Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 254-260. УДК 37.036
Т.А. Конакова, Н.В. Вялова
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях приобщения к народным художественным промыслам родного края
В данной работе рассматривается проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству. Актуализируется вопрос реализации национально-регионального компонента содержания образовательного стандарта. Авторами предпринята попытка разработать педагогическую систему формирования у детей целостного представления о декоративно-прикладном искусстве России, где достойное место занимают народные художественные промыслы Нижегородской области. В статье представлен практический опыт работы по развитию детского декоративного творчества. Обоснована необходимость проведения мероприятий по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области художественно-эстетического развития детей средствами декоративно-прикладного искусства. Предложены различные формы и методы работы с дошкольниками и сотрудниками образовательной организации, в том числе, авторские разработки. Сделан вывод о том, что проблема художественно-эстетического развития детей средствами народного искусства родного края требует дальнейшего изучения.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, народное декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы, декоративное творчество детей, национально-региональный компонент образовательного стандарта, профессиональная компетентность педагогов, модель профессиональной готовности
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
N°. 3 (33). pp. 254-260 T. A. Konakova, N. V. Vyalova
Artistic-aesthetic development of children in conditions of participation to the national art works of the native territory
In this paper, the problem of the artistic and aesthetic development of children of preschool age is considered in the process of familiarizing with folk art. The issue of implementing the national-regional component of the content of the educational standard is being updated. The authors attempted to develop a pedagogical system for the formation in children of a holistic view of the decorative and applied art of Russia, where the folk arts and crafts of the Nizhny Novgorod region take a worthy place. The article presents practical experience in the development of children's decorative art. The necessity of carrying out measures to increase the level of professional competence of teachers in the field of artistic and aesthetic development of children by means of arts and crafts is grounded. Various forms and methods of work with preschool children and employees of the educational organization, including author's workings out, are offered. The conclusion is drawn that the problem of the artistic and aesthetic development of children with the means of folk art of the native land requires further study.
Keywords: artistic and aesthetic development, folk arts and crafts, art crafts, children's decorative art, national-regional component of the educational standard, professional competence of teachers, professional readiness model
едагогическая наука и практика выдвигает на первый план в области образования детей дошкольного возраста вопросы создания условий для саморазвития личности ребенка. Богатые возможности для этого содержатся в различных видах художественно-эстетической деятельности дошкольников, в условиях которых осуществляется многогранный процесс первоначального приобщения детей к художественной культуре и духовно-нравственным ценностям народа [10].
Актуальность проблемы приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству определяется:
- потребностью общества в сохранении и трансляции традиционных образцов национальной культуры, ростом устойчивой тенденции к этнической идентификации;
- необходимостью решения задач этнокультурного развития детей в общем процессе социализации;
- требованиями ФГОС дошкольного образования, в котором развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства обозначена как одна из ведущих задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
- программными задачами, направленными на активное использование произведений декоративно-прикладного искусства в качестве средства и условия гармоничного развития личности ребенка.
На научно-теоретическом уровне актуальность темы определяется необходимостью дальнейшего научно-практического исследования роли и места народного искусства в работе с детьми дошкольного возраста.
Обозначенные проблемы ставят задачу создания в ДОО комплекса условий успешного образования детей средствами декоративно-прикладного искусства. В этом плане большой потенциал содержит национально-региональный компонент содержания образовательного стандарта.
Гармоничное личностное развитие осуществляется в конкретном социокультурном пространстве родного края, богатого своей историей и традициями. Ребенок с рождения находится в ситуации, когда органично происходит присвоение духовных, эстетических, нравственных ценностей отечественной культуры в процессе ознакомления с образцами народных художественных промыслов родного края.
Реализация регионального принципа в системе дошкольного образования предполагает формирование у дошкольников целостного представления о культурном наследии народа, что является значимым для детских садов Нижнего Новгорода и области. Нижегородские мастера издавна славились на всю Россию изделиями городецкой, хохломской, полхов-майданской
росписи по дереву, семеновскими матрешками, балахнинскими кружевами и многими другими промыслами.
Народное и декоративно-прикладное искусство Нижегородской области всегда занимало особое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Традиционно детские сады города и области вели углубленную работу в данном направлении. Однако, на фоне резкого снижения общей культуры населения, становится очевидным падение интереса у подрастающего поколения к искусству народных мастеров. Эти тенденции не могли не отразиться на педагогической работе в дошкольных организациях. Анализ состояния дел на практике показывает, что за последнее время произошло снижение уровня развития художественно-творческих способностей детей в декоративных видах деятельности. Исключение составляют дошкольные организации с приоритетным направлением в работе по ознакомлению детей с народным искусством. В большинстве остальных детских садов отмечается:
- отсутствие целостной системы ознакомления дошкольников с разнообразными видами и формами народного творчества;
- низкое качество самостоятельных творческих работ детей по декоративному рисованию, лепке народных игрушек, изготовлению поделок из дополнительных материалов в народном стиле;
- недостаточное использование в педагогическом процессе изделий нижегородских мастеров и др.
Указанные тенденции указывают на необходимость дальнейшего изучения проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через народное декоративно-прикладное искусство родного края.
Анализ исследований специалистов показывает, что народному искусству как средству воспитания детей уделялось большое внимание. Многие аспекты поднимаемой проблемы всесторонне и глубоко изучались в различные годы двадцатого века и продолжают быть предметом современных исследований.
Впервые значение декоративно-прикладного искусства, в рамках разработки общих основ эстетического воспитания детей и приобщения их к истокам русской культуры, раскрыли в своих работах А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Са-кулина и др. Исследователи призывали к активному использованию произведений народного творчества в педагогической деятельности. Е. А. Флерина заложила методические основы обучения дошкольников декоративному рисованию, определила влияние народной игрушки на развитие детского изобразительного творчества. Игрушка, благодаря своей обобщенной форме, будит детское воображение, нацеливает на творческую деятельность, считала Е. А. Флерина [3,
4]. В своих работах ученый отмечает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт, как народная игрушка, с которой он активно и творчески действует. История народной игрушки связана с историей народа, его традициями, пониманием красоты.
Особое значение декоративно-прикладному искусству в нравственно-эстетическом воспитании детей придавала Н.П. Сакулина. Исследователь утверждала, что народное искусство отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, первых эстетических оценок и суждений. Развитие художественно-творческой деятельности, писала Н.П. Сакулина, невозможно без эстетического освоения действительности [5, с.13]. В связи с этим ученым были изучены теоретические основы ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством, проанализированы выразительные средства, техника создания изделий, стилистические особенности некоторых видов русского народного искусства [4, 5].
Воспитательное значение народного декоративного искусства неоднократно отмечалось А.П. Усовой. Однако нельзя преувеличивать его значения в общей системе педагогической работы, писала А.П. Усова в своем труде «Русское народное творчество в детском саду». Народное искусство помогает заложить основу для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Если дети способны эстетически воспринять народную игрушку, то со временем могут оценить скульптуру более сложных форм [4, с.138].
Важная роль народного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста раскрывается в исследованиях З.А. Богатеевой, Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Ю.В. Максимова, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, Н.Б. Халезовой и др.
Е.И. Васильева, разрабатывая вопросы обучения детей декоративному рисованию, раскрыла последовательность освоения детьми композиции, построения узора на различных формах, приемы обучения декоративному рисованию детей разных возрастных групп. Е.Г. Ковальская разработала систему занятий, определила методы приобщения к декоративно-прикладному искусству, создала методическое пособие по декоративному рисованию для детских садов [3, 4].
Наиболее полно изучены вопросы восприятия произведений народной пластики и создания собственных поделок детьми в работах Н.Б. Халезовой [4, с.68]. Доказано, что образы художественных произведений вызывают у ребят положительные эмоции, пробуждают познавательный интерес, активизируют обследовательские действия, влияют на развитие художественных способностей, обогащают детскую фантазию. Н.Б. Халезовой выявлено влияние народной игрушки на развитие самостоятельной творче-
ской изобразительной деятельности дошкольника. В методических разработках ученого представлены лучшие образцы народной пластики России, но Нижегородских игрушек, к сожалению, в них нет.
Значимы научно-практические работы по приобщению детей к отдельным образцам декоративно-прикладного искусства Нижегородской области, выполненные Л.В. Пантелеевой. В первую очередь это касается проблемы ознакомления старших дошкольников с хохломской росписью. Известно, что это очень сложная роспись в техническом плане. Совместно с педагогами детских садов Семеновского района Нижегородской области Л.В. Пантелеева разработала и внедрила в практику оригинальную методику, позволяющую успешно формировать умения и навыки декоративной деятельности у дошкольников по мотивам Хохломы.
Большой вклад в разработку методики обучения детей декоративной изобразительной деятельности внесли современные ученые и практики: Н.С. Александрова, А.Л. Грибовская, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Л.В. Орлова, Т.Я. Шпикалова и другие отечественные исследователи детского изобразительного творчества.
Т.С. Комарова считает: «Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей» [8, с.6]. По своей инициативе ребята начинают заимствовать какие-то приемы, мотивы и это всячески надо поддерживать, однако ни в коем случае нельзя превращать такие занятия в специальный тренаж «натаскивания» детей на подражание, предостерегает педагогов ученый. На основе исследований Т.С.Комаровой и ее учеников создан ряд пособий для работников образовательных организаций, в которых нашли свое отражение многие виды народного искусства, в том числе декоративно-прикладного [2, 4, 8].
Таким образом, можно утверждать, что в педагогической литературе многие аспекты проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами народного творчества освещены в достаточной мере. Однако научных разработок, посвященных вопросу целостного приобщения детей к прикладному творчеству мастеров-нижегородцев, крайне недостаточно. Исключение составляют исследования Нижегородских ученых и практиков (М.А. Викулина, Г.Г. Григорьева, Л.Ф. Грибова, Н.Г. Комратова, М.Д. Маханева и др.).
С целью художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста мы разработали цикл педагогических мероприятий. В процессе исследования были определены этапы работы, содержание, формы, методы
воспитания детей на материале декоративно-прикладного искусства Нижегородской области. Произведения народного искусства отбирались в соответствии с программными требованиями и с задачами этнокультурного развития, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) [9].
Педагогическая работа проводилась на базе детских садов МБДОУ № 46, МБДОУ №15 Нижнего Новгорода и детских садов МБДОУ «Крас-нораменский детский сад», «Детский сад комбинированного вида №1» г. Заволжья Городецкого района Нижегородской области.
Формирующий эксперимент включил в себя подготовительный этап, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области художественно-эстетического развития детей средствами декоративно-прикладного искусства. Работа с педагогами была организована на базе детских садов и педагогического университета через курс повышения квалификации. Предварительный анализ результатов педагогической деятельности сотрудников ДОО показал, что воспитатели владеют необходимыми умениями в работе с детьми по реализации задач художественно-эстетического развития. Тем не менее, произведения народных промыслов Нижегородской области бедно представлены в педагогической системе, некоторые задачи решаются формально. Например, занятия по декоративным видам изобразительной деятельности не способствуют развитию у детей важных художественно-эстетических способностей, таких как чувство цвета, композиции, формы.
Нами была разработана структурно-содержательную модель профессиональной готовности специалистов дошкольных организаций к работе с детьми по художественно-эстетическому развитию через народное декоративно-прикладное искусство Нижегородской области. Теоретическую основу модели составили научные исследования А.В. Антоновой, О.В. Горбовой, С.В. Громаковой, Е.А. Дубровской, Н.В. Житковой, Т.А. Зотеевой, Т.С. Комаровой, Н.Б. Остроуховой, О.П. Радыновой, Н.В. Шайдуровой и др. по проблеме подготовки специалистов дошкольного образования к эстетическому воспитанию детей средствами искусства. В соответствии с системным подходом структура курсов состояла из трех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного и результативно-критериального.
Первый блок, целевой, являлся ведущим, так как он управлял всей проектируемой системой, служил определяющим фактором разработки содержания остальных блоков и был направлен на достижение результата. Повышение профессиональной компетентности педагогов предполагало формулирование задач обучения на основе принципов личностного развития человека. Важной целью ознакомления педагогов с
народным творчеством являлось формирование эстетического отношения к образцам народного прикладного искусства. В соответствии с целью были определены следующие задачи повышения уровня профессиональной компетентности педагогов:
- познакомить с историей возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства Нижегородской области;
- развивать способности к проявлению эстетического отношения к произведениям народного творчества;
- расширять возможности личности в новой творческой художественной деятельности;
- способствовать формированию личности педагога-дошкольника как носителя национальных духовно-художественных традиций;
- овладеть дополнительными формами работы в системе художественно-эстетического воспитания детей.
В соответствии с данными задачами был разработан содержательный блок формирования художественно-эстетической готовности педагогов к работе по приобщению детей к истокам народного искусства.
План программы курса повышения квалификации включал цикл мероприятий по основной тематике: «Место народного искусства в системе эстетического воспитания детей», «Народное декоративно-прикладное искусство регионального уровня как часть национальной художественной культуры», «Виды народного декоративно-прикладного искусства Нижегородской области», «Средства дополнительного образования в системе ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством». Воспитатели приняли активное участие в различных формах работы. Проводились консультации-диалоги, семинары-практикумы, мастер-классы, творческие встречи и др.
Завершающий блок модели, результативно-критериальный, создавал предпосылки для качественной оценки итогов повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Блок включал показатели и уровни сформированной готовности педагогов к руководству процессом приобщения детей к народному творчеству. Уровни развития определялись по следующим показателям: осознание значимости художественно-эстетического развития детей в системе дошкольного образования, принятие ценностей народного искусства Нижегородского края, умение эстетически воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в образах декоративно-прикладного искусства, художественно-творческая активность личности, владение технологиями и методикой развития детского декоративного творчества.
По всем показателям педагоги ДОО улучшили результаты. Курс повышения квалификации помог систематизировать ранее полученные зна-
ния и опыт, вывести проблему на новый уровень усвоения. Считаем, что это явилось решающим фактором в дальнейшей педагогической деятельности.
Основной этап формирующего эксперимента включал разработку и апробацию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие детей средствами декоративно-прикладного искусства:
- «развитие эмоционально-эстетического отношения к образам окружающей действительности, умение осознавать свои чувства и находить доступные изобразительно-выразительные средства их воплощения в творческой деятельности;
- развитие наблюдательности у детей, умение видеть структуру объекта, выделять существенные признаки, значимые для характеристики образа;
- накопление опыта художественных впечатлений образов искусства;
- ознакомление детей со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве, умение их самостоятельно использовать в реализации замысла;
- создание креативной среды;
- использование системы творческих заданий, установки на создание детьми выразительных образов в рисовании, лепке, аппликации» [7, с.137].
На основе методических рекомендации А.А. Грибовской, были определены три направления в работе с детьми старшего дошкольного возраста [2].
Цель первого направления - формирование эмоционально-личностного отношения к определенному виду народного художественного промысла. Для нас было важно погрузить детей в атмосферу эмоциональной заинтересованности работами мастеров Нижнего Новгорода, помочь ребенку увидеть художественный образ в произведении народного творчества. В целях создания благоприятной художественной среды вводился сюжетно-игровой персонаж «народного мастера» Золотые руки, который «приносил» новые изделия и «помогал» их оценить. Постепенно ребята познакомились с растяпинскими и жбанниковскими игрушками, изделиями из тканей, вышивкой, ткачеством, кружевоплете-нием, с художественной обработкой дерева и металла, семеновскими сувенирами. Особое внимание уделялось эстетическому восприятию нижегородских видов росписи: хохломской, городецкой, полхов-майданской. Большой интерес у детей вызвала скульптура малых форм анималистического жанра. Дошкольники узнали, что создаются эти произведения мастерами камнерезного промысла «Борнуковская пещера».
Цели второго направления - формирование у детей умений и навыков декоративного изобра-
жения, развитие художественно-эстетических способностей. На данном этапе возникли опасения в завышении педагогических требований реализации образовательных задач. В этой связи мы расставили акценты по всему циклу мероприятий формирующего эксперимента следующим образом. Работа по развитию у дошкольников чувства цвета концентрировалась на занятиях по рисованию городецких узоров, чувства формы -в лепке жбанниковских свистулек. На основе хохломской росписи развивали чувства композиции и пластики линии.
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству строилось на принципах:
- использования высокохудожественных образцов народного творчества;
- включения выполненных детьми художественных работ в различные виды и формы организации деятельности;
- соблюдения последовательности усложнения творческих заданий в процессе формирования у детей умений и навыков декоративной деятельности;
- учета индивидуального подхода, индивидуальных предпочтений, интересов, способностей дошкольников;
- интеграции видов детской деятельности (игровой, художественной, познавательной), синтеза искусств.
В нашей системе был представлен комплекс форм и методов организации деятельности: образовательные и игровые ситуации, создание мини-музея, экскурсии, проектная деятельность, проведение мастер-классов в мастерских народных умельцев, выставки, фольклорные праздники и досуги, тематические развлечения. Педагоги использовали рабочие тетради по формированию у детей умений декоративного рисования, методические разработки, авторские технологии [1].
Цели третьего направления - развитие у детей самостоятельности, творческих способностей в процессе создания декоративного изображения. В педагогической деятельности мы учитывали методические рекомендации Т.С. Комаровой по развитию детского художественного творчества [6, с.101-107]. С детьми проводилась работа по активизации познавательных процессов, актуализации имеющегося запаса представлений о средствах выразительности в произведениях народного искусства. Широко использовались творческие задания с последовательным усложнением задач и содержания: «Загадки и отгадки», «Формы», «Где ошибся Незнайка?», «Декоративные этюды» и др. Дошкольники упражнялись в самостоятельном поиске выразительных средств: выбирали фон, цветовую гамму росписи, компоновали узор из различных элементов.
На контрольном этапе эксперимента были выявлены положительные результаты художественно-эстетического развития детей через
приобщение к Нижегородским художественным промыслам.
Во-первых, дети проявляли познавательный интерес к различным видам народных изделий, могли самостоятельно определить вид и название промысла. Все дошкольники стали осознавать значимость произведений. Для многих игрушка стала более ценной, поэтому дети и их родители помогли наполнить мини-музеи в детских садах ценными экспонатами.
Во-вторых, у детей повысился уровень проявления эстетического и художественного восприятия образцов народного творчества. Дети не только проявляли эмоциональный отклик, но и могли выразить свои эстетические чувства в слове.
В-третьих, в декоративной изобразительной деятельности дошкольники проявляли некоторые художественно-эстетические способности. Например, в создании узора по мотивам городецкой росписи использовали адекватные замыслу средства выразительности. Рисунки по мотивам Хохломы отличались выразительностью по цвету и ритму. Однако многие проигрывали в композиционной пластике. Так, изображение элементов травного орнамента для детей дошкольного возраста является очень сложным. Считаем, что по этому направлению необходимо проводить дополнительные исследования.
В-четвертых, дети стали более активными и самостоятельными в творческом плане. Они научились работать в коллективе, создавать общие декоративные поделки. Например, дошкольники проявили высокую степень творческой активности в конкурсе на лучший натюрморт из произведений декоративно-прикладного искусства. На занятиях творческого типа дети рисовали и лепили по собственному замыслу, поэтому декоративные работы характеризовались новизной и некоторой оригинальностью. Положительным фактом явилось то, что у старших дошкольников наблюдалось стремление к самостоятельному переносу ранее усвоенных знаний в новую ситуацию. В предметном рисовании на свободную тему дети активно использовали элементы узоров как средство выразительности образа.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволила добиться положительных результатов художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях приобщения к народным художественным промыслам Нижегородской области. Однако проблема развития изобразительных способностей, как одна из важных проблем художественно-эстетического развития детей средствами народного искусства родного края, требует дальнейшего изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 347 с.
2. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. 152 с.
3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.
4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 352 с.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. 224 с.
6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. 176 с.
7. Конакова Т.А. Эмоциональный фактор в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального образования: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (11 апреля 2017). Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. С. 135-139.
8. Народное искусство - детям / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 224 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
10. Ханова Т.Г. «Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы»: по материалам региональной научно-практической конференции. Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С.31.
REFERENCES
1. Astrakhantseva S.V. Methodical foundations of teaching decorative and applied creativity: an educational-methodical manual / S.V. Astrakhantseva, V.Yu. Rukavitsa, A.V. Shushpanov. Rostov n / a, Phoenix Publ., 2006. 347 p. (in Russian).
2. Gribovskaya A.A Teaching preschool children to decorative drawing, modeling, applications. Worksheets. - Moscow: "Publishing House Skriptoriy 2003", 2009. 152 p. (in Russian).
3. Kazakova T.G. Theory and methods of development of children's fine arts: Textbook. manual for university students. Moscow, VLADOS Publ., 2006. 255 p. (in Russian).
4. Komarova T.S. School of aesthetic education. Moscow, MOSAIC-SYNTHESIS Publ., 2009. 352 p. (in Russian).
5. Komarova T.S. Pictorial activity in kindergarten. Monograph. Moscow, MOSAIC-SYNTHESIS Publ., 2018. 224 p. (in Russian).
6. Komarova T.S Children's art creativity. For lessons with children 2-7 years. Moscow, MOSAIC-SYNTHESIS Publ., 2017. 176 p. (in Russian).
7. Konakova TA Emotional factor in the artistic and aesthetic development of children of preschool age // Actual issues of the implementation of GEF preschool and primary education: Sat. articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (April 11, 2017). Nizhny Novgorod: Mininsky University, 2017. pp. 135-139. (in Russian).
8. Folk art for children / Ed. T.S. Komarova. Moscow, MOSAIC-SYNTHESIS Publ., 2016. 224 p. (in Russian).
9. Federal state educational standard of preschool education. Moscow, UTS Perspective Publ., 2014. 32 p. (in Russian).
10. Khanova T.G. "Modern preschool childhood: problems and perspectives": based on the materials of the regional scientific and practical conference. Bulletin of the University of Minin. 2015. no. 2 (10). p. 31. (in Russian).
Информация об авторах Конакова Татьяна Александровна
(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: t89101311524@yandex.ru
Вялова Наталия Вячеславовна
(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: nataliya_vyalova@bk.ru
Information about the authors
Konakova Tatyana Aleksandrovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy of
preschool and primary education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: t89101311524@yandex.ru
Vyalova Nataliya Vyacheslavovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy of
preschool and primary education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: nataliya_vyalova@bk.ru