раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.037.1:159.947
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
© В. М. Перевозкин
Оренбургский государственный университет Россия, 460013 г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Тел.: +7 (3532) 59 36 04.
E-mail: vyldemar@yandex. ru
Проблема развития эмоционально-волевых качеств студенческой молодежи актуализируется в рамках обновленных задач социального развития молодого поколения. Компетентно-стная модернизация высшего образования предполагает максимальную реализацию личностно-развивающего потенциала учебных предметов и, в частности, физической культуры. Автор предлагает специальную систему психолого-педагогических воздействий на эмоционально-волевую сферу личности студента, основанных на традиционных ценностях физической культуры, нетрадиционных видах физкультурно-спортивной деятельности, включая элементы психофизического тренинга.
Ключевые слова: развитие, эмоционально-волевые качества, физическая культура, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности, психорегуляция.
В рамках философского осмысления физическая культура представляет собой вид социальной культуры, в которой человек рассматривается как биосоциальное существо со сложной организацией сознания и психики, диалектически объединяющее духовные и телесные аспекты индивидуального бытия. Достигаемое в процессе жизнедеятельности единство биосоциальной природы человека является итогом социокультурного и образовательного разрешения противоречий телесно-духовной организации, формирования ряда психобиотических предпосылок для развития и совершенствования личности [1, с. 22].
Единство духовной и двигательной сторон в физкультурной деятельности тесным образом связано с телесным бытием и психофизическим состоянием человека, которое, в свою очередь, определяет ряд предпосылок для проявления эмоционально-волевых качеств личности.
В свою очередь, физическая культура в рамках образовательной практики вуза должна рассматриваться как область ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых телеснопсихобиотических противоречий личности студента, где эмоционально-волевая регуляция занимает приоритетное место в формировании доминирующих мотивов и установок в достижении личностно значимого результата [2-3].
Физическая культура образует фундаментальный слой культуры социума, особый вид человеческой культуры, содержащий огромный потенциал воспроизводства, формирования и развития эмоционально-волевого потенциала личности студента.
Вместе с тем специалистами отмечается проблема модернизации физкультурно-спортивной деятельности в образовательной практике вуза, необходимость поиска инновационных технологий психофизического воздействия на взрослеющего человека ценностями физической культуры, где
физические упражнения выступали бы средством воздействия на психику, сознание и поведение личности, способствуя комплексному формированию системы эмоционально-волевой регуляции.
В образовательной деятельности современ -ного вуза становится приоритетным внедрение и использование специальных психолого-
педагогических мероприятий, ориентированных на снятие чрезмерного нервно-психического напряжения , психической скованности физическими упражнениями, рекреацию и реабилитацию посредством двигательной активности, что в целом оптимизировало бы психику и эмоции личности студента [1, 4-6].
Как отмечают исследователи [2, 7-9], физические упражнения непосредственно влияют на психобиотическую природу личности студента и, тем самым, оказывают формирующее воздействие на развитие эмоционально-волевых качеств студенческой молодежи, в частности:
- повышают психическую активность, за счет стягивания очагов возбуждения, застойных психических напряжений, что оптимизирует эмоциональные процессы и повышает их мобилизационные свойства;
- способствуют развитию психических процессов (памяти, восприятия, ощущений, медитативный аспект упражнений в концентрации внимания и др.), что создает специфические предпосылки для качественного осмысления свойств внешних объектов и выработки определенного решения, основанного на волевой регуляции;
- предполагают выработку релаксационных, восстановительных механизмов, снижение уровня тревожности, повышение настроения, что в комплексе позволяет сформировать состояние уверенности личности, способность более качественно воздействовать на внешние объекты и собственное психофизическое развитие;
- положительно влияют на нервную регуляцию вегетативных процессов, что, в свою очередь, оптимизирует физиологические механизмы проявления воли и эмоций студентов;
- улучшают межмышечные координации запрограммированных природой биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата, повышая функцию психомоторного контроля эффективной реализации системы саморегуляции;
- нормализуют нервную регуляцию сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, что создает функциональные предпосылки для оптимального проявления эмоционально-волевых качеств личности.
Таким образом, потенциал физических упражнений в развитии эмоционально-волевых качеств студентов огромен, однако важно соблюсти оптимальный подбор средств, методов, форм физической культуры, которые в полной мере отражали бы специфическую направленность психо-лого-педагогических воздействий на развитие эмоционально-волевой природы личности студента [4, с. 20; 5, с. 14].
В рамках разрабатываемого программно -содержательного обеспечения процесса формирования эмоционально-волевых качеств личности студентов в образовательной практике вуза важно обеспечить взаимосвязь, традиционных и нетрадиционных форм реализации ценностей физической культуры, а также сохранить междисциплинарную направленность психолого-педагогических воздействий, где могут широко использоваться нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности.
Касаясь традиционной системы физического воспитания, отметим, что она должна быть модернизирована с учетом возникающей социальной потребности целенаправленного воздействия на психику учащейся молодежи и необходимости совер-
шенствования ее эмоционально-волевой природы на фоне интенсификации учебной нагрузки, в том числе самостоятельной учебной деятельности в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения.
Нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности должны вариативно включать следующие элементы эмоционально-волевой психорегуляции: дыхательные упражнения и лечебнотерапевтические движения; коммуникативные игры и упражнения; оздоровительную ходьбу и бег; упражнения на концентрацию внимания и релаксацию; внушения, элементы психорегуляции (самоанализ, эмоциональный настрой, приемы активизации и успокоения), специфические упражнения на развитие волевых качеств (включающие психомоторную сложность выполнения упражнений, элементы преодоления психоэмоциональной напряженности и т. п.).
Затрагивая вопрос о классификации методов психорегуляции, отметим, что один из ведущих специалистов психологии спорта Г. Д. Горбунов в классификации методов психорегуляции комбинирует по уровням воздействия на психофизические функции организма человека и по соответствующим средствам психофизических воздействий: гетеротренинг - сознание - подсознание - самовнушение, внушение; гипноз - подсознание - внушение; аутотренинг - сознание - подсознание - самовнушение и др. [8, с. 20-35].
В рамках спортивной психологии существует классификация методов психорегуляции (по большей мере методов восстановления) по уровням бодрствования человека: внушение в состоянии бодрствования (беседы, самоприказы и т.п.), гиносуггестия (гипноз, внушенный сон-отдых), аппаратурные (электроанальгезия, электронаркоз, элек-тропунктура, электромассаж).
Рис. Методы эмоционально-волевой психорегуляции в спорте.
Наиболее полномерной системой классификации методов эмоционально-волевой психорегуляции в спорте является классификация по специфическим признакам (рис.).
- по природе воздействий: гетерорегуляции (из вне) и ауторегуляции (саморегуляции);- по содержанию: вербальные (словесные) и невербальные;
- по технике оснащения: аппаратурные и без-аппаратурные;
- по манере использования: контактные, бесконтактные.
Разделение данных методов по означенным признакам весьма условно, они могут носить вариативный и иерархичный характер.
Представленное содержание методов эмоционально-волевой психорегуляции в рамках нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности относится к «простейшим», входит в группу вербальных и невербальных методов ауторегуляции, может успешно сочетаться с аппаратурными-бесконтактными методами (звуки природы, инструментальная музыка и пр.).
Таким образом, все многообразие используемых методов эмоционально-волевой психорегуляции в спортивной деятельности обеспечивает разноуровневое воздействие на психическое состояние спортсменов и их поведение, при этом широко варьируются избираемые способы психофизических воздействий на личность с использованием как аппаратурных средств, так и простейших элементов соматотерапевтических упражнений и ментальных техник.
Из всего разнообразия психофизического воздействия на человека с целью развития его эмоционально-волевых качеств можно выделить два основных направления: первое основано на широком и вариативном использовании силы психики, т е. воздействия через психику на соматику (психосоматические воздействия в ауто- или гетерорежимах; в большей мере европейское направление); второе направление связано с механизмами воздействия через соматику на психику личности (сома-топсихические регуляции или соматотерапия; в основном американское течение) [7-8, 5, 9-10].
К первому направлению можно отнести такие методики, как аутогенная тренировка (основатель И. Шультс), психомышечная тренировка (основатель А. В. Алексеев), психорегулирующая тренировка, идеомоторная тренировка и другие методики, отличительной чертой которых является ориентация на вариативное использование силы психики.
Ко второму направлению можно отнести психотехники, учитывающие взаимосвязь тела с психикой человека: биоэнергетическая терапия
А. Лоуэна (различные типы глубокого дыхания с использованием трофотропных статических поз и упражнений для снятия мышечных зажимов); методика В. Райха (учитывается соматическая сторо-
на подавления психики личности); метод Александера (работа с позами, терапевтическими положениями, увеличивающими психотропный эффект), метод Фельденкрайса (упражнения на восстановление связей между участками коры головного мозга и мускулатурой) и др.
Данные направления не являются монополяр-ными, так как в психомышечной тренировке применяются упражнения на смену напряжения и расслабления мышц. В аутогенной тренировке также используются подготовительные упражнения на регуляцию мышечного тонуса, что способствует формированию уверенности человека и повышению его волевой активности [10, с. 49].
Как правило, методы и средства психофизического влияния на человека вариативно сочетаются друг с другом и образуют многопрофильные комплексы психолого-педагогических воздействий, которые можно успешно использовать в системе развития эмоционально-волевых качеств личности студентов.
Так, в методике К. В. Динейки используются достаточно вариативные формы психорегуляции, где в полной мере учитывается эмоциональноволевой аспект регуляции поведения человека. Наряду с дыхательными упражнениями, самомассажем, психотерапевтическими движениями используется психотехника эмоциональной регуляции, релаксации, мысленной регуляции и упражнений для развития и стимуляции психических процессов, волевых качеств личности.
В методике И. П. Волкова содержатся элементы коммуникативного тренинга, соматотерапии, внушений, аппаратурных бесконтактных методов [11, с. 16].
Названная совокупность используемых средств и методов психорегуляции, а также нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности в системе развития эмоциональноволевых качеств личности студентов должна быть ориентирована на базовые формы реализации ценностей физической культуры.
В этом отношении для реализации эмоционально-волевого психофизического тренинга в системе физического развития студента следует:
1. Наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения (длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий).
2. Предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей (реализация помощи, страховки, соревновательного или игрового метода).
3. Отработать и начать использовать индивидуально приемлемые методы аутостимуляции волевых усилий, в частности:
а) мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);
б) организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.
4. Установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель -иди к ней твердо; выполнение плана - основа успеха; окончил день - подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми -потом решай; если решил - делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на преподавателя, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, - действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).
5. Пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т. д.).
6. Оптимизировать занятия по физической культуре за счет использования игр и упражнений с повышенной психологической трудностью, коммуникативного тренинга, релаксационных мероприятий.
Тем не менее важно конкретизировать основ -ные разделы программно-содержательного обеспечения в развитии эмоционально-волевых качеств студентов в образовательной практике вуза. Такими разделами могут стать:
1. Базовая часть (аудиторные формы), отражающая стандартные образовательные программы и включающая некоторые элементы психофизического тренинга: теоретическая подготовка в сфере физической культуры и спорта с элементами эмоционально-волевой подготовки; легкая атлетика, спортивные игры с элементами эмоциональноволевой регуляции; гимнастика с элементами эмоционально-волевой регуляции.
2. Вариативная часть (внеаудиторные формы), включающая: атлетическую гимнастику с элементами эмоционально-волевой регуляции; шейпинг с элементами эмоционально-волевой регуляции; коллективный психологический тренинг.
3. Физическая культура в режиме дня - физкультминутки, физкультпаузы с элементами эмоционально-волевой регуляции.
Таким образом, в системе физического развития студентов можно вариативно сочетать традиционные ценности физической культуры с ценностями нетрадиционных видов физкультурноспортивной деятельности, где элементы психофизического тренинга составляют основу для целенаправленного развития эмоциональных и волевых качеств студентов и позволяют более комплексно воздействовать на психобиотическую природу личности с использованием как вербальных, «простейших» средств психорегуляции (дыхательные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц и пр.), так и аппаратурных методов (преимущественно бесконтактных: инструментальная музыка, звуки природы).
ЛИТЕРАТУРА
1. Асарбаев А. К. Место физической культуры в народной педагогике и социальной сфере общества // Научнометодическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: сб. науч. тр. / под ред. А. И. Алферова, С. Б. Шармановой. Челябинск: УралГАФК, 2002. Вып. 5,
4. 1. С. 20-23.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии: нейроп-сихологический подход // Вопр. психологии. 2002. №4. С. 101-111.
3. Виленский М. Я. Физическая культура в профессиональноценностных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. 1991. №11. С. 27-30.
4. Данилова Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.
5. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1986. 64 с.
6. Психология: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В. М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. 367 с.
7. Герела Н. Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Л. : Петрополь, 1991. 35 с.
8. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. 208 с.
9. Лоуэн А. Психология тела / пер. с англ. С. Коледа. М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2002. 208 с.
10. Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Смысл : Per Se, 2000. 549 с.
11. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
Поступила в редакцию 02.06.2011 г.