ПЕЕДЩОГМЕСШЕЖбШЕШВМШ
DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_141 УДК 378.6
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Мусакаев Владимир Мухашевич,
доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, Нальчик, Россия, [email protected]
Мешев Ислам Хасанбиевич,
кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия
В статье рассматриваются особенности физической подготовки сотрудников полиции. Важно, чтобы будущие и действующие сотрудники имели возможность отработки задержаний и прочих опасных ситуаций в безопасных условиях. Отмечается важность методов моделирования ситуаций. Пройдя подобное обучение, слушатель получит все необходимые знания, а также физические навы -ки, которые пригодятся ему в будущем. Он сможет действовать уверенно, решительно, будет знать, как именно следует поступить, и сможет быстро принять верное решение, не поддаться панике и ненужным эмоциям.
Ключевые слова: физическая подготовка; моделирование ситуации; двигательные навыки; навыки задержания.
UDC 378.6
PHYSICAL TRAINING AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT
OF PROFESSIONAL SKILLS
Musakaev Vladimir M.,
Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Physical Education, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia, [email protected]
Meshev Islam H.,
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia
The article discusses the features of physical training of police officers. It is important that future and current employees have the opportunity to work out detentions and other dangerous situations in a safe environment. The importance of modeling methods of situations is noted. Having passed such training, the listener will receive all the necessary knowledge, as well as physical skills that will be useful to him in the future. He will be able to act confidently, decisively, will know exactly how to act, and will be able to quickly make the right decision, not to succumb to panic and unnecessary emotions.
Keywords: physical training; situation modeling; motor skills; detention skills.
Сотрудники полиции, работающие на улицах и выполняющие оперативно-служебные задачи, регулярно сталкиваются с необходимостью применения физической силы или спецсредств. Это может требоваться при задержании, отражении нападений со стороны преступников, для защиты населения. Закон предусматривает ситуации, в которых применяется физическая сила, а также регулирует ее применение. Однако речь пойдет не об этом, а о необходимости специальной физической подготовки сотрудников. Преступники могут иметь при себе любые виды оружия, причем узнать заранее, что именно есть у противника, полицейский не может. Это говорит о том, что он должен иметь не только хорошую реакцию, но и уметь быстро ориентироваться в опасной ситуации, обладать навыками, защиты и нападения [1].
Перед полицейским стоит множество задач, например защита интересов государства и общества, защита граждан, предупреждение и пресечение преступных посягательств, уголовное делопроизводство, расследование, дознание, розыск, обеспечение безопасности в общественных местах и т. д. Для того чтобы все вышеперечисленные задачи решались быстро и грамотно, сотрудник полиции должен обладать должной теоретиче-
ской и физической подготовкой [3]. Для того чтобы у него была возможность отработать различные ситуации на занятиях, учебные центры должны иметь возможность моделирования разнообразных ситуаций. Для этого требуется наличие специальных полигонов или создание условий, позволяющих воспроизводить разные ситуации в учебном порядке.
Готовность к любым непредвиденным ситуациям часто может спасти жизнь не только самому полицейскому, но и окружающим людям. Для этого нужно иметь определенные навыки, которые требуется отрабатывать в учебных условиях. Кроме этого, в физическую подготовку должны входить приемы самообороны, навыки владения орудием. Важно, чтобы будущие и действующие сотрудники имели возможность отработки задержаний и прочих опасных ситуаций в безопасных условиях. Если навыки будут до -ведены до автоматизма или хотя бы очень высокого уровня, это значительно повысит качество службы полицейских, обезопасит их на улицах.
Таким образом, необходимость спасти себя или других лиц есть первостепенная задача сотрудника правоохранительных органов, достижение которой в полном объеме
Педагогические исследования
зависит от самого обучающегося, так как именно уровень его физического развития должен помочь ему пересилить противника и грамотно освободиться от какого-либо вида удержания. В связи с этим физическая подготовка - это основа профессиональной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов, позволяющая им четко справляться с поставленными задачами, а также обеспечивать личную и общественную безопасность [5; 8].
С развитием образовательной системы учебные планы и образовательные стандарты по физической подготовке каждый год претерпевают различные изменения. Так, в ряде образовательных организаций в целях наиболее качественной подготовки выпускников введена сдача ежемесячных нормативов по основным направлениям общефизической подготовки в комплексе с прикладными аспектами. Поэтому данная дисциплина должна строиться на базовых принципах, обусловливающих цели и задачи ее существования [4; 9]:
- объективное единство общих и прикладных начал физического воспитания обучающихся;
- непрерывность общефизической подготовки (занятия должны проводиться в течение всего периода обучения будущих сотрудников для поддержания и развития их физической формы);
- стремление к совершенствованию физических возможностей;
- практическая применимость выполняемых упражнений.
При подготовке сотрудников важную роль играют методы моделирования ситуаций. Пройдя подобное обучение, слушатель получит все необходимые знания, а также физические навыки, которые пригодятся ему в будущем. Он сможет действовать уверенно, решительно, будет знать, как именно следует поступить, и сможет быстро принять верное решение, не поддаться панике и ненужным эмоциям.
Моделирование ситуации подразумевает искусственное создание условий, с которыми сотрудник может столкнуться при выполнении служебного долга. Он сможет не только ознакомиться с ситуацией, но и приобрести опыт, навыки, которые помогут находить выход из подобных обстоятельств. Это важный
процесс обучения, без которого практически невозможно качественное и безопасное для сотрудника и окружающих выполнение служебных задач. Чем чаще и лучше будут проработаны возможные сценарии, тем лучше с ними справится полицейский в реальных условиях.
Двигательные навыки должны быть закреплены до автоматизма. За счет этого станет возможным выполнять определенные действия, не задумываясь над тем, как правильно это сделать. Это касается задержания, стрельбы, управления транспортом, приемов самообороны и т. д. Важно отработать многие приемы физической подготовки, самозащиты [10].
Метод моделирования подходит не только для обучения слушателей, но и для повышения квалификации уже действующих сотрудников. Чем выше уровень полицейского, тем сложнее задачи он должен уметь выполнять. Например, стоит отработать ситуации, когда на него нападает не один, а несколько правонарушителей, например два или три. Все это может происходить в условиях плохой видимости, задымленности, у фигурантов может быть различное оружие.
Для выполнения этой задачи потребуется наличие специального полигона. Для отработки ситуаций полицейские могут меняться местами: одни будут изображать преступников и террористов, другие - отрабатывать навыки задержания и борьбы с ними; после в роли бандитов будут выступать уже те, кто исполнял роль полицейского. Этот метод помогает научиться вступать в противоборство с обученным противником, выполнять разноплановые задачи, проявлять смекалку и сообразительность, быстро ориентироваться в малоизученных условиях и местностях.
Выбирать задачу могут преподаватели, они же придумывают легенду, которую будут отрабатывать слушатели. Кроме этого, важно учитывать, что действия полицейского не должны нарушать Федеральный закон от 07.02.2001 № З-ФЗ «О полиции». Отработка действий нужна не только для того, чтобы по -лицейский приобрел необходимые навыки, но и для того, чтобы научить его действовать в рамках закона даже в экстремальных ситуа -циях. Без необходимой подготовки сотрудник может растеряться и совершить превышение
должностных полномочий из-за сработавшего человеческого фактора и стресса.
Стресс - отдельная проблема, которая также должна отрабатываться на полигоне. Если развитие событий будет для слушателя привычным, у него выработается определенная психологическая стойкость, за счет которой он сможет действовать в реальной экстремальной ситуации максимально четко, не поддаваясь панике. При отработке задержания также важно, чтобы ассистенты оказывали сопротивление, убегали, работали в полную силу. За счет этого при столкновении с необходимостью задержать реального преступника полицейский будет уже точно уверен в своих действиях и готов к реальному сопротивлению. После того как произошла отработка задержания, важно рассмотреть возможные ошибки, подробно разобрать ситуацию действия обучающегося. Преподаватели должны указывать на ошибки, обучать, как правильно выполнять те или иные задачи [2].
После того как слушатель пройдет обучение, ошибки будут исправлены, необходимо провести контрольную проверку полученных им навыков. Тактические ситуации отрабатываются не спонтанно, на них по регламенту отводится определенное количество часов. При необходимости можно увеличить время, но не следует его сокращать, так как курс должен включать максимально возможный объем. После сдачи своеобразного экзамена каждый его участник получает свою оценку. Задача может считаться выполненной лишь в том случае, если сотрудник смог справиться с ней и достиг цели, например, защитился от нападавших, сумел задержать фигуранта. Он может допускать какие-то незначительные ошибки, однако это должно снизить конечный балл.
Это один из наиболее эффективных способов обучения, позволяющий приобрести реальные навыки борьбы с преступниками. Полученные знания могут закрепиться и дойти до автоматизма только при частой репетиции ситуаций. При моделировании следует уделять должное внимание закреплению не только физических навыков, но и развитию нужных психологических реакций и состояний. Для этого условия должны быть приближены к реальным максимально. Важно, чтобы слушатели могли приспособиться к
ситуации не только с физической, но и с психологической стороны. Они должны уметь работать в напряженных условиях, переносить стресс, не пугаться резких звуков и движений, научиться справляться с волнением и страхом. Только практика помогает закрепить нужные психологические реакции.
Для достижения качественного эффекта можно моделировать ситуации не просто при плохом освещении, а с наступлением темноты или сумерек. Полицейским нередко приходится работать именно в темное время суток, их рабочий день не нормирован, а преступники в попытке оторваться от погони часто прячутся в местах с большим количеством отвлекающих факторов, могут пользоваться темнотой в качестве прикрытия. Такой метод поможет и улучшить работу патрульных, которым приходится работать ночью.
Благодаря такой методике обучения удается значительно повысить качество учебного процесса, а также отработать те ситуации, с которыми полицейские столкнутся в реальном времени. Они смогут применить свои навыки и знания на практике, будут готовы к не -предвиденным ситуациям, в которых смогут правильно действовать. Например, стендовая стрельба сильно отличается от ведения огня в реальной обстановке. Как правило, в городе приходится стрелять в людной обстановке, дистанции до противника небольшие, обстановка может резко меняться, могут появляться прохожие, автомобили, животные, преступникам может прийти подмога, может меняться ландшафт. Местность не всегда хорошо знакома полицейскому, что усложняет выполнение им задач. Для этого он должен уметь действовать в любой местности и быстро переключаться в зависимости от окружающих обстоятельств [6].
С учетом этих обстоятельств полигоны должны учитывать все условия, с которыми полицейский может сталкиваться при задержании преступника. Они должны иметь возможность не только имитировать плохое освещение, задымленность, но и различные препятствия, внезапное появление третьих лиц, мешающих проведению операции.
Это позволит сотруднику не только приобрести необходимые навыки, но и выработать полезные качества характера, например смелость, упорство, стойкость. Полицейский должен уметь преодолевать любые трудно-
Педагогические исследования
сти и выполнять на отлично оперативно-служебные задачи. Его работа включает большой риск, однако при должной подготовке этот риск будет сведен к минимуму.
Слушатели должны уметь преодолевать не только физические, но и психологические преграды, иметь навыки преследовать преступника в любой местности, в любое время суток, грамотно проводить задержание, даже если фигурант ведет себя агрессивно и оказывает сопротивление. Сотрудник должен также уметь отражать нападение. При отработке возможных ситуаций следует обратить внимание на то, что в борьбу могут вмешаться случайные прохожие: они могут быть сообщниками преступника или просто действовать на его стороне из личной неприязни к сотрудникам полиции. Такие моменты также требуют проработки не только в теории, но и на практике [4; 7].
Сотрудник сам выбирает способ преодоления преграды, решения проблемы, но
за счет полученного ранее опыта он может выбирать именно те действия, которые станут максимально эффективными в данном случае. Таким образом, моделирование позволяет создать искусственно среду, в которой полицейскому придется действовать в реальности. Он получит все необходимые навыки на полигоне и сможет уверенно действовать в реальных обстоятельствах.
Итак, роль физической подготовки как неотъемлемого элемента профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов объективно высока. Прежде всего она является первостепенной основой в практической деятельности сотрудников при освоении и успешном применении приемов борьбы и задержания, обеспечения законности и безопасности общественного порядка, а также поддержания достойного образа представителя власти в Российской Федерации.
Список источников _
1. Дудчик В. И., Наумов И. П. Физическая подготовка сотрудников полиции в процессе их оперативно-служеб -ной деятельности // Проблемы физкультурного образования в силовых ведомствах (структурах): содержание, направленность, технологии, организация : сборник статей по материалам VIII международного научного конгресса. СПб., 2022. С. 172-175.
2. Канзафаров М. А., Панова О. С., Лукьянов А. Б. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России: роль и значение учебной дисциплины в формировании профессиональной компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов // Евразийский юридический журнал. 2022. № 9 (172). С. 462-464.
3. Князев К. О. К вопросу научного обеспечения дисциплины «физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 4. С. 125-129.
4. Ковалев С. М. Физическая подготовка как основополагающий фактор обеспечения личной безопасности сотрудников полиции // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании : материалы всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Е. В. Панов. Красноярск, 2023. С. 65-68.
5. Кодзоков А. Х., Канукоев А. М. К вопросу о профессионально-прикладной физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России // Журнал прикладных исследований. 2023. № 5. С. 118-121.
6. Кузнецов М. Б., Тащиян А. А. Физическая подготовка как ведущий раздел профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей всероссийской научно-практической конференции / отв. ред.: А. Т. Биналиев, А. А. Тащиян, В. М. Баршай, Ю. В. Иващенко. Ростов-на-Дону, 2023. С. 102-107.
7. Нагоев Р. Р. Физическая подготовка в профессиональной деятельности сотрудника полиции // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 4. С. 104-108.
8. Хажироков В. А. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Журнал прикладных исследований. 2023. № 7. С. 168-173.
9. Хромов А. М. Роль физической подготовки в развитии профессионально-значимых физических и личностных качеств слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 4. С. 140-144.
10. Ярославский М. А., Нагоев Р. Р. Обоснование приоритетности профессионально-прикладной составляющей в числе компонентов физической подготовки сотрудников полиции // Евразийский юридический журнал. 2023. № 1 (176). С. 388-389.
References _
1. Dudchik V. I., Naumov I. P. Physical training of police officers in the course of their operational and service activities. Problems of physical education in law enforcement agencies (structures): content, orientation, technologies, organization: collection of articles based on the materials of the VIII International Scientific Congress. St. Petersburg, 2022. Pp. 172175.
2. Kanzafarov M. A., Panova O. S., Lukyanov A. B. Physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: the role and importance of academic discipline in the formation of professional competence of future law enforcement officers. Eurasian Law Journal. 2022. No. 9 (172). Pp. 462-464.
3. Knyazev K. O. On the issue of scientific support of the discipline "physical training" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Gaps in Russian legislation. 2023. Vol. 16. No. 4. Pp. 125-129.
4. Kovalev S. M. Physical training as a fundamental factor in ensuring the personal safety of police officers. Optimization of the educational and training process in educational institutions of higher education. Healthy lifestyle as a factor of drug addiction prevention: materials of the All-Russian scientific and practical conference / ed. by E. V. Panov. Krasnoyarsk, 2023. Pp. 65-68.
5. Kodzokov A. H., Kanukoev A.M. On the issue of professionally applied physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Journal of Applied Research. 2023. No. 5. Pp. 118-121.
6. Kuznetsov M. B., Tashiyan A. A. Physical training as a leading section of professional training of police officers. Physical education and sport: topical issues of theory and practice: collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference / ed.: A.T. Binaliev, A.A. Tashiyan, V.M. Barshay, Yu.V. Ivashchenko. Rostov-on-Don, 2023. Pp. 102-107.
7. Nagoev R. R. Physical training in the professional activity of a police officer. Gaps in Russian legislation. 2023. Vol. 16. No. 4. Pp. 104-108.
8. Khazhirokov V. A. Features of professionally applied physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Journal of Applied Research. 2023. No. 7. Pp. 168-173.
9. Khromov A.M. The role of physical training in the development of professionally significant physical and personal qualities of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Gaps in Russian legislation. 2023. Vol. 16. No. 4. Pp. 140-144.
10. Yaroslavsky M. A., Nagoev R. R. Substantiation of the priority of the professionally applied component among the components of physical training of police officers. Eurasian Legal Journal. 2023. No. 1 (176). Pp. 388-389.