УДК 159.9 : 378.661
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2015 г. Е. Ю. Васильева, Т. В. Тагаева
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
В статье описан способ оценки готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности на основе факторно-критериальной модели. Модель включает когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностный факторы и критерии, их характеризующие. Коэффициент значимости каждого фактора и критерия определяется по методу Дельфи. Сравнение этих критериев предложенным способом с критериями фактического состояния позволяет максимально объективно осуществить комплексную оценку готовности выпускников к данному виду деятельности.
Приводятся количественные и качественные результаты самооценки готовности выпускников лечебного факультета Северного государственного медицинского университета к психолого-педагогической деятельности. Установлено, что общий уровень готовности их соответствует номинальному уровню. Личный пример преподавателя, непосредственный контакт с пациентом в процессе обучения в вузе, увеличение количества часов в учебном плане на изучение психолого-педагогических дисциплин и изучение особенностей взаимодействия врача и пациента на клинических кафедрах определены выпускниками медицинского вуза как главные факторы, оказывающие влияние на качество подготовки к осуществлению психолого-педагогической деятельности будущих врачей.
Результаты апробации способа оценки готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности могут быть основой для измерения данной готовности в образовательном учреждении, а результаты самооценки и экспертной оценки - служить базой для коррекции и совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогической подготовки будущих врачей.
Ключевые слова: способ, готовность, психолого-педагогическая деятельность, медицинский вуз, выпускники, факторно-критериальная модель, оценка, самооценка
ASSESSMENT OF READINESS OF MEDICAL SCHOOL GRADUATES TO PSYCHO-EDUCATIONAL ACTIVITIES
E. Vasilieva, T. Tagaeva
Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
This article describes a method of assessment of readiness of graduates of the medical school to psychological-educational activities based on the factor-criterion model. The model included cognitive, motivational, activity and personal factors and criteria which characterize them. The coefficient values of each factor and the criteria were determined by the Delphi method. Comparison of the criteria with use of the proposed method with the criteria of actual state allowed to perform maximally objective comprehensive assessment of readiness of the graduates to psychological-educational activities. The article has presented the quantitative and qualitative results of the Medical University graduates' self-preparedness for psychological-educational activity. It has been found that the overall level of preparedness of the graduates of the Faculty of General Medicine of the Northern State Medical University to psychological-educational activity corresponded to the nominal level. The teacher's personal example, direct contacts with patients in the course of training at the Medical University, the increased number of hours in the curriculum for studying of the psychological and educational aspects of the "doctor-patient" interaction at the clinical departments have been determined by the graduates of the Medical University as the main factors influencing quality of training for implementation of psychological-educational activity of future doctors. The assessment results can be a basis for correction and improvement of the content, forms and methods of psychological-educational training of future physicians.
Keywords: method, readiness, psychological-educational activities, medical university graduates, factor-criterion model, assessment, self-assessment
Библиографическая ссылка:
Васильева Е. Ю., Тагаева Т. В. Оценка готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности // Экология человека. 2015. № 9. С. 38-43.
Vasilieva E., Tagaeva T. Assessment of Readiness of Medical School Graduates to Psycho-Educational Activities. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2015, 9, pp. 38-43.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) готовность к психолого-педагогической деятельности — один из результатов обучения студентов медицинских вузов [14]. Поскольку данный вид деятельности в структуре медицинской деятельности выделен образовательным стандартом впервые, возникает необходимость
обращения к психолого-педагогической литературе с целью выявления сущности данного понятия и способов его оценки. Феномен готовности в психологии рассматривают как способность человека ставить цель, выбирать способы ее достижения, осуществлять самоконтроль, строить планы и программы деятельности (Ю. Н. Кулюткин); как наличие
способностей (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн); как качество личности (К. К. Платонов); как состояние подготовленности (М. И. Дьяченко) [1, 5, 8, 9, 11].
Многообразное понимание учеными готовности к деятельности обусловливает их различные представления о структуре данного понятия [4, 6, 7, 9, 10, 12]. Вслед за К. К. Платоновым готовность к деятельности мы рассматриваем как качество личности, поэтому при определении количества компонентов в структуре готовности будущих врачей к психолого-педагогической деятельности важным для нас стало определение Л. И. Божович, которая качество личности рассматривает как сплав специфических для данного качества мотива и форм, способов поведения [2]. Отсюда в структуре готовности студентов медицинских вузов к психолого-педагогической деятельности мы выделили мотивационный, когнитивный, деятель-ностный и личностный компоненты. Таким образом, готовность к психолого-педагогической деятельности — это сложное, целостное психическое образование, включающее мотивационный компонент (желание овладеть психолого-педагогической деятельностью и осуществлять ее в работе с пациентами и их родственниками, заинтересованность в овладении ею), когнитивный (определяет наличие знаний субъекта о психолого-педагогической деятельности врача и её специфике), деятельностный (характеризуется профессиональной подготовкой к деятельности) и личностный (выражен степенью сформированности профессионально важных качеств, необходимых будущему врачу для осуществления психолого-педагогической деятельности как неотъемлемой составляющей врачебной деятельности на современном этапе). В период обучения в медицинском вузе готовность студентов к психолого-педагогической деятельности развивается в соответствии с несколькими уровнями (оптимальный, номинальный и пессимальный). Важным условием реализации процесса подготовки обучающихся к психолого-педагогической деятельности является определение содержания уровней подготовки. Для этого потребовалось вычленить элементы оценки результатов обучения, которые рассматриваются как согласованные и четко сформулированные неделимые совокупности результатов обучения, а также критерии и показатели оценки, которые отражают конкретные измеряемые ожидания от подготовки [3].
Пессимальный уровень характеризуется отсутствием у выпускника глубины, систематичности, требуемого объема знаний о психолого-педагогической деятельности врача; обучением по необходимости; низким уровнем готовности к выполнению психолого-педагогической деятельности; наличием соответствующих психолого-педагогической деятельности умений и навыков, проявляющихся несистематически; профессионально важные качества (ПВК) могут быть развиты при соответствующей подготовке. Для номинального уровня свойственно наличие относительно глубоких и систематичных
знаний о психолого-педагогической деятельности врача; обучение скорее по необходимости; хороший уровень готовности к психолого-педагогической деятельности; удовлетворительные для психолого-педагогической деятельности умения и навыки; ПВК могут быть развиты самостоятельно. Оптимальный уровень выражается в том, что знания выпускника о психолого-педагогической деятельности врача являются глубокими и систематичными; обучение данной деятельности происходит с устойчивым интересом к ней и учетом собственных возможностей; высокий уровень готовности к психолого-педагогической деятельности; достаточно высокое развитие умений и навыков, связанных с ПВК, которые могут быть развиты самостоятельно.
Проблема оценки готовности выпускников к психолого-педагогической деятельности является весьма сложной. Для такой оценки невозможно использовать тестирующие или контролирующие материалы. В данном случае возможны только самооценка и экспертная оценка готовности выпускников оперировать знаниями и умениями в процессе практической психолого-педагогической деятельности (как правило, при прохождении производственных практик, индивидуальной или групповой работе будущих врачей с пациентом, проведении учебно-исследовательской работы студентов и др.). Таким образом, научно-практическая задача стала основанием для цели исследования, которая заключается в разработке и апробации способа (методики) оценки готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности.
Методы
Для оценивания готовности выпускников медицинских вузов к психолого-педагогической деятельности нами предложен способ оценки на основе факторно-критериальной модели (табл. 1). Коэффициент значимости каждого фактора (М) и каждого критерия (у) определяется по методу Дельфи. Сравнивая критерии, предложенные данным способом, с критериями фактического состояния, определяем коэффициент проявления критериев. Параметры факторов находятся в пределах единицы и могут соответствовать значениям 0; 0,25; 0,5; 0,75.
Исследование готовности выпускников Северного государственного медицинского университета (СГМУ, г. Архангельск) к психолого-педагогической деятельности является поперечным констатирующим экспериментом. Выборку для исследования составили 108 выпускников (77,7 %) лечебного факультета СГМУ: 73 женщины (70,9 % от общего числа женщин на факультете) и 35 мужчин (97,2 % от общего числа мужчин на факультете), средний возраст которых составил 23,6 года.
Для исследования был выбран метод анкетирования с возможностью сбора количественных и качественных данных. Для статистической обработки полученных количественных данных использовался
Таблица 1
Факторно-критериальная модель оценки готовности выпускника медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности
Фактор Значимость фактора Критерий Значимость критерия (у)
Когнитивный (глубина, систематичность, объем знаний о психолого-педагогическом виде деятельности врача) М1 + М2+ М3+ М4= 1 М1=0,26 Знание содержания психолого-педагогической деятельности врача 0,16
Знание требований к знаниям и умениям, необходимым для осуществления психолого-педагогической деятельности врача 0,16
Знание требований к личностно-деловым профессионально-важным качествам врача для успешного осуществления психолого-педагогической деятельности 0,16
Знание форм взаимодействия с пациентами и медперсоналом для решения задач психолого-педагогической деятельности врача 0,16
Знание форм и методов обучения и воспитания пациентов и медперсонала для решения задач психолого-педагогической деятельности врача 0,16
Мотивационный (ценностное отношение выпускника к психолого-педагогическому виду деятельности врача) М2=0,25 Осознанность подготовки к психолого-педагогическому виду деятельности в системе общей профессиональной подготовки к врачебной деятельности 0,25
Готовность и способность к непрерывному развитию и совершенствованию ПВК для овладения психолого-педагогическим видом деятельности врача 0,25
Четкое понимание места и роли психолого-педагогического вида деятельности в структуре общего содержания будущей врачебной деятельности 0,25
Четкое понимание трудностей и путей их преодоления во взаимодействии с пациентами и медперсоналом в процессе решения задач психолого-педагогической деятельности врача 0,25
Деятельностью (для оценки уровня готовности к выполнению психолого-педагогического вида деятельности врача) М3=0,25 Способность осуществлять различные направления работы в рамках психолого-педагогического вида деятельности врача (обучение пациентов, медперсонала, мотивация пациентов на здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек и пр.) 0,34
Владение необходимыми методами и методиками для осуществления психолого-педагогического вида деятельности врача 0,32
Сформированность клинического и психолого-педагогического мышления 0,34
Личностный (уровень профессионально важных личностных качеств выпускника для осуществления психолого-педагогического вида деятельности врача) М4=0,24 Эмоционально-волевая устойчивость 0,06
Внимательность 0,11
Аккуратность 0,11
Высокая ответственность 0,11
Наблюдательность 0,11
Коммуникативные способности 0,11
Большой объем долговременной памяти 0,11
Аналитический ум 0,11
Эмпатичность 0,11
Педагогический такт 0,06
метод доверительных интервалов. Данные представлены в виде средней арифметической и стандартного отклонения. Критический уровень статистической значимости данных составил р < 0,05. Для проверки значимости различий между выборками использовался и-критерий Манна — Уитни. Специально для исследования был разработан опросник «Изучение готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности». Методологической основой опросника стала представленная в статье структура готовности выпускника медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности. Опросник состоит из 22 вопросов. Пять вопросов направлены на самооценку выпускниками когнитивного компонента в структуре готовности к психолого-педагогической деятельности, 4 — самооценку мотивационного
компонента; 3 — самооценку деятельностного и 10 — самооценку профессионально важных качеств врача. Ответы на вопросы оцениваются в баллах от 0 до 10 по приведенной в опроснике шкале (10 — полностью согласен, 0 — полностью не согласен). Два пункта опросника предназначены для получения развернутых ответов студента относительно выявления факторов, которые оказывают существенное влияние на подготовку будущих врачей к психолого-педагогическому виду деятельности, а также предложений по улучшению качества психолого-педагогической подготовки будущих врачей. Исследование проводится анонимно, о чем участникам сообщается в инструкции к опроснику. Для качественного описания различий в готовности выпускников к психолого-педагогической деятельности были выделены три уровня готовности:
оптимальный, номинальный и пессимальный, характеристики которых приведены выше.
Результаты
Результаты исследования представляют собой количественные данные по двум группам респондентов-выпускников — женщинам и мужчинам, а также сводные по общей группе респондентов (самооценка выпускников по закрытым пунктам анкеты), которые прошли статистическую обработку. Полученные результаты могут быть перенесены на выборку большего объема. При интерпретации количественных данных описанные нами выше уровни готовности к психолого-педагогической деятельности — оптимальный, номинальный и пессимальный — соотносятся со шкальными оценками следующим образом: оптимальный уровень — от 8,0 до 10,0 баллов; номинальный — от 5,0 до 7,99 балла; пессимальный — от 0 до 4,99 балла.
При обобщении количественных результатов исследования нами было отмечено, что в группе выпускников-женщин 52,7 % респондентов имеют оптимальный уровень готовности к психолого-педагогической деятельности. Личностный компонент
61,4 % выпускников определяют как наиболее сформированный. Характеризуя пессимальный уровень готовности выпускников к психолого-педагогической деятельности, стоит отметить, что 23,8 % респондентов оценивают деятельностный компонент как менее сформированный в структуре готовности. Количественные данные отражены в табл. 2.
Общий уровень самооценки готовности 56,4 % респондентов-мужчин к психолого-педагогическому виду деятельности также соответствует оптимальному уровню. Основные количественные данные приведены в табл. 3.
Разница полученных средних значений по каждому из вопросов опросника в группе мужчин и женщин была проверена статистически с помощью и-критерия Манна — Уитни. В целом различий между выборками не выявлено. Затем на основе факторно-критериальной модели был определен общий уровень готовности выпускников СГМУ к психолого-педагогической деятельности. Количественные результаты приведены в табл. 4.
Для подведения общего итога нами были рассчитаны средние показатели по опроснику у каждого принявшего участие в исследовании выпускника.
Распределение выпускников-женщин по уровню готовности к психолого-педагогической деятельности врача,
Таблица 2 (95 % ДИ)
Уровень готовности, баллы
Фактор Пессимальный 0-4,99 Номинальный 5,0-7,99 Оптимальный 8,0-10
Когнитивный 19,4(10,9-30,1) 40,3(28,4-51,9) 40,3(28,4-51,9)
Мотивационный 12,3(5,8-22,1) 29,1(18,8-40,5) 58,5(46,8-70,3)
Деятельностный 23,8(14,2-34,6) 39,7(28,4-51,9) 36,5(25,9-49,1)
Личностный 7,8(3,1-17,0) 30,8(19,9-42,0) 61,4(49,5-72,8)
Общий уровень 13,4(6,8-23,7) 33,9(23,5-46,3) 52,7(10,0-63,9)
Таблица 3
Распределение выпускников-мужчин по уровню готовности к психолого-педагогической деятельности врача, % (95 % ДИ)
Уровень готовности, баллы
Фактор Пессимальный 0-4,99 Номинальный 5,0-7,99 Оптимальный 8,0-10
Когнитивный 20,6(8,4-36,9) 34,3(19,1-52,2) 45,2(28,8-63,3)
Мотивационный 8,6(1,8-23,1) 39,3(23,9-57,9) 51,4(34,0-68,6)
Деятельностный 12,4(3,2-26,7) 46,7(28,8-63,3) 41,0(23,9-57,9)
Личностный 4,6(0,7-19,2) 26,8(12,5-43,3) 68,6(50,7-83,1)
Общий уровень 10,0(1,8-23,1) 33,5(19,1-52,2) 56,4(39,3-73,7)
Таблица 4
Распределение выпускников по уровню готовности к психолого-педагогической деятельности врача, % (95 % ДИ)
Уровень готовности, баллы
Фактор Пессимальный 0-4,99 Номинальный 5,0-7,99 Оптимальный 8,0-10
Когнитивный 19,8(12,5-28,2) 38,3(28,8-47,8) 41,9(32,2-51,5)
Мотивационный 11,1(5,9-18,6) 32,4(23,7-42,1) 56,2(46,6-66,0)
Деятельностный 20,0(13,2-29,2) 42,0(32,2-51,5) 38,0(28,8-47,8)
Личностный 6,8(2,6-12,9) 29,6(21,2-39,2) 63,6(54,1-72,9)
Общий уровень 12,3(6,6-19,7) 33,8(24,5-43,0) 53,9(43,8-63,3)
Таблица 5
Сводные результаты оценки готовности выпускников к психолого-педагогической деятельности врача, баллы (95 % ДИ)
Средний балл по факторам Средний балл по факторам среди женщин Средний балл по факторам среди мужчин
Когнитивный 6,4(6,0-6,8) Когнитивный 6,4(5,9-6,9) Когнитивный 6,4(8,8-7,1)
Мотивационный 7,4(7,0-7,8) Мотивационный 7,4(6,9-7,9) Мотивационный 7,3(6,7-7,9)
Деятельностный 6,3(6,0-6,7) Деятельностный 6,2(5,8-6,7) Деятельностный 6,6(6,0-7,0)
Личностный 7,8(7,6-8,0) Личностный 7,7(7,5-8,0) Личностный 7,9(7,5-8,3)
Общий балл 7,2(7,0-7,5) Общий балл 7,2(6,8-7,5) Общий балл 7,3(6,9-7,7)
Различия в средних показателях по группе женщин и группе мужчин были также проверены с помощью и-критерия Манна - Уитни. Различия не обнаружены. Средний балл по самооценке готовности выпускников к психолого-педагогической деятельности составил 7,2. С вероятностью 0,95 можно утверждать, что среднее значение при выборке большего объема не выйдет за пределы интервала 7,0-7,5. Таким образом, общий уровень готовности выпускников лечебного факультета СГМУ к психолого-педагогической деятельности соответствует номинальному уровню. Количественные данные отражены в табл. 5.
Качественные результаты исследования были получены по двум пунктам опросника открытого типа и представляют собой данные только по конкретной выборке. Возможность перенесения результатов на выборки большего объема нами не исследовалась. Первый пункт дал возможность выпускникам выделить «что-либо особенное, что оказывает существенное влияние на подготовку будущих врачей к психолого-педагогическому виду деятельности». Были получены 13 вариантов ответа, которые условно можно свести к двум смысловым единицам - личный пример преподавателя и непосредственный контакт с пациентом в процессе обучения в медицинском вузе.
Далее выпускникам была предоставлена возможность оценить работу по подготовке будущих врачей к психолого-педагогическому виду деятельности в вузе. Средний балл составил 6,1 по 10-балльной шкале, что соответствует уровню, незначительно превышающему удовлетворительный уровень (95 % ДИ: 5,7-6,6).
В заключение выпускников попросили внести предложения, направленные на улучшение качества психолого-педагогической подготовки будущих врачей. Они дали 12 ответов с предложениями увеличить количество часов на данный вид подготовки за счет факультативных курсов, элективов и лекций данной направленности, а также изучать в медицинском вузе дисциплину «Психология и педагогика» на старших курсах.
Обсуждение результатов
В статье приведены результаты только самооценки готовности выпускников СГМУ к психолого-педагогической деятельности. Однако для уточнения данных с целью наибольшей их объективизации согласно предложенной методике требуется экспертная оценка. Этот тезис еще раз подтверждают результаты
исследования оценки уровня профессиональной психолого-педагогической подготовленности выпускников медицинских вузов руководителями лечебно-профилактических учреждений, проведенного В. А. Урываевым [13]. В исследовании показано, что менее трети главных врачей удовлетворены результатами обучения в вузе по данному направлению, большинство высказывают мнение о недостаточности подготовки студентов-медиков в этой сфере, причем четверть считают, что «положение просто вопиющее». По результатам вышеуказанного исследования современная качественная подготовка врача признается заведующими кафедрами вузов и главными врачами невозможной без аттестации (в той или иной форме) сформированности психолого-педагогических умений. Важно подчеркнуть, что позиция «заказчиков» и «исполнителей» о необходимости увеличения преподавания психологии и педагогики в медицинских вузах совпадает. Организаторы здравоохранения гораздо более радикальны в своих требованиях увеличить количество часов, отведенных на преподавание психолого-педагогических дисциплин, чем сами преподаватели вузов. Они считают, что в медицинских вузах следует «значительно увеличить» число тем по «психологии и педагогике здорового образа жизни», «психологии и педагогики помощи в кризисных ситуациях», «психологии и педагогики в работе с семьей», психологическим основам психотерапии и реабилитационной работы», «психотехнике общения», «психологической безопасности врача, навыкам психогигиены». Кроме того, по мнению участников опроса главных врачей, необходимо включить вопросы педагогики и психологии в программы подготовки будущих врачей на этапе интернатуры, ординатуры и курсов повышения квалификации. Таким образом, соотнесенность самооценки готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности с экспертной оценкой преподавателей и главных врачей является обязательным условием объективизации этой оценки.
Предложенный способ оценки на основе факторно-критериальной модели в отличие от других традиционных способов оценки максимально способствует получению количественных данных по каждому структурному компоненту готовности к психолого-педагогической деятельности. Количественные данные могут быть дополнены и уточнены с помощью экспертной оценки или таких качественных
методов, как наблюдение, интервью, демонстрация компетенции и др. В целом, характеризуя описанный способ оценки готовности выпускников к психолого-педагогической деятельности, стоит подчеркнуть, что он позволяет наметить пути экспериментального изучения готовности выпускников медицинских вузов к психолого-педагогической деятельности и подобрать адекватные для этих целей методы; откроет возможности коррекции и развития отдельных ее компонентов в содержании психолого-педагогической подготовки будущих врачей.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб. : Питер, 2002. 282 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 400 с.
3. Васильева Е. Ю., Сидоров П. И. Системный мониторинг образовательной среды : монография. Архангельск : Северный государственный медицинский университет,
2007. 338 с.
4. Васильева Е., Томилова М., Гайкина М. Ю. Вуз в оценке студентов // Оценка условий обучений и качества подготовки : колл. монография. Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 139 с.
5. Дьяченко М. И. Психология высшей школы : учеб. пособие для вузов. Минск : Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
6. Коканова Р. А. Формирование профессиональной готовности специалиста // Психолого-педагогический форум. URL: http://www.logosbook.ru/VOS/10_2008/71_95. pdf (дата обращения 08.05.2015).
7. Кондрашова Л. В. Этико-профессиональный аспект подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности // Профессиональное образование. URL: ntv. spbstu.ru/fulltext/H2.172.2013_15.PDF (дата обращения 8.05.2015).
8. Кулюткин Ю. Н. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. Изд-во «Тускаро-ра», 1996. 175 с.
9. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М. : Медицина, 1970. 264 с.
10. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда : учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абуль-ханова-Славская. СПб. : Питер Ком, 2000. 705 с.
12. Селезнева Е. В. Готовность к деятельности как ак-меологический феномен : монография. М. : Изд-во РАГС,
2008. 96 с.
13. Урываев В. А. Оценка уровня профессиональной психолого-педагогической подготовленности выпускников медицинских вузов руководителями лечебно-профилактических учреждений // Ярославский психологический вестник. 2004. № 11. С. 45-47.
14. ФГОС ВПО от 08.1 1.2010 Лечебное дело. URL: http://www.petrsu.ru/Abit/doc_FGOS/060101 .pdf (дата обращения 8.05.2015).
References
1. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniia [Man as an object of knowledge]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002, 282 p.
2. Bozhovich L. I. Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008, 400 p.
3. Vasilieva E. Yu., Sidorov P. I. Sistemnyiy monitoring obrazovatelnoy sredyi [A systematic monitoring of the educational environment]. Arkhangelsk, Northern State Medical University, 2007, 338 p.
4. Vasilieva E., Tomilova M., Gaikina M. Vuz v ocenke studentov [The university students in the evaluation]. In: Ocenka uslovij obuchenij i kachestvapodgotovki [Evaluation of the learning environment and the quality of training]. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, 139 p.
5. Dyachenko M. I. Psihologiya vyisshey shkolyi [Higher school of psychology]. Minsk, 1981, 383 p.
6. Kokanova R. A. The formation of professional readiness specialist. Psycho-pedagogical forum. Available at: http:// www.logosbook.ru/VOS/10_2008/71_95.pdf (accessed 08.05.2015).
7. Kondrashova L. V. Ethical and professional aspects of training of future specialists to research activity. Professional education. Available at: ntv.spbstu.ru/fulltext/ H2.172.2013_15.PDF (accessed 08.05.2015).
8. Kulyutkin Yu. N. Lichnost vnutrenniy mir i samorealizatsiya. Idei, kontseptsii, vzglyadyi [The identity of inner peace and self-realization. Ideas, concepts, views]. Tuskarora Publ., 1996, 175 p.
9. Platonov K. K. Voprosyi psihologii truda [Questions of psychology of labor]. Moscow, Meditsina Publ., 1970, 264 p.
10. Pryazhnikov N. S. Psihologicheskiy smyisl truda: Uchebnoe posobie k kursu «Psihologiya truda i inzhenernaya psihologiya» [The psychological meaning of work: a Training manual for the course "Psychology of work and engineering psychology".]. Moscow, Voronezh, 1997, 352 p.
11. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhei psihologii [Fundamentals of General Psychology]. Sost., avt. komment. i poslesl. A. V Brushlinskii, K. A. Abul'hanova-Slavskaia. Saint Petersburg, Piter Kom Publ., 2000, 705 p.
12. Selezneva E. V. Gotovnost k deyatelnosti kak akmeologicheskiy fenomen [Willingness to work as acmeological phenomenon]. Moscow, 2008, 96 p.
13. Uryvaev V. A. Assessing the level of professional psychological and pedagogical readiness of graduates of medical schools heads of medical institutions. Yaroslavskii psihologicheskii vestnik [Yaroslavl psychological Gazette]. 2004, 11, pp. 45-47. [in Russian]
14. FGOS VPO on 08.1 1.2010 Medical faculty. Available at: http://www.petrsu.ru/Abit/doc_FG0S/060101.pdf (accessed 08.05.2015).
Контактная информация:
Васильева Елена Юрьевна — доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Тел. (8182) 28-57-86, 21-52-17
E-mail: [email protected]