Научная статья на тему 'Социальная сущность и значение нетрадиционной физической культуры в досуговой сфере молодёжи'

Социальная сущность и значение нетрадиционной физической культуры в досуговой сфере молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ALTERNATIVE PHYSICAL EDUCATION / RECREATIONAL SPHERE OF YOUTH / НЕТРАДИЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНОЙ КУЛЬТУРЫ / SPECIFICS OF YOUTH CULTURE / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ / ORGANIZATION AND STRUCTURE OF EMPLOYMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL AND SPIRITUAL DEVELOPMENT / ДОСУГОВАЯ СФЕРА МОЛОДЁЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хан Т. В., Шурыгина А. А.

В статье обосновывается социальная сущность и значение нетрадиционной физической культуры в досуговой сфере молодёжи. Приводится опыт организации и структура занятий, основные решаемые задачи и средства, реализуемые в социально-культурной деятельности. Обобщаются основные направления реализации нетрадиционной физической культуры при организации досуга молодого поколения. Выявляются особенности молодёжной культуры и потенциал средств нетрадиционной физической культуры в гармоничном духовном и физическом развитии, рекреации и оздоровления молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL NATURE AND IMPORTANCE OF NON-CONVENTIONAL PHYSICAL EDUCATION OF LEISURE AMONG YOUTH

The article explains the social basics and importance of non-conventional physical training in the field of youth leisure. It reveals the purpose and objectives of non-conventional physical education, as well as the ways of solving the main range of problems of its realization in the sphere of youth leisure. The work shows experience of organization and structure of employment, the basic tasks to be solved and the means implemented in the social and cultural activities. The paper summarizes the main directions of the non-conventional physical education in the organization of leisure of the younger generation. The authors define distinctive features of youth culture, and the potential of non-standard means of physical education in the harmonious spiritual and physical development, youth recreation and rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Социальная сущность и значение нетрадиционной физической культуры в досуговой сфере молодёжи»

рамках аудиторных занятий. Авторы статьи неоднократно обращались к проблеме учебного проектирования как эффективной форме текущего контроля в сфере образовательных организаций культуры и искусств. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что представленный учебный проект «Оптимизации творческо-производственной деятельности предприятия индустрии досуга» в образовательном пространстве дисциплины «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» имеет активно-действенный потенциал. Это проявляется в следующем:

1. Результаты выполнения этапов учебного проекта являются эффективной формой текущего контроля самостоятельной работы студентов.

2. Процесс разработки учебного проекта позволяет педагогу целенаправленно управлять и руководить контролируемой самостоятельной работой студента.

3. Материалы учебного проекта могут быть примером, иллюстрацией, аргументом учебной дискуссии к темам учебно-методического плана дисциплины.

4. Отдельные позиции, составляющие содержание проекта могут проявляться как факт междисциплинарной связи, как логический стержень проецирования на параллельные и последующие дисциплины.

Библиографический список

5. Активизирует процесс профессиональной адаптации к будущей производственно-творческой деятельности в индустрии досуга.

6. Формирует «банк инновационных идей» для их реализации в практической профессиональной деятельности.

7. Даёт перспективу для прохождения учебной и производственной практики и трудоустройства.

Учебное проектирование имеет большой потенциал как активный метод обучения по профилю подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». Современная социально-культурная деятельность является инновационным проектом современности, максимально полно осваивающим проектную технологию, которая проявляется как органический синтез науки и практики, исследующий активные проблемы воспитания и творческого развития человека как субъекта и гражданина. Важно, как отмечает в своих трудах Н.Н. Ярошенко, что теория современной российской социально-культурной деятельности - это оригинальная педагогическая концепция, которая соответствует ментальности постсоветского человека, не противоречит его представлениям о сущности и технологиях воспитания, ибо, по сути, надстраивается над традиционными педагогическими практиками, придавая им качественно новое звучание в изменяющемся социальном контексте [9].

1. Бухаркина М.Ю. Полат E.C. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2010.

2. Карас C^., Конных О.В., Кетов n.H. Разработка медицинских информационных систем: проектная ориентированная подготовка кадров. Врач и информационные технологии. 2011; 5.

3. Карпова М.Р., Карась C^. Проектное обучение в высшем медицинском образовании. Высшее образование в России. 2011; 12.

4. Кобзева Л.В., Орлова КА., Рябова Г.Б. Новые образовательные технологии в вузе: групповое проектное обучение. Томск: ТУCУP, 2007.

5. Фисюк Т.Т. Учебное проектирование как эффективная форма текущего контроля самостоятельной работы студентов в сфере образовательных организаций культуры и искусств. Качество образования в сфере культуры и искусств в условиях реализации ФГОС ВО. Барнаул: АГАКИ, 2015.

6. Захарова Е.Ю. Развитие социально-личностных компетенций студентов в условиях реформы высшего образования. Оптимизация профессионального образования в области культуры и искусства. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2010.

7. Жаркова А.^ Компетентностный подход к деятельности педагога вуза культуры и искусств. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013; 1.

8. Кобзева Л.В., Орлова КА., Рябова Г.Б. Новые образовательные технологии в вузе: групповое проектное обучение. Томск: ТУCУP, 2007.

9. Ярошенко H.H. ^циально-культурная деятельность: инновационный проект современности. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Москва: МГУКИ, 2011.

References

1. Buharkina M.Yu. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii vsisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2010.

2. Karas S.I., Konnyh O.V., Ketov P.N. Razrabotka medicinskih informacionnyh sistem: proektnaya orientirovannaya podgotovka kadrov. Vrach i informacionnye tehnologii. 2011; 5.

3. Karpova M.R., Karas' S.I. Proektnoe obuchenie v vysshem medicinskom obrazovanii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2011; 12.

4. Kobzeva L.V., Orlova N.A., Ryabova G.B. Novye obrazovatel'nye tehnologii v vuze: gruppovoe proektnoe obuchenie. Tomsk: TUSUR, 2007.

5. Fisyuk T.T. Uchebnoe proektirovanie kak 'effektivnaya forma tekuschego kontrolya samostoyatel'noj raboty studentov v sfere obrazovatel'nyh organizacij kul'tury i iskusstv. Kachestvo obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstv v usloviyah realizacii FGOS VO. Barnaul: AGAKI, 2015.

6. Zaharova E.Yu. Razvitie social'no-lichnostnyh kompetencij studentov v usloviyah reformy vysshego obrazovaniya. Optimizaciya professional'nogo obrazovaniya v oblasti kul'tury i iskusstva. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2010.

7. Zharkova A.S. Kompetentnostnyj podhod k deyatel'nosti pedagoga vuza kul'tury i iskusstv. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; 1.

8. Kobzeva L.V., Orlova N.A., Ryabova G.B. Novye obrazovatel'nye tehnologii v vuze: gruppovoe proektnoe obuchenie. Tomsk: TUSUR, 2007.

9. Yaroshenko N.N. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': innovacionnyj proekt sovremennosti. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': poiski, problemy, perspektivy. Moskva: MGUKI, 2011.

Статья поступила в редакцию 07.10.16

УДК 378

Khan T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Shurygina A.A., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE SOCIAL NATURE AND IMPORTANCE OF NON-CONVENTIONAL PHYSICAL EDUCATION OF LEISURE AMONG YOUTH. The article explains the social basics and importance of non-conventional physical training in the field of youth leisure. It reveals the purpose and objectives of non-conventional physical education, as well as the ways of solving the main range of problems of its realization in the sphere of youth leisure. The work shows experience of organization and structure of employment, the basic tasks to be solved and the means implemented in the social and cultural activities. The paper summarizes the main directions of the non-conventional physical education in the organization of leisure of the younger generation. The authors define distinctive features of youth culture, and the potential of non-standard means of physical education in the harmonious spiritual and physical development, youth recreation and rehabilitation.

Key words: alternative physical education, recreational sphere of youth, specifics of youth culture, social and cultural activities, organization and structure of employment, physical and spiritual development.

Т.В. Хан, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected] А.А. Шурыгина, преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ МОЛОДЁЖИ

В статье обосновывается социальная сущность и значение нетрадиционной физической культуры в досуговой сфере молодёжи. Приводится опыт организации и структура занятий, основные решаемые задачи и средства, реализуемые в социально-культурной деятельности. Обобщаются основные направления реализации нетрадиционной физической культуры при организации досуга молодого поколения. Выявляются особенности молодёжной культуры и потенциал средств нетрадиционной физической культуры в гармоничном духовном и физическом развитии, рекреации и оздоровления молодёжи.

Ключевые слова: нетрадиционная физическая культура, досуговая сфера молодёжи, особенности молодёжной культуры, социально-культурная деятельность, организации и структура занятий, физическое и духовное развитие.

В современных условиях нетрадиционная физическая культура заявила о своей значимости, и получает всё большее распространение, но эта практика ещё не достаточно широка для применения в досуговой сфере. В статье раскрывается опыт применения данных средств для его развития и эффективного использования в досуговой сфере молодёжи.

Нетрадиционная физическая культура представляет собой достаточно важный фактор в системе социальной интеграции личности в общественном процессе, это определяется тем, что она обладает значительными ресурсами самореализации и реабилитации личности, что обусловлено её межкультурным, ценностным и методологическим потенциалом [1]. Нетрадиционная физическая культура обладает способностью активизировать не только физическое, но и социальное, интеллектуальное и психологическое развитие личности, обеспечивать формирование человека в единстве его духовной и физической природы. Это связано с тем, что её основу составляют различные виды деятельности: физкультурная, образовательная, спортивная, рекреационная, оздоровительная и реабилитационная. Ее содержание включает потенциалы таких форм личностной активности, как: созидательной, познавательной, коммуникативной, ценностной.

Опыт внедрения нетрадиционной физической культуры в сфере социально-культурной деятельности доказывает, что ее потенциал реализуется ещё не в полной мере. Так, например, при её организации часто недооцениваются интеграционные и реабилитационные возможности физической культуры, при проведении занятий часто существует перекос на технологическую сторону физической культуры, и не в полной мере реализуется ее аксиологические, культурные и интеллектуальные потенциалы [2]. Для более полной реализации интеграционных и адаптационных ресурсов нетрадиционной физической культуры в процессе социально-культурной деятельности необходимо строить занятия, на синтезе ее различных средств.

Такая организация предусматривает использование всего комплекса нетрадиционных средств при проведении занятий, с целью обеспечить активный творческий отдых, социальную интеграцию, усиление направленности личности на межкультурные ценности, саморазвитие и полную реализацию своих потребностей и способностей.

Основными организационными формами реализации потенциала нетрадиционной физической культуры в сфере социально-культурной деятельности выступают: социальные центры, клубы, секции, они создаются как по месту жительства, так и учебы для организованного проведения культурного досуга, межкультурного общения и единения в физическом и духовном саморазвитии. Деятельность этих организаций осуществляется на основе синтеза физической культуры и искусства. Примером может служить проведение разнообразных социально-культурных мероприятий, включающие соревнования, конкурсы, викторины, а также применение новых комплексных средств и форм реализующих информационные и интерактивные технологии, но не требующие дополнительной специальной физической подготовки, высокого художественного или спортивного мастерства. Это позволяет осуществлять гуманистическую систему поощрения участников и обеспечение равноправного участие всех участников, независимо от достигнутого уровня развития его физических качеств.

Следует подчеркнуть, что для реализации потенциала нетрадиционной физической культуры необходимо, что бы она строилась с учетом адекватного представления о ее сущности, функциях, реального места и роли в процессе индивидуальной

жизнедеятельности человека, а также достижения цели по формированию личности в единстве ее духовного и физического, интеллектуального и нравственного развития [3].

При организации молодёжного досуга, включающего реализацию средств нетрадиционной физической культуры, следует учитывать, что культура постоянно омолаживается, эта особенность определяет процессы, которые характеризуются изменчивостью, высокой динамикой и тесно связаны с проблемами преемственности при смене поколений. От содержания ценностей, которые предпочитает и интериоризирует сегодня молодёжь, будет зависеть состояние общества, и какое будущее его ожидает.

Известно, что досуг - один из самых доступных сфер для жизнедеятельности современной молодёжи, он выступает необходимой социальной площадкой для конкретной деятельности присущей молодёжи, так как она по своему статусу не относится к категории взрослых, это положение вызывает потребность в более пристальном изучении, её активности, ценностей и поведения в сфере досугового времени. Система ценностная, которая формируется сегодня в молодёжной культуре, через относительно небольшое время, становится основой культурной направленности в обществе. Следовательно, проблемы досугового времени и его специфической части, применительно для молодёжной среды, носят выраженный социальный характер и требуют активизации всех институтов социально-культурный деятельности, и в частности физической культуры и ее нетрадиционных средств.

Задачи рационализации досугового времени, с использованием средств нетрадиционной физической культуры, могут быть выполнены с учетом ряда факторов, которые непосредственно определяют способы включения подрастающего поколения в социальную жизнь, его функционирование в системе общественных отношений и личного осознания необходимости рационального использования досугового времени.

Социальная сущность и значение нетрадиционной физической культуры, как определенного средства, определяющего качество жизнедеятельности личности, определяется рядом следующих позиций:

- особым способом социального бытия, который носит конкретно-исторический контекст и обусловлен состоянием культуры конкретного общества и уровнем социально-экономического развития;

- содержанием данной формы досуговой деятельности, как свободного волеизъявления людей, обусловленной не потребностью добывания средств для материальной жизни, а как идеальной внутренней потребностью совершенствования своих физических и духовных, нравственных и интеллектуальных качеств;

- наличием необходимого личного свободного времени человека, содержание и объем которого определяются социально-демографическими особенностями и уровнем развития индивидуальной культуры личности.

В современных условиях, рассмотренные позиции определяют ряд проблем, которые вызваны нехваткой свободного времени, интенсификацией всех видов жизнедеятельности, отсутствием рациональной организации компонентов здорового образа жизни, низким материальным состоянием большинства граждан и не достаточным культурным уровнем развития конкретной личности.

Следует также учитывать следующие особенности нетрадиционной физической культуры, которые проявляются в досуговой сфере молодёжи. Первое, это потребность выработки автономных форм поведения и независимых от взрослых форм мышления и выйти из-под традиционных форм жизнедеятельности.

Второе - непонимание и неприятие традиционных ценностей образа жизни. Третье - восприимчивость к новым нетрадиционным межкультурным ценностям [4].

Рассмотренные особенности и проявления нетрадиционной физической культуры в молодёжной сфере досуга позволяют констатировать, что молодёжная культура, как явление общественной жизни, представляет достаточно сложное образование, которое выделяется противоречивостью и нестабильностью в общей культурной системе общества. Следует подчеркнуть, что место молодёжи в жизни общества, её отношение к традициям и ценностям, определяется происходящими общественно-политическими и социально-экономическими процессами на каждом данном историческом этапе развития общества. Поэтому, вытеснение молодёжи из социально-культурной сферы, и некоторая отдаленность от социальной жизни, не всегда зависят от нее самой, но в зависимости от того, какое место отводится молодёжи в жизни общества, складывается и ее отношение к господствующим ценностям в обществе. Эти отношения могут быть, как безразличными, некритическими, так резко полярными от экстео-риоризации до полного отрицания [5].

Основной задачей нетрадиционной физической культуры является сделать людей непросто здоровыми и физически развитыми, но и социально значимыми, трудоспособными, для этого предлагается использовать её средства в системе социально-культурной деятельности.

Социально-профилактический эффект нетрадиционных средств физической культуры связан с физиологической активностью всех систем организма, сопровождающейся повышенным обменом веществ. Это учитывает индивидуальные особенности и интересы человека, что предоставляет больше возможностей при ограниченных средствах, времени и пространстве ее применения.

Занимаясь нетрадиционными видами физической культуры человек, попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, преобладает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил, но при этом следует учитывать его возможности и состояние здоровья при выборе конкретного вида нетрадиционного средства физической культуры. Нетрадиционная физическая культура включает в себя многовековой опыт отечественных народных средств, а также западной и восточной культур, и исследования специалистов в самых различных областях, таких как культурология, педагогика, психология, медицина, нетрадиционная физическая культура и всех тех, кто призван, заботится о здоровье человека. Физические упражнения, применяемые в нетрадиционной физической культуре, позволяют реализовать естественные стремления человека к полноценной жизни, с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей, дополняя, или в определенных случаях, замещая традиционную физическую культуру, обеспечивая развитие в гармонии единства тела, души и разума.

Система средств нетрадиционной физической культуры состоит не только из упражнений гимнастического характера, но и из методов сопровождающего психофизиологического воздействия на основные органы чувств человека. Наиболее распространенными её видами, считаются: аэробика, бодибилдинг, восточные танцы, йога, калланетика, пилатес, стретчинг, фитнес, шейпинг [6].

Выделяя особую роль и значение нетрадиционных средств физической культуры в системе сохранения здоровья и физиче-

Библиографический список

ского развития молодёжи, как способа удовлетворения потребности в сфере досуга, следует подчеркнуть широкую возможность реализации принципов дифференциации и индивидуализации при их реализации.

Особенности проведения занятий по нетрадиционной физической культуре определяются, прежде всего, их структурой и разнообразием применяемых физических упражнений. Выявлено, что структура таких занятий не может быть застывшей схемой, она предполагает постоянное видоизменение и уточнение целей, перечня задач и видов физических упражнений.

На комбинированных занятиях одновременно решаются несколько задач, например, развитие сердечно-сосудистой выносливости, и силы, и выносливости, кардиореспираторной выносливости и гибкости и т. д. Также к комбинированным занятиям можно отнести такие, где соединяются несколько средств, например, классическая аэробика и степ.

Основными структурными компонентами занятий по нетрадиционной физической культуре выделены проведение следующих компонентов: разминки и предварительного стретчинга; кардиореспираторного компонента занятия (аэробное начало, аэробный пик, снижение); упражнения направленные на развитие мышечной силы и выносливости; заключительного стретчин-га и релаксации [7]. Основные применяемые методы: метод музыкальной интерпретации; метод усложнения, метод сходства, метод блоков, метод «Калифорнийский стиль» и другие.

Следует отметить, что творческий подход к построению занятий, предложение занятий различной продолжительности и различных средств активности, имеют большое значение для достижения его эффективности.

Следовательно, нетрадиционная физическая культура способна реализоваться в следующих направлениях: гигиеническое предполагает применение данных средств для укрепления здоровья и восстановления работоспособности; оздоровительное направление предусматривает использование средств в социально-культурной деятельности при организации отдыха и культурного досуга; спортивное - предполагает участие в специализированных и систематических занятиях одним или несколькими видами нетрадиционной физической культуры в различных группах спортивного совершенствования, секциях, спортивных центрах или по индивидуальным программам, а также участие в спортивных соревнованиях, с целью повышать или сохранять определённый уровень своего спортивного мастерства; рекреационное направление заключается в применении нетрадиционных средств физической культуры в системе оздоровительных мер по восстановлению здоровья и отдельных функций организма, сниженных в результате травм или заболеваний.

Таким образом, выявленные особенности и проявления нетрадиционной физической культуры в досуговой сфере молодёжи, способствующие гармоничному физическому развитию, рекреации и сохранению здоровья, выделяют их в один из эффективных способов удовлетворения потребностей, реализуемым в культурном досуге, реализуемых принципы индивидуализации и дифференциации. Исследование показало важную роль нетрадиционной физической культуры в социальном развитии личности. Ее значение состоит в том, что она является существенным фактором не только для заполнения культурного досуга, но и средством, способствующим гармоничному духовному и физическому развитию молодёжи.

1. Моченов В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и видов физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1994..

2. Гриневич Л.А., Федулов Б.А. Воспитание российской молодёжи на общероссийских ценностях средствами социально-культурной деятельности: монография. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2013.

3. Елисеева Л.А. Подготовка учителя физической культуры к использованию нетрадиционных средств оздоровления учащихся на уроках и во внеурочное время. Диссертация кандидата ... педагогических наук. Барнаул, 2005.

4. Каменщикова Г.А. Методика нетрадиционных видов физической культуры в процессе физического воспитания младших студентов с нормальным и замедленным физическим развитием. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2001.

5. Федулов Б.А., Рудченко В.Д., Пегарева Л.Б. Применение развивающих игр в личностно ориентированном педагогическом процессе: монография. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2010.

6. Hancock T. Health care reform and reform for health: creating a health system for communities in the 21st century. Futures 31, 1999.

7. Kofler W., Wagner M., Kesavan P.C., Lercher P. Toxicopy Mechanism and the Model of Complex Coping, Proc. 7th IUAPPA Regional Conference on Air Pollution and Waste Issues, Taipei, I, 1994.

References

1. Mochenov V.P. Social'no-pedagogicheskie aspekty ispol'zovaniya netradicionnyh form i vidov fizicheskoj kul'tury v praktike fizkul'turno-ozdorovitel'nojraboty. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994..

2. Grinevich L.A., Fedulov B.A. Vospitanie rossijskoj molodezhi na obscherossijskih cennostyah sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2013.

3. Eliseeva L.A. Podgotovka uchitelya fizicheskoj kul'tury k ispol'zovaniyu netradicionnyh sredstv ozdorovleniya uchaschihsya na urokah i vo vneurochnoe vremya. Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2005.

4. Kamenschikova G.A. Metodika netradicionnyh vidov fizicheskojkul'tury vprocesse fizicheskogo vospitaniya mladshih studentovs normal'nym i zamedlennym fizicheskim razvitiem. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2001.

5. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Pegareva L.B. Primenenie razvivayuschih igr v lichnostno orientirovannom pedagogicheskom processe: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2010.

6. Hancock T. Health care reform and reform for health: creating a health system for communities in the 21st century. Futures 31, 1999.

7. Kofler W., Wagner M., Kesavan P.C., Lercher P. Toxicopy Mechanism and the Model of Complex Coping, Proc. 7th IUAPPA Regional Conference on Air Pollution and Waste Issues, Taipei, I, 1994.

Статья поступила в редакцию 18.09.16

УДК 37.01

Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), Е-mail: [email protected]

Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South- Ossetian State University n.a. A.Tibilov (Tskhinvali, South Osetia), Е-mail: [email protected]

Dzudtsov I.M., inspector, Educational and Psychological Work Office, Department of Personnel Administration of Ministry of Internal Affairs (Tskhinvali, South Osetia), Е-mail: [email protected]

STANDARD TEACHING WORK AS A MEANS OF FORMING AND DEVELOPMENT OF A PERSON IN CONDITIONS OF GENERAL EDUCATION SCHOOL. The article represents personal, regulative, cognitive, communicative blocks of standard teaching work and characterizes forms of this activity within each block. Their realization in the pedagogic process of a general education school is illustrated by means of analyzing а narrative text. It is concluded that forming standard teaching work is of great significance in the process of development of high moral qualities in students. The authors conclude that moral issues are key issues in the contents of work with schoolchildren, for they are universal, global, not having lost its value to this day. And forming a complex personality through standard teaching contributes to education of younger generation, who have respect for their people, understanding of life situations, the exercise of informed choice in the definition of the Research Institute of its own citizenship, based on the universal arsenal valuable positions taken in the society of moral and ethical standards.

Key words: universal study actions, cognitive activity, general educational establishment, personal actions, general study actions, logic actions, communicative actions.

А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Е-mail: [email protected]

А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова, г. Цхинвал, Е-mail: [email protected]

И.М. Дзудцов, инспектор отдела по воспитательной и психологической работе управления кадров МВД Республики Южная Осетия, г. Цхинвал, Е-mail: [email protected]

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются блоки универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный, характеризуются виды учебных действий в структуре каждого блока. Иллюстрируется их реализация в педагогическом процессе общеобразовательного учреждения на примере анализа текста художественного произведения. Авторы делают вывод о том, что нравственные проблемы, являющиеся ключевыми в содержании произведения, ощущаются школьниками как общечеловеческие, глобальные, не утратившие своего значения по сей день. А формирующийся на их основе комплекс личностных универсальных учебных действий способствует воспитанию у подрастающего поколения уважения к своему народу, осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей, принятых в социуме нравственных и этических норм.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательная деятельность, общеобразовательное учреждение, личностные действия, общеучебные действия, логические действия, коммуникативные действия.

В настоящее время, сложившейся социокультурной ситуации, общеобразовательное учреждение уже не является для учащихся единственным информативным источником. Сегодня основная задача школы состоит в формировании у детей способности к самообучению, а затем на этой основе - в обеспечении осмысления, интеграции, обобщения новой информации, увязывании приобретаемых знаний с собственным опытом каждого учащегося. Решение данной задачи представляется возможным при создании оптимальных условий для формирования у школьников как предметных умений и навыков, так и определенной системы универсальных учебных действий [1; 3; 5].

Указанная педагогическая категория реализуется в учебном процессе общеобразовательного учреждения посредством четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного. Охарактеризуем их более подробно [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личностный блок предполагает обеспечение ценностно-смысловых ориентаций школьников, включающие соотнесение поступков и событий с комплексом действующих этических принципов, владение моральными нормами и умением выделе-

ния нравственного аспекта поведения. Помимо этого, действия данного блока представляют основу ориентации личности в сети социальных ролей и межличностных отношений.

Состав личностных действий в контексте образовательного процесса характеризуется следующими их видами: а) личностным, профессиональным, жизненным самоопределением; б) смыслообразованием; в) нравственно-этической ориентацией. Ученик должен уметь устанавливать связь между целями и мотивами учения, между результатом собственной познавательной деятельности и тем, что побуждает к ней. Он должен четко осознавать, какой смысл и какое значение имеет для него учение. Школьник должен уметь оценивать содержание изучаемого материала исходя из общественных и личностных ценностей, способствующих осуществлению правильного личностного морального выбора.

Регулятивный блок, обеспечивающий школьникам организацию собственной познавательной деятельности, характеризуется следующими учебными действиями: целеполаганием, прогнозированием, контролем, коррекцией, оценкой, саморегуляцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.