заглушать, намерены анализировать образцы конфликтных ситуаций в процессе обучения на курсе «Деловой иностранный язык». Задачами программы «международного языкового центра» являются: воспринимать собеседника позитивно, развивать мотивацию к партнёрскому общению, взаимодействовать с собеседниками, умения работать в команде, терпимости и уважения к различным взглядам, разбираться в актуальных проблемах экономической современности, способствовать становлению демократического общества. Стоит также заметить, что студенты ещё не всегда готовы предоставить возможность своим сокурсникам во время деловых ролевых игр самостоятельно решать конфликты, что объясняется нехваткой опыта или тем, что они не уверены в позиции одногруппника, в его способности проявить себя корректно в разрешении искусственной конфликтной ситуации.
Эффективной педагогической формой при реализации мо-тивационной направленности нами считается проведение заседаний и активная целенаправленная проектная работа в процессе дебатирования в модуле (Pros и Contras), что позволяет наполнить новыми возможностями опыта ценностно-рефлексивного взаимодействия студентов в процессе аргументирования как важного условия развития их личности.
Библиографический список
Таким образом, проведённые исследования позволили сделать сравнительный анализ результатов и выявить позитивную динамику развития мотивации студентов в разрешении конфликтных ситуаций. Обучение на основе «живого» знания способствовало развитию мотивационной направленности личности студента на учёбу, формированию его эмоционально-ценностного отношения к разрешению конфликтных ситуаций, желанию осуществлять процесс профессиональной подготовки на основе современных профессионально-образовательных ценностей. Интерактивные формы обучения способствовали развитию мо-тивационной направленности студентов посредством социально-значимых ситуаций на основе сопереживания. Дальнейший процесс оптимизации качества подготовки будущих профессионалов возможен там, где востребован компетентный выпускник, отличающийся творческой профессиональной индивидуальностью. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что одной из важнейших задач современных высших учебных заведений становится разработка такого педагогического подхода к вузовскому образованию, при котором первоочередное внимание направлено на то, чтобы прививать студентам умение учиться, быть равноправными партнёрами и участниками образовательного процесса.
1. Остапенко А.Б. Гендерная должностная асимметрия и тендерные предпочтения в высшей школе. Высшее образование сегодня. 2011; 1: 56 - 59.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата). Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0
3. Hessisches Kultusministerium, Bildungsstandards und Inhaltsfelder: Das neue Kerncurriculum für Hessen; Sekundarstufe I - Gymnasium. Moderne Fremdsprachen. 2012, S. 8.
4. Жук О.Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета. Педагогика. 2008; 3: 99 - 105.
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. Москва: Издательство института психотерапии, 2002.
6. Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов (на материале общепрофессиональных экономических дисциплин): монография. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2003.
7. Долган А.Г. Подготовка дальневосточных студентов к деловому взаимодействию в процессе решения проблемных языковых ситуаций. Совершенствование механизмов развития инновационной экономики России и её дальневосточных территорий: сборник статей по материалам международной научно-практической заочной конференции 21 ноября 2014 года. Отв. за выпуск Т.С. Бойко, Н.С. Фролова. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014: 311 - 319.
References
1. Ostapenko A.B. Gendernaya dolzhnostnaya asimmetriya i gendernye predpochteniya v vysshej shkole. Vysshee obrazovanie segodnya. 2011; 1: 56 - 59.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.01 «'Ekonomika» (uroven' bakalavriata). Available at: http://xn--80abuqiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0
3. Hessisches Kultusministerium, Bildungsstandards und Inhaltsfelder: Das neue Kerncurriculum für Hessen; Sekundarstufe I - Gymnasium. Moderne Fremdsprachen. 2012, S. 8.
4. Zhuk O.L. Belarus': kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskoj podgotovke studentov universiteta. Pedagogika. 2008; 3: 99 - 105.
5. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo instituta psihoterapii, 2002.
6. Strel'cova E.A. Dialogovaya interpretaciya znaniya kak sredstvo vospitaniya tolerantnosti u studentov (na materiale obscheprofessional'nyh 'ekonomicheskih disciplin): monografiya. Volgograd: Izdatel'stvo VGIPK RO, 2003.
7. Dolgan A.G. Podgotovka dal'nevostochnyh studentov k delovomu vzaimodejstviyu v processe resheniya problemnyh yazykovyh situacij. Sovershenstvovanie mehanizmov razvitiya innovacionnoj 'ekonomiki Rossii i ee dal'nevostochnyh territorij: sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii 21 noyabrya 2014 goda. Otv. za vypusk T.S. Bojko, N.S. Frolova. Habarovsk: RIC HGA'EP, 2014: 311 - 319.
Статья поступила в редакцию 20.01.16
УДК 378.126:025.4
Bogomazov S.V., postgraduate, teacher, Siberian State Technological University (Krasnoyarsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE INFORMATION-SEARCH ACTIVITY OF A BACHELOR STUDENT: THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS. The paper discusses importance of information-search activity in the information society, which is a new type of the modern society and logical evolution of the post-industrial society. Primacy of the scientific information in the production of goods and services is characteristic of the information society, as well as the openness of this information and its general availability, carried out with the help of telecommunication technologies. On this basis, the author concludes that for a real professional as a full member of the information society the activity, related with the search, analysis and transformation of new information, is one of leading activities. This activity is understood by specialists as work targeted at the search of information, and its study is seen as one of the important directions of the modern science.
Keywords: information search, information-search activity, information society.
С.В. Богомазов, аспирант, преподаватель Сибирского Государственного Технологического Университета,
г. Красноярск, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
В данной статье рассмотрено значение информационно-поисковой деятельности в информационном обществе, являющемся современным обществом нового типа и логичной эволюцией общества постиндустриального. Для информационного общества характерна главенствующая роль полезной научной информации при производстве товаров и услуг, а также открытость данной информации и её всеобщая доступность, осуществляемая с помощью телекоммуникационных технологий. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для настоящего профессионала, как полноценного члена информационного общества, деятельность, связанная с поиском, анализом и преобразованием новой информации является одной из ведущих. Подобная деятельность понимается нами как информационно-поисковая, а её изучение видится как одно из актуальных направлений современной науки.
Ключевые слова: информация, поиск, информационно-поисковая деятельность, информационное общество.
Всё чаще на страницах научной литературы можно встретить словосочетание «информационное общество», понимаемое большинством исследователей как современное общество нового типа, общество, в котором большинство работающих связано с производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний [1]. Данный тип общества является логичным продолжением и эволюцией общества постиндустриального, хотя нередко два эти понятия взаимозаменяются друг другом.
Идеолог концепции постиндустриализма - Диниэл Белл указывал на то, что информационное общество обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества, такими как развитая экономика услуг, ведущая роль информации и знания, ориентированность на прогресс, развитие технологий и другими. Однако, при этом, только для информационного общества свойственна информационная стоимость знаний, заключающаяся, по мнению автора, в том, что сами знания, в виде изобретений, усовершенствования и идей, будучи вовлеченными в процесс производства, формируют конечную стоимость товаров, будь то материальные предметы, либо интеллектуальная собственность [2]. При этом основная направленность общественной деятельности смещается со сферы производства услуг в сторону сферы производства информации и знаний. В этой связи важно разграничить сами эти понятия.
Так, РС. Гиляревский полагал [3], что информация в повседневной жизни означает сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-то. Рассматривая понятие информации с точки зрения различных наук, учёный отмечал, что её понимание также разнится. Например, философский смысл информации заключается в отражении природы бытия в человеческом сознания, а математический - в снятии неопределённости относительно какого-либо процесса или явления. Отметим, что в обществе могут циркулировать различные виды информации, которую можно охарактеризовать разными способами, как полезную либо вредную, как актуальную либо устаревшую и так далее, однако для информационного общества в целом и для данной статьи в частности особую роль играет именно научная информация. Такая информация понимается нами как информация, удовлетворяющая критерию научности, что заключается в непротиворечии с современной научной картиной мира. Для того чтобы научная информация могла быть включена в сферу производства и принести пользу, она должна быть записана с помощью условных символов в общепринятой форме, для обозначения чего используется слово данные. В свою очередь, структурированные данные, связанные отношениями и причинно-следственными связями, образующими систему, составляют знания, саму основу информационного общества.
Таким образом, понятно, что данные, интерпретируемые и обрабатываемые человеком, становятся для него информацией, составляя его знания об окружающем мире. Важно отметить, что именно возможность интерпретации и обработки данных, поступивших извне, является необходимым условием появления в сознании информации, ведь если сообщить иностранцу, никак не знакомому с русским языком, какие бы то ни было данные, он в силу своего незнания не сможет их ни интерпретировать, ни обработать. Таким образом, сам смысл данных останется для него загадкой.
С другой стороны, правильным образом воспринятая информация не всегда может быть полезна, применительно к конкретной проблеме или ситуации. Так, например, для описания реального мира философу не нужно разбираться в длинных математических или физических формулах, которые, тем не менее, также как и словесные описания, отражают действительность.
Более того, тот же самый философ может быть не знаком со всеми философскими картинами реальности существовавшими во все времена. Для решения поставленной задачи ему необходимо составить собственный логически грамотный мысленный конструкт, на основе той информации, которую он получил и которую он оценил, как целесообразную, то есть способную привести к конечному решению. Процесс получения подобной информации называют информационным поиском, заключающимся в удовлетворении информационной потребности.
Одной из основных характеристик информационного общества является его возможность в полной мере удовлетворить информационные потребности любого из его членов, понимаемые как свойство лица, группы лиц или системы, отображающее необходимость в получения информации для выполнения поставленной задачи в практической деятельности [4]. Отсюда информационная потребность диктуется исполняемой человеком практической деятельностью и полностью зависит от неё, а процесс удовлетворения данной потребности носит универсальный характер и зависит от личных навыков исполнителя. Подобный универсальный вид деятельности понимается нами как информационно-поисковая деятельность, заключающаяся в поиске, структурирование и сохранение информации посредством автоматизированных поисковых систем или иных способов с ориентацией на её осмысление, переработку и преобразование с целью дальнейшего применения в конкретной ситуации [5].
Важно понимать, что информационно-поисковая деятельность нацелена не только на решение частных задач, возникающих в профессиональной деятельности и возбуждающих информационную потребность, но и на удовлетворение познавательной потребности, присущей каждому индивиду, понимаемой в научных энциклопедических изданиях как потребность, складывающаяся в ситуациях осознания необходимости знаний для жизни и деятельности [6]. Данная потребность связана с развитием самой личности как в процессе онтогенеза, так и в процессе профессионального становления и роста, и с возникновением при этом познавательной активности.
Познавательная активность понимается учёными как интеллектуально-эмоциональная склонность к процессу познания; реализация умственной деятельности на практике [7]. По нашему мнению, подобная активность индивида является причиной и движущим механизмом информационно-поисковой деятельности, которая, однако, не имеет чётко обозначенных этапов и конечных целей. Познавательная потребность и активность возникают у человека с самого рождения и остаются с ним на всю оставшуюся жизнь; с их помощью мы постигаем себя и мир вокруг, учимся и развиваемся как профессионалы своего дела, а информационно-поисковая деятельность при этом является тем смыслообразующим конструктом, который помогает преодолеть спонтанность и случайный характер данных процессов, структурировать собственные отдельные действия в законченную последовательность, прийти в итоге к конкретному результату, оценить и передать его обществу.
Помимо удовлетворения информационной и познавательной потребностей, к результатам осуществления информационно-поисковой деятельности можно отнести активизацию нестандартных способов мышления и решения практических задач, расширение общей осведомленности о мире, а также становление человека как полноценного члена информационного общества, который не просто потребляет информацию, но и перерабатывает её в новые идеи. В этой связи нами выделяются следующие функции информационно-поисковой деятельности: поисковая функция выражается в осуществлении информационного поиска, удовлетворяющего информационные и познавательные
потребности человека, информационная функция выражается в умениях сохранять, передавать и структурировать найденную полезную информацию, творческая функция выражается в необходимости анализировать и оценивать информацию, а также преобразовывать её применительно к нестандартной ситуации.
Выделенные функции информационно-поисковой деятельности отражают в единстве и взаимосвязи её сущность через систему определённых последовательных действий. Данные действия описываются Д.С. Ермаковым как этапы информационно-поисковой деятельности [8]. Соглашаясь с ученым и делая собственные дополнения, представим авторское видение этапов информационно-поисковой деятельности:
1) определение информационной потребности;
2) выявление всех возможных источников информации;
3) отбор наиболее подходящих источников информации;
4) оценка полезности информации по различным критериям из всей найденной;
5) комбинация полезной информации, полученной из разных источников;
6) создание собственного решения задачи, на основе различных комбинаций полученной полезной информации;
7) самооценка эффективности применения найденного решения задачи на практике;
8) представление и передача воплощенного решения задачи обществу.
Бурное развитие Интернета за последнее время открыло доступ к ранее сложно доступным и вовсе недоступным информационным ресурсам, что соответствует адекватным требованиям полноценного информационного общества. При этом не каждый подобный ресурс может предложить достоверную проверенную информацию, а их обилие и разносторонность может серьёзно сказаться на потере научных аспектах решаемой проблемы. Поэтому очень важным является знание того, где именно может быть найдена достоверная информация.
Ещё более важным является то, какую же информацию можно оценить, как достоверную, отфильтровав от так называемого информационного шума, затрудняющего и удлиняющего по времени процесс решения поставленных задач. Данная информация, по нашему мнению, это информация, удовлетворяющая требованиям, предъявленным к исполнению задачи в виде соответствующих критериев. Критерии, по которым оценивается её качество, могут быть различными. Среди прочих исследователями наиболее часто выделяются: новизна, полезность, объективность актуальность, ценность, понятность, релевантность, значимость.
С нашей точки зрения, такими критериями применительно к информационно-поисковой деятельности являются следующие: релевантность (соответствие найденной информации информационному запросу), комплектование (составление из отдельных информационных частей (компонентов) единого целого для решения поставленной задачи), смысловая завершённость (замысел данной деятельности получил исчерпывающее выражение в виде полезной информации). Умение же использовать найденную полезную информацию проявляется в когнитивном умении комбинирования её различным образом для нахождения и создания собственного решении поставленных задач, при этом, чем полезнее найденная информация, тем больше комбинаций может быть получено из нее и тем больше они будут подходить для решения. Подобный мыслительный процесс, в рамках информационного общества, является творческим инструментом, с помощью которого появляются и воплощаются в жизнь все новые и новые идеи, казавшиеся еще вчера недостижимыми и невероятными.
Поставленные задачи могут быть знакомы человеку, однако зачастую они являются абсолютно новыми и нестандартными, ведь информационное общество подвержено частым изменениям. Умение быстро адаптироваться к таким изменениям, действуя при этом также творчески и результативно, можно назвать творческой самоэффективностью. Очевиден потенциал информационно-поисковой деятельности для развития творческой самоэффективности человека, через решение информационно-по-
Библиографический список
исковых задач эвристического характера, понимаемых нами как учебно-профессиональные задачи, порождающие ситуацию разрыва, между наличествующими у будущего бакалавра знаниями и знаниями, необходимыми ему для решения поставленной задачи, и предполагающие решение посредствам информационно-поисковой деятельности, не имеющие определённых и единственных путей выполнения. Данные задачи способствуют активизации познавательной деятельности и творческого мышления обучающихся. На основе собственного понимания информационно-поисковой деятельности мы выделяем следующие виды подобных задач: поиск содержательных ресурсов; поиск смысловой информации; оценка смысловой информации; преобразование смысловой информации.
Последние два этапа являются также важными для осуществления качественной информационно-поисковой деятельности, ведь в современном мире практически каждый день появляется что-то новое, а то чему оно приходит на смену - устаревает. Подобные условия заставляют человека действовать зачастую на скорую руку, принимая найденное решение или идею за нечто принципиально новое, хотя оно может и не являться таковым. В связи с этим необходимы тщательный самоконтроль и самооценка, заключающаяся в сравнении с аналогами, в доработках, внесении различных изменений в конечный продукт и так далее, ведь непонятную на первый взгляд идею могут незаслуженно раскритиковать и забраковать, если она не получает достаточного обоснования и объяснения из-за высокого уровня конкуренции в научной сфере. Отсюда становится понятно, что умение осуществлять информационно-поисковую деятельность должно стать одним из главных умений члена современного общества. Качество её осуществления зависит от следующих факторов: самостоятельности исполнителя, сроках исполнения, соответствию найденной информации критериям её полезности, использованию её для решения новых нестандартных задач. В этой связи нами выделяются следующие уровни исполнения информационно-поисковой деятельности:
- регулятивно-творческий уровень: информационно-поисковая деятельность проявляется в умении самостоятельно в кратчайшие сроки получать информацию, соответствующую критериям полезной информации и преобразовывать её для решения новых задач;
- регулятивно-ситуационный уровень: информационно-поисковая деятельность проявляется в умении самостоятельно в лично-приемлемые сроки получать информацию, соответствующую большинству критериев её полезности и преобразовывать её для решения знакомых задач.
- стихийно-утилитарный уровень: информационно-поисковая деятельность проявляется в умении при поддержке других в лично-приемлемые сроки получать информацию, соответствующую некоторым критериям её полезности и частично преобразовывать ее для решения знакомых задач.
Переход человека от стихийно-утилитарного уровня исполнения информационно-поисковой деятельности к осмысленно-творческому, через регулятивно-ситуационный возможен при грамотном построении учебного процесса, в рамках которого используются информационно-поисковые задачи эвристического характера, а обучающимся предоставляется простор для проявления самостоятельности и активности. При этом повышается общая эффективность деятельности по решению поставленных задач, по настоящему раскрывается творческий потенциал личности, возникают новые идеи и пути решения задач.
Таким образом, информационно-поисковая деятельность является одним из ведущих видов деятельности полноценного члена информационного общества, позволяя ему результативно действовать в новых нестандартных ситуациях, принимать эффективные решения и строить правильную картину реального мира. Данный вид деятельности направлен на удовлетворение информационной и познавательной потребностей человека, стимулируя и направляя его познавательную активность в нужное русло. Дальнейшее изучение информационно-поисковой деятельности является адекватным требованием информационного общества, предъявляемым к современной науке.
1. Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. Москва, 2001: 43 - 44.
2. Гуревич П.С. Новая технократическая волна на Западе. Москва, 1986; Глава 2: 330 - 342.
3. Гиляревский Р.С. Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией. Санкт-Петербург, 2009; Глава 1: 304 - 304.
4. Загидуллина М.В. Информационная потребность как теоретическая проблема, Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012; 3: 135 - 141.
5. Богомазов С.В., Игнатова В.В. Информационно-поисковая деятельность будущего бакалавра в образовательном процессе теоретический аспект. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6. Available at: www.science-education.ru/120-16165
6. Словарь практического психолога. Москва, 1998.
7. Мамадли А.Г. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 5: 197 - 201.
8. Ермаков Д.С. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся. Народное образование. 2009; 4: 158 - 163.
References
1. Varakin L.E. Global'noe informacionnoe obschestvo: Kriterii razvitiya i social'no-'ekonomicheskie aspekty. Moskva, 2001: 43 - 44.
2. Gurevich P.S. Novaya tehnokraticheskaya volna na Zapade. Moskva, 1986; Glava 2: 330 - 342.
3. Gilyarevskij R.S. InformacionnyJ menedzhment: upravlenie informacieJ, znaniem, tehnologieJ. Sankt-Peterburg, 2009; Glava 1: 304 - 304.
4. Zagidullina M.V. Informacionnaya potrebnost' kak teoreticheskaya problema, Vestnik volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. 2012; 3: 135 - 141.
5. Bogomazov S.V., Ignatova V.V. Informacionno-poiskovaya deyatel'nost' buduschego bakalavra v obrazovatel'nom processe teoreticheskij aspekt. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 6. Available at: www.science-education.ru/120-16165
6. Slovar'prakticheskogo psihologa. Moskva, 1998.
7. Mamadli A.G. Problema formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya v sovremennoj psihologo-pedagogicheskoj literature. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 5: 197 - 201.
8. Ermakov D.S. Informatizaciya obrazovaniya i informacionnaya kompetentnost' uchaschihsya. Narodnoe obrazovanie. 2009; 4: 158 - 163.
Статья поступила в редакцию 19.01.16
УДК 378
Kokorina K.A., MA student, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Murzina E.I., MA student, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF LEISURE CULTURE OF YOUTH. The sphere of leisure constantly needs attention of researchers, especially such processes in this sphere that influence the decision of making concrete tasks and forming primary purposes. The use of methods of sociological diagnostics will help in optimization any activity on adjusting of spare time of young people. Today public organizations together with the country's state develop youth programs and their primary objective is to organize the most optimal leisure for young people. The article reveals specifics of the organization of leisure of youth, an analysis the formation of youth leisure on a regional level (with reference to Altai Krai). The authors identify that the problem is connected with mechanisms of regulation of leisure areas. They offer specific control methods in the field of youth leisure, substantiate the effectiveness of the proposed method.
Key words: young people, leisure, public organizations, state.
К.А. Кокорина, магистрант, ФГБОУ ВО Алтайский государственный институт культуры,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Е.И. Мурзина, магистрант, ФГБОУ ВО Алтайский государственный институт культуры,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ
В статье приведён анализ и раскрыты особенности организации досуга молодёжи. Авторы выявляют механизымы регулирования досуговой сферой и предлагают методы контроля условий и важнейших характеристик досугового времяпрепровождения, обратной информационной связи, гарантирующих своевременное принятие соответствующих мер. Сделан акцент на формировании досуговой культуры молодёжи через технологии досуговой деятельности, с учётом современных потребностей молодёжи.
Ключевые слова: молодёжь, досуг, общественные объединения, государство.
Одним из направлений досуговой переориентации современного общества должно стать обновление современных технологий организации досуга молодёжи. Досуговая переориентация лежит в русле поиска путей духовного возрождения и одновременно модернизации России, происходящие на различных уровнях развития современного общества. В этом направлении главный акцент необходимо делать на молодёжь, на формирование у неё досуговой культуры. Самовыражение, реализация творческих потенциалов все это способствует развитию, распространению духовных ценностей общества [1].
Сфера молодёжного досуга - одна из наиболее значимых сфер в формировании мировоззрения этой категории, так как требует знания социокультурной обстановки. Реформы, происходящие в обществе, обострили ряд проблем социально-культурного характера, повлиявших и на сферу молодёжного досуга. Молодёжь оказалась одной из наиболее уязвимых категорий населения, у которой обострился ряд проблем социального характера. Состояние неопределённости, возникшее у молодёжи в результате социальных заболеваний, привело к формированию упаднических настроений, уходу в асоциальную деятельность, алкоголизм, наркоманию. Для молодёжи, особенно живущей в провинциальных городах, досуг превращается в замену реального действия наблюдением, а жизненный потенциал направлен не на саморазвитие, а на самоуничтожение. Причин тому
много: социальное расслоение общества, платные, а потому не для всех доступные клубы, секции, неразвитость интересов, развлечений. Все вместе взятое создаёт благоприятную среду для вторжения низкой, массовой культуры, насилия и жестокости, что отражается на сфере молодёжного досуга [2].
Отсутствие системного подхода к организации досуга молодёжи серьёзно сказывается на духовно-нравственном развитии, связанном с формированием культурной идентичности. Предлагаемый культурно-развлекательными, торгово-развлекательны-ми центрами выбор видов досуговой деятельности, находится ниже реально существующей потребности аудитории. Поэтому необходимо сделать акцент на формирование досуговой культуры молодёжи через технологии досуговой деятельности, с учётом современных потребностей молодёжи.
Исходя из того, что в последнее время наметилась коммерциализация услуг в сфере досуга, отсутствие качественной адаптивности предлагаемых услуг со стороны муниципальных структур, формирования домашних форм свободного времяпровождения (просмотр кино, компьютерные игры, интернет) и возникновения стихийных форм досуговой деятельности (флеш-мо-бы, организация «тусовок») возникает острая необходимость приведения этих форм в цивилизованную, структурированную систему. Справиться с этой задачей на современном этапе могут общественные объединения, организации, создаваемые как