Научная статья на тему 'Формирование досуговой культуры молодёжи'

Формирование досуговой культуры молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1288
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ДОСУГ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / YOUNG PEOPLE / LEISURE / PUBLIC ORGANIZATIONS / STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорина К. А., Мурзина Е. И.

В статье приведён анализ и раскрыты особенности организации досуга молодёжи. Авторы выявляют механизмы регулирования досуговой сферой и предлагают методы контроля условий и важнейших характеристик досугового времяпрепровождения, обратной информационной связи, гарантирующих своевременное принятие соответствующих мер. Сделан акцент на формировании досуговой культуры молодёжи через технологии досуговой деятельности, с учётом современных потребностей молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEISURE CULTURE OF YOUTH

The sphere of leisure constantly needs attention of researchers, especially such processes in this sphere that influence the decision of making concrete tasks and forming primary purposes. The use of methods of sociological diagnostics will help in optimization any activity on adjusting of spare time of young people. Today public organizations together with the country's state develop youth programs and their primary objective is to organize the most optimal leisure for young people. The article reveals specifics of the organization of leisure of youth, an analysis the formation of youth leisure on a regional level (with reference to Altai Krai). The authors identify that the problem is connected with mechanisms of regulation of leisure areas. They offer specific control methods in the field of youth leisure, substantiate the effectiveness of the proposed method.

Текст научной работы на тему «Формирование досуговой культуры молодёжи»

4. Загидуллина М.В. Информационная потребность как теоретическая проблема, Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012; 3: 135 - 141.

5. Богомазов С.В., Игнатова В.В. Информационно-поисковая деятельность будущего бакалавра в образовательном процессе теоретический аспект. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6. Available at: www.science-education.ru/120-16165

6. Словарь практического психолога. Москва, 1998.

7. Мамадли А.Г. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 5: 197 - 201.

8. Ермаков Д.С. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся. Народное образование. 2009; 4: 158 - 163.

References

1. Varakin L.E. Global'noe informacionnoe obschestvo: Kriterii razvitiya i social'no-'ekonomicheskie aspekty. Moskva, 2001: 43 - 44.

2. Gurevich P.S. Novaya tehnokraticheskaya volna na Zapade. Moskva, 1986; Glava 2: 330 - 342.

3. Gilyarevskij R.S. Informacionnyj menedzhment: upravlenie informaciej, znaniem, tehnologiej. Sankt-Peterburg, 2009; Glava 1: 304 - 304.

4. Zagidullina M.V. Informacionnaya potrebnost' kak teoreticheskaya problema, Vestnik volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. 2012; 3: 135 - 141.

5. Bogomazov S.V., Ignatova V.V. Informacionno-poiskovaya deyatel'nost' buduschego bakalavra v obrazovatel'nom processe teoreticheskij aspekt. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 6. Available at: www.science-education.ru/120-16165

6. Slovar'prakticheskogo psihologa. Moskva, 1998.

7. Mamadli A.G. Problema formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya v sovremennoj psihologo-pedagogicheskoj literature. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 5: 197 - 201.

8. Ermakov D.S. Informatizaciya obrazovaniya i informacionnaya kompetentnost' uchaschihsya. Narodnoe obrazovanie. 2009; 4: 158 - 163.

Статья поступила в редакцию 19.01.16

УДК 378

Kokorina K.A., MA student, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Murzina E.I., MA student, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF LEISURE CULTURE OF YOUTH. The sphere of leisure constantly needs attention of researchers, especially such processes in this sphere that influence the decision of making concrete tasks and forming primary purposes. The use of methods of sociological diagnostics will help in optimization any activity on adjusting of spare time of young people. Today public organizations together with the country's state develop youth programs and their primary objective is to organize the most optimal leisure for young people. The article reveals specifics of the organization of leisure of youth, an analysis the formation of youth leisure on a regional level (with reference to Altai Krai). The authors identify that the problem is connected with mechanisms of regulation of leisure areas. They offer specific control methods in the field of youth leisure, substantiate the effectiveness of the proposed method.

Key words: young people, leisure, public organizations, state.

К.А. Кокорина, магистрант, ФГБОУ ВО Алтайский государственный институт культуры,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Е.И. Мурзина, магистрант, ФГБОУ ВО Алтайский государственный институт культуры,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ

В статье приведён анализ и раскрыты особенности организации досуга молодёжи. Авторы выявляют механизымы регулирования досуговой сферой и предлагают методы контроля условий и важнейших характеристик досугового времяпрепровождения, обратной информационной связи, гарантирующих своевременное принятие соответствующих мер. Сделан акцент на формировании досуговой культуры молодёжи через технологии досуговой деятельности, с учётом современных потребностей молодёжи.

Ключевые слова: молодёжь, досуг, общественные объединения, государство.

Одним из направлений досуговой переориентации современного общества должно стать обновление современных технологий организации досуга молодёжи. Досуговая переориентация лежит в русле поиска путей духовного возрождения и одновременно модернизации России, происходящие на различных уровнях развития современного общества. В этом направлении главный акцент необходимо делать на молодёжь, на формирование у неё досуговой культуры. Самовыражение, реализация творческих потенциалов все это способствует развитию, распространению духовных ценностей общества [1].

Сфера молодёжного досуга - одна из наиболее значимых сфер в формировании мировоззрения этой категории, так как требует знания социокультурной обстановки. Реформы, происходящие в обществе, обострили ряд проблем социально-культурного характера, повлиявших и на сферу молодёжного досуга. Молодёжь оказалась одной из наиболее уязвимых категорий населения, у которой обострился ряд проблем социального характера. Состояние неопределённости, возникшее у молодёжи в результате социальных заболеваний, привело к формированию упаднических настроений, уходу в асоциальную деятельность, алкоголизм, наркоманию. Для молодёжи, особенно живущей в провинциальных городах, досуг превращается в замену реального действия наблюдением, а жизненный потенциал направлен не на саморазвитие, а на самоуничтожение. Причин тому

много: социальное расслоение общества, платные, а потому не для всех доступные клубы, секции, неразвитость интересов, развлечений. Все вместе взятое создаёт благоприятную среду для вторжения низкой, массовой культуры, насилия и жестокости, что отражается на сфере молодёжного досуга [2].

Отсутствие системного подхода к организации досуга молодёжи серьёзно сказывается на духовно-нравственном развитии, связанном с формированием культурной идентичности. Предлагаемый культурно-развлекательными, торгово-развлекательны-ми центрами выбор видов досуговой деятельности, находится ниже реально существующей потребности аудитории. Поэтому необходимо сделать акцент на формирование досуговой культуры молодёжи через технологии досуговой деятельности, с учётом современных потребностей молодёжи.

Исходя из того, что в последнее время наметилась коммерциализация услуг в сфере досуга, отсутствие качественной адаптивности предлагаемых услуг со стороны муниципальных структур, формирования домашних форм свободного времяпровождения (просмотр кино, компьютерные игры, интернет) и возникновения стихийных форм досуговой деятельности (флеш-мо-бы, организация «тусовок») возникает острая необходимость приведения этих форм в цивилизованную, структурированную систему. Справиться с этой задачей на современном этапе могут общественные объединения, организации, создаваемые как

формы добровольного объединения граждан на основе общих интересов. При этом, в отличие от стихийно создаваемых молодёжных неформальных групп, многочисленные общественно-добровольные формирования дают основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития в процессе социально-культурной деятельности [2].

Социальная значимость общественных формирований состоит в том, что в них человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы в тех сферах, которые не связаны с его профессиональной деятельностью. Общественные организации как объединения на основе общих интересов, имеют ряд преимуществ в выборе видов досуговой деятельности. Часть общественных организаций имеет статус юридического лица, поэтому могут не только принимать участия в разнообразных конкурсах, фестивалях, но и сами выступать инициаторами различных форм досугововой деятельности. Многие из них имеют собственные клубы, выпускают периодичесике издания, сотрудничают с государственными и общественными структурами. Общественные организации создаются гражданами для защиты общих интересов и достижения своих уставных целей в социально-культурной сфере [3].

Сегодня общественные объединения, возникающие в рамках свободного времени людей - один из постоянных элементов культурной среды города и села. Их появление обусловлено живой потребностью молодёжи отстаивать свои гражданские права, активно участвовать в общественно-полезных делах, уметь самореализовываться. Участие молодёжи в общественных объединениях дает возможность разумно использовать бюджет свободного времени, гарантирует широкое поле для их художественного творчества, приложения творческих сил и знаний.

Усиление внимания общественности и правительства к организации досуга молодёжи связано с новым отношением к ней как к человеческому капиталу, обладающему талантами, продви-нутостью, профессиональной состоятельностью, что приведет к обновлению нравственного отношения в обществе.

Мы придерживаемся определения досуга как наличия культуры, поэтому разделяем точку зрения В.М. Чижикова, что «отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера дает возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий» [4]. Говоря о технологиях организации досуга молодёжи, следует вспомнить о рекреативных и спортивно-оздоровительных технологиях предназначенные для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Современные методики данных технологий основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии, цель которых предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений. Главным предметом социально-культурной анимации остается личность как уникальная целостная система, представляющая собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Одним из наиболее распространенных форм досуга является участие молодёжи в развлекательных, игровых шоу, где происходит процесс самовыражения, художественного преображения личности. В ряду рекреативных технологий значительное место занимает игровая деятельность. Из всех видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Игра является одним из способов развлечения - это и КВН, боулинг, интеллектуальные игры и др. В процессе проведения мероприятий участники раскрываются, проявляются лидерские качества, инициатива, приобретается опыт коммуникации, проходит социальная адаптация. Большой популярностью среди молодёжи пользуется такой вид досуга как физическая активность. При том жизненном темпо-ритме, который существует сегодня, занятия спортом и другие формы активного отдыха несут в себе оздоровительный характер. К формам активного отдыха можно отнести и туризм, и связанные с ним путешествия, экскурсии, знакомства с местными традициями. В этом случае, помимо оздоровительного, этот вид деятельности несет в себе и просветительный характер. Отсюда, просвещение также можно отнести к одному из видов досу-говой деятельности [3].

Социально-позитивная деятельность общественных организаций проявляется не только в объединении и поддержании молодёжи, но и в формировании ценностных ориентаций в сфере досуга, предпочтительных для молодёжи форм свободного времяпровождения, условий занятости молодёжи в сфере художественно-культурной досуговой деятельности, значимых макросоциальных культурно-досуговых программ, активных форм досуговой деятельности взамен пассивных, разнообразия культурно-развивающих форм проведения свободного времени.

На сегодняшний день в Алтайском крае проживает более 600 тысяч молодых людей в возрасте до 35 лет. И это уже не та молодежь, которая ждёт помощи и опеки. Это активные, инициативные, полные идей люди. Поэтому в крае создаются все условия для успешной самореализации молодёжи. И основным вектором культурной политики в Алтайском крае является всестороннее содействие применению их инициатив. Для этого необходимо: развивать учреждения культуры и досуга; расширять возможности выбора альтернативных форм проведения досуга, что будет способствовать, реализации молодёжной активности; разрабатывать и применять механизмы контроля над деятельностью, прежде всего, коммерческих структур, предоставляющих молодёжи услуги культурно-досуговой сферы.

Таким образом, мы подошли к такой необходимой функции управления досуговой сферы жизнедеятельность молодежи как контроль. Контроль применимо к досуговой сфере в первую очередь расценивается как контроль за организациями, предприятиями, учреждениями индустрии досуга. Сфера досуга и свободного времени, как справедливо замечает Б.А. Трегубов, постоянно нуждается во внимании к тем процессам, которые протекают в ней с тем, чтобы обеспечить решение конкретных задач и основных целей, поставленных субъектом управления. Но для этого требуется контроль условий и важнейших характеристик досугового времяпрепровождения, налаженная обратная информационная связь, гарантирующая своевременное принятие соответствующих мер. Необходимость социального контроля признается лишь в том случае, если личность осознаёт свою объективную взаимосвязь с обществом и при этом готова делегировать определённым институтам функцию контроля за обеспечением её прав и свобод в социально-культурной сфере, т. е. за созданием условий для наиболее полной реализации сущности досуга в интересах развития личности [5].

Важнейшей составляющей функции контроля, является обратная связь. Причём обратная связь - это не пассивная передача сведений «верх», а воздействие интересов личности на субъект управления, т. е. контроль «снизу». В этом смысле контроль всегда выступает как самоконтроль индивидуального или совокупного субъекта управления над условиями и возможностями собственного развития. Необходимо отметить, что применительно к контролю над досуговой деятельностью молодёжи инструментами данного механизма управления должны выступать нормы морали, которые поддерживаются общественным мнением. Общественное мнение, в свою очередь, должно быть обращено к молодому человеку как к члену общества и требовать от него ответственности за характер использования досуга. Но в современной ситуации, на наш взгляд, необходимы и совершенно новые методы контроля над досуговой сферой жизнедеятельности, которые, базируясь на принципах свободы, должны быть ориентированы на организацию условий для самоконтроля молодёжью своей досуговой деятельности.

Создание условий для самоконтроля может проявляться в следующем.

Во-первых, через социальную рекламу, которая успешно организована на федеральных и региональных каналах. Социальная реклама в основном направлена на профилактику негативных явлений в молодёжной среде.

Во-вторых, через активную пропаганду здорового образа жизни. Это регулярные проведения Дней здоровья, спортивно-зрелищных мероприятий, спортивных эстафет. Администрацией г. Барнаула при содействии общественных организаций проводятся различные акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

В целом, как мы видим, в современной социокультурной ситуации, необходимы новые способы управления культурно-до-суговой деятельностью молодёжи. Примерами усовершенствований в сфере досуговой деятельности молодежи могут служить предложенные Н.А. Михеевой и Л.Н. Галенской методы управ-

ления культурно-досуговой деятельностью [6; 7]. Обоснованные

A.Д. Жарковым, на основе научных подходов, современные технологии культурно-досуговой деятельности [8]; разработанные

B.Н. Ивановым технологии духовно-культурного возрождения, коренного обновления в духовной сфере развития личности [9]. Указанные разработки учёных должны содействовать формированию инновационных подходов к разрешению проблем управления молодёжным досугом, что становится необходимым в современных социокультурных условиях.

Таким образом, во-первых, управление сферой молодёжного досуга должно базироваться на принципах свободы. Необходимо учитывать потребности молодёжи в самоорганизации, самоконтроле, самоуправлении своей досуговой деятельностью. Во-вторых, управление не может осуществляться без выявления основных тенденций культурно-досуговой деятельности и специфики реализации среди молодежи. В-третьих, управление досуговой сферой жизнедеятельности должно быть направлено на организацию условий по формированию досуговой культуры личности. В-четвертых, трансформации, произошедшие в обществе, требуют создания необходимых условий для организации рациональной досуговой деятельности молодежи.

Поэтому современные условия организации эффективного досуга молодёжи, это, во-первых, место, где могли бы встречаться и общаться люди, и во-вторых, организованный досуг, вокруг которого может быть построено это общение.

Исходя из этого, можно выделить, что необходимо государственное участие в управлении досуговой сферой молодого поколения. Стоит отметить, что государственное регулирование досуговой деятельностью молодёжи на современном этапе является необходимым условием, воспитания подрастающего поколения россиян, сохранения генофонда нации. На сегодняшний день общественными организациями совместно с государственными разрабатываются молодёжные программы, одной из главных целей которых является организация оптимального досуга молодёжи, формирование досуговой культуры.

Библиографический список

Надо заметить, что регулирование в сфере свободного времени должно быть направлено, прежде всего, на формирование такого типа досугового поведения, который отвечал бы, с одной стороны, потребностям в проведении культурного досуга, содействующему развитию личности молодого человека, а с другой -интересам самой молодёжи. Выполнение данных условий позволит снизить число контркультурных субкультур в России.

Рассмотрение трансформации молодёжного досуга позволило выявить некоторые характерные особенности досуга современной российской молодёжи. Трансформации в сфере досуга молодёжи произошли на содержательном уровне и в этом особенность молодежного досуга. Изменилось процентное соотношение между старыми и новыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом.

Время досуга используется, как правило, в рамках молодёжных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой в этом так же проявляется специфика молодежного досуга. Необходимо отметить, что занятия, которым посвящают свой досуг современные молодые люди, формируют у них определенный тип досугового поведения, складывается определённая культура проведения досуга, которая в свою очередь является одной из детерминант, формирования молодежных субкультур носящих досуговый характер.

Досуговая сфера жизнедеятельности является весьма специфической. Её специфика объясняется особенностями молодёжи как социокультурной группы, так и значением и сущностными характеристиками самого досуга, его роли и месте в жизни молодёжи. Профилактикой в борьбе с неврозами, депрессиями будет являться умение правильно организовать свой досуг. Учреждениям культуры, развлекательным, спортивным центрам необходимо учитывать запросы, интересы молодёжи, включив в свою деятельность современные инновационные технологии (ролевые игры, тренинги, квест-игры) по формированию досуго-вой культуры данной категории населения.

1. Развитие досуговых индустрии, материалы Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Омск, 14 мая 2013 г.). Омск, Издательство Омского государственного университета, 2013.

2. Социально-культурная деятельность: история, теория, технологии. Омск, 2006.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва, МГУКИ, 2004.

4. Культурно-досуговая деятельность: учебник. Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. Москва, МГУК, 1998.

5. Трегубов Б.А. Свободное время молодёжи: Сущность, типология, управление. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991.

6. Михеева Н.А Социально-культурная сфера в системе социального управления. Общественные науки в целом. Философия, История. Исторические науки. Социология. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

7. Галенская Л.Н. Правовое регулирование защиты культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. 2000. Санкт-Петербург. СКФ «Россия - Нева», 2000.

8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва. Издательство ИПО «Профиздат», 2002.

9. Иванов В.Н. Социальные технологии. Москва. Муниципальный мир, 2004.

References

1. Razvitie dosugovyh industrij. materialy Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiem (Omsk, 14 maya 2013 g.). Omsk. Izdatel'stvo Omskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.

2. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': istoriya, teoriya, tehnologii. Omsk, 2006.

3. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva. MGUKI, 2004.

4. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': uchebnik. Pod nauchnoj redakciej akademika RAEN A.D. Zharkova i prof. V.M. Chizhikova. Moskva. MGUK, 1998.

5. Tregubov B.A. Svobodnoe vremya molodezhi: Suschnost', tipologiya, upravlenie. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1991.

6. Miheeva N.A Social'no-kul'turnaya sfera v sisteme social'nogo upravleniya. Obschestvennye nauki v celom. Filosofiya, Istoriya. Istoricheskie nauki. Sociologiya. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009.

7. Galenskaya L.N. Pravovoe regulirovanie zaschity kul'turnyh cennostej v sluchae vooruzhennyh konfliktov. Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. Special'nyj vypusk. 2000. Sankt-Peterburg. SKF «Rossiya - Neva», 2000.

8. Zharkov A.D. Tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva. Izdatel'stvo IPO «Profizdat», 2002.

9. Ivanov V.N. Social'nye tehnologii. Moskva. Municipal'nyj mir, 2004.

Статья поступила в редакцию 17.10.15

УДК 51(07)

Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Gadzhiakaev S.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Algebra and Geometry, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Paizulaeva R.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Methods of Teaching Mathematics a nd Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Radzhabova F.A., MA student, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: f.radzhabova_92@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.