Педагогика и психология
УДК 376 A.V. VILKOVA*
ББК 67.409.13 В44
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL RESPONSIBILITY IN EDUCATIONAL COLONIES
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формированиядуховно-нравственной ответственности воспитанников в воспитательных колониях
Ключевые слова: несовершеннолетниеосужден ные, воспитательные колонии духовно-нравственная ответственность.
АЛЕВТИНА
ВЛАДИМИРОВНА
ВИЛКОВА*
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В КОЛОНИИ
Annotation: in the article the author considers some problems concerning formation of spiritual and moral responsibility in educational colonies.
Key words', juvenile prisoners, educational colonies, spiritual and moral responsibility.
Духовно-нравственная ответственность является ведущей составной частью духовнонравственного развития личности. Ее осознание - одна из самых важных и решающих ценностей, предопределяющихсоциальное становление и развитие личности. Человек нарушает закон и становится преступником главным образом потому, что в силу различных причин у него отсутствует или искажено понимание и осознание своей духовно-нравственной ответственности перед другими людьми и государством. Духовно-нравственная ответственность -это внутреннее состояние человека, связанное с проблемами его смысла жизни.
Проблема формирования духовно-нравственной ответственности отвечает не только принципу историзма, но и современным представлениям о человеке, социально-политической ситуации в стране. Различают социальную, правовую, духовно-нравственную ответственность. Соотношение этих понятий дает ключ к решению рассматриваемой проблемы.
Социальная ответственность выступает как совокупность объективныхтребований, предъявляемых обществом (классом, народом и т. д.) к отдельным своим членам, коллективам в виде моральных принципов, норм, выражающих социальную необходимость и ценность.
Социальная ответственность представляет собой единство объективного и субъективного. Объективными в социальной ответственности являются требования, предъявляемые государством и обществом к человеку, а субъективными - отношение личности к этим требованиям. При совпадении требований общества и соответствующего им поведения осуществляется ценностная социально ответственная деятельность.
* Кандидат педагогических наук, доцент (НИИ ФСИН России)
E-mail: [email protected].
Субъективная ответственность - мощный фактор, регламентирующий саморегуляцию и самовоспитание человека со стороны его сознания, содержание которого формируется под воздействием ценностной объективной действительности духовных запросов, установок и требований общества. Правовая ответственность является одной из форм социальной ответственности, анализ и содержание которой имеют принципиальное значение для целей данного педагогическогоисследования Она наблюдается во всех тех случаях, когда поведение личности полностью соответствует аксиологическим требованиям норм права. Объективное в правовой ответственности выражается в том, что в нормах права, адресованных для исполнения людям, содержится аксиологическая модель поведения, соответствующего интересам общества и государства. К субъективной стороне правовой ответственности относят осознание требований норм права и соответствующее ценностно-значимое поведение. Совпадение объективного и субъективного имеет своим результатом позитивную правовую аксиологическую ответственность личности.
Мы разделяем точку зрения В.А. Елеонско-го в том, что без научного осмысления ценностей поведения и позитивной юридической ответственности личности невозможно плодотворное исследование причин и форм существования правонарушений, а также средств их предотвращения и методов борьбы с ними.
Позитивная правовая ответственность предполагает усвоение правосубъектными лицами норм права, правил поведения, адекватное к ним отношение в соответствии с запросами общества, осознание необходимости сообразовывать с ними свою деятельность. Полагаем, что этот аспект правовой ответственности более прогрессивный и связан с педагогическим аспектом духовно-нравственной ответственности, потому что позволяет теснее увязать проблему ответственности с личностью правонарушителя, ее характерологическими свойствами и особенностями, а также задачами и целями воспитания. Поскольку осужденный выступает одновременно объектом и субъектом воспитания, то знание особенностей его личности, мотивов совершения правонарушения является важной задачей повышения эффективности исправления личности преступника в условиях воспитательной колонии.
Огромное значение для теоретической и практической разработки проблемы духовно-
нравственной ответственности имеют труды А.С. Макаренко, который первым выдвинул идею ответственности коллектива за поступки каждого его члена и индивида за свои действия перед коллективом.
А. С. Макаренко в своих работах затрагивает разные аспекты этой проблемы. Так, он выделяет понятия «ответственная зависимость», «общая ответственность», «строгая ответственность», «принцип ответственности», «чувство ответственности перед коллективом». Ученый подходит к нравственной ответственности с разных сторон, рассматривая ее то как чувство, переживание личности, то как свойство или характеристику субъекта деятельности, то как функцию органов управления. Главным и системообразующим среди этих понятий выступает «ответственная зависимость».
Одним из направлений исследования духовно-нравственной ответственности является воспитание у человека гражданственности. Яркий представитель такого подхода- В. А. Сухомлин-ский. Он писал: «Гражданственность - это прежде всего ответственность, долг - та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу». Поскольку гражданственность, то есть осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству, есть понятие, относящееся к личности, то и ответственность В. А. Сухомлинским понимается как личная, персональная ценность. Ответственность прежде всего должна быть перед своей совестью, перед этим «беспокойным и строгим стражем разума». Благодаря тому, что В.А. Сухомлинскомуудается органически соединить гражданственность, ответственность и совесть, ответственность выступает у него в своей высшей форме.
Являясь выражением свободы личности, духовно-нравственная ответственность несовместима с конформизмом как одной из форм уклонения от ответственности. Исследования отечественных ученых (Л.И. Божович, В.Э. Чуд-новский, А.В. Петровский и др.) показали, что конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиции и др.).
Духовно-нравственная ответственность (в отличие от конформизма) предполагает гораздо большую роль личности, которая служит не только объектом, но и субъектом ответственности, самостоятельно и добровольно выполняющим свой долг перед обществом. Она
Педагогика и психология
Педагогика и психология
определяет способ ориентации в системе общественных норм, жизненную позицию, при которой поведение индивида детерминируется общественно полезными целями. О достаточно высоком уровне духовно-нравственной ответственности свидетельствует нравственный иммунитет к отрицательным влияниям, обусловливающий способность человека даже в неблагоприятно сложившихся обстоятельствах действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания заключается в том, чтобы, воздействуя на человека извне, сформировать у него способность избирательно относиться к внешним влияниям, научить его критически оценивать собственные поступки и действия других людей на основе духовно-нравственных норм и принципов и выработать у него стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Способность человека сохранять и реализовывать свои духовно-нравственные позиции в различных жизненных ситуациях, преодолеваяпри этом как внешние трудности, так и внутренние противоречия, и составляет суть духовно-нравственной ответственности.
Из этого вытекает, что главное направление формирования личности как субъектаактивной деятельности состоит в воспитании человека, способного независимо от воздействия окружающих условий, а иногда вопреки им, усваивать и воплощать в поведении те духовно-нравственные нормы, которые обладают наивысшей социально полезной ценностью. Только в этом случае человек приобретает духовно-нравственную ответственность, а его поведение регулируется внутренней убежденностью.
Формирование духовно-нравственной ответственности существенно зависит от особенностей усвоения социально значимого опыта, которое происходит в процессе самореализации человека, то есть его стремления «осуществить, выполнить себя». В связи с этим можно выделить три вида самореализации личности:
- при которой происходит концентрация человека на собственных узколичностных интересах и потребностях - приводит к потере власти над обстоятельствами, безответственности и антиобщественной направленности личности;
- когда не происходит относительной эмансипации от внешних обстоятельств, мнение других людей является абсолютным ориентиром поведения человека - ведет к безответственности личности, конформизму и неадекватной ее самооценке;
- преобладает стремление человека найти свое место в общественной жизни, реализовать себя, отдавая силы и способности на благо других людей, что ведет к саморазвитию духовнонравственной ответственности личности и ее убежденности в правильности выбора своего поведения, поступка. Этот вид самореализации личности выступает как задача формирования духовно-нравственной ответственности у осужденных в воспитательной колонии, поскольку именно отсутствие у них общественной направленности, адекватной самооценки, убежденности в правильности своих действий приводит к безответственности, асоциальному поведению и в конечном счете к повторным преступлениям.
Формирование духовно-нравственной ответственности осужденных - сложный процесс, предполагающий воспитание у них нравственной самоорганизации, которая возникает тогда, когда воспитанник ориентируется в большей степени не на «внешнюю опору» (санкции администрации , оценка ближайшего окружения), а на выработанные или усвоенные внутренние критерии и нравственные нормы. При этом одним из недостатков деятельности колонии, сдерживающим развитие духовно-нравственной самоорганизации воспитанников, является чрезмерный акцент воспитателей на жесткую регламентацию поведения осужденных извне. Регулятором поведения в данном случае выступают не духовно-нравственные образцы, ценности, а контроль со стороны воспитателей. Такая излишняя ориентация поведения на «внешнюю опору» создает трудности при формировании духовнонравственной ответственности осужденных.
Эффективность формирующего воздействия достигается в большей степени за счет включения внутренних механизмов самоорганизации, которая не нуждается в дополнительных воздействиях, приводящих их в рабочее состояние; направлена на саморазвитие элементов духовно-нравственной ответственности (убежденности, адекватной самооценки, общественной направленности) и активизацию их в реализации положительных поступков до того, как неблагоприятные внешние факторы окажут негативное воздействие.
В целом, соглашаясь с таким подходомк определению нравственной ответственности, следует отметить, что это не только качество личности, но и сложное психологопедагогическоеобразование, важнейшая ценность ее духовно-нравственной сферы, в которойопределяющееместо занимают нравственная убежденность, общественная направленность и адекватная самооценка.
Убежденность предполагает высокий уровень развития духовно-нравственной ответственности, благодаря которой у индивида вырабатывается способность отстаивать свои взгляды, идеалы, мировоззренческие позиции. Это, в свою очередь, делает его независимым от отрицательного влияния окружающей среды, побуждает вступать в борьбу за отстаивание своих убеждений, не избегая при этом трудностей и конфликтов. Убежденность в духовно-нравственной ответственности за содеянное обусловливает понимание воспитанником того, что у него действительно имеются недостатки в сознании и поведении, которые необходимо устранить путем воспитания и самовоспитания. Признав это, осужденный поднимается на новую ступень ответственности за свое поведение, критического отношения к себе, осознания чувства вины в совершенном преступлении и необходимости исправления своей личности. Убеждения являются содержательной стороной духовно-нравственной ответственности, главным источником нравственной самоорганизации личности.
Убеждения - осознанная потребность личности, побуждающая действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Для формирования убеждений необходимоедин-ство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение.
У несовершеннолетних осужденных проявляется зависимость безответственного поведения от слабого развития общественно значимых убеждений. Объясняется это своеобразием индивидуального жизненного опыта таких лиц, у которых наравне с положительными развивались отрицательные мотивы, взгляды, отношения. При этом можно выделить две категории воспитанников с разными по уровню и степени осознанности и прочности отрицательно направленных убеждений. Одни из них не замечают, не осознают собственных отрицательных убеждений, в то время как другие отдают себе отчет о характере их проявлений и стараются их оправдать. Есть основания предполагать, что у первой группы воспитанников содержание отрицательных убеждений сформировалось в раннем периоде онтогенеза, когда самосознание еще достаточно не было развито. У второй группы осужденных искажение личностных убеждений произошло, вероятно, в колонии, хотя предпосылки соответствующей деформации уже создавались на предшествующих стадиях. Именно у таких лиц, старающихся замаскиро-
вать отрицательные убеждения, негативные черты и качества слабее укоренились в структуре нравственной ответственности личности и, предположительно, легче могут быть переориентированы.
У несовершеннолетних правонарушителей преобладают три основных типа направленности: 1) аморальная, связанная с нарушением моральных норм общества; 2) антисоциальная, которой обладают лица, совершившие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками и наркотиками; 3) преступная, угрожающая условиям общественного бытия - грабежи, кражи в особо крупных размерах, нанесение тяжких телесных повреждений, убийства. На развитие этих типов направленности влияет не один какой-либо фактор, а целая группа, нередко комплекс отрицательных воздействий. Реакция на эти воздействия постепенно приобретает все более негативно-активный характер; неблагоприятные условия развития выступают регулятором проявления данной закономерности. Естественно, что такие типы направленности личности у правонарушителей выражены по-разному: ее устойчивость нередко пропорциональна сроку и активности влияния негативных факторов. Наиболее устойчива отрицательная направленность у повторно осужденных (рецидивистов). Именно у этой категории осужденных поведение носит отпечаток уголовного профессионализма. Преступление они совершали сознательно, готовились к нему, распределяли роли.
Общественная направленность как элемент общепедагогической структуры духовно-нравственной ответственности определяется интеграцией интересов личности осужденного и потребностей общества. Она служит основой устойчивости суждений и позиций личности, ответственности ее за порученное дело, требовательности к себе и окружающим. Несовершеннолетние осужденные с достаточным уровнем развития общественной направленности обращаются к социально ценным средствам и способам достижения цели в реализации духовнонравственной ответственности.
В целях изучения духовно-нравственной ответственности у несовершеннолетних осужденных нами были обследованы 300 воспитан -ников колонии. Анализ полученных данных позволил установить, что адекватная самооценка несовершеннолетних осужденных, как правило, не развита, узкофрагментарна. Ее объектом чаще всего выступают те качества личности, которые обусловлены аффектно-волевой
Педагогика и психология
Педагогика и психология
сферой. Так, частота указанных подростками нежелательных либо вредных черт своего характера оказалась следующей 87,7 % - несдержанность, 75,8 - вспыльчивость, 62 - слабоволие, 55 % - отсутствие самообладания. Кроме того, вне самооценки оказались интеллектуальные, эстетические, трудовые черты личности.
Вместе с тем адекватная самооценка в общепедагогической структуре нравственной ответственности личности должна быть представлена правильной, соответствующей действительности оценкой индивидом своих способностей и возможностей, свойств и качеств, отдельных поступков и деятельности в целом. Воспитать у несовершеннолетнего осужденного адекватную самооценку - значит научить его критически относиться к себе и окружающим,
правильно реагировать на меры воспитательного воздействия, побудить к самовоспитанию и самосовершенствованию, помочь ему избрать посильный, отвечающий его склонностям вид деятельности, актуализировать поиск своего места в жизни.
Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) приводит личность к дезориентации и безответственности в поведении, постоянным конфликтам с окружающими и самим собой. Так, завышенная самооценка способ-ствуетразвитию гипертрофированного самолюбия, стремлению к лидерству, самоутверждению любыми путями и способами; заниженная -порождает неуверенность в собственных силах, зависимость от «авторитетных» осужденных, слепое исполнение их воли.