Г.В. Строева, кандидат педагогических наук
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Нравственность — совокупность положительных качеств человека, основанных на идеалах добра, справедливости, долга, чести и др.1 Формируются, совершенствуются эти качества в процессе нравственного воспитания, т.е. систематического воздействия на развитие человека в целях становления такой личности, для которой нравственные нормы и принципы в ее повседневной жизни и деятельности являлись бы основополагающими2.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) в числе основных видов воспитания (нравственное, правовое, трудовое, физическое и др.) нравственное воспитание ставит на первое место. Это объясняется тем, что нравственность — базовая составляющая личности. Она влияет на все стороны жизни и проявляется практически во всем: взаимоотношениях, работе, учебе, общении и т.п. Кроме того, нравственное воспитание — основа процесса исправления как формирования уважительного отношения осужденного к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.
Организуется нравственное воспитание в воспитательных колониях (ВК) в соответствии с международными актами, Конституцией РФ, УИК РФ, Законом РФ «Об образовании»; Приказом Минюста России «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее — Инструкция) и др.
Нравственное воспитание осужденных, как и воспитательная работа в целом, представляет собой единый учебно-воспитательный процесс. Другими словами, оно является сплавом обучения и воспитания, исходит из единых целей и требований, а также имеет внутреннее единство, согласованность воспитательных воздействий всех субъектов воспитания (персонала колоний, чле-
нов попечительского совета, родительского комитета, добровольцев общественных, религиозных и др. объединений и т.п.).
Особое внимание уделяется формированию морально-этических установок, усвоению основ этики, а также навыков общения. Главная задача воспитателей заключается в том, чтобы изменить, перестроить внутреннюю систему ценностей осужденного, привести ее в соответствие с общечеловеческими духовно-нравственными стандартами.
Условно можно выделить следующие основные этапы нравственного воспитания:
— нравственное обучение (то есть передача осужденному и усвоение им определенной суммы знаний об общечеловеческих духовнонравственных ценностях, должном поведении, нравственных нормах и т.п.);
— развитие нравственных чувств (чувства долга, чувства ответственности, чувства собственного достоинства и т.п.);
— формирование навыков нравственного поведения (использование знаний в повседневной жизни).
На первом этапе эффективность нравственного воспитания целиком зависит от полноты и глубины понимания осужденным понятий, используемых в работе (прежде всего таких, как достоинство, ответственность, порядочность, уважение, честность, искренность, дружелюбие, настойчивость, терпение, толерантность и т.п.). Ученые установили, что подход к словам-понятиям (даже самым простым) как к научным понятиям повышает конструктивность мышления, снижает стремление разрешать проблемы противоправным способом3. Понимание добродетелей и нравственных норм позволяет осужденному пересмотреть собственные нравственные ориентиры, начать мыслить, а потом и действовать в системе общечеловеческих нравственных ценностей.
1 См. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2004. - С. 659.
2 См. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.М. Мардаха-ев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 44.
3 Юлина Н.С. Философия для детей и профилактика дест руктивного поведения молодежи // Вопросы философии - 1999. - № 3. - С.40.
Важную роль в этом процессе играют нравственные чувства. Проявляя их, человек начинает ощущать свою связь с окружающим миром. Они тесно связаны с эмоциями и помогают осужденному пережить и принять нравственные требования, перевести знания из внешней силы во внутренний стимул поведения. Для формирования нравственных чувств используются примеры этических ситуаций, взятые из произведений искусства, которые не оставляют воспитанников равнодушными, вызывают эмоциональный отклик, желание следовать примеру.
Однако ощутить, что нравственный способ поведения вполне приемлем и комфортен, осужденный может, только совершив соответствующее действие в реальности (например, оказав помощь или проявив сдержанность). Успехи в использовании знаний на практике позволяют выработать нравственные убеждения.
Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями1. Формируются нравственные убеждения только тогда, когда человек видит, что те сведения, которые он получил, позволяют ему успешнее справляться с жизненными ситуациями. Но тренировки не только закрепляют полученную информацию, приучают осужденного совершать социальные поступки, помогают сформировать нравственные убеждения, но и дают ему новый опыт положительного взаимодействия с окружающим миром, укрепляют и повышают его самооценку и уважение к себе, на основе которых только и возможно спокойствие и уважение к другим людям.
Основой формирования и чувств, и навыков являются знания о том, что считается в обществе правильным и хорошим, а что — нет, какие в современном мире существуют кодексы чести и т.п. Отметим, что если осужденный не принимает или не применяет изученный материал на практике, то необходимо вернуться к первому этапу.
Более 20 лет назад было проведено исследование нравственности осужденных. Ученые убедительно доказали, что существует прямая зависимость между уровнем сформированности нравственных идеалов и проявлением нравственной устойчивости в поведении2. Подобный вывод еще раз обоснован современной наукой. Кроме того, он расширен заключением о зависимо-
1 См. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.М. Мардаха-ев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 313.
2 Исправительно-трудовая психология: Учебное пособие для слушателей вузов МВД СССР. — Рязань: РВШ МВД СССР, 1985.
сти этической устойчивости индивидуума от глубины понимания им нравственных категорий3.
Таким образом, эффективное нравственное воспитание осужденных должно включать три обязательные составляющие: обучение, личностное переживание и тренировки нравственного способа поведения, что приводит к трем результатам: 1) осужденный знает и понимает нормы, идеалы и т.п., 2) осужденный признает их значимыми для себя, 3) осужденный поступает в соответствии с ними. Базовым действием в нравственном воспитании является усвоение осужденным значения слов, нравственных категорий, используемых в работе.
Существуют еще некоторые условия, которые помогают сформировать нравственность осужденного.
Заставить, принудить воспитанника принять общечеловеческие нормы и вести себя в соответствие с ними нельзя, поэтому важное значение приобретают самовоспитание и самообразование. Нравственность — сфера добровольности и свободы выбора, поскольку человек только сам может изменить свои ценностные установки, если увидит в этом личностный смысл. Воспитатель может побудить осужденного взглянуть реально на существующее положение вещей и помочь ему принять решение вести социально полезную жизнь. Основой для этого является общение. Открытое, искреннее общение, полное дружественности к воспитаннику и заинтересованности в его делах, способно растопить межличностные барьеры и позволить сотруднику проникнуть во внутренний мир осужденного. Чтобы это было возможно, следует больше внимания обращать на положительные черты характера воспитанника и на его созидательные поступки. Необходимо уметь выявлять сильные стороны каждого осужденного, опираться на то хорошее, что есть в воспитуемом. Ведь как писал в свое время известный ученый С.Л.Рубинш-тейн, в борьбе с недостатками надо искать союзника в самом человеке. Этим создается не только почва для понимания, но и сохраняются душевное спокойствие и позитивный настрой самого сотрудника.
Особое место в формировании нравственности имеют поощрения и взыскания. Хотя УИК и предлагает целую систему мер взыскания, однако внешнее негативное реагирование на антисоциальное поведение подростков в большей мере формирует послушание (повиновение, покорность), чем внутреннюю этику. Поэтому, опираясь на положение Макаренко о том, что наказание воспитывает раба4, предлагаем в нрав-
3 Митькина А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных: Дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2003.
4 А.С. Макаренко. Собр. Соч. — Т.4. — С.128.
ственном воспитании больше внимания уделять поощрениям социально полезных поступков воспитанников (обращать на них внимание, отмечать, одобрять, поощрять и т.п. в зависимости от творческих способностей воспитателя).
Итак, условиями, способствующими нравственному исправлению осужденного, являются:
— заинтересованность и активность самого воспитуемого, его готовность к сотрудничеству в сфере позитивного изменения нравственных ориентиров;
— настойчивость осужденного в самовоспитании и самообразовании, а также осознание того, что он сам является причиной происходящего в его жизни;
— дружественность общения;
— внимание к положительным качествам и поступкам воспитанника;
— поощрение его в социально направленном поведении.
Показателями нравственного изменения личности являются поступки, поведение в целом (проявление стойкости к антиобщественным влияниям среды, добросовестный труд, аккуратное выполнение поручений, умение доводить начатое до конца, стремление повысить свой образовательный уровень, формирование человечных взаимоотношений с сотрудниками и осужденными, улучшение эмоционального состояния, здоровья воспитанника, состояния принадлежащих ему вещей и т.п.).
На практике нравственное воспитание осужденных осуществляется во время воспитательных мероприятий (как массовых и групповых, так и индивидуальных), обучения, самовоспитания и самообучения.
В настоящее время в ВК проводятся следующие массовые и групповые мероприятия: общие собрания, лекции, диспуты, вечера вопросов и ответов, литературные вечера, читательские конференции, викторины, просмотр фильмов и телепередач, прослушивание радиолекций, постановки спектаклей нравственного содержания и т.п. Индивидуальная же работа сводится в основном к беседам.
В зависимости от времени нахождения в учреждении сложилась следующая практика нравственного воспитания:
— в карантине — изучение осужденного (в т.ч. исследование его ценностных ориентаций, увлечений до осуждения, выявление уровня грамотности, педагогической запущенности), проведение индивидуальной и групповой работы (в первую очередь бесед, познавательных викторин и прояснения слов); подготовка осужденного к признанию необходимости нравственного изменения (воспитанник согласен, что может чего-
то не знать в области нравственности; добровольно посещает занятия, интересуется, задает вопросы и т.п.);
— во время отбывания основного срока наказания — использование всех форм и методов нравственного воспитания. Упор делается на 1) способность осужденного получать и усваивать новые знания (показатель — повышение уровня грамотности); 2) согласие с законами и правилами, действующими в обществе (спектр очень широк: от повышения личной гигиены и улучшения внешнего вида до уменьшения агрессивных действий); 3) постановку созидательной жизненной цели; 4) накопление позитивного опыта взаимодействия с окружением; 5) заинтересованность и способность осужденного к самовоспитанию (это можно проследить в т.ч. и по интенсивности пользования воспитанником библиотекой, переписке, обучению и т.п.);
— во время подготовки осужденного к освобождению — закрепление навыков социального поведения посредством создания ситуаций выбора (например, отряд выполняет задание по уборке территории, однако при распределении объектов один участок ни за кем не закрепляется, а после уборки воспитатель просит желающих закончить работу, наблюдая как поведет себя освобождающийся и т.п.), а также способности к самовоспитанию и самоконтролю посредством предоставления осужденному большей свободы, снижение уровня непосредственного руководства жизнью воспитанника со стороны персонала (однако воспитатель на этом этапе еще более скрупулезно должен наблюдать за поведением осужденного, а также, в случае необходимости, усилить индивидуальную работу).
Так как воспитание осужденных осуществляется как единый учебно-воспитательный процесс, то одним из основных субъектов воспитания, кроме сотрудников воспитательных аппаратов, является персонал школ и профессиональных училищ. Опыт показывает, что учебно-воспитательный процесс может быть скоординирован до такой степени, что одни мероприятия будут дополнять и продолжать другие. Например, на уроке литературы изучается «Война и мир» Л.Н.Толстого. После этого учащиеся вместо привычных сочинений делают письменное задание: выбрать одну из нравственных категорий и на примере какого-либо эпизода показать, как проявляется это нравственное качество в действиях конкретного персонажа. Далее на классном часе обсуждается одна из нравственных тем и т.п. Кроме того, преподаватель периодически проводит с осужденными понятийный диктант, в котором воспитанники дают толкование таким нравственным понятиям, как гордость, достоинство,
честь, совесть и др. Прояснение значений слов осуществляется в колонии и перед всеми обще-колонийскими мероприятиями.
Однако учителя способны не только посредством уроков литературы влиять на этику осужденного. Например, в Абаканской воспитательной колонии каждый урок математики имеет нравственный подтекст. Так, урок по теме: «Положительные и отрицательные числа» выглядит следующим образом:
— девиз урока: «Кто смолоду думает и делает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее» (В.Шукшин);
— интересные данные: например, индийский математик Брамагупта представлял положительные числа как «имущества», а отрицательные — как «долги»;
— самостоятельная работа, которая выглядит как задача «Победить себя», с выполнением заданий разного уровня сложности (причем осужденные самостоятельно выбирают для себя посильное). Интересно, что воспитанники стремятся решать более трудные варианты, что формирует их настойчивость и упорство. Сами задания кроме игровой направленности имеют воспитательный подтекст. Например, реши задачу по мотивам басни Крылова «Стрекоза и муравей»: попрыгунья стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени танцевала, шестую часть — пела, остальное время решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов стрекоза готовилась к зиме?
К сожалению, в настоящее время нравственное воспитание в школе недостаточно полно реализуется, поскольку этические знания не закрепляются соответствующими тренировками законопослушного поведения (этот компонент просто отсутствует, впрочем, как и в воспитательной работе в целом). Кроме того, сегодня в колонийских школах обучается около 85% осужденных. Следовательно, почти 15% воспитанников не могут ощутить на себе нравственный потенциал учебных предметов, классных часов, а также внеклассных мероприятий.
С середины 90-х годов ХХ века все заметнее влияние на нравственное исправление осужденных религии. Любое религиозное учение, как правило, имеет свои заповеди, своеобразные кодексы чести, которые являются обязательными для верующих. Основной состав осужденных не является верующим (94%). Это обстоятельство делает необходимым усиление традиционной воспитательной работы, повышение роли и профессионализма сотрудников воспитательных аппаратов. Важным остается и вопрос соблюдения принципа свободы совести, который предполагает право исповедовать любую религию или
не придерживаться никакого вероисповедания (ст. 29 УИК РФ).
Итак, анализ осуществления нравственного воспитания осужденных позволяет отметить относительную ясность в планировании и организации работы. Более того, многие колонии находят новые формы работы. Например, действуют реабилитационные центры по социальной адаптации, привитию морально-этических норм, правил поведения и соблюдению законности. Однако наблюдается ряд факторов, не позволяющих на самом деле добиваться нравственного изменения воспитанников. Это:
— неукомплектованность воспитательных аппаратов (в 2003 г. доля воспитателей от общего кадрового состава составила 5,5%, что на 2,7% ниже 2000 г.);
— низкий уровень педагогической подготовки сотрудников (специальное педагогическое — высшее и среднее специальное — образование имеет всего 19% сотрудников, хотя «исправление», «нравственное воспитание» и т.п. являются педагогическими категориями);
— небольшой стаж работы сотрудников в ВК (47% сотрудников воспитательных аппаратов имеют стаж работы до трех лет);
— отсутствие внимания субъектов воспитания к усвоению воспитанниками знаний и выстраиванию понятийного аппарата, отсюда низкая степень заинтересованности и понимания со стороны осужденных;
— недостаточное количество специально организованных практических заданий на закрепление нравственных знаний;
— низкий уровень индивидуальной работы;
— формальный подход к проведению воспитательных мероприятий (например, при выборе фильмов для просмотра, или отсутствие обсуждения фильмов и передач, или простые прямолинейные, назидательные лекции и т.п.).
Для повышения результативности нравственного воспитания представляется целесообразным:
— при осуществлении воспитательных мероприятий проводить прояснение слов и нравственных понятий;
— обеспечивать нравственное обучение осужденных максимальным количеством наглядных материалов (стендов, газет, рисунков, схем и т.п.);
— обсуждать нравственные темы, приводя как можно больше примеров жизненных ситуаций, подобных изучаемым. (Например, во время массовых и групповых мероприятий можно просить осужденных поделиться друг с другом примерами рассматриваемой добродетели);
— во время групповой и (или) индивидуальной работы еще раз возвращаться к предыду-
щей теме и у каждого осужденного проверять правильность понимания материалов. Подспорьем здесь могут оказаться небольшие доступные письменные тексты с практическими заданиями, которые можно раздать воспитанникам заранее с просьбой самостоятельно их изучить и провести требуемые тренировки. Затем воспитатель сможет за несколько минут провести проверку понимания и при необходимости скорректировать процесс. Кроме того, подобный набор несложных текстов может помочь вновь прибывшему осужденному познакомиться с понятиями и темами, которые уже были освоены основной массой осужденных, а воспитателю подобрать темы, необходимые для исправления каждого конкретного воспитанника либо для коррекции понимания темы, знания из которой осужденный не принимает либо не применяет;
— в начале индивидуальной работы сформулировать с осужденным цель его жизни и составить программу достижения цели с точным указанием конкретных действий и сроков;
— в групповой и индивидуальной работе для каждой темы (каждого мероприятия) предусмотреть перечень социально направленных практических заданий.
Большой потенциал, на наш взгляд, несут в себе целостные воспитательно-обучающие программы, в т.ч. дополнительного образования. Например, программы «Подросток», «Путь к дому», «Криминон» и т.п. Они могут проводиться любым субъектом воспитания, а в некоторых случаях и самими осужденными из числа наиболее подготовленных и прошедших необходимое обучение.
Касательно школы, уже сейчас может быть введен факультатив «Основы нравственности» (за счет обязательного регионального компонента школьных программ) либо может быть расширено изучение этой темы в курсе ОБЖ (особенно в части причин социально значимых заболеваний, приобретения вредных привычек и их социальных последствий и т.п.).
Однако вышеперечисленные меры не дадут должного эффекта без основной составляющей — компетентного субъекта воспитания. В свое время А.С.Макаренко писал о нравственном воспитании: «Ваше собственное поведение — решающая вещь»1, «Лучше вообще не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам не воспитан»2. Слова об ответственности, долге, чести человека, который сам совершает нарушения, не имеют никакого воспитательного воздействия, а напротив, способствуют выработке у воспитанников двойного стандарта поведения.
Поэтому для сотрудников, осуществляющих воспитание осужденных, должны быть введены дополнительные занятия по педагогике, а также составлены новые планы и квоты на переподготовку (особенно методистов и воспитателей).
Во время же общей служебной подготовки на местах необходимо больше внимания обращать на педагогическое просвещение всех сотрудников, обучение их новым методам воспитательной работы, в т.ч. по нравственному исправлению осужденных. Помощь способны оказать учителя колонийских школ и ПУ, а также представители образования, входящие в попечительский совет. Интересен в этом направлении опыт работы «Школы молодого воспитателя» и «Школы профессионального педагогического мастерства» Ардатовской ВК (ГУФСИН по Нижегородской области).
Таким образом, в процессе исправления несовершеннолетних осужденных традиционно центральное место отводится нравственному воспитанию. Оно является частью единого учебно-воспитательного процесса, в котором параллельно осуществляется развитие понятийного мышления воспитанников в области этики и тренировки законопослушного поведения. В большей мере нравственное воспитание является коррекцией и переориентацией духовно-нравственных ценностей осужденных, что помогает позитивно изменить поведение воспитанников и дать им реальную возможность в дальнейшем жить без преступлений.
1 А.С. Макаренко. Собр. Соч. — Т.4. — С.63.
2 Там же. — С. 171.