Научная статья на тему 'Самооценка студентами педагогического вуза и учителями начальных классов профессионально важных качеств'

Самооценка студентами педагогического вуза и учителями начальных классов профессионально важных качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайденкова Татьяна Николаевна, Фельдман Инесса Леонидовна

Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют сказать, что и студенты, и учителя начальных классов, независимо от их стажа работы в школе, достаточно объективно подошли к самооценке профессионально важных качеств. Актуальная самооценка учителей более точная и критичная. Для студенческих самооценок по ряду параметров характерна неадекватность (чаще в сторону завышения), особенно на начальном этапе профессиональной подготовки. Выявленные особенности могут быть положены в основу дифференциации процесса формирования самооценки профессиональных качеств у будущих педагогов как важного фактора профессиональной коррекции и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайденкова Татьяна Николаевна, Фельдман Инесса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SELF-ESTIMATION STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL AND TEACHERS OF INITIAL CLASSES OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

The empirical data received during research allow to tell, as students, and teachers of initial classes, irrespective of their experience of work at school, objectively enough came to a self-estimation of professionally important qualities. Actual self-estimation of teachers more exact and critical. For student’s self-estimations on a number of parameters inadequacy (more often aside overestimate), especially at the initial stage of vocational training is characteristic. The revealed features can be based differentiations of process of formation of a self-estimation of professional qualities at the future teachers as important factor of professional correction and perfection.

Текст научной работы на тему «Самооценка студентами педагогического вуза и учителями начальных классов профессионально важных качеств»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Т.Н. Шайденкова, И.Л. Фельдман

САМООЦЕНКА СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ

КАЧЕСТВ

дним из важнейших факторов развития учителя как профессионала и личности является его Я-концепция, которая выступает в единстве трех составляющих: профессионального самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Развитие профессионального самопознания находит свое выражение в самооценке; она служит своеобразным механизмом саморегуляции личности. Объективная, верная самооценка дает возможность точно определить человеку круг тех профессиональных задач, которые он способен решить. Благодаря соответствию самооценки реальным возможностям личности, она в состоянии достигнуть внутренней гармонии с собой, самоуважения; рассогласованность профессиональной самооценки с реальностью приводит к внутренним конфликтам, препятствует саморазвитию, что может вызвать необоснованный отказ от профессии.

Процесс развития самооценки не имеет временного предела, поскольку личность постоянно развивается, в результате преобразуются содержание, способы выработки самооценки, мера ее участия в регуляции поведения личности. Вот почему важно знать специфику профессиональной самооценки учителей не только в процессе их педагогической деятельности в школе, но и на этапе обучения в вузе.

С целью выявления особенностей профессиональной самооценки у студентов педагогического вуза и учителей начальных классов с различным стажем работы нами проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 165 студентов 1-5-го курсов факультета педагогики и психологии развития ребенка Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (по 35 человек в каждой обследуемой группе) и 99 учителей начальных классов школ Тулы со стажем работы до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет (по 33 человека в каждой категории). В качестве диагностического инструментария использовалась методика Н.Г. Рукавишниковой «Шкала самооценки профессионально важных качеств педагога».

Испытуемым было предложено оценить по 10-балльной шкале выраженность у себя профессионально важных качеств (ПВК) с трех позиций: «Я сегодня» (актуальная самооценка); «Я в начале обучения» (для студентов) — ретроспективная самооценка; «идеальный учитель» — (идеальная самооценка). В опроснике представлены характеристики, связанные с выполнением субъектом педагогической деятельности. Всего респонденты оценивали себя по 16 параметрам, которые мы объединили в два блока: мотивационная сфера и профессиональная компетентность.

При обработке материалов эмпирического исследования были получены средние значения по каждому из 16 качеств для всех категорий испытуемых. Для удобства анализа степени выраженности ПВК нами установлена следующая градация уровней развития этих качеств: высокий уровень — 8—10 баллов, достаточный — 6—7,9 балла, средний уровень — 4—5,9 балла, низкий уровень — менее 4 баллов. Результаты по различным типам самооценки студентов представлены в табл. 1, учителей — в табл. 2. Средние значения в таблицах даны в прямой зависимости, то есть чем больше значение, тем выше самооценка данного качества.

Таблица 1, Самооценка студентами профессионально важных качеств педагога (средние баллы)

1-й курс (п = 35) 2-й курс (п = 35) 3-й курс (п = 35) 4-й курс (п = 35) 5-й курс (п = 35)

№ Профессионально важные качества педагога актуальная ретроспект. идеальная актуальная ретроспект. идеальная актуальная ретроспект. идеальная актуальная ретроспект. идеальная актуальная ретроспект. идеальная

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 Любовь к детям, желание с ними работать 8,0 7,3 9,9 7,6 7,1 9,7 6,7 7,4 9,6 8,2 7,7 9,9 6,9 8,0 9,9

2 Интерес к педагогической деятельности, желание быть педагогом 7,2 6,8 9,8 6,3 6,6 9,7 5,2 6,5 9,8 7,3 6,7 9,9 6,2 7,5 9,9

3 Стремление к самостоятельности и творчеству 6,4 6,7 8,9 7,3 6,0 9,3 7,3 6,8 8,9 7,7 6,3 9,6 7,6 6,4 9,7

4 Стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию 7,9 6,8 9,3 6,5 5,8 9,4 7,5 6,7 9,4 7,9 5,8 9,8 7,1 6,5 9,4

5 Знания по преподаваемым предметам 5,9 4,5 9,8 6,2 3,9 9,7 6,3 5,7 9,4 7,7 4,9 9,6 7,8 4,3 9,9

6 Умение доступно донести знания до учащихся, увлечь своим предметом 5,4 3,9 9,8 5,3 3,9 9,9 5,7 3,7 9,5 7,6 4,9 10 7,2 3,6 9,9

Знание сущности педагогической

7 деятельности, основ обучения, воспитания и развития школьников и умение применять их на практике 5,8 3,8 9,9 5,3 2,7 9,5 6,3 2,8 9,4 7,3 3,8 9,6 7,7 3,5 9,9

8 Знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся и умение находить индивидуальный 6,2 4,5 9,6 6,0 3,6 9,5 6,7 3,6 9,8 7,7 4,3 9,7 8,0 3,2 9,9

подход к каждому

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Знание психологических особенностей

9 собственной личности, умение оценить свои сильные и слабые стороны 7Д 6Д 9,5 7,9 7,1 9,3 7,5 5,8 9,1 8,2 6,0 9,6 8,2 5,0 9,6

Знание социально-психологических

особенностей классного коллектива, 4,0 9,8

10 умение сплотить коллектив ребят, создать в классе благоприятный психологический климат 5,8 6,4 3,7 9,6 6,4 4,1 9,3 7,8 5,0 10 8,2 3,4 9,9

Способность к познанию, объективной

11 оценке, проникновению в сущность, получению новой информации и умение использовать полученные знания на практике 6,4 4,8 9,4 6,6 4,6 9,4 6,3 4,4 9,1 8,3 5,0 9,7 7,3 4,6 9,8

Способность к пониманию себя и других,

12 проникновению во внутренний мир другого человека, сопереживанию 7,4 6,5 9,1 8,2 7,4 9,4 7,7 7,0 9,3 7,8 7,0 9,8 8,8 6,8 9,6

13 Умение устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми, быстро и конструктивно улаживать конфликты 7,4 6,6 9,7 8Д 7,4 9,6 7,2 6,7 9,5 7,3 6,5 9,7 8,4 7,0 9,7

14 Умение управлять, организовывать других, вести за собой 5,3 5,5 9,4 6,8 5,9 9,4 6,2 5,3 9,2 7,1 5,6 9,7 7,1 5,1 9,5

Умение ставить перед собой большие цели

15 и планировать свою деятельность по их достижению на длительный срок 6,0 4,8 9,4 6,6 5,6 9,4 5,6 4,6 8,8 6,5 4,8 9,5 7,3 5,4 9,3

Умение ставить перед собой оперативные

16 цели и задачи и планировать свою деятельность по их достижению на ближайшую перспективу 5,9 4,9 9,6 6,9 5,8 9,5 6,6 5,5 9,3 7,2 5,3 9,5 7,3 5,3 9,7

>

я £

н §

к

с

Рассмотрим особенности самооценки ПВК студентами и учителями начальных классов отдельно по каждому блоку.

Первый блок

Как видно из табл. 1, студенческие самооценки различных параметров мотиваци-онной сферы в аспекте «Я сегодня» распределились следующим образом (ранговые места по мере убывания оценок):

1. любовь к детям, желание работать с ними — от 6,7 до 8,2 балла;

2. стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию —от 6,5 до 7,9 балла;

3. стремление к самостоятельности и творчеству — от 6,4 до 7,7 балла;

4. интерес к педагогической деятельности, желание быть педагогом — от 5,2 до 7,3 балла.

На основании этих данных можно сказать, что любовь к детям, желание работать с ними выступают у большинства студентов (несмотря на различия в оценках) как преобладающий мотив. В то же время в педагогической профессии в большей степени они видят возможность самосовершенствования, личностного роста, возможность творческой деятельности; в меньшей степени их интересуют собственно педагогическая деятельность, желание быть педагогом (средние баллы наименьшие).

В результате самооценивания мотивационных характеристик прослеживается определенная тенденция: наиболее высокие оценки по 1, 2 и 4 параметрам даны студентами 1-го и 4-го курсов (средние баллы соответственно равны 8,0 и 8,2; 7,2 и 7,3; 7,9), по 3-му параметру — студентами 4-го курса (7,7). Объяснить это, на наш взгляд, можно следующим. Как показывают психологические исследования, на 1-м курсе ведущая роль отводится мотивации жизненного пути. У первокурсников повышается уважение к себе как субъекту жизненного пути, впервые решившего важную проблему — выбор профессии и поступление в вуз. Это порождает определенного рода эйфорию, которая и проявляется в удовлетворенности собой, росте самооценок, в том числе самооценок мотивов выбора профессии. Начиная с 4-го курса, процесс обучения осмысливается у большинства студентов с позиции требований профессиональной деятельности, что, несомненно, означает актуализацию собственно профессиональной мотивации, превращение ее в ведущий фактор внутренней активности личности.

Самооценка с позиции «идеальный учитель» показывает, что у студентов всех курсов имеется достаточно стабильное представление образа идеального педагога, ведущим мотивом деятельности которого должны быть прежде всего любовь к детям, интерес к педагогической деятельности, желание быть педагогом (эти параметры получили наиболее высокие оценки — от 9,6 до 9,9 балла).

Учителя начальных классов (см. табл. 2) несколько иначе, чем студенты, оценивают свои мотивационные характеристики. Если преобладающим мотивом у различных категорий учителей по актуальной самооценке является любовь к детям, желание работать с ними (средние оценки здесь наиболее высокие — 7,7; 8,6 и 9,5), что соответственно вызывает интерес к педагогической деятельности и желание быть педагогом (средние баллы равны 6,0; 7,9 и 9,5), то стремление к самостоятельности и творчеству в меньшей степени рефлексируется учителями по сравнению со студентами (средние баллы 6,2; 7,4 и 5,9). Более того, наименьшая оценка (5,9) по этому параметру зафиксирована у тех учителей, стаж работы которых превышает 10 лет. Это вызывает некоторое недоумение, поскольку учителя с более высоким уровнем мастерства (а учителей начальных классов со стажем работы свыше 10 лет мы считаем именно таковыми) обнаруживают большую творческую активность. С другой стороны, мотивацию к творчеству необходимо у себя развивать. По трем другим аспектам мотивационной сферы учителей динамика их самооценок одинакова: по мере профессионального становления средние баллы увеличиваются. Мотивационные характеристики идеального педагога все обследуемые

Таблица 2. Самооценка учителями начальных классов с разным стажем работы профессионально важных качеств (средние баллы, п = 33)

№ Профессионально важные качества педагога Стаж работы (лет)

0-5 5-10 >10

Акт. Идеал. Акт. Идеал. Акт. Идеал.

1 Любовь к детям, желание с ними работать 7,65 9,91 8,55 9,95 9,52 10,0

2 Интерес к педагогической деятельности, желание быть педагогом 6,04 9,69 7,9 9,86 9,48 9,96

3 Стремление к самостоятельности и творчеству 6,21 9,39 7,4 9,73 5,91 9,96

4 Стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию 6,87 9,69 7,9 9,82 8,7 10,0

5 Знания по преподаваемым предметам 6,82 9,87 8,23 9,95 8,83 9,96

6 Умение доступно донести знания до учащихся, увлечь своим предметом 6,87 9,76 7,95 9,82 9,4 9,96

7 Знание сущности педагогической деятельности, основ обучения, воспитания и развития школьников и умение применять их на практике 6,3 9,56 7,27 9,4 9,26 10,0

8 Знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся и умение находить индивидуальный подход к каждому 7,0 9,78 8,27 10,0 9,13 10,0

9 Знание психологических особенностей собственной личности, умение оценить свои сильные и слабые стороны 6,9 9,65 7,5 9,59 8,78 10,0

10 Знание социально-психологических особенностей классного коллектива, умение сплотить коллектив ребят, создать в классе благоприятный психологический климат 6,87 9,6 7,55 9,82 8,87 10,0

11 Способность к познанию, объективной оценке, проникновению в сущность, получению новой информации и умение использовать полученные знания на практике 6,78 9,69 7,56 9,82 8,57 9,7

12 Способность к пониманию себя и других, проникновению во внутренний мир другого человека, сопереживанию 7,26 9,65 8,18 9,55 8,43 9,7

13 Умение устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми, быстро и конструктивно улаживать конфликты 7,3 9,65 8,05 9,55 8,65 9,83

14 Умение управлять, организовывать других, вести за собой 6,08 9,69 7,4 9,45 8,6 9,91

15 Умение ставить перед собой большие цели и планировать свою деятельность по их достижению на длительный срок 5,73 9,69 6,77 9,5 8,26 9,87

16 Умение ставить перед собой оперативные цели и задачи и планировать свою деятельность по их достижению на ближайшую перспективу 6,13 9,52 7,27 9,55 8,65 9,74

категории учителей оценивают высоко (средние баллы от 9,4 до10,0).

Второй блок

В области профессиональной компетенции анализ самооценок нами проведен по следующим направлениям:

- специальные знания (5-й параметр);

- общепедагогические знания и умения применять их на практике (7 параметр);

- педагогические умения (6-й, 11 — 16-й параметры);

- психологические знания и педагогические умения, в основе которых лежат эти знания

(8-й и 10-й параметры);

- аутопсихологическая компетентность (9-й параметр).

К специальным знаниям, учитывая специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов и соответственно его подготовку в вузе, мы относим предметные знания по таким учебным дисциплинам, как русский язык и математика. Самооценка студентами этих знаний в аспекте «Я сегодня» показывает достаточный уровень их освоения (средние баллы лежат в диапазоне от 5,9 до 7,8). Прослеживается устойчивая тенденция повышения баллов от курса к курсу, что не случайно: и русский язык, и математика изучаются на протяжении 4 лет обучения в университете, следовательно, знания студентов постоянно расширяются, углубляются, закрепляются.

Общепедагогические знания и умения являются стержнем в профессиональной подготовке будущих учителей, поэтому остановимся более подробно на рассмотрении студенческих самооценок этой сферы своей профессиональной компетенции.

Педагогическая теория, согласно действующему учебному плану данной специальности, изучается в 1-4-м семестрах. В 3-6-м семестрах предусмотрена непрерывная педагогическая практика, основная задача которой заключается в целенаправленном соотнесении педагогических знаний с реальной школьной действительностью, в обеспечении перевода теоретических знаний в инструмент практических действий. Вместе с тем знания сущности педагогической деятельности, основ обучения, воспитания и развития школьников и умение применять их на практике по актуальной самооценке студентов 1-го и 2-го курсов сформированы у них только на среднем уровне (5,8 и 5,3 балла соответственно). Возможно, респонденты достаточно критично подошли к процедуре самооценки этого параметра, но тем не менее можно предположить неудовлетворенность студентов имеющимися у них общепедагогическими знаниями и умением применять их на практике. Начиная с 3-го курса, идет заметное повышение оценок, которые составляют 6,3; 7,3и 7,7 балла, что соответствует достаточному уровню. Такая самооценка, на наш взгляд, является адекватной. Высокий уровень освоения педагогических знаний по данным актуальной самооценки у студентов не зафиксирован.

В структуре профессиональной компетенции педагога важное место занимают педагогические умения. В опроснике в обобщенном виде представлены наиболее значимые умения, обеспечивающие реализацию различных сторон учительского труда: информационные умения, гностические умения и способности, коммуникативно-перцептивные умения, организаторские и прогностические умения.

Из этих умений наиболее высоко студенты всех курсов оценили коммуникативно-перцептивные умения: средние баллы на 1, 3 и 4-м курсах составили 7,4; 7,7 и 7,8 по 12-му параметру и 7,4; 7,2; 7,3 — по 13-му параметру, что соответствует достаточному уровню, а на 2-м и 5-м курсах — 8,2; 8,8 и 8,1; 8,4 — высокому уровню. Динамика оценок одинакова для этих двух параметров: после 2-го курса наблюдается снижение баллов, после 3-го — их неуклонное повышение. Характерно, что самооценка этих умений студентами 5-го курса выше не только по отношению к самооценке студентов других курсов, но и по сравнению с оценками всех остальных ПВК, отраженных в опроснике. Представляется важным, что выпускники педагогического университета, находясь на пороге самостоятельной деятельности, осознают то большое влияние, ко-

торое оказывает на младших школьников личность учителя, его нравственная культура, теплое и заботливое отношение к детям, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения, эмпатия, — в совокупности это характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с учащимися.

По самооценке студентов на достаточном (1—3 и 5-й курсы) и высоком (4-й курс) уровнях сформированы у них и гностические умения и способности. И это не случайно: познавательная деятельность — ведущая в процессе вузовского обучения. В то же время владение гностическими умениями обеспечивает большую эффективность образовательного процесса в школе, поскольку сама природа педагогической деятельности требует от учителя умения исследовать учебно-воспитательный процесс, вскрывать его противоречия, применять научный подход к его организации. Следовательно, высокоразвитые гностические способности и умения придают работе учителя творческий, исследовательский характер.

Установлено своеобразие в динамике самооценки студентами информационных умений, большое значение которых обусловлено тем, что обучающая и воспитывающая деятельность в той или иной мере основаны на информационных процессах. От того, как сам учитель владеет учебной информацией, зависит качество преподавания, содержательность изложения учебного материала, его логическая стройность, насыщенность яркими фактами. Это позволяет увлечь школьников учебным предметом, делает процесс обучения интересным и доступным. Наиболее высоко оценивают у себя эти умения студенты 4-го курса (средний балл — 7,6), что, несомненно, связано с их недавней работой в школе в период педагогической практики. Чуть ниже самооценка пятикурсников — 7,2 балла. Скорее всего, это объясняется большей объективностью выпускников в оценке своих возможностей, поскольку уже через несколько месяцев они должны будут прийти в школу в качестве учителей. Оценка студентов 1-го курса по этому параметру, напротив, является чрезмерно завышенной (хотя средний балл равен 5,4), так как они еще незнакомы ни с дидактикой, ни с методиками преподавания учебных предметов. Оценку владения умением доступно донести знания до учащихся, увлечь своим предметом у студентов 2-3-го курсов, не прошедших учебно-педагогическую практику, также можно считать несколько завышенной.

Организаторские (14-й параметр) и прогностические умения (15—16-й параметры) рефлексируются студентами по разному: средние баллы самооценки в аспекте «Я сегодня» колеблются от 5,3 до 7,1 по 14-му параметру, 6,0 до 7,3 по 15-му параметру и 5,9 до 7,3 по 16-му параметру. Невысокие баллы по самооценке первокурсников и оценки выпускников, соответствующие лишь достаточному уровню, здесь вполне закономерны: формирование профессиональных умений — процесс длительный, протекающий медленно, он проходит ряд этапов и далеко не всегда завершается к окончанию вуза.

Обращает на себя внимание такой факт: студенты 3-го курса оценивают практически все свои умения, за исключением информационных, ниже, чем второкурсники. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что к концу 3-го курса, как отмечается в психологической литературе, студенты переживают второй кризис профессионального развития, происходит их переориентация с учебно-академических ценностей и критериев на профессиональные, вследствие чего они (студенты) более строго подходят и к самооценке себя, своих возможностей, в том числе и профессиональных умений.

Несколько иную картину представляют результаты самооценки психологических знаний и умений, в основе которых лежат эти знания. Оценка студентами 1-3-го курсов своих знаний возрастных и индивидуально- психологических особенностей учащихся, социально-психологических особенностей классного коллектива, умений сплотить коллектив ребят, создать в классе благоприятный психологический климат, найти подход к каждому ребенку существенно завышена (средние баллы распределяются следующим образом: 6,2; 6,0 и 6,7 по 8-му параметру и 5,8; 6,4; 6,4 по 10-му параметру). Поскольку студенты не были еще на активной педагогической практике, в ходе которой наиболее интенсивно происходит закрепление знаний и освоение умений, говорить о

достаточном уровне их сформированности (на это указывают результаты самооценки) рано. Что же касается студентов старших курсов, то динамика их самооценок по этим параметрам (средние баллы увеличиваются с 7,7 и 7,8 — 4-й курс и достигают 8,0 и 8,2 — 5-й курс) показывает стабильное повышение уровня овладения психологическими знаниями и педагогическими умениями, в основе которых лежат эти знания, переход их с достаточного уровня (4-й курс) на высокий (5-й курс). Выпускники, осмысливая свои знания и умения уже с практической точки зрения, оценивают их гораздо выше других студентов.

Обнаруживается неадекватность в актуальной самооценке студентами аутопси-хологической компетенции. Средняя оценка знаний психологических особенностей собственной личности, умения оценить свои сильные и слабые стороны у старшекурсников — 8,2 балла, у студентов 1-3-го курсов немного — соответственно 7,1; 7,9 и 7,5 балла. Эти оценки смещены в сторону завышения, и очень часто большинство студентов, еще обучаясь в вузе, убеждаются в ошибочности своего мнения относительно уровня сформированности аутопсихологических знаний и умений.

Учителя начальных классов после окончания вуза в первые годы своей работы (стаж до 5 лет) считают, что все знания и умения, составляющие их профессиональную компетентность, сформированы на достаточном уровне. При этом различия средних баллов актуальной самооценки незначительны: разница между самым высоким баллом — 7,3 (среднее значение самооценки коммуникативных умений) и самым низким баллом — 6,0 (среднее значение оценки гностических умений) составляет 1,3 балла. По мере накопления педагогического опыта, повышения профессионализма уровень освоения профессионально-педагогических знаний и умений возрастает до высокого по некоторым параметрам у учителей, стаж работы которых от 5 до 10 лет (например, специальные предметные знания, коммуникативно-перцептивные умения и др.), и по всем параметрам у учителей со стажем свыше 10 лет. Средние баллы самооценки у них варьируются от 8,3 до 9,3. Результаты такой рефлексии свидетельствуют об объективности этих учителей в оценке своих профессиональных возможностей и показывают резервы дальнейшего самосовершенствования.

Характеризуя образ идеального педагога, и студенты всех курсов, и все категории обследуемых учителей указывают на то, что профессиональная компетентность такого педагога должна соответствовать высокому уровню по всем параметрам. Их средние оценки представлены в диапазоне от 9,1 (студенты) и 9,4 (учителя) до 10,0 баллов.

Проанализируем взаимозависимость между различными типами самооценки: актуальной, ретроспективной и идеальной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что актуальная самооценка должна быть выше ретроспективной, в противном случае деятельность педагога не прогрессивна для него самого, т.е. учитель в процессе профессиональной деятельности не повышает свою квалификацию и мастерство. Идеальная самооценка должна быть выше актуальной, в этом случае можно говорить о заинтересованности учителя в самосовершенствовании. Более того, чем выше идеальная самооценка, тем сильнее данное стремление.

Как видно из табл. 1, в основном у студентов всех курсов актуальная самооценка выше ретроспективной. Однако по отдельным качествам ретроспективная оценка превышает актуальную. Прежде всего, это имеет отношение к мотивационным характеристикам личности. Так, например, если студенты 1, 2 и 4-го курсов примерно одинаково оценивают наличие у себя таких профессиональных качеств, как любовь к детям, желание с ними работать (средние баллы составляют по курсам 8,0; 7,6; 8,2 в аспекте «Я сегодня» и 7,3; 7,1; 7,7 в аспекте «Я в начале обучения»), интерес к педагогической деятельности, желание быть педагогом (средние баллы 7,2; 6,9; 7,3 и 6,8; 6,6; 6,7), при этом заметно, что актуальная самооценка несколько выше ретроспективной, то студенты 3-го и 5-го курсов показали несколько иную картину. Актуальная самооценка у них по данным параметрам ниже ретроспективной: у третьекурсников — 6,7 («Я сегодня») и 7,4 («Я в начале обучения») по 1-му параметру; 5,2 и 6,5 — по 2-му параметру;

у студентов 5-го курса соответственно 6,9 и 8,0 по 1-му параметру и 5,2; 7,5 — по 2-му. Причины такого явления мы видим в следующем. Согласно современным психологическим исследованиям проблемы профессионального становления человека (Ю.П. По-варенков), на 3-м курсе окончательно складывается личность студента как субъекта учебно-академической деятельности, каждый из них уже полностью ощущает себя студентом по мировоззрению, по отношению к учебе, системе ценностей и интересов. Значимым становится социальный статус прежде всего студента, в связи с чем отходит на второй план направленность, а следовательно, и профессиональная мотивация. Это и влечет за собой снижение самооценки мотивационных характеристик в аспекте «Я сегодня». Однако уже на 4-м курсе, под влиянием первой педагогической практики, у студентов начинает складываться собственная профессиональная идентичность, вследствие чего повышается и актуальная самооценка — мотивы профессиональной деятельности становятся более осознанными. Вместе с тем у большинства студентов к концу обучения в вузе формирование профессиональной идентичности не завершается, поэтому многие пятикурсники ощущают некоторую тревожность перед самостоятельной деятельностью в школе, неготовность к ее осуществлению. Вполне возможно, что именно по этой причине у них наблюдается снижение актуальной самооценки по сравнению с ретроспективной.

Обращает на себя внимание некоторое превышение ретроспективной самооценки над актуальной у студентов 1-го курса по двум параметрам: в первом блоке — стремление к самостоятельности и творчеству (средние значения составляют 6,4 и 6,7 балла); во втором блоке — умение управлять, организовывать других, вести за собой (средние баллы равны 5,3 и 5,5 ). Скорее всего, такой факт объясняется более яркой выраженностью в начале обучения этих ПВК под впечатлением поступления в педагогический вуз. По мере обучения у первокурсников происходит смещение акцентов, что связано с необходимостью адаптации к условиям вуза.

Результаты проведенного исследования (см. табл.1, 2) показывают также, что идеальная самооценка профессионально важных качеств как студентами, так и учителями выше их актуальной оценки: разность между средними баллами колеблется от 0,5 до 4,6. Это позволяет утверждать, что и учителя с различным стажем работы в школе, и студенты университета осознают важность и необходимость самосовершенствования, заинтересованы в развитии у себя профессиональных качеств. Наиболее выражено стремление к их развитию и совершенствованию у всех респондентов в области профессиональной компетентности: идеальная самооценка по многим параметрам этого блока значительно превышает актуальную. Но если студенты прежде всего видят необходимость в совершенствовании своих знаний сущности профессиональной деятельности, основ обучения, воспитания и развития школьников и умения применять их на практике (разница баллов здесь составляет 4,1; 4,2; 3,1;2,3 и 2,2 с 1-го по 5-й курс), в развитии умения доступно донести знания до учащихся (разница средних баллов равна 4,4; 4,6; 3,8; 2,4 и 2,7), что вполне естественно для этой категории испытуемых, — то учителя уже более актуальным для себя считают развитие сложных прогностических умений, в частности, умения ставить перед собой большие цели и планировать свою деятельность по их достижению на длительный срок: разница средних баллов по этому параметру самая высокая (3,96; 2,79; 1,61 балла).

Дальнейший анализ соотношения идеальной и актуальной самооценки позволил выявить следующую закономерность: по мере повышения уровня профессионализма и педагогического мастерства учителей разница между средними значениями идеальной и актуальной самооценки заметно снижается. Так, если у начинающих учителей (стаж работы до 5 лет) она колеблется в интервале от 2,26 до 3,96 балла, то для их коллег со стажем от 5 до 10 лет этот интервал составляет 1,4—2,7 балла, а для учителей, стаж работы которых превышает 10 лет, — 0,48—1,61 балла (кроме одного параметра — стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию; здесь эта разница значительно выше — 4,05 балла). В самооценках студентов такая закономерность отсутствует.

Взаимозависимости между идеальной и актуальной оценками здесь разноречивы.

Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют сказать, что и студенты, и учителя начальных классов, независимо от их стажа работы в школе, достаточно объективно подошли к самооценке профессионально важных качеств. У той и другой категории испытуемых имеются общие положительные тенденции в их самооценивании. Однако актуальная самооценка учителей более точная и критичная. Для студенческих самооценок по ряду параметров характерна неадекватность (чаще в сторону завышения), особенно на начальном этапе профессиональной подготовки. Выявленные особенности могут быть положены в основу дифференциации процесса формирования самооценки профессиональных качеств у будущих педагогов как важного фактора профессиональной коррекции и совершенствования.

С.А. Гапонова, Н.А. Мартынова

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ ДИНАМИКИ

одготовка специалиста в высшей школе призвана научить его не только эффективно выполнять профессиональные функции, но и активно развивать свою индивидуальность как важнейший фактор достижения вершин профессионализма в различных видах деятельности.

Модель личностно-профессионального развития включает две подструктуры — «развитие профессионализма личности» и «развитие профессионализма деятельности» [6]. В подструктуру «развития профессионализма личности» входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач; раскрытие потенциала личности; изменение системы мотивов и ценностей и др.

Анализ этого развития требует «глубокого проникновения в причины подъемов и остановок в ходе профессионализации» [11] для определения факторов, условий и путей продвижения к профессионализму, что, собственно, составляет предмет изучения акмеологии. Такое продвижение возможно лишь тогда, когда профессиональная деятельность затрагивает личностные особенности, касающиеся профессиональной направленности, основу которой составляет мотивационная система человека.

Мотивационная сфера занимает особое место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность человека побуждаются, направляются и регулируются мотивацией — совокупностью мотивов, образующих определенную иерархию.

Направленность личности, представляющая собой систему ее потребностей, мотивов, целей, ценностных ориентаций, отношений и т.д., определяет ее внутренний и внешний потенциал, а также успешность и неуспешность профессиональной деятельности и в целом жизнедеятельности. Именно ценностные ориентации являются внутренним ориентирующим фактором, побуждающим человека к саморазвитию, направляющим его самосовершенствование и определяющим его решение при выборе дальнейшего направления самореализации. Под ценностными ориентациями понимается система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям, или система ценностных мотиваций, то есть система побуждений, стимулирующих личностную активность и определяющих ее направленность.

Студенческий возраст приходится на период 18—25 лет и характеризуется как возраст «...устойчиво концептуальной социализации, когда вырабатываются устойчивые свойства личности» [5, с. 84—85], стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. В молодости человек максимально способен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.