Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной ответственности воспитанников в колонии'

Формирование духовно-нравственной ответственности воспитанников в колонии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / JUVENILE PRISONERS / EDUCATIONAL COLONIES / SPIRITUAL AND MORAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вилкова Алевтина Владимировна

в статье рассматриваются проблемы формирования духовно-нравственной ответственности воспитанников в воспитательных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL RESPONSIBILITY IN EDUCATIONAL COLONIES

in the article the author considers some problems concerning formation of spiritual and moral responsibility in educational colonies.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной ответственности воспитанников в колонии»

Педагогика и психология

УДК 376 A.V. VILKOVA*

ББК 67.409.13 В44

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL RESPONSIBILITY IN EDUCATIONAL COLONIES

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формированиядуховно-нравственной ответственности воспитанников в воспитательных колониях

Ключевые слова: несовершеннолетниеосужден ные, воспитательные колонии духовно-нравственная ответственность.

АЛЕВТИНА

ВЛАДИМИРОВНА

ВИЛКОВА*

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В КОЛОНИИ

Annotation: in the article the author considers some problems concerning formation of spiritual and moral responsibility in educational colonies.

Key words', juvenile prisoners, educational colonies, spiritual and moral responsibility.

Духовно-нравственная ответственность является ведущей составной частью духовнонравственного развития личности. Ее осознание - одна из самых важных и решающих ценностей, предопределяющихсоциальное становление и развитие личности. Человек нарушает закон и становится преступником главным образом потому, что в силу различных причин у него отсутствует или искажено понимание и осознание своей духовно-нравственной ответственности перед другими людьми и государством. Духовно-нравственная ответственность -это внутреннее состояние человека, связанное с проблемами его смысла жизни.

Проблема формирования духовно-нравственной ответственности отвечает не только принципу историзма, но и современным представлениям о человеке, социально-политической ситуации в стране. Различают социальную, правовую, духовно-нравственную ответственность. Соотношение этих понятий дает ключ к решению рассматриваемой проблемы.

Социальная ответственность выступает как совокупность объективныхтребований, предъявляемых обществом (классом, народом и т. д.) к отдельным своим членам, коллективам в виде моральных принципов, норм, выражающих социальную необходимость и ценность.

Социальная ответственность представляет собой единство объективного и субъективного. Объективными в социальной ответственности являются требования, предъявляемые государством и обществом к человеку, а субъективными - отношение личности к этим требованиям. При совпадении требований общества и соответствующего им поведения осуществляется ценностная социально ответственная деятельность.

* Кандидат педагогических наук, доцент (НИИ ФСИН России)

E-mail: [email protected].

Субъективная ответственность - мощный фактор, регламентирующий саморегуляцию и самовоспитание человека со стороны его сознания, содержание которого формируется под воздействием ценностной объективной действительности духовных запросов, установок и требований общества. Правовая ответственность является одной из форм социальной ответственности, анализ и содержание которой имеют принципиальное значение для целей данного педагогическогоисследования Она наблюдается во всех тех случаях, когда поведение личности полностью соответствует аксиологическим требованиям норм права. Объективное в правовой ответственности выражается в том, что в нормах права, адресованных для исполнения людям, содержится аксиологическая модель поведения, соответствующего интересам общества и государства. К субъективной стороне правовой ответственности относят осознание требований норм права и соответствующее ценностно-значимое поведение. Совпадение объективного и субъективного имеет своим результатом позитивную правовую аксиологическую ответственность личности.

Мы разделяем точку зрения В.А. Елеонско-го в том, что без научного осмысления ценностей поведения и позитивной юридической ответственности личности невозможно плодотворное исследование причин и форм существования правонарушений, а также средств их предотвращения и методов борьбы с ними.

Позитивная правовая ответственность предполагает усвоение правосубъектными лицами норм права, правил поведения, адекватное к ним отношение в соответствии с запросами общества, осознание необходимости сообразовывать с ними свою деятельность. Полагаем, что этот аспект правовой ответственности более прогрессивный и связан с педагогическим аспектом духовно-нравственной ответственности, потому что позволяет теснее увязать проблему ответственности с личностью правонарушителя, ее характерологическими свойствами и особенностями, а также задачами и целями воспитания. Поскольку осужденный выступает одновременно объектом и субъектом воспитания, то знание особенностей его личности, мотивов совершения правонарушения является важной задачей повышения эффективности исправления личности преступника в условиях воспитательной колонии.

Огромное значение для теоретической и практической разработки проблемы духовно-

нравственной ответственности имеют труды А.С. Макаренко, который первым выдвинул идею ответственности коллектива за поступки каждого его члена и индивида за свои действия перед коллективом.

А. С. Макаренко в своих работах затрагивает разные аспекты этой проблемы. Так, он выделяет понятия «ответственная зависимость», «общая ответственность», «строгая ответственность», «принцип ответственности», «чувство ответственности перед коллективом». Ученый подходит к нравственной ответственности с разных сторон, рассматривая ее то как чувство, переживание личности, то как свойство или характеристику субъекта деятельности, то как функцию органов управления. Главным и системообразующим среди этих понятий выступает «ответственная зависимость».

Одним из направлений исследования духовно-нравственной ответственности является воспитание у человека гражданственности. Яркий представитель такого подхода- В. А. Сухомлин-ский. Он писал: «Гражданственность - это прежде всего ответственность, долг - та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу». Поскольку гражданственность, то есть осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству, есть понятие, относящееся к личности, то и ответственность В. А. Сухомлинским понимается как личная, персональная ценность. Ответственность прежде всего должна быть перед своей совестью, перед этим «беспокойным и строгим стражем разума». Благодаря тому, что В.А. Сухомлинскомуудается органически соединить гражданственность, ответственность и совесть, ответственность выступает у него в своей высшей форме.

Являясь выражением свободы личности, духовно-нравственная ответственность несовместима с конформизмом как одной из форм уклонения от ответственности. Исследования отечественных ученых (Л.И. Божович, В.Э. Чуд-новский, А.В. Петровский и др.) показали, что конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиции и др.).

Духовно-нравственная ответственность (в отличие от конформизма) предполагает гораздо большую роль личности, которая служит не только объектом, но и субъектом ответственности, самостоятельно и добровольно выполняющим свой долг перед обществом. Она

Педагогика и психология

Педагогика и психология

определяет способ ориентации в системе общественных норм, жизненную позицию, при которой поведение индивида детерминируется общественно полезными целями. О достаточно высоком уровне духовно-нравственной ответственности свидетельствует нравственный иммунитет к отрицательным влияниям, обусловливающий способность человека даже в неблагоприятно сложившихся обстоятельствах действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания заключается в том, чтобы, воздействуя на человека извне, сформировать у него способность избирательно относиться к внешним влияниям, научить его критически оценивать собственные поступки и действия других людей на основе духовно-нравственных норм и принципов и выработать у него стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Способность человека сохранять и реализовывать свои духовно-нравственные позиции в различных жизненных ситуациях, преодолеваяпри этом как внешние трудности, так и внутренние противоречия, и составляет суть духовно-нравственной ответственности.

Из этого вытекает, что главное направление формирования личности как субъектаактивной деятельности состоит в воспитании человека, способного независимо от воздействия окружающих условий, а иногда вопреки им, усваивать и воплощать в поведении те духовно-нравственные нормы, которые обладают наивысшей социально полезной ценностью. Только в этом случае человек приобретает духовно-нравственную ответственность, а его поведение регулируется внутренней убежденностью.

Формирование духовно-нравственной ответственности существенно зависит от особенностей усвоения социально значимого опыта, которое происходит в процессе самореализации человека, то есть его стремления «осуществить, выполнить себя». В связи с этим можно выделить три вида самореализации личности:

- при которой происходит концентрация человека на собственных узколичностных интересах и потребностях - приводит к потере власти над обстоятельствами, безответственности и антиобщественной направленности личности;

- когда не происходит относительной эмансипации от внешних обстоятельств, мнение других людей является абсолютным ориентиром поведения человека - ведет к безответственности личности, конформизму и неадекватной ее самооценке;

- преобладает стремление человека найти свое место в общественной жизни, реализовать себя, отдавая силы и способности на благо других людей, что ведет к саморазвитию духовнонравственной ответственности личности и ее убежденности в правильности выбора своего поведения, поступка. Этот вид самореализации личности выступает как задача формирования духовно-нравственной ответственности у осужденных в воспитательной колонии, поскольку именно отсутствие у них общественной направленности, адекватной самооценки, убежденности в правильности своих действий приводит к безответственности, асоциальному поведению и в конечном счете к повторным преступлениям.

Формирование духовно-нравственной ответственности осужденных - сложный процесс, предполагающий воспитание у них нравственной самоорганизации, которая возникает тогда, когда воспитанник ориентируется в большей степени не на «внешнюю опору» (санкции администрации , оценка ближайшего окружения), а на выработанные или усвоенные внутренние критерии и нравственные нормы. При этом одним из недостатков деятельности колонии, сдерживающим развитие духовно-нравственной самоорганизации воспитанников, является чрезмерный акцент воспитателей на жесткую регламентацию поведения осужденных извне. Регулятором поведения в данном случае выступают не духовно-нравственные образцы, ценности, а контроль со стороны воспитателей. Такая излишняя ориентация поведения на «внешнюю опору» создает трудности при формировании духовнонравственной ответственности осужденных.

Эффективность формирующего воздействия достигается в большей степени за счет включения внутренних механизмов самоорганизации, которая не нуждается в дополнительных воздействиях, приводящих их в рабочее состояние; направлена на саморазвитие элементов духовно-нравственной ответственности (убежденности, адекватной самооценки, общественной направленности) и активизацию их в реализации положительных поступков до того, как неблагоприятные внешние факторы окажут негативное воздействие.

В целом, соглашаясь с таким подходомк определению нравственной ответственности, следует отметить, что это не только качество личности, но и сложное психологопедагогическоеобразование, важнейшая ценность ее духовно-нравственной сферы, в которойопределяющееместо занимают нравственная убежденность, общественная направленность и адекватная самооценка.

Убежденность предполагает высокий уровень развития духовно-нравственной ответственности, благодаря которой у индивида вырабатывается способность отстаивать свои взгляды, идеалы, мировоззренческие позиции. Это, в свою очередь, делает его независимым от отрицательного влияния окружающей среды, побуждает вступать в борьбу за отстаивание своих убеждений, не избегая при этом трудностей и конфликтов. Убежденность в духовно-нравственной ответственности за содеянное обусловливает понимание воспитанником того, что у него действительно имеются недостатки в сознании и поведении, которые необходимо устранить путем воспитания и самовоспитания. Признав это, осужденный поднимается на новую ступень ответственности за свое поведение, критического отношения к себе, осознания чувства вины в совершенном преступлении и необходимости исправления своей личности. Убеждения являются содержательной стороной духовно-нравственной ответственности, главным источником нравственной самоорганизации личности.

Убеждения - осознанная потребность личности, побуждающая действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Для формирования убеждений необходимоедин-ство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение.

У несовершеннолетних осужденных проявляется зависимость безответственного поведения от слабого развития общественно значимых убеждений. Объясняется это своеобразием индивидуального жизненного опыта таких лиц, у которых наравне с положительными развивались отрицательные мотивы, взгляды, отношения. При этом можно выделить две категории воспитанников с разными по уровню и степени осознанности и прочности отрицательно направленных убеждений. Одни из них не замечают, не осознают собственных отрицательных убеждений, в то время как другие отдают себе отчет о характере их проявлений и стараются их оправдать. Есть основания предполагать, что у первой группы воспитанников содержание отрицательных убеждений сформировалось в раннем периоде онтогенеза, когда самосознание еще достаточно не было развито. У второй группы осужденных искажение личностных убеждений произошло, вероятно, в колонии, хотя предпосылки соответствующей деформации уже создавались на предшествующих стадиях. Именно у таких лиц, старающихся замаскиро-

вать отрицательные убеждения, негативные черты и качества слабее укоренились в структуре нравственной ответственности личности и, предположительно, легче могут быть переориентированы.

У несовершеннолетних правонарушителей преобладают три основных типа направленности: 1) аморальная, связанная с нарушением моральных норм общества; 2) антисоциальная, которой обладают лица, совершившие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками и наркотиками; 3) преступная, угрожающая условиям общественного бытия - грабежи, кражи в особо крупных размерах, нанесение тяжких телесных повреждений, убийства. На развитие этих типов направленности влияет не один какой-либо фактор, а целая группа, нередко комплекс отрицательных воздействий. Реакция на эти воздействия постепенно приобретает все более негативно-активный характер; неблагоприятные условия развития выступают регулятором проявления данной закономерности. Естественно, что такие типы направленности личности у правонарушителей выражены по-разному: ее устойчивость нередко пропорциональна сроку и активности влияния негативных факторов. Наиболее устойчива отрицательная направленность у повторно осужденных (рецидивистов). Именно у этой категории осужденных поведение носит отпечаток уголовного профессионализма. Преступление они совершали сознательно, готовились к нему, распределяли роли.

Общественная направленность как элемент общепедагогической структуры духовно-нравственной ответственности определяется интеграцией интересов личности осужденного и потребностей общества. Она служит основой устойчивости суждений и позиций личности, ответственности ее за порученное дело, требовательности к себе и окружающим. Несовершеннолетние осужденные с достаточным уровнем развития общественной направленности обращаются к социально ценным средствам и способам достижения цели в реализации духовнонравственной ответственности.

В целях изучения духовно-нравственной ответственности у несовершеннолетних осужденных нами были обследованы 300 воспитан -ников колонии. Анализ полученных данных позволил установить, что адекватная самооценка несовершеннолетних осужденных, как правило, не развита, узкофрагментарна. Ее объектом чаще всего выступают те качества личности, которые обусловлены аффектно-волевой

Педагогика и психология

Педагогика и психология

сферой. Так, частота указанных подростками нежелательных либо вредных черт своего характера оказалась следующей 87,7 % - несдержанность, 75,8 - вспыльчивость, 62 - слабоволие, 55 % - отсутствие самообладания. Кроме того, вне самооценки оказались интеллектуальные, эстетические, трудовые черты личности.

Вместе с тем адекватная самооценка в общепедагогической структуре нравственной ответственности личности должна быть представлена правильной, соответствующей действительности оценкой индивидом своих способностей и возможностей, свойств и качеств, отдельных поступков и деятельности в целом. Воспитать у несовершеннолетнего осужденного адекватную самооценку - значит научить его критически относиться к себе и окружающим,

правильно реагировать на меры воспитательного воздействия, побудить к самовоспитанию и самосовершенствованию, помочь ему избрать посильный, отвечающий его склонностям вид деятельности, актуализировать поиск своего места в жизни.

Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) приводит личность к дезориентации и безответственности в поведении, постоянным конфликтам с окружающими и самим собой. Так, завышенная самооценка способ-ствуетразвитию гипертрофированного самолюбия, стремлению к лидерству, самоутверждению любыми путями и способами; заниженная -порождает неуверенность в собственных силах, зависимость от «авторитетных» осужденных, слепое исполнение их воли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.