УДК 377:796 ГРНТИ 14:77.29 Е01Ч:
2.10. Формирование физической подготовленности слушателей в образовательных организациях МВД России в процессе овладения боевых приемов борьбы
©Крымшокалов Ашамаз Заурович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация: В данной статье изучены методики овладения боевыми приемами борьбы и формирование на их основе физической подготовленности у слушателей образовательных организаций МВД России. Установлено, что основным критерием для успешного применения приемов борьбы является правильная и отточенная техника, однако физические показатели также играют немаловажную роль. В этой связи, когда слушатели напрямую сталкиваются с тем, что недостаточная физическая подготовленность не позволяет им освоить в полной мере приемы борьбы, они прикладывают значительные усилия для решения данной проблемы. Однако, основное в данном контексте даже не это, а то, что сами по себе приемы борьбы это такие же упражнения как подтягивания или работа с гирей, когда слушателям, приходится прилагать усилия и задействовать силу и другие аспекты своего физического развития для совершения движение. Только в данном случае, в виде утяжелите выступает партнер, или макет, на котором выполняются различные приемы. Кроме того, использование приемов борьбы способствует развитию физических показателей слушателей и помогает им стать более сильными и выносливыми.
Сделан вывод о том, что проблема плохой физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России может приводить к серьезным последствиям, таким как пропущенные преступления, плохая реакция на опасные ситуации, травмы и недостаточная эффективность работы. Кроме того, слабая физическая подготовка также может негативно повлиять на образование лидерства и дисциплину в полицейском корпусе.Для решения проблемы необходимо внедрение систематической тренировки по физической подготовке, а также повышение стандартов набора и отбора кандидатов на военную службу в полицейском корпусе. Если не разработать новейшие методики использования информационных технологий, которые будут эффективны не только сегодня, ной в дальнейшем будущем, то в скором времени мы не сможем наверстать упущенное и побороть преступность в каком бы виде она не выражалась.
Ключевые слова: физическая подготовленность, боевые приемы борьбы, сила, скорость реакции, координация движений, выносливость, работоспособность, сверхзвуковые технологий, носимые устройства, виртуальные тренажеры.
Для цитирования: Крымшокалов А.З. Формирование физической подготовленности слушателей в образовательных организациях МВД России в процессе овладения боевых приемов борьбы // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №4. С. 093-097. EDN: JKIWVN
V___У
Formation ofPhysical Fitness ofStudents in Educational Organizations of the Ministry oflnternalAffairs ofRussia in the Process ofMastering Combat Techniques of Wrestling
©Krymshokalov Ashamaz Zaurovich
North Caucasus Institute forAdvanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract: In this article, the methods of mastering combat techniques of wrestling and the formation of physical fitness on their basis among students ofeducational organizations ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia are studied.
It is established that the main criterion for the successful application of wrestling techniques is the correct and refined technique, but physical indicators also play an important role. In this regard, when students are directly confronted with the fact that insufficient physical fitness does not allow them to fully master the techniques of wrestling, they make significant efforts to solve this problem. However, the main thing in this context is not even this, but thefact that wrestling techniques themselves are the same exercises as pull-ups or working with weights, when listeners have to make efforts and use strength and other aspects of their physical development to make a movement. Only in this case, a partner acts as a weight, or a layout on which various techniques are performed. In addition, the use of wrestling techniques contributes to the development ofphysical indicators oflisteners and helps them become stronger and more resilient. It is concluded that the problem of poor physical fitness of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs ofRussia can lead to serious consequences, such as missed crimes, poor response to dangerous situations, injuries and insufficient work efficiency. In addition, poor physical fitness can also negatively affect leadership education and discipline in the police corps. To solve the problem, it is necessary to introduce systematic physical training, as well as increase the standards of recruitment and selection of candidates for military service in the police corps. If we do not develop the latest methods of using information technologies that will be effective not only today, but also in the future, then in the nearfuture we will not be able to catch up and overcome crime in whateverform it is expressed.
Keywords: physical fitness, combat fighting techniques, strength, reaction speed, coordination of movements, endurance, performance, supersonic technologies, wearable devices, virtual simulators.
For citation: Krymshokalov A.Z. Formation of Physical Fitness ofStudents in Educational Organizations ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia in the Process of Mastering Combat Techniques of Wrestling // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №4. Pp. 093-097. (in Russ.). EDN: JKIWVN
ВВЕДЕНИЕ
Овладевая техникой различных приемов борьбы, слушатели совершенствуют и развивают свои физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений. Техническая подготовленность позволяет слушателям выполнять более сложные упражнения, а также получать более высокие результаты. Само по себе освоение приемов борьбы подразумевает наличие у слушателей определенного уровня физической подготовки.
Безусловно, основным критерием для успешного применения приемов борьбы является правильная и отточенная техника, однако физические показатели также играют немаловажную роль. В этой связи, когда слушатели напрямую сталкиваются с тем, что недостаточная физическая подготовленность не позволяет им освоить в полной мере приемы борьбы, они прикладывают значительные усилия для решения данной проблемы. Однако, основное в данном контексте даже не это, а то, что сами по себе приемы борьбы это такие же упражнения как подтягивания или работа с гирей, когда слушателям, приходится прилагать усилия и задействовать силу и другие аспекты своего физического развития для совершения движение. Только в данном случае, в виде утяжелите выступает партнер, или макет, на котором выполняются различные приемы [4; 5; 8; 10].
Стоит отметить, что основной причиной, по которой у слушателей образовательных организаций нет рвения к занятиям по физической подготовке является отсутствие вариативности на занятиях. Они представляют собой монотонную, однообразную скучную работу, которая не вызывает чувства наслаждение или азарта. Другое же дело - освоение приемов борьбы. В данном аспекте, у нас как у преподавателей есть больше различных методик проведения занятия.
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Для наглядного понимания приведем пример. Освоение приемов борьбы происходит на практических занятиях, на которых слушатели могут отрабатывать технику выполнения приемов в парах, в группах по несколько человек, с макетами и манекенами, а также во время спаррингов. Рассмотрим каждый из видов тренинга более подробно.
1. Выполнение приемов в парах. Данный вид отработки приемов борьбы, подразумевает, что слушатели разбиваются на пары и учатся применять все необходимые приемы борьбы. Работа в парах является неотъемлемой частью тренинга, так как данный способ является самым примитивным и действенным. Чаще всего используется на начальном этапе, когда слушатели только начинают свой путь в освоении приемов. Работа в парах может быть также вариативна. С каждым
94 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №4 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
новым занятием, слушатели могут разбиваться на новые пары, что позволит им понять специфику выполнения приемов на людях с разным ростом и комплекцией тела, что позволяет преподавателям поставить правильную технику выполнения приемов.
2. Работа в группах по несколько человек. Как правило, используется уже после того, как слушатели освоили азы и обладают правильной техникой выполнения приемов. Работа в группах в первую очередь предназначена и используется тогда, когда преподаватель хочет создать ситуации максимально похожие на те, которые могут возникнуть во время несения службы. Например, ситуация: двое людей решили вступить в бой с сотрудником полиции, и последнему необходимо усмирить и задержать обоих. Таким образом, у преподавателей появляется отличная возможность показать на таких примерах, огромное множество различных ситуаций, которые могут произойти за стенами образовательной организации, когда слушатели придется использоватьданные приемы.
3. Работа с манекенами и макетами. Очень похожа на работу в парах, за одним исключением, манекен или макет не такие податливые и гибкие как живой человек, и за частую могут быть тяжелее или выше слушателей, что также позволяет отработать технику выполнения приемов. Может использоваться при ситуациях, когда на занятиях не четное количество слушателей, и кому-то может недостаться партнер.
4. Ну и последнее по списку, но не по важности - спарринги. Само по себе слово спарринг означает тренировочный бой, и на занятиях по физической подготовке он не отличается от любого другого спарринга. Суть заключается в проведении дружеских поединков между слушателями, во время которых каждый из них должен показать, чему он научился за все время освоения приемов. Нет никаких ограничений по применению приемов, основная задача - использовать максимальное количество приемов в обстановке реального боя, где соперник роль которого играет другой слушатель не отличается от соперника, который может встретится во время выполнения служебных задач [1; 2; 10].
Рассмотрев более детально все возможные методики, мы можем видеть, что вариативность действительно высока, что и делает такие занятия более эффективными. Основная проблема, с которой преподаватели сталкиваются в процессе обучения - это нежелание слушателей посещать наши занятия, и чтобы повысить интерес, им приходится прибегать к использованию и внедрению новых методик.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ
Возвращаясь к разговору о непосредственной взаимосвязи между физической подготовкой и приемами борьбы, рассмотрим более детально все составляющие физической подготовки и то, как же приемы борьбы позволяют их совершенствовать. Использование приемов борьбы, таких как броски, подачи, блокировки, контроль и удержание соперника, способствует развитию физических показателей спортсменов.
1. Сила и выносливость. Для выполнения приемов борьбы требуется сила и выносливость. Спортсмены тренируются с помощью силовых упражнений, таких
как подтягивания, жимы и приседания, а также карди-отренировок, чтобы увеличить свою выносливость.
2. Гибкость и координация движений. Для выполнения технических приемов борьбы необходима хорошая гибкость и координация движений. Спортсмены проводят специальные упражнения для растяжки мышц и улучшения координации движений.
3. Скорость реакции. Борьба требует быстрого реагирования на действия соперника. Тренировки направлены на развитие скорости реакции и повышение чувствительности кдвижениям соперника.
4. Баланс и координация. В борьбе спортсмены должны сохранять баланс и координацию при выполнении приемов и при контроле соперника. Тренировки включают в себя упражнения, направленные на улучшение равновесия и координации.
5. Умение сосредоточиваться. Борьба требует от спортсменов сосредоточения на задаче и умения контролировать свои эмоции. Тренировки направлены на развитие психологической устойчивости и умения сохранять спокойствие в условиях высокой конкуренции [3; 7; 8].
Таким образом, использование приемов борьбы способствует развитию физических показателей слушателей и помогает им стать более сильными и выносливыми.
Также рассмотрим и благоприятное воздействие внедрения новых технологий в процесс освоения приемов борьбы, которые позволят повысить эффективность и результативность учебного процесса, что в свою очередь также благоприятно повлияет и на развитие физической подготовленности. Рассмотрим некоторые из возможных технологий, которые могут быть использованы для тренировки слушателей.
1. Виртуальные тренажеры: слушатели могут использовать специальные программы на компьютерах или телефонах, чтобы тренироваться в различных сценариях и условиях, которые могут имитировать реальные бои.
2. Технология носимых устройств: специальные датчики, которые будут носить на себе слушатели, могут помочь измерять и анализировать различные метрики, такие как скорость и сила ударов, уровень физической подготовки и т.д.
3. Анализ видео и компьютерная графика: с помощью компьютерных программ и видео-анализов слушатели могут изучать различные техники сопротивления со стороны правонарушителей и использовать свои знания для разработки более эффективных стратегий боя.
4. Использование сверхзвуковых технологий: с такими технологиями можно определять скорость и направление движения тела слушателя при нанесении ударов по противнику, что может помочь ему создать большую уверенность в своих действиях и действовать быстрее и точнее.
В целом, новые технологии могут помочь слушателям улучшить свои навыки, физическую подготовку и уверенность в ситуациях противодействия со стороны правонарушителя, что в свою очередь приведет к большему успеху при его обезвреживании [1; 4; 9].
ВЫВОДЫ
Подводя итог, отметим, что проблема плохой физической подготовки слушателей образовательных ор-
ганизаций МВД России может приводить к серьезным последствиям, таким как пропущенные преступления, плохая реакция на опасные ситуации, травмы и недостаточная эффективность работы. Подготовка слушателей должна включать в себя обучение техникам самообороны, бегу, подтягиванию, прыжкам и другим базовым элементам физической подготовки. Недостаточная физическая подготовка также может негативно повлиять на образование лидерства и дисциплину в полицейском корпусе [6; 10]. Для решения проблемы необходимо внедрение систематической тренировки по физической подготовке, а также повышение стандартов набора и отбора кандидатов на военную
ЛИТЕРАТУРА
1. Афов А.Х. Некоторые особенности обучения сотрудников ОВД навыкам применения боевых приемов борьбы // Евразийский юридический журнал. 2022. № 1 (164). С. 461-462.
2. Губжоков А.Х. Формирование тактических основ применения боевых приемов борьбы у сотрудников полиции на занятиях по физической и профессиональной служебной подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 207-209.
3. Доттуев Т.Н. Методика построения тренировочного процесса при обучении сотрудников ОВД России боевым приемам борьбы // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 151-153.
4. Кодзоков А.Х. Пути совершенствования тактических основ применения боевых приемов борьбы слушателями образовательных организаций МВД России // В сборнике: Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 89-96.
5. Крымшокалов А.З. Оптимизация тактических и технических основ боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 177-180.
6. Мешев И.Х. О некоторых аспектах совершенствования подготовки сотрудников ОВД к боевым приемам борьбы в образовательных организациях МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 167-168.
7. Настуев Э.Б., Губжоков А.Х., Канукоев A.M., Ярославский М.А. Обучение слушателей образовательных организаций МВД России навыкам применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке с помощью инновационных технологий // В сборнике: Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 103-109.
8. Хажироков В.А. Формирование практических навыков применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 224-226.
9. Черкесов P.M. Эффективность обучения навыкам применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 230-232.
службу в полицейском корпусе. Если не разработать новейшие методики использования информационных технологий, которые будут эффективны не только сегодня, но и в дальнейшем будущем, то в скором времени мы не сможем наверстать упущенное и побороть преступность в каком бы виде она не выражалась. А для этого в первую очередь необходимо дооснащение высших учебных заведений МВД и центров повышения квалификации сотрудников OB более совершенными средствами, и повышение квалификации самого преподавательского состава для того, чтобы они могли эффективно использовать технику и информационные технологии на более высоком уровне.
REFERENCES
1. Afov A.Kh. Some features of training police officers in the skills of using combat techniques of wrestling // Eurasian Legal Journal. 2022. No. 1 (164). pp. 461462.
2. Gubzhokov A.Kh. Formation of tactical bases for the use of combat techniques of wrestling among police officers in classes on physical and professional service training // Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 2. pp. 207-209.
3. Dottuev T.I. Methodology of building a training process when training employees ofthe Department of Internal Affairs of Russia in combat techniques of wrestling // Education. The science. Scientific personnel. 2019. No. 1. pp. 151-153.
4. Kodzokov A.H. Ways to improve the tactical foundations of the use of combat techniques by students of educational organizations ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia // In the collection: Physical culture and health of modern youth. Materials ofthe IV International Scientific and Practical Conference. Voronezh, 2021. pp. 89-96.
5. Krymshokalov A.Z. Optimization of tactical and technical bases of combat fighting techniques among students of educational organizations ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. No. 4. pp. 177-180.
6. Meshevl.H. On some aspects of improving the training of police officers for combat fighting techniques in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 1. pp. 167-168.
7. Nastuev E.B., Gubzhokov A.H., Kanukoev A.M., Yaroslavsky M.A. Teaching students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia the skills of using combat techniques of wrestling in physical training classes with the help of innovative technologies // In the collection: Physical culture and health of modern youth. Materials ofthe IV International Scientific and Practical Conference. Voronezh, 2021. pp. 103-109.
8. Khazhirokov V.A. Formation of practical skills of using combat techniques of wrestling in physical training classes// Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. pp. 224-226.
9. Cherkesov R.M. The effectiveness of training in the use of combat techniques of wrestling in physical training classes // Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. pp. 230-232.
96 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №4 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
10. Черкесов P.M. Тактические особенности применения боевых приёмов борьбы сотрудниками органов внутренних дел РФ // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 269-271.
10. Cherkesov R.M. Tactical features of the use of combat fighting techniques by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Physical culture and health. 2022. No. 1 (81). pp. 269-271.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Формирование физической подготовленности слушателей в образовательных организациях МВД России в процессе овладения боевых приемов борьбы», подготовленную старшим преподавателем кафедры физической подготовки СКИф КрУ МВД России, майором полиции Крымшокаловым Ашамазом Зауровичем
Овладевая техникой различных приемов борьбы, слушатели совершенствуют и развивают свои физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений. Техническая подготовленность позволяет слушателям выполнять более сложные упражнения, а также получать более высокие результаты. Само по себе освоение приемов борьбы подразумевает наличие у слушателей определенного уровня физической подготовки, основной причиной, по которой у слушателей образовательных организаций нет рвения к занятиям по физической подготовке является отсутствие вариативности на занятиях. Они представляют собой монотонную, однообразную скучную работу, которая не вызывает чувства наслаждение или азарта. Другое же дело - освоение приемов борьбы. В данном аспекте, автор отмечает, что у преподавателей кафедр физической подготовки есть много различных методик проведения занятия.
Задачами физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России являются: развитие и поддержание профессионально значимых физических качеств на достаточном уровне, что позволит успешно выполнять оперативные, служебные и боевые задачи.
Проблема плохой физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России может приводить к серьезным последствиям, таким как пропущенные преступления, плохая реакция на опасные ситуации, травмы и недостаточная эффективность работы. Кроме того, слабая физическая подготовка также может негативно повлиять на образование лидерства и дисциплину в полицейском корпусе. Для решения проблемы необходимо внедрение систематической тренировки по физической подготовке, а также повышение стандартов набора и отбора кандидатов на военную службу в полицейском корпусе. Если не разработать новейшие методики использования информационных технологий, которые будут эффективны не только сегодня, но и в дальнейшем будущем, то в скором времени мы не сможем наверстать упущенное и побороть преступность в каком бы виде она не выражалась.
Отметим, что автор рецензируемого исследования с интересом относится к своей работе, по отдельным вопросам и положениям имеет своё мнение, которое может отстоять. В целом рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: Заместитель начальника кафедры физической подготовки Северо-кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.п.н., майор полиции И.Х. Мешев
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 98,59%
Статья поступила в редакцию 22.05.2023, принята к публикации 29.06.2023 The article was received on 22.05.2023, accepted for publication 29.06.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Крымшокалов Ашамаз Заурович, майор полиции, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия. E-mail: kodzokov.aznaur@ bk.ru
ABOUTTHEAUTHOR
KrymshokalovAshamazZaurovich, Police Major, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia. E-mail: kodzokov. [email protected]