6. Platonov, K.K. (1986), The structure and development of personality, Science, Moscow, Russian Federation.
7. Tretyakova, N.V. (2013), "Innovations in quality management of health education", The Quality. Innovation. Education, No 8. pp. 28-35.
8. Tretyakova, N.V. and Fedorov, V.N. (2013), "The quality of education for health: conceptual aspect", Education and science, No 4. pp. 112-132.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2014.
УДК 378
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УСКОРЕННОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Евгений Геннадьевич Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В работе рассмотрен процесс физической подготовки слабоуспевающих курсантов по ускоренному передвижению и легкой атлетике в начальный период обучения. Учитывая адаптацию курсантов к учебному процессу и служебной деятельности предлагается методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом. Актуальность применения предлагаемой методики заключается, в формировании социальной устойчивости в адаптационный период, способствующей повышению качества обучения и служебной деятельности. Данная методика позволяет, создавать социальное взаимодействие в достижении положительных результатов в ускоренном передвижении и легкой атлетике, и повышении показателей определяющих социальную устойчивость, функциональные способности которые в значительной степени влияют на адаптационные процессы курсантов в начальный период обучения. Проведенные исследования подтверждают эффективность методики использования групповых упражнений командно-соревновательным методом повышающих уровень социальной устойчивости, физической подготовленности в начальный период обучения курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России.
Ключевые слова: начальный период обучения, адаптационные процессы, уровень физической подготовленности, функциональные способности, социальное взаимодействие, социальная устойчивость, методика.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p177-181
TECHNIQUE OF INCREASE OF LEVEL OF SOCIAL STABILITY OF CADETS OF THE PUBLIC FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS
OF RUSSIA AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING BY MEANS OF THE ACCELERATED MOVEMENT AND TRACK AND FIELD ATHLETICS
Evgeny Gennadievich Tyshchenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, St. Petersburg State University Russian Ministry for Emergency Situations
Annotation
The article discusses the process of physical training at-risk students on the accelerated movement and athletics at the initial training period. Given the adaptation of students to the educational process and service activity the technique of performance of the group exercises with the command and competitive method. Relevance of the proposed technique consists in the formation of social sustainability in the adaptation period, contributing to improving the quality of learning and performance. This technique allows you to create the social interaction to achieve positive results in rapid movement and athletics, and to improve the social sustainability indicators defining the functional ability that largely affect the adaptation
processes of students in the initial training period. Our studies confirm the effectiveness of techniques for using group exercises with the command- competitive method increasing the level of social sustainability, physical fitness in the initial period of training of cadets of the State Fire Service Emergency of Russia.
Keywords: initial period of training , adaptation processes , level of physical fitness, functional ability, social interaction , social stability, technique.
ВВЕДЕНИЕ
Система учебного процесса курсантов в вузах Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России решает специфические задачи по подготовке специалистов к службе по соответствующим уровням образовательных компетенций, а так же профилям и специальностям, которые характеризуются определенной совокупностью систематизированных знаний, навыков и умений [1, 2, 3, 4 ].
Поступившая в вузы ГПС МЧС России молодежь сталкивается со специфическими условиями обучения. Они характеризуются служебными отношениями - подчиненностью, выполнением приказов и распоряжений, соблюдением распорядка дня, несением дежурств обеспечивающих быт и жизнедеятельность курсантов[1, 2, 3, 4 ]. Попадая в эти условия, у курсантов первого курса начинается процесс адаптации.
Социальная устойчивость - интегральное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает её направленность, активность, ответственность и обеспечивает творческую реализацию. В период адаптации в учебных группах возникает острая проблема сплочения коллектива и формирования социального взаимодействия. Главной задачей педагогического руководства в период адаптации является, создание условий для социального взаимодействия формирующего социальную устойчивость курсантов. Которая должна способствовать, более качественному изучению теоретических дисциплин и формированию профессионально-прикладных навыков и умений.
Физическая подготовка, одна из основных практических дисциплин обеспечивающая формирование и совершенствование профессионально значимых качеств, навыков и умений. Ускоренное передвижение и легкая атлетика является одним из главных разделов физической подготовки, имеющих профессионально прикладную направленность для специалистов ГПС МЧС России. Однако у большинства курсантов 1-2 курсов появляются большие трудности в освоение нормативов по этому разделу, особенно это наблюдается в период адаптации, когда происходит перестройка функциональных способностей организма занимающихся.
Цель исследования разработать эффективную методику, позволяющую сократить сроки адаптации у слабоуспевающих курсантов, повышающую уровень физического подготовленности и способствующую формировать социальную устойчивость к будущей профессиональной деятельности.
МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось (2012-2013 гг.) на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с курсантами 1 курса факультета пожарной безопасности, слабо успевающими по физической культуре. Были сформированы две группы экспериментальная (ЭГ), контрольная (КГ), в КГ входило 24 курсанта, из них 12 девушек, в ЭГ вошли 23 курсанта, из них 11 девушек.
Содержание исследования заключалось в том, что в процессе физической подготовки курсантов ЭГ применялась разработанная методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом и использованием бальной системы оценки учебных нормативов по ускоренному передвижению, с акцентом на слабоуспевающих курсантов. Курсанты КГ продолжали обучение по существующей программе.
В процессе исследования ЭГ разделялась на команды, в которых производилось закрепление, слабоуспевающих с успевающими курсантами. Задавалось время двум под-
разделениям, зачет времени, и начисление баллов осуществлялся по последнему результату. Создавалась эмоциональная атмосфера соперничества между подразделениями. В исследуемом периоде изучалось социальное взаимодействие курсантов при выполнении поставленной задачи.
Анализ результатов, данных в таблице 1 показывает, что по всем тестам у курсантов ЭГ уровень физической подготовленности выше, чем в КГ.
Таблица 1
Физическая подготовленность курсантов контрольной и экспериментальной групп
после педагогического эксперимента, Х±т
Группы курсантов
Показатель Пол Экспериментальная Контрольная Р
До После До После
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Бег на 5000 м, мин.С М 24.55±0,32 22.40±025 24.45±0,32 23.40±0,32 <0,01
Бег на 3000 м, мин. мин. С Ж 18.25±0,49 16.05±О,37 18.10±0,49 17.08±0,49 <0,01
Бег на 3000 м, мин. С М 12.25±0,32 11.40±025 12.20±0,32 12.08±0,32 <0,01
Бег на 2000 м, мин. мин. С Ж 11.45±0,49 10.30±О,37 11.40±0,49 11.08±0,49 <0,01
Бег 1000 м, мин.С М 3.45±0,О6 3.35±0,04 3.43±0,06 3.40±0,06 <0,05
Ж 4.40±0.03 4.15±0,04 4.35±0,03 4.30±0,03 <0,05
Бег 100 м, с М 14,5±0,О6 14,0 ±0,04 14,4±0,06 14,2±0,06 <0,05
Ж 16,9±0.03 16,4±0,04 16,8±0,03 16,7±0,03 <0,05
Прыжок в длину с места. М 225,03±3,17 231,28±2,15 225,03±3,17 227,12±3,17 <0,05
Ж 178,57±3,52 180,43±2,78 178,57±3,52 178,89±3,52 <0,05
Челн. бег 4x26 м, с. М 19,5±0,1 18,4±0,07 19,3±0,1 19,0±0,1 <0,05
Ж 29,7±О,08 28,5±0,06 29.5±0,09 29,0±О,07 <0,05
Таким образом, целенаправленное применение командно-соревновательной метода позволило, наблюдать повышение в первую очередь, физических качеств у слабоуспевающих курсантов, которые значительно отставали в своем развитии, что способствовало выравниванию физических качеств по отношению к успевающим, а процесс социального взаимодействия при выполнении поставленных задач способствовал формированию социальной устойчивости в курсантских подразделениях. Уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем курсантов экспериментальной и контрольной групп представлен в таблице 2.
Таблица 2
Функциональные возможности курсантов контрольной и экспериментальной групп
после педагогического эксперимента (Х±т)
Показатели Пол Группы ку рсант ив Р
Экспериментальная Контрольная
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
ЧСС, уд/мин М 73,15±1,39 73,07±1,25 73,15±1,39 73,12±1,39 >0,05
Ж 76,59±1,77 76,13±1,54 76,59±1,77 76,45±1,77 >0,05
Систолическое артериальное давление, мм рт. ст М 124,11±2,09 124,01±2,03 124,11±2,09 124,09±2,09 >0,05
Ж 110,23±2,34 109,54±2,27 110,23±2,34 110,14±2,34 <0,05
Диастолическое артериальное давление М 78,48±1,15 72,12±1,03 78,48±1,15 76,37±1,15 <0,05
Ж 72,29±2,03 71,39±2,18 72,29±2,03 72,02±2,03 <0,05
Проба Штанге, с М 71,12±1,21 78,42±1.15 71,12±1,21 71,47±1,21 <0,05
Ж 61,37±0,9 64,31 ±0,73 61,37±0,9 61,96±0,9 <0,05
Проба Генчи, с М 37,53±0.62 45,37±0,54 37,53±0,62 39,48±0,62 <0,05
Ж 29,57±0,53 34,22±0,55 29,57±0,53 30,78±0,53 <0,05
ЖЕЛ, л М 4,07±1,13 4,59±1,11 4,07±1,13 4,12±1,13 <0,05
Ж 3,10±1,71 3,72±1,23 3,10±1,71 3,26±1,71 <0,05
Результаты, представленные в таблице 2 указывают, что функциональные возможности экспериментальной группы намного выше, чем у контрольной группы. Наибольшая разница наблюдалась при пробах Штанге и Генчи, ЖЕЛ.
Повышение функциональных возможностей курсантов экспериментальной группы мы также связываем с эффективным применением командно-соревновательной методики. На ряду с этим улучшились показатели влияющие на формирование социальной устойчивости (табл. 3). Сбор и анализ материалов, представленных в таблице 3, осуществлялся по результатам экспертного опроса кураторов учебных групп, преподавателей различных дисциплин, специалистов физической подготовки, а также самих курсантов, участвовавших в исследовании.
Таблица 3
Изменение показателей определяющих социальную устойчивость,
у курсантов ЭГ и КГ за опытный период _(данные представлены в 9-ти балльной шкале)_
Наименование качеств Группы Средние значения показателей (балл) Р
До эксперимента После эксперимента
Способность к межличностной коммуникации ЭГ 7,0±0,05 7,9±0,02 0,01
КГ 7,1 ±0,04 7,3±0,03 0,05
Социальная активность ЭГ 6,7±0,04 7,4±0,02 0,01
КГ 6,8±0,03 7,1±0,03 0,05
Уверенность в своих силах ЭГ 7,0±0,06 8,0±0,04 0,01
КГ 7,1±0,08 7,6±0,06 0,01
Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели ЭГ 6,4±0,04 7,8±0,04 0,01
КГ 6,5±0,05 7,0±0,03 0,01
Выдержка и самообладание ЭГ 6,7±0,04 7,9±0,03 0,01
КГ 6,8±0,03 7,4±0,02 0,01
Смелость и решительность ЭГ 7,1 ±0,04 8,0±0,03 0,01
КГ 7,2±0,03 7,4±0,02 0,01
Личный статус ЭГ 7,6±0,02 8,4±0,02 0,01
КГ 7,9±0,04 8,2±0,03 0,01
Справедливость ЭГ 7,7±0,02 7,8±0,04 -
КГ 7,8±0,03 7,8±0,01 -
Дружелюбие ЭГ 8,2±0,05 8,5±0,02 0,01
КГ 8,3±0,04 8,2±0,03 -
Дисциплинированность ЭГ 6,6±0,03 6,8±0,02 -
КГ 6,7±0,04 6,8±0,03 -
Честность ЭГ 7.6±0.04 8.3±0,03 0,01
КГ 7.6±0,05 8,1±0,04 0,01
Такой комплексный подход в исследовании оценки развития межличностных отношений позволил, приблизить ее относительную субъективность к реальным показателям личностных характеристик испытуемых. Как следует из таблицы 3, в ЭГ курсантов произошли достоверные положительные сдвиги по всем изучаемым качествам по сравнению с КГ. Очевидно, целенаправленное использование предлагаемой методики большей степени повлияло на уровень развития именно таких качеств, как: способность к межличностной коммуникации; уверенность в своих силах; настойчивость и упорство в достижении поставленной цели; смелость и решительность, которые необходимы специалистам ГПС МЧС России при выполнении служебных задач.
Таким образом, исследование показало высокую эффективность применения предложенной методики выполнения групповых упражнений командно-соревновательного методом с использованием балльной системы оценки учебных норма-
тивов по ускоренному передвижению. На ряду с этим, предлагаемая методика оказывает положительное влияние, на социальное взаимодействие курсантов, способствующее формированию социальной устойчивости при достижении общезначимых целей. Данные проведенного исследования является основанием для внедрения в практику работы вузов ГПС МЧС России.
ВЫВОДЫ
1. Обучения курсантов на 1 и 2 курсах сопровождается адаптационными процессами в этот период необходимо своевременно выявить слабоуспевающих и создать группы социального взаимодействия.
2. В процессе учебных занятий по ускоренному передвижению и легкой атлетике произвести подбор групповых упражнений и применение командно-соревновательного метода.
3. При использовании командно-соревновательного метода перед группами обязательно ставить задачи в достижении результата, а балльную систему использовать для мотивации слабоуспевающих курсантов к росту своих показателей.
4. Необходимо анализировать педагогическое руководство социальной взаимодействие по показателям социальной устойчивости.
5. Использование методики выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом эффективно формирует социальную устойчивость у курсантов, необходимую для дальнейшего обучения на старших курсах и подготовке к дальнейшей службе в ГПС МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бортнев, Д. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарно-технического училища : дис. ... канд. пед. наук / Бортнев Д.А. - Малаховка, 2005. - 163 с.
2. Гавриленко, Е.С. Дифференцированная методика физической подготовки спасателей МЧС в условиях Дальневосточного региона России : дис. ... канд. пед. наук / Гавриленко Е.С. -Хабаровск, 2007. - 159 с.
3. Динаев, Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки в вузах пожарно-технического профиля : дис. ... канд. пед. наук / Динаев Б.М. - Шуя, 2009. - 159 с.
4. Муравицкий, А.И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Муравицкий А. И. - Смоленск, 2004. - 127 с.
REFERENCES
1. Bortnev, D. A. (2005), Professional and applied physical training of cadets of fire and technical school, dissertation, Malakhovka.
2. Gavrilenko, E.S. (2007), the Differentiated technique of physical training of rescuers of the Ministry of Emergency Situations in the conditions of the Far East region of Russia, dissertation, Khabarovsk.
3. Dinayev, B.M. (2009), Improvement of professional and applied physical preparation in higher education institutions of a fire and technical profile, dissertation, Shuya.
4. Muravitsky, A.I. (2004), the Innovative technique of education ofphysical qualities at rescuers and firefighters in the course of professional and applied preparation, dissertation, Smolensk.
Контактная информация: murena_59@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.02.2014.