ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т. А . Асеева1
В статье раскрыты результаты психолого-педагогического эксперимента, направленного на формирование готовности студентов вузов к организации турист-ско-сервисной деятельности.
Ключевые слова: готовность, мотивация, организация туристско-сервисной деятельности.
The article reveals some results of a psycho pedagogical experiment aimed at building preparedness of students of higher education institutions for the tourist and service activities.
Key words: readiness, motivation, organization of tourist and service activity.
Современные педагоги и психологи едины в том, что качество выполнения любой деятельности и ее результат зависят от готовности индивида к выполнению этой деятельности. Именно готовность студентов вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей [3; 5; 6; 8]. Общее понимание готовности применимо к различным видам деятельности, поэтому готовность студентов вуза к организации туристско-сервисной деятельности рассматривалась нами как единство четырех взаимосвязанных структурных блоков: коммуникативного, эмоционального, когнитивного, мотивационно-личностного. Специалист в области организации туристско-сервисной деятельности должен быть тонким психологом, знать потребности клиента, владеть такими личностными качествами, как доброжелательность, коммуникабельность, самообладание, высокое чувство юмора, спокойствие, общительность и т. д. [1; 2; 4].
Общей целью исследования было обоснование условий и методов формирования готовности студентов вузов к организации туристско-сервисной деятельности. Была разработана специальная программа формирования этой го-
1 Асеева Таисия Афанасьевна — старший преподаватель Южного института менеджмента, г. Краснодар. Эл. почта: [email protected]
товности, направленная как на улучшение профессионально значимых умений и навыков в организации туристско-сервисной деятельности, так и на повышение уровня мотивации, интереса к профессии, что в будущем должно способствовать успешному выполнению деятельности в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Программа апробировалась на протяжении 7 лет в Южном институте менеджмента (г. Краснодар). Занятия проводились в форме групповой работы по аналогии с группами тренинга по формированию умений и навыков. Возраст членов группы — 18-20 лет. Всего предусмотрено 10 занятий по 2-2,5 часа каждое 1-2 раза в неделю. Время проведения цикла составляет до 10 недель.
Программа занятий включала следующие темы:
1. Роль готовности студента вуза к организации туристско-сервисной деятельности.
2. Классификация профессий к организации туристско-сервисной деятельности.
3. Роль жизненных ценностей при выборе туристско-сервисной профессии.
4. Развитие умений по принятию решений к организации туристско-сер-висной деятельности.
5. Эмоциональная культура как фактор успешности в организации турист-ско-сервисной деятельности.
6. Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при организации ту-ристско-сервисной деятельности.
7. Коммуникативная культура и этика общения в организации туристско-сервисной деятельности.
8. Установление и развитие коммуникации при взаимодействии с клиентом в сфере туристско-сервисной деятельности.
9. Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности в сфере ту-ристско-сервисной деятельности.
10. Итоговое занятие по формированию готовности применения полученных знаний к организации туристско-сервисной деятельности.
По нашему предположению, процесс прохождения программы должен способствовать формированию готовности студентов вуза к организации турист-ско-сервисной деятельности.
Для проверки высказанного предположения до и после прохождения программы были проведены измерения коммуникативного, эмоционального, когнитивного, мотивационно-личностного параметров готовности. Использовалась процедура групповой оценки качеств студентов, позволяющая раскрыть основные блоки готовности. Каждый из участников группы оценивал всех других членов группы по 10-балльной шкале; в итоге выводи-
Таблица 1
Динамика показателей коммуникативного блока готовности к организации туристско-сервисной деятельности, средние значения
Показатели коммуникативного блока До участия в программе После участия в программе Значимость различий
Культура общения 6,3 7,1 0,0001**
Культура речи 6,5 6,7 0,04*
Умение устанавливать контакт с клиентом 7,2 7,8 0,0001***
Инициативность в общении 6,2 7,1 0,0001**
Ораторские способности 7,8 8,3 0,0003**
Уверенность и артистизм 6,9 7,2 0,005**
Невербальная грамотность 6,2 6,5 0,04*
** — различия значимы при р < 0,01; * — различия значимы при р < 0,05.
лась среднегрупповая оценка каждого качества до и после реализации программы. Объём выборки формирующего эксперимента, результаты которого излагаются далее, составил 38 чел. Математическая обработка данных исследования проводилась с использованием статистических модулей пакета 81аИ8Шка 7.0. Данные были проверены на нормальность с помощью критерия Колмогорова — Смирнова. Достоверность различий показателей личностных характеристик по всем блокам определялась с помощью 1-критерия Стьюдента.
Результаты динамики показателей по всем четырём блокам представлены в табл. 1-4.
Как следует из табл. 1, динамика всех показателей коммуникативного блока улучшилась. Наибольший прирост наблюдается по таким качествам, как культура общения (+0,85), инициативность в общении (+0,9), умение устанавливать контакт с клиентом (+0,6), ораторские способности (+0,5).
Динамика эмоционального блока также характеризуется улучшением показателей, но, в отличие от коммуникативного блока, статистически значимые изменения наблюдаются по пяти качествам из семи. Наиболее существенны изменения по таким показателям, как умение поставить себя на место партнера (+0,9), умение чувствовать состояние собеседника (+0,7). Эти сдвиги по смыслу близки к наиболее существенным сдвигам в коммуникативном блоке; можно сделать вывод, что программа имеет выраженную направленность на формирование эмпатии.
В результате использования программы большинство показателей когнитивного блока улучшилось. Только по одному показателю (умение смотреть на привычные действия, поступки людей по-новому) наметилось ухудшение, но изменение не является статистически значимым. Наибольший же прирост
Таблица 2
Динамика показателей эмоционального блока готовности к организации туристско-
сервисной деятельности
Показатели эмоционального блока До участия в программе После участия в программе Значимость различий
Умение чувствовать состояние собеседника 7,1 7,8 0,0001**
Отзывчивость 6,0 6,5 0,014*
Умение управлять своими эмоциями 6,3 6,8 0,0007**
Умение поставить себя на место партнера 5,9 6,8 0,0001**
Умение учитывать эмоциональный настрой клиента 6,7 6,9 0,08
Умение открыто выражать свои чувства 7,1 7,5 0,007**
Терпимость к поведению, отличному от собственного поведения 6,0 6,2 0,26
** — различия значимы при p < 0,01; * — различия значимы при p < 0,05
Таблица 3
Динамика показателей когнитивного блока готовности к организации туристско-
сервисной деятельности
Показатели когнитивного блока До участия в программе После участия в программе Значимость различий
Устойчивая потребность в знаниях по туризму 7,2 7,5 0,02*
Любознательность 7,5 7,8 0,056
Находчивость 7,2 7,5 0,004**
Умение разбираться в людях 5,6 5,9 0,009**
Умение смотреть на привычные действия, поступки людей по-новому 6,2 6,0 0,26
Умение прогнозировать поступки, развитие отношений 6,0 6,7 0,0009**
Умение ценить юмор 6,0 7,1 0,0001**
Стремление перенять что-то хорошее, ценное 5,9 6,7 0,0001**
** — различия значимы при p < 0,01; * — различия значимы при p < 0,05.
Таблица 4
Динамика показателей мотивационно-личностного блока готовности к организации
туристско-сервисной деятельности
Показатели мотивационно-личностно-го блока До участия в программе После участия в программе Значимость различий
Доброжелательность 7,6 8,0 0,008**
Психолого-педагогический такт 5,2 5,4 0,32
Чувство долга и ответственность 7,2 7,4 0,056
Умение устанавливать искренние отношения 5,2 5,6 0,007**
Объективность в оценках клиента, ситуации 6,0 6,7 0,0008**
Широта взглядов 6,0 6,2 0,26
Умение достигать цели с учётом интересов клиента 6,2 6,7 0,0001**
Уважение личности клиента 6,2 6,7 0,0001**
** — различия значимы при р < 0,01; * — различия значимы при р < 0,05.
наблюдается по таким показателям, как умение ценить юмор (+1,1), стремление перенять что-то хорошее, ценное (+0,8), умение прогнозировать поступки, развитие отношений (+0,7).
В целом зафиксировано улучшение показателей и мотивационно-личностного блока, но сдвиги оказались не такими выраженными, как по другим блокам. Это можно объяснить более интегративным характером показателей мо-тивационно-личностного блока. Наиболее существенные сдвиги наблюдаются по таким показателям, как объективность в оценках клиента, ситуации (+0,7), умение достигать своих целей с учетом интересов клиента или партнера (+0,5), уважение личности клиента или партнера (+0,5).
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что в результате занятий по предложенной программе у студентов наблюдается положительная динамика показателей всех четырех блоков (коммуникативного, эмоционального, когнитивного, мотивационно-личностного). Характер динамики близок к тем результатам, которые дает успешное прохождение тренингов профессионального самоопределения [7], что является дополнительным подтверждением её валидно-сти. Однако преимущество данной программы состоит в том, что она разработана для студентов, специализирующихся в области туризма и сервиса, насыщена соответствующими содержательными элементами и позволяет студентам реализо-вывать и улучшать получаемые профессиональные знания и умения.
Таким образом, наше исходное предположение подтвердилось, а следовательно, данная программа может использоваться в процессе подготовки студентов к организации туристско-сервисной деятельности.
Библиографический список
1. Гаранина Е. Н. Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1999.
2. Горячева Т. К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона: дис. ... канд. пед. наук. Сходня, 1999.
3. Зинченко В. П. (при участии С. Ф. Горбова, Н. Д. Гордеевой) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002.
4. Канина Е. Н. Формирование профессиональнозначимых качеств студентов туристских вузов в процессе изучения информатики: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.
6. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2002.
7. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. М.; Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2002.
8. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.