ления культурно-досуговой деятельностью [6; 7]. Обоснованные
A.Д. Жарковым, на основе научных подходов, современные технологии культурно-досуговой деятельности [8]; разработанные
B.Н. Ивановым технологии духовно-культурного возрождения, коренного обновления в духовной сфере развития личности [9]. Указанные разработки учёных должны содействовать формированию инновационных подходов к разрешению проблем управления молодёжным досугом, что становится необходимым в современных социокультурных условиях.
Таким образом, во-первых, управление сферой молодёжного досуга должно базироваться на принципах свободы. Необходимо учитывать потребности молодёжи в самоорганизации, самоконтроле, самоуправлении своей досуговой деятельностью. Во-вторых, управление не может осуществляться без выявления основных тенденций культурно-досуговой деятельности и специфики реализации среди молодежи. В-третьих, управление досуговой сферой жизнедеятельности должно быть направлено на организацию условий по формированию досуговой культуры личности. В-четвертых, трансформации, произошедшие в обществе, требуют создания необходимых условий для организации рациональной досуговой деятельности молодежи.
Поэтому современные условия организации эффективного досуга молодёжи, это, во-первых, место, где могли бы встречаться и общаться люди, и во-вторых, организованный досуг, вокруг которого может быть построено это общение.
Исходя из этого, можно выделить, что необходимо государственное участие в управлении досуговой сферой молодого поколения. Стоит отметить, что государственное регулирование досуговой деятельностью молодёжи на современном этапе является необходимым условием, воспитания подрастающего поколения россиян, сохранения генофонда нации. На сегодняшний день общественными организациями совместно с государственными разрабатываются молодёжные программы, одной из главных целей которых является организация оптимального досуга молодёжи, формирование досуговой культуры.
Библиографический список
Надо заметить, что регулирование в сфере свободного времени должно быть направлено, прежде всего, на формирование такого типа досугового поведения, который отвечал бы, с одной стороны, потребностям в проведении культурного досуга, содействующему развитию личности молодого человека, а с другой -интересам самой молодёжи. Выполнение данных условий позволит снизить число контркультурных субкультур в России.
Рассмотрение трансформации молодёжного досуга позволило выявить некоторые характерные особенности досуга современной российской молодёжи. Трансформации в сфере досуга молодёжи произошли на содержательном уровне и в этом особенность молодежного досуга. Изменилось процентное соотношение между старыми и новыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом.
Время досуга используется, как правило, в рамках молодёжных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой в этом так же проявляется специфика молодежного досуга. Необходимо отметить, что занятия, которым посвящают свой досуг современные молодые люди, формируют у них определенный тип досугового поведения, складывается определённая культура проведения досуга, которая в свою очередь является одной из детерминант, формирования молодежных субкультур носящих досуговый характер.
Досуговая сфера жизнедеятельности является весьма специфической. Её специфика объясняется особенностями молодёжи как социокультурной группы, так и значением и сущностными характеристиками самого досуга, его роли и месте в жизни молодёжи. Профилактикой в борьбе с неврозами, депрессиями будет являться умение правильно организовать свой досуг. Учреждениям культуры, развлекательным, спортивным центрам необходимо учитывать запросы, интересы молодёжи, включив в свою деятельность современные инновационные технологии (ролевые игры, тренинги, квест-игры) по формированию досуго-вой культуры данной категории населения.
1. Развитие досуговых индустрии, материалы Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Омск, 14 мая 2013 г.). Омск, Издательство Омского государственного университета, 2013.
2. Социально-культурная деятельность: история, теория, технологии. Омск, 2006.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва, МГУКИ, 2004.
4. Культурно-досуговая деятельность: учебник. Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. Москва, МГУК, 1998.
5. Трегубов Б.А. Свободное время молодёжи: Сущность, типология, управление. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991.
6. Михеева Н.А Социально-культурная сфера в системе социального управления. Общественные науки в целом. Философия, История. Исторические науки. Социология. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
7. Галенская Л.Н. Правовое регулирование защиты культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. 2000. Санкт-Петербург. СКФ «Россия - Нева», 2000.
8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва. Издательство ИПО «Профиздат», 2002.
9. Иванов В.Н. Социальные технологии. Москва. Муниципальный мир, 2004.
References
1. Razvitie dosugovyh industrij. materialy Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiem (Omsk, 14 maya 2013 g.). Omsk. Izdatel'stvo Omskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.
2. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': istoriya, teoriya, tehnologii. Omsk, 2006.
3. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva. MGUKI, 2004.
4. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': uchebnik. Pod nauchnoj redakciej akademika RAEN A.D. Zharkova i prof. V.M. Chizhikova. Moskva. MGUK, 1998.
5. Tregubov B.A. Svobodnoe vremya molodezhi: Suschnost', tipologiya, upravlenie. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1991.
6. Miheeva N.A Social'no-kul'turnaya sfera v sisteme social'nogo upravleniya. Obschestvennye nauki v celom. Filosofiya, Istoriya. Istoricheskie nauki. Sociologiya. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009.
7. Galenskaya L.N. Pravovoe regulirovanie zaschity kul'turnyh cennostej v sluchae vooruzhennyh konfliktov. Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. Special'nyj vypusk. 2000. Sankt-Peterburg. SKF «Rossiya - Neva», 2000.
8. Zharkov A.D. Tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva. Izdatel'stvo IPO «Profizdat», 2002.
9. Ivanov V.N. Social'nye tehnologii. Moskva. Municipal'nyj mir, 2004.
Статья поступила в редакцию 17.10.15
УДК 51(07)
Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected] Gadzhiakaev S.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Algebra and Geometry, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Paizulaeva R.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Methods of Teaching Mathematics a nd Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected] Radzhabova F.A., MA student, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: f.radzhabova_92@ mail.ru
MEMORY AND DECISION-MAKING IN CONDITIONS OF RISKS. Gifted children are special children. They require an individual approach, selection of forms and methods of training. Teachers should develop their own individual programs, take into account their psycho-pedagogical features. Among all children the gifted children think quickly and have developed logic. The article considers a problem of teaching gifted children at Mathematics using interactive technologies. Such technologies in pedagogy are very varied. Among them the authors choose multi-level training and discussion method, project method, round tables, etc and describe them. In the research the authors attempt to reveal the basics of the concept "gifted children" and to show the basic techniques and methods of work with prodigies in 5th-6th grades at Math lessons using interactive technologies.
Key words: interactive technology, talent, differentiation, interdisciplinary connections, information and communication technologies.
А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected] Ш.С. Гаджиагаев, канд. пед. наук, доц., доц. каф. алгебры и геометрии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Р.К. Пайзулаева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail:[email protected] Ф.А. Раджабова, магистр 2-го года обучения, каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: f.radzhabova_92@ mail.ru
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ
Одарённые дети - это особые дети. К ним требуется индивидуальный подход, подбор форм и методов обучения. Педагоги должны разрабатывать авторские программы, учитывать их психолого-педагогические возможности. Среди всех детей они отличаются быстротой мышления, развитостью логики. В данной статье рассматривается проблема работы с одарёнными детьми на уроках математики с использованием интерактивных технологий. Таких технологий в педагогике достаточно много. Это и разноуровневая подготовка, и метод дискуссий, метод проектов, круглые столы и т. д. В данной статье авторами предпринята попытка раскрыть сущность понятия «одарённые дети» и показаны основные приёмы и методы работы с ними в 5 - 6 классах на уроках математики с использованием интерактивных технологий.
Ключевые слова: интерактивные технологии, одарённость, дифференциация, межпредметные связи, инфокомму-никационные технологии.
В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» [1], в рамках которой строится разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения одарённых детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одарённые дети -будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России [2, с. 19].
В нашей статье мы попытаемся раскрыть сущность понятия «одарённые дети», рассмотрим особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними на разных этапах обучения и покажем примеры использования интерактивных технологий обучения на уроках математики 5-6 классов в работе с такими детьми.
Часто задают вопрос: «Кто они - одарённые дети?». Одарённые дети - особенные дети. Их можно выделить среди всех детей только лишь по следующим признакам:
^ одарённый ребёнок - это всегда творческая личность; ^ его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить Ю ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;
^ одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
^ одарённые дети весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они экспериментируют, обычно рано начинают читать;
^ интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
^ они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
^ одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
Как и у всех нас, у одарённых детей также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом? Во-первых, ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут
себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития, то есть среди взрослых. Простые игры ровесников их не устраивают -им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не ощущал нехватку общения, ему обязательно должны помочь учителя, классный руководитель, психолог. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности одарённого ребёнка [3, с. 61 - 63].
Педагоги школы должны нестандартно подходить к организации и проведению уроков, заниматься разработкой авторских программ, находить индивидуальный подход к способностям каждого ребёнка. Существует много программ для работы с одарёнными детьми. Многие из них - авторские или переработанные, государственные. И, конечно, невозможно обойтись и без применения интерактивных технологий [4; 5].
Что мы подразумеваем под интерактивными технологиями? Какие интерактивные технологии нами используются на уроках математики для работы с одарёнными детьми?
В нашем понимании интерактивные технологии - это технологии, основанные на общении, диалоге, которые достигаются с помощью инфокоммуникационных технологий на уроках (ИКТ). В них присутствуют учитель и ученики, ученики между собой.
В учебной деятельности наша работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого используют следующие формы: ^ подготовка презентаций;
^ создание и защита проектов по теме исследования; ^ организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
^ организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.
Содержание работы с одарёнными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. В классах среднего звена МБОУ гимназии №38 (5 - 9 кл.), где мы преподаем математику и информатику, занятия со способными детьми в основном осуществляются через внеурочную деятельность. Небольшие доклады, презентации, разбор самостоятельно приготовленных к занятию занимательных задач - это первые творческие шаги и проявление интереса к математике детей среднего возраста.
А в классах старшего звена - это и уроки математики, информатики, и факультативные занятия. Подбор задач, примеров, учебных пособий обеспечивает проведение занятий на высоком
уровне. Применение ИКТ позволяет на уроках математики решать задачи по экономике, финансовой математике, и выявлять внутри предметные и межпредметные связи. Этому способствуют и ученические проектные работы по математике, учебно-исследовательские работы с применением инфокоммуникацион-ных технологий на уроках.
В гимназии успешно ведутся факультативные занятия с целью более углубленного изучения материала, выходящего за рамки школьного курса математики.
Начиная с 2014 года, в рамках комплексно-целевой программы «Одарённые дети», в школе функционирует 5 класс, в котором обучаются одарённые дети и обучение ведётся на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
В нашей гимназии разработана специальная программа для развития умственных, интеллектуальных и творческих способностей этих учащихся. В классе занятия проводятся по подгруппам, количество учащихся не более 10 в каждой подгруппе. Большое внимание на уроках уделяется проектной деятельности. Учащиеся часто выступают на уроках с сообщениями, принимают участие в работе кружков, круглых столов.
Интерес к изучаемым предметам проявляется участием в олимпиадах разного уровня, конкурсах, конференциях, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников.
Проектная деятельность учащихся является одним из средств развития познавательных интересов одарённых школьников.
Примерами проектных работ учащихся на уроках математики являются «Симметрия вокруг нас», «Шагая по страницам
Библиографический список
учебника алгебры», «Куда пропала математика», «Вместе весело шагать» и многие другие работы, выполняемые нашими учащимися.
Творческие работы школьников носят исследовательский характер и касаются вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку.
В силу особенностей учебной деятельности одарённых школьников, нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также специальная учебная нагрузка. Учащиеся любят то, что понимают, в чём добиваются успеха, что умеют делать.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, учитывая практическую невозможность вовлечения всех детей с актуальной и скрытой одарённостью в обучение по специальным программам, необходимо готовить учителей для работы с одарёнными детьми в условиях обычных классов. Это предполагает знание педагогом принципов развивающего образования, включая владение специальными умениями применения стратегий дифференцированных программ для одарённых детей, а также владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т. п.). Необходимо идти в ногу со временем, использовать современные технологии и методы обучения, не бояться вводить в учебный процесс элементы новизны, делиться своим опытом, ибо нельзя идти вперед с головой, повёрнутой назад.
1. Указ Президента РФ 04.02.2010 № Пр-271. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Москва, 2010.
2. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одарёнными учащимися. Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса: сборник материалов научно-практической конференции. Научный редактор Н.Ю. Синягина. Москва, 2008: 61 - 63.
3. Гусева С.И. Образ математически одарённого ученика в сознании педагога. Автореферат диссертации ...кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2000.
4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта. Педагогика. 2000; 7.
5. Царапкина Ю.К. К вопросу об использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Вестник развития науки и образования. 2010; 4.
References
1. Ukaz Prezidenta RF 04.02.2010 № Pr-271. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Nasha novaya shkola». Moskva, 2010.
2. Artyushina N.K., Chirkovskaya E.G. Lichnostnye i professional'nye kachestva uchitelya, rabotayuschego s odarennymi uchaschimisya. Problemy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya sub'ektov obrazovatel'nogo processa: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj redaktor N.Yu. Sinyagina. Moskva, 2008: 61 - 63.
3. Guseva S.I. Obraz matematicheski odarennogo uchenika v soznanii pedagoga. Avtoreferat dissertacii ...kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.
4. Klarin M.V. Interaktivnoe obuchenie - instrument osvoeniya novogo opyta. Pedagogika. 2000; 7.
5. Carapkina Yu.K. K voprosu ob ispol'zovanii v uchebnom processe aktivnyh i interaktivnyh form provedeniya zanyatij. Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya. 2010; 4.
Статья поступила в редакцию 11.01.16
УДК 371
Makhova A.I., postgraduate, Gnesins Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING OF PLAYERS ON WIND INSTRUDENTS FOR PERFORMANCE AT A CONCERT. The article covers strong and weak points of public performances by wind instrument students at children's music schools. The author analyzes how to deal with problems affecting their psychological state at a concert, i.e. by being prepared by a teacher to communicate with certain audience. The author studies such cases when players need to react and talk to competition jury members. Such training also involves practicing a competition or examination program in simulated upcoming event situations. Developing a student's emotionally stable, positive attitude towards his performance, regardless of the result (especially, in case of competition auditions) is studied. A competition and examination program taking into account the student's music performance level is paid attention.
Key words: children's music school, wind instrument player, preparing for stage performance, stage anxiety, public performance, performer-audience rapport.
А.И. Махова, аспирант ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В статье рассматриваются преимущества и недостатки практики публичных выступлений учащегося духового класса детской музыкальной школы. Автором анализируются способы решения проблем, влияющих на его психологическое состояние