ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ХАРАКТЕРА УДЕТЕЙ-СИРОТ
Дети-сироты, институциональное воспитание, недостатки характера, симптомо-комплексы черт, коррекция, воспитание духовно-нравственных и деятельно-волевых черт.
Изучение проявлений черт характера у детей-сирот особенно актуально для понимания причин их социальной дезадаптации и неуспешности в основных сферах жизнедеятельности. К исследованию особенностей психического развития детей-сирот в условиях институционального воспитания обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: И.А. Арямов, И.Е. Байтингер, Дж. Боулби, А.Е. Горбушин, А.Б. Залкинд, Я. Корчак, И. Лангмейер, М.И. Лисина, А.С. Макаренко, 3. Матейчик, B.C. Мухина, А.М. Прихожан, Н.И. Пядушкина, Л.Б. Тазеке-нова, Н.Н. Толстых, Т.И. Юферева и др., отмечающие целый ряд качественных новообразований, интенсивно формирующихся в условиях относительной закрытости интернатных учреждений. К ним следует отнести: специфическое формирование структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, Л.Н. Бережнова, А.А. Ярулов и др); «психологическое капсулирование» (Г. Семья); социально-психологическую отчужденность (А.Е. Горбушин); фиксированные формы поведения (Г.В. Залевский); «закрытость» личности (М.Ю. Кондратьев); специфичность половой идентификации воспитанников детского дома (Н.Н. Крыгина); феномен общественной собственности (Л.М. Шыпицына); низкую адаптивность в общественных процессах (И.Ф. Дементьева) и др.
Однако данные о проявлениях формирующегося характера детей и подростков-сирот лоскутны, мозаичны и не обобщены, а проблема, связанная с осмыслением и теоретическим обоснованием формирования, проявления и воспитания характерологических черт воспитанников интернатных учреждений, пока не решена. Между тем принято считать, что именно характер определяет судьбу человека, а сфор-мированность его отдельных черт позволяет достичь успеха в основных сферах человеческой жизни. Актуальность и малоизученность проблемы формирования, становления и воспитания характера послужили основанием для постановки проблемы изучения проявлений характерологических недостатков у воспитанников интернатных учреждений в плоскость опытно-экспериментального исследования.
Цель исследования — экспериментальное изучениие, описание и обобщение проявления недостатков характера, типичных для детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях различных типов.
База исследования. В исследовании приняли участие 95 воспитанников детских домов и интернатов Красноярского края — лицея им. X. Совмена; Ново-Бирилюс-ского, Новоселовского, Ирбейского детских домов; Ачинского социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних; 26 воспитанников Канской воспитательной колонии; 102 учащихся ПТУ № 44 п. Шушенское; 89 учителей, воспитателей и мастеров производственного обучения.
Методы исследования. Поскольку характер является сложным полиструктур-ным образованием, изучение его проявлений осуществлялось по методике, сочетающей методы педагогического наблюдения; анализ документов (личных дел воспитанников, дневников педагогических наблюдений воспитателей, журналов ус-
певаемости и пр.); самоанализ воспитанников (Методика Дембо — Рубинштейна); анализ творческих работ воспитанников (эссе, сочинений, стихов, песен и пр.); опросные методы исследования (беседы, анкеты, методика неоконченного предложения «В моем характере мне нравятся / не нравятся черты...»); методы психодиагностики (Многофакторный опросник Р. Кеттелла, методика Леонгарда — Шмише-ка); проективные методы исследования (методика Белянина В.П. «Определение психолингвистических предикторов акцентуированных черт личности», тест «Нарисуем свой характер).
Основные результаты. Исследование показало наличие у детей и подростков-си-рот следующих недостатков характера.
Некритичностъ — неразвитая способность к критическому анализу явлений и событий, к оценке и самооценке действий и поступков с нравственных и прагматических позиций. Этот недостаток отражает в первую очередь специфику картины мира детей-сирот и особенности ценностного компонента их социального опыта. На интеллектуальном уровне этот характерологический недостаток проявляется в своеобразии социальных представлений, понятий и суждений об окружающем мире, в узости спектра склонностей и стремлений в его познании. Некритичностью детей-сирот обусловлены смещения, искажения и поляризация их ценностных ориентаций и установок.
Смещения ценностных ориентаций у детей-сирот проявляются в направленности личностного смысла на определенную сторону действительности, например на материальную: «Главное в жизни — иметь много денег»; на независимость: «Больше всего хочу, чтобы мне никто не указывал, как жить» и т. д. Искажения ценностной сферы наиболее ярко проявляются в стремлении делить мир на «Мы — Они», т. е. оправдывать действия людей, которые являются «своими», и осуждать поступки «чужих». Поляризация ценностей заключается в формировании ценностных «доменов» — иррациональном сосуществовании взаимоисключающихся ценностей: «Никогда и никому нельзя верить. Я верю своему другу» и пр. На поведенческом уровне некритичность проявляется в экстернальном локусе контроля — склонности к поиску причин своих поступков и поведения во внешних обстоятельствах. Именно некритичностью детей-сирот обусловлена их повышенная внушаемость и подверженность манипулятивному воздействию со стороны других людей: у них вымогают деньги, обманом вынуждают продавать вещи и квартиры, вовлекают в преступные группировки и пр. Так, подростки-сироты, совершившие преступления полагают, что их вины в том, что они лишены свободы, нет, и только один из десяти признает свою вину и считает наказание заслуженным. Данные проведенных опросов воспитанников колонии для несовершеннолетних осужденных (выпускников детских домов) о причинах совершения ими преступлений говорят, что ответственность за содеянное они в большей степени возлагают на родителей, ситуацию, несправедливые законы и др., нежели на себя. Самые распространенные ответы: «я оказался здесь из-за нехватки ласки, любви и внимания», «украл потому, что не мне хватало денег», «попал в тюрьму из-за друзей, они меня предали», «всему виной наркотики» [Яковлева, Карапчук, Харламова, 2009, с. 42-43].
Безответственность детей-сирот. Ответственность обычно рассматривается как способность предвидеть последствия поступков и поведения и отвечать за них, осуществлять самостоятельно жизненные выборы и быть «автором» своего жизненного пути. В таком понимании ответственность представляет не внешний и навязанный круг правил и обязанностей (возложенная объективная ответственность), а свободный и добровольный выбор и достижение цели, принятие долга (принятая субъективная ответственность). По мнению Л.И. Дементий, проявление субъективного характера ответственности заключается в том, «как человек воспринимает
и объясняет окружающий мир, насколько он хочет на него влиять, когда, в какой ситуации и в какой мере он будет принимать ответственность и насколько она будет реализована» [Дементий, 2005, с. 5].
Л.И. Дементий и В.Е. Купченко выделили пять типов ответственности: оптимальный, исполнительский, избегающий и неоптимальный. Подростки с оптимальным типом ответственности имеют интернальный локус контроля, т. е. убеждены, что все происходящее в жизни зависит от них самих, и не склонны вину за свои неудачи искать во внешних обстоятельствах. В деятельности они проявляют активность и инициативность. Для воспитанников с исполнительским типом ответственности необходимо, чтобы пределы ответственности были четко определены извне (инструкциями, другими людьми). Такие подростки убеждены, что от их усилий мало что зависит, и делают ровно столько, сколько будет требоваться окружающими. Для подростков с избегающим типом ответственности характерно негативное отношение к выполнению ответственной деятельности. Ответственность представителями данного типа понимается как выполнение обязательств и обещаний. В общем, необходимость заниматься ответственной деятельностью вызывает дискомфорт и выполняется вовремя и с хорошим качеством, если присутствует поддержка со стороны окружающих. Детям-сиротам с неоптимальным типом ответственности свойственен экстернальный локус контроля, т. е. твердая убежденность, что все происходящее в жизни — результат действия внешних сил (воли случая, влияния других людей и пр.). Поддержка со стороны окружающих требуется как на этапе планирования, так на этапе осуществления деятельности.
По данным исследования проявлений ответственности различных типов у воспитанников интернатных учреждений, оптимальный тип проявляется не более чем у 5 %; исполнительский — у 33 %; избегающий — у 37 %, неоптимальный — у 25 % подростков.
Недостаток характера «безволие». Слагаемыми данного дефекта является низкая эмоциональная и волевая саморегуляция поведения, типичная для большинства воспитанников интернатных учреждений, проявляющаяся в аффективной взрывчатости либо, наоборот, чрезмерной вялости их эмоциональных реакций. При этом у большинства из них наблюдается склонность к быстрым, необдуманным и неконтролируемым реакциям. Данные психодиагностики по методике Р. Кеттелла «Многофакторный личностный опросник» показывают, что нерегулируемая и незрелая эмоциональность характерна для 60 % подростков-сирот, она проявляется в неустойчивости интересов, в импульсивности (склонности действовать под влиянием чувств), в раздражительности и утомляемости. В ситуациях малейшего дискомфорта или фрустрации, возникающих в общении со сверстниками или взрослыми, они, как правило, проявляют недовольство обвинениями, требованиями, упреками, угрозами. Под влиянием аффекта возможны неконтролируемые сознанием действия, например физическая расправа с «обидчиком». Нередки случаи грязной нецензурной брани воспитанников и воспитанниц в адрес педагогов в ответ на педагогическое требование, запрет, наказание, о чем свидетельствуют выдержки из характеристик детей-сирот Ачинского детского дома.
Коля Я.: «Нагло и развязно ведет себя по отношению к сверстникам и взрослым. На уроках ничего не делает, может встать и уйти. На замечания реагирует бурным негодованием, употребляя оскорбительные выражения». Аня Ш.: «Совершенно недисциплинированна, не подчиняется никаким требованиям. В ответ на замечание может обругать воспитателя и даже ударить». Аня Р.: «Крайне раздражительна и несдержанна. В гневе бросает на пол книги, вещи, переворачивает столы и стулья. Очень жестоко дерется, грозится убить».
Другой характерной чертой воспитанников интернатных учреждений, связанной с низкой эмоционально-волевой регуляцией, является высокая тревожность — низкая устойчивость эмоциональной сферы к стрессовым ситуациям, проявляющаяся в склонности к депрессии; в беспокойстве, впечатлительности, озабоченности; в ранимости, чрезмерном внимании к своему физическому состоянию; в недовольстве собой. У невротичных подростков, а также у подростков с алкогольной или наркотической зависимостью, с некоторыми видами расстройства поведения или личности, с психопатиями высокая тревожность является постоянным фоном настроения. По данным проведенного исследования, относительно нормальный уровень тревожности проявляется лишь у 18 % воспитанников опытно-экспериментальной группы, повышенный — у 46 %, высокий — у 37 %.
Довольно типична для сирот лживость — намеренное искажение действительного положения вещей с целью обмана, введения в заблуждение и достижения личной выгоды. С точки зрения социальных отношений ложь является преднамеренным актом и рассматривается в когнитивном (намеренное искажение информации), мотивационном (желание манипулировать другими, скрыть свои чувства и пр.), результативном (получить преимущество, избежать наказания и др.) [Церковная, 2005, с. 6].
Наблюдения за поведением и общением воспитанников показали, что данная черта у них проявляется в лживом демонстировании активности, положительных эмоций, собственной значимости в решении личностно и социально значимых вопросов; в отрицании несамостоятельности и пассивности, зависимости от других людей или внешних обстоятельств, своей неосведомленности, в стремлении избегать личных осложнений, возможных наказаний.
Недостаток характера «некоммуникабельность». Этот симптомокомплекс образован чертами «общительность», «доверие к людям», «отношение к людям».
Данные педагогического наблюдения за общением детей и подростков-сирот в малых группах и психодиагностики уровней общительности показали, что способность к установлению и поддержанию непосредственных, межличностных контактов определяется несколькими факторами: уверенностью в себе, стремлением к общению, занимаемым статусом в интрагрупповой иерархии. В отношениях с учителями и воспитателями высокие показатели общительности демонстрируют уверенные в себе, высокоадаптивные, гибкие воспитанники, занимающие высокий статус во внутригрупповой иерархии. Они проявляют готовность к сотрудничеству, в общении непринужденны и естественны. Однако большая часть воспитанников не владеют навыками и умениями коммуникации: не умеют слушать и понимать собеседника, высказывать свое мнение, аргументировать и доказывать свою точку зрения и т. д.
Черта характера «ригидность». Ригидность - от латинского г1§1о, пдйаз, что означает негибкость, жесткость, окостенелость; противоположным понятием является гибкость (флексибильность). Понятие «ригидность» может рассматриваться как характеристика состояния, поведения и как конструкт, устанвливающий определенные характерологические черты: косность, инертность, догматизм, конформность и др. У детей-сирот проявления ригидности поведения можно установить простым наблюдением за их деятельностью и общением: они прибегают к неэффективным фиксированным способам поведения с целью установления разорванных социальных связей (стремятся сохранить травмирующие их связи с родителями и родственниками), используют неадекватные суждения и установки, отстаивают абсурдные и ошибочные позиции и пр.
Недостаток характера «иждивенчество». Образован совокупностью черт «беспомощность», «несамостоятельность», «инфантильность», «повышенная внуша-
емость» и др. Иждивенчество у детей-сирот на когнитивном уровне проявляется как инфантильная позиция «Обо мне должны заботиться другие», а на поведенческом уровне находит свое выражение в рецептивных ориентациях (постоянно и навязчиво обращаться за помощью к другим людям), рентных установках (извлекать максимальную выгоду из статуса сироты). О стойком инфантилизме выпускников детских домов свидетельствуют данные наблюдений мастеров производственного обучения, воспитателей студенческих общежитий училищ и техникумов. Студенты-сироты склонны к импульсивным действиям, не способны ставить цели, планировать собственную жизнь и т. д. Другой стороной инфантилизма является рецептивное поведение, хорошо знакомое педагогам детских домов и интернатов. Практически в каждом таком заведении есть выпускники, убегающие из училищ (или бросающие их) и возвращающиеся в родные стены с твердым убеждением, что им должны помочь советом, деньгами, помощью в трудоустройстве и пр. Иждивенчество как стремление жить за счет других закрепляется в так называемых рентных установках, проявляющихся в следующих моделях поведения: сдача закрепленного за ними жилья в аренду с одновременным скитанием по случайным знакомым; стремление к повторному обучению с целью получения полного государственного обучения; беременность и рождение детей с целью получения пособия; уклонение от трудоустройства и стремление как можно дольше «стоять на бирже» с целью получения пособия по безработице и пр.
Выводы. Основываясь на эмпирических данных, полученных методами педагогического наблюдения, психодиагностики и самоанализа, можно выделить типичные для детей-сирот недостатки характера: некритичность, безответственность, безволие, лживость, некоммуникабельность, ригидность, иждивенчество. Каждый недостаток является симптомокомплексом, образованным совокупностью черт, отражающих специфику социального опыта детей-сирот и многоуровневую систему их отношений к определенной стороне действительности. Основными психологопедагогическими задачами коррекции их характерологических недостатков являются изменение картины мира воспитанников, формирование знаниевой основы о чертах характера, развитие их способности к анализу и самоанализу, оценке и самооценке, к установлению причинно-следственных связей действий и поступков; развитие способности адекватной оценки явлений и событий, расширение поведенческого репертуара; актуализация самовоспитания духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера.
Библиографический список
1. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис. ...д-ра психол. наук. М., 2005.
2. Журавлева Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 2004.
3. Купченко В.Е. Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2004.
4. Церковная И.А. Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2005.
5. Яковлева Н.Ф., Карапчук В.А., Харламова Н.М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии / под общ. ред. Н.Ф. Яковлевой; Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009.