преобразуясь в ходе этой деятельности, наполняясь новым содержанием» [8, с. 5]. Таким образом, правосознание, с одной стороны, содержит в себе оценку объективной действительности с точки зрения правовых категорий, а с другой - позволяет моделировать и прогнозировать систему права, его реализацию, создает ценностно-нормативную ориентацию деятельности людей, осуществляя тем самым регулирующую функцию.
Для большинства работ, посвященных изучению правосознания, авторы которых были выходцами из СССР и других стран социалистического лагеря, было характерно выделение социалистического правосознания в противовес буржуазному (В. А. Шабалин, С. В. Боботов, В. Матерн, М. Чич и др.). Первое представлялось как новый высший тип правового сознания, основанный на принципах классовости, партийности, законности, равенства, справедливости и т.д. А буржуазное правосознание - это исчерпавшее себя понятие капиталистического общества, теоретики которого всячески пытаются его оправдать и маскируют под него свои корыстные интересы.
Для конца XX - начала XXI в. характерно дальнейшее развитие исследований правосознания в заданном ранее русле, за исключением социалистической идеализации и вездесущего принципа классовости (Р. К. Русинов, В. П. Малахов,
С. С. Алексеев, Е. А. Лукашева, Е. А. Белканов, В. А. Сапун и др.). Так, согласно концепции, разработанной В. П. Малаховым, право - это такой продукт общества, который напрямую обусловлен степенью развития самого человека, его сознания, мышления, знания закономерностей развития природы, человека и общества. Правосознание же изначально присуще человеку, как правовому существу, и является основой для понимания права и его адекватного выражения [9]. Актуальность изучения проблемы правосознания обусловлена тем, что
возможности права можно использовать в целях гармонизации отношений природы, человека и общества. Ведь развитие производительных сил общества усиливает господство человека над природой, одновременно увеличивая уровень противоречий между ними.
Сегодня проблема правосознания является особенно актуальной. Вызвано это прежде всего тем, что в переходные периоды развития государства и общества обостряются все социальные противоречия, до этого, как казалось, находившиеся под контролем. Это и имущественное расслоение, и рост безработицы, преступности, и недоверие к власти, коррупция и т.п. Самое страшное в этой ситуации то, что человек бывает «сбит с толку» в идеологическом плане, когда он теряет нравственные и нормативные ориентиры жизнедеятельности. Спасти ситуацию в этом случае может только развитое зрелое правосознание, задающее мотив всей «песне».
Повышенный интерес к исследованиям правосознания в современном мире обусловлен также нарастанием дисгармонии между достижениями человечества и природой, экологическими проблемами. В признании и правовой защите нуждается не только человек с его правами и обязанностями, общество, но и природа. В связи с этим появилось такое понятие, как экологическое правосознание, призванное направить развитие правовых норм в русле защиты природы, экологии, преодоления экологических кризисов, основываясь на нынешнем состоянии природы и прогнозах на будущее.
Правосознание, являясь основой гражданско-правового сознания, соотносится с последним как общее и особенное.
Проблема гражданско-правового сознания получила очередной импульс в своем развитии в нашей стране благодаря объявленному в перестроечный период курсу на построение гражданского общества и правового государства. Гражданское общество - это показатель совершенства общественно-государственного строительства, единое целое, объединяющее людей посредством различного рода социальных связей, жизнедеятельность которого гармонично регулируется нормами естественного и позитивного права. При этом защита прав, свобод и интересов человека является важнейшим принципом правового регулирования.
Правосознание - форма общественного сознания, возникновение, формирование и развитие которого обусловлено влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов (исторический опыт и уровень развития общества, традиции, нравы, обычаи, религиозные воззрения, ментальность людей), представляющая собой совокупность правовых знаний, взглядов, идей, отражающих оценку объективной действительности с точки зрения правовых категорий, позволяющая не только конста-
тировать, но и оптимизировать процессы правотворчества, правоприменения и реализации права.
Гражданско-правовое сознание, являясь формой общественного сознания, формируется в течение длительного периода времени под влиянием самых различных факторов. При этом немаловажную роль играют образование, просвещение, воспитание человека в духе полноценного активного члена гражданского общества и гражданина [10-11]. Разработка и активное внедрение национальной программы развития гражданского образования в России, предусматривающей целый комплекс мер, направленных на формирование знаний, умений и навыков успешной жизнедеятельности человека как гражданина своей страны, является необходимым условием развития гражданского правосознания. Указанные мероприятия при этом должны охватывать всю сознательную жизнь человека.
Правовое сознание является тем внутренним стержнем, вокруг которого строится вся правовая система общества. Гражданско-правовое сознание, отражая правовую оценку объективной действительности с точки зрения обеспечения реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, призвано стать действенной силой механизма правового регулирования и ориентиром на пути становления гражданского общества и правового государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юм Д. Сочинения в 2 т. / пер. с англ. С. И. Церетели. М.: Мысль, 1965.-Т.1.
2. Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии / пер. с англ. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2011. 240 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии).
3. Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 225-227.
4. Ильин И. А. О сущности правосознания / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993. 413 с.
5. Стучка П. И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига: Латв. гос. изд-во, 1964. 748 с.
6. Фарбер И. Е. Проблемы социалистического правосознания в свете решений XXII съезда КПСС // Советское государство и право. 1962. №2. С. 56.
7. Вельский К. Т. Социалистическое правосознание. Диалектика формирования и развития. Ярославль: ВерхнеВолжское книжное издательство, 1979. 384 с.
8. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит-ра, 1973. 162 с.
9. Малахов В. П. Концепция философии права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 336 с.
10. Г аязов А. С. Образование как пространство формирования
гражданина. М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2006. 284 с.
11. Бедерханова В. П., Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. №1. С. 16-27.
Поступила в редакцию 12.05.2012 г.