Перевозкин В.М.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье раскрываются некоторые аспекты программно-содержательного обеспечения процесса развития эмоционально-волевых качеств студента на основе интеграции базовой и вариативной форм реализации ценностей физической культуры в образовательном процессе высшей школы.
Ключевые слова: эмоционально-волевые качества, эмоционально-волевая подготовка, эмоционально-волевая регуляции, элементы психорегуляции личности.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по обозначенной проблеме позволил уточнить компонентный состав эмоциональных (акцентуации характера, эмо-циогенность, конфликтность, личностная тревожность, коммуникативные умения, тип мотивации) и волевых (терпеливость, мотивация к достижению успеха, решительность, целеустремленность, дисциплинированность, сила воли) качеств личности студента [1; 8; 9], выступающих единой интегративной целостностью его внутреннего мира, обладающей выраженной тенденцией к развитию.
Разрабатывая программу специализированных мероприятий по развитию эмоционально-волевых качеств студентов в образовательном процессе, мы основывались на вариативной форме использования базовых ценностей физической культуры и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности с введением элементов психорегуляции, что позволило эффективно влиять на все уровни управления эмоциональными и волевыми реакциями личности.
Программно-содержательное обеспечение процесса развития эмоционально-волевых качеств студентов учитывало критерий совместимости базовой и вариативной форм реализации ценностей физической культуры в образовательной практике вуза (таблица 1).
Представленное программно-содержательное обеспечение разработано на два учебных года и не нарушает ход и логику вузовских образовательных программ в сфере физической культуры и спорта.
Рассмотрим более подробно основные разделы разработанного программно-содержа-
тельного обеспечения процесса развития эмоционально-волевых качеств студентов в образовательной практике вуза.
Основное содержание раздела «Теоретическая подготовка по теории и методике физической культуры в сочетании с элементами эмоционально-волевой подготовки» ориентировано на формирование у студентов знаний об основах физической, технико-тактической и психологической подготовки студентов, о ценностях физической культуры и их социокультурном значении, о развивающем эффекте физических упражнении, их влиянии на психобиотическую природу личности. При этом раскрываются основные закономерности проявления эмоциональных и волевых качеств личности в условиях образовательного процесса вуза, уточняется диагностическое обеспечение целенаправленного развития воли и оптимизации эмоциональной сферы. Данный раздел представлен базовым блоком, содержание которого раскрывает развивающую роль физической культуры в повседневной, образовательной и будущей профессиональной деятельности молодого человек. Специализированный блок акцентирует внимание на возможности целенаправленного развития волевых качеств личности и стимуляции ее психоэмоциональных реакций посредством физических упражнений, традиционных форм физической культуры и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности [2; 5; 6].
Основное содержание раздела «Легкая атлетика с элементами эмоционально-волевой регуляции» включает: дыхательные упражнения с концентрацией внимания на личностно значимом результате, циклические упражнения (главным образом бег с интерактивным и успо-
каивающим типом дыхания, а также с использованием ходьбы с хлопотропным дыханием).
В состав координационных упражнений входили элементы концентрации на заданном результате, создающие условия для проявления волевых качеств посредством установки четкого психомоторного и мысленного образа. Для снятия излишнего мышечного напряжения применялась смена напряжения и расслабления мышц, успокаивающие типы дыхания. В состав действий входили как ациклические, так и смешанные упражнения. Большинство ациклических упражнений применялось в сопряженной форме с технико-тактическими элементами и позволяло моделировать условия для мобилизации психоэмоциональных реакций занимающихся. К такому роду упражнений относились все прыжковые и метательные упражнения.
Большие легкоатлетические дистанции (3 и более км.) были направлены не только на воспитание общей выносливости, но и входили в состав специализированных упражнений по стимуляции волевых процессов. При этом создавалась установка на безусловное достижение поставленного результата, применялись некоторые виды вербальной медитации, само-приказов, приемы отвлечения при непосред-
ственном выполнении двигательного действия, позволяющие лимитировать негативные факторы от мышечной работы [4; 6; 10].
Общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения избирательной направленности, обращенные к становлению физических качеств, использовались главным образом в рамках повторного и серийно-повторного методов с прогрессированием дозировки и усложнением условий выполнения упражнений, что также способствовало развитию волевых качеств личности.
Специфика упражнений для тренировки психических процессов выражалась в комплексном воздействии на проявления двигательной памяти и устойчивости внимания. Упражнения для стимуляции нейродинами-ческих процессов и с элементами идеомотор-ной стимуляции движения были ориентированы на оперативное восстановление обучающихся после выполнения технико-тактических действий и расширение поля эмоционально-волевого восприятия. Введение упражнений на комплексное развитие психических качеств в целом способствовало оптимизации психических процессов и реакций в аспекте проявлении воли и эмоций.
Таблица 1. Программно-содержательное обеспечение процесса развития эмоционально-волевых качеств личности студентов в образовательном процессе вуза
№ п/п Основные разделы 1 курс 2 курс Всего
1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр
1 Базовая часть (аудиторная форма)
1.1 Теоретическая подготовка с элементами эмоциональноволевой подготовки 1 2 1 2 6
1.2 Легкая атлетика с элементами эмоционально-волевой регуляции 1 2 1 2 6
1.3 Гимнастика с элементами эмоционально-волевой регуляции 2 1 2 1 6
1.4 Лыжная подготовка с элементами эмоционально-волевой регуляции 1 - 1 - 2
1.5 Спортивные игры с элементами эмоционально-волевой регуляции - 1 - 1 2
2 Вариативная часть (внеаудиторная форма)
2.1 Атлетическая гимнастика с элементами эмоциональноволевой регуляции 1 2 1 2 6
2.2 Шейпинг с элементами эмоционально-волевой регуляции 2 2 2 2 8
2.3 Психофизический тренинг 1 2 1 2 6
2.4 Коллективный психологический тренинг 2 4 2 4 12
3 В режиме дня
3.1 Физкультминутки с элементами психорегуляции 0,5 0,5 1 1 3
3.2 Физкультпаузы с элементами психорегуляции 0,2 0,4 0,2 0,4 1,2
Всего 11,7 16,9 12,2 17,4 58,2
Основное содержание раздела «Гимнастика с элементами эмоционально-волевой регуляции» было направлено на выработку у студентов навыка релаксации в режиме «нагрузка-отдых», что уравновешивало многие психоэмоциональные реакции, а также на комплексное развитие психических процессов (упражнения на концентрацию и устойчивость внимания, развитие двигательной памяти) в сопряжении с целевой направленностью занятий по гимнастике (стимуляция нейродинамики, развитие дыхательных мышц).
Многие физические упражнение в данном разделе были ориентированы на увеличение повторного максимума при каждом подходе, серии, занятии. Волевой компонент личности здесь проявлялся в работе в условиях интенсификации нагрузки, что в некоторых случаях изначально создавало барьер у многих занимающихся. В данном случае физическая нагрузка форсировалась с учетом физиологических показателей: если дозировка была предельно допустимой, занятие переходило в более мягкий, щадящий режим. Для соблюдения данной пропорции регулярно контролировались ЧСС и артериальное давление.
Игровой и соревновательный метод были ориентированы на повышение эмоционального фона занятий. При этом реализовалось три основных направления: усиление состязательной составляющей действий; моделирование сюжетных условий игры или соревнований; повышение волевой сложности игровых заданий.
Основное содержание раздела «Лыжная подготовка с элементами эмоционально-волевой регуляции» представлено упражнениями с элементами идеомоторной стимуляции движения, техникой дыхательных упражнений, оздоровительным бегом и ходьбой, сопряженными со спецификой передвижения на лыжах. Основная направленность раздела заключалась в выработке четкой мотивированной установки на достижение результата в избранной дисциплине и уравновешивании психоэмоциональных реакции. Упражнения с элементами идеомотор-ной стимуляции движения носили специфический характер, связанный с качественным выполнением техники передвижения на лыжах, рациональным сочетанием фаз расслабления и напряжения, что в значительной степени оптимизировало уровень психической напряженности занимающихся и тем самым выступало важ-
нейшим условием снижения физиологического порога и психологического барьера в усвоении двигательных элементов в аспекте становления волевой регуляции поведения [6, с. 31; 8, с. 45].
Основное содержание раздела «Спортивные игры с элементами эмоционально-волевой регуляции» реализовывалось по следующим направлениям: стимуляция эмоциональных реакций (игра по своей природе носит эмоциональный характер); увеличение волевой сложности игры. В свою очередь, увеличение волевой сложности выполнения игровых упражнений осуществлялось за счет следующих методических приемов:
- уменьшение размеров игровой площадки;
- увеличение числа игроков на площадке;
- задаваемые параметры игры: броски, удары или введение мяча определенным способом;
- снижение времени на игру и пр.
В данном разделе мы приводим обобщенные способы педагогического воздействия на занимающихся и не акцентируем внимание на конкретном виде спортивных игр, т.к. условия для эмоционально-волевой регуляции личности присутствуют практически во всех играх спортивной ориентации.
Приоритетным направлением в реализации специализированных психолого-педагоги-ческих воздействий по целенаправленному формированию эмоционально-волевых качеств личности студента в вузовском образовании является организация занятий в рамках вариативной части: атлетическая гимнастика, шейпинг с элементами эмоционально-волевой регуляции. Первая из них была преимущественно ориентирована на юношей, вторая - на девушек и, соответственно, осуществлялась с учетом специализированной направленности в развитии исследуемых процессов.
Основное содержание раздела «Атлетическая гимнастика с элементами эмоционально-волевой регуляции» направлено главным образом на оптимизацию психоэмоциональной сферы личности и представлено в достаточно широкой вариативности используемых средств психорегуляции, включая: дыхательные упражнения, упражнения для коррекции и укрепления опорно-двигательного аппарата, релаксации методом смены напряжения и расслабления мышц, тренировки и стимуляции психических и нейродинамических процессов.
Направленному развитию волевых процессов способствовали упражнения с повышением повторного максимума (в подходе, серии, занятии), увеличением психологической сложности выполнения упражнения; широко использовался имитационный подход в увеличении дозировки, например: пустые блины на штанге или имитация сопротивления партнером, который создавал сопротивление в рамках 25-30 % от максимальной индивидуальной силы (например, при сгибании и разгибании туловища лежа) [4; 6; 9]. Таким образом, практическая реализация содержания данного раздела обеспечивала наибольшую вариативность в применении специализированных средств по развитию эмоций и воли личности студента.
Базовая часть раздела «Шейпинг с элементами эмоционально-волевой регуляции» была представлена физической, технико-тактической, теоретической и психологической подготовкой, направленной на стимулирование адаптационных и функциональных процессов, связанных с повышением уровня здоровья занимающихся. Вариативная часть решала специфические задачи по развитию эмоциональных и волевых качеств личности, включая: дыхательные упражнения (с элементами концентрации, самоприка-зами, идеомоторными образами); упражнения для смены напряжения и расслабления мышц, снижающие уровень психической напряженности у занимающихся, а также ряд циклических и ациклических упражнений. Циклические упражнения были направлены на уравновешивание эмоциональных реакций и формирование чувства удовлетворенности от занятий. Ациклические (маховые, со сложной динамической структурой) стимулировали двигательную память, а также волевые процессы, связанные с запоминанием. В занятия включались элементы аутогенной тренировки с образно-волевыми настроями.
Основное содержание разделов «Физкультминутка, физкультпауза с элементами эмоционально-волевой регуляции» было направлено на оптимизацию психоэмоционального состояния, снятие нервно-мышечного, нервно-психического и эмоционального напряжения обучаемых в условиях дефицита времени. Содержательным обеспечением данного раздела являлись: релаксация методом смены напряжения и расслабления мышц, самомассаж биоактивных точек, упражнения для коррекции опорно-двигательного
аппарата, дыхательная гимнастика (при этом использовались, в основном, успокаивающие типы дыхания). Развитию волевых процессов личности способствовали: упражнения на концентрацию и формирование устойчивости внимания; специальные физические упражнения с элементами внушений и самоприказами, включая упражнения с увеличивающейся психомоторной сложностью.
Основное содержание раздела «Психофизический тренинг» обращено к развитию психорегуляторных механизмов и психоэмоциональной сферы личности в аспекте формирования эмоционально-волевой готовности студентов.
Средствами практической реализации являлись: аппаратурный бесконтактный метод (прослушивание аудиозаписей со звуками природы) с образными волевыми настроями; иллюзорные изображения для стимуляции восприятия; визуальные методы концентрации; система самопри-казов в сочетании с трофотропными (восстанавливающими) техниками, а также идеомоторные упражнения на достижение заданного результата. Особенности последовательности реализации содержательного обеспечения данного раздела отражены в следующем принципе: от преимущественно физических механизмов регуляции психофизического состояния (упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата, релаксация методом смены напряжения и расслабления мышц и др.) - к осознанно-психическим регулирующим механизмам (упражнения с элементами идеомоторной стимуляции движения, внушения, образно-волевые настрои, мысленные представления, аппаратурный бесконтактный метод и т. п.).
Раздел «Коллективный психологический тренинг» содержательно моделировал позитивные и негативные условия взаимодействия личности с малой социальной группой. Преимущественно использовались конфронтационно-компромиссные техники, предполагающие развитие умений нахождения компромисса и толерантного нивелирования конфликта. Техники сотрудничества были направлены на формирование навыков коллективного взаимодействия при решении поставленной задачи. Тактики уклонения включали элементы вежливого и бескомпромиссного подавления манипуляций, совершаемых над личностью.
Практическая реализация данного раздела являлась наиболее сложной и в то же время пе-
дагогически эффективной в системе программно-содержательного обеспечения процесса развития эмоционально-волевых качеств личности студентов, поскольку молодому человеку предоставлялась реальная возможность отстаивания своей точки зрения, идеи, мнения в ситуации коллективной конфронтации и противодействия.
Как показало проведенное исследование, разработанное программно-содержательное обеспечение процесса развития эмоциональноволевых качеств студентов способствует повышению функциональных и двигательных способностей, приобретению опыта эмоционально-волевых и ценностных отношений.
12.01.2012
Список литературы:
1. Андреева, Н.Г. Секреты здорового позвоночника / Н. Г. Андреева. - СПб.: Невский проспект, 2001. - 185 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2-7.
3. Герела, Н.Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой / Н.Ф. Герела. - Л.: Петрополь, 1991. - 35 с.
4. Динейка, К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К.В. Динейка. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 64 с.
5. Кряжев, В.Д. Исследование эффективности методов естественного оздоровления человека / В.Д. Кряжев, О.В. Павлова // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №5-6. - С. 15-18.
6. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена : пер. с англ. / предисл. А.В. Родионова. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.
7. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
8. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер; под ред. В.П. Некрасова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. / Е.И. Рогов. 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
10. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 272 с.
Сведения об авторе:
Перевозкин Владимир Михайлович, преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-таіі: [email protected]
UDC 378.147:796 Perevozkin V.M.
Orenburg state university E-mail: [email protected]
SOFTWARE AND CONTENT SUPPORT OF DEVELOPMENT EMOTIONAL AND VOLITIONAL AS A STUDENT AT HIGHER EDUCATIONAL PROCESS
The article describes some aspects of the software development process to ensure meaningful emotional and volitional qualities of a student based on the integration of basic and variable forms of realization of the values of physical culture in the educational process of higher education.
Key words: emotional and volitional qualities, emotional and volitional training, emotional and volitional regulation psychoregulation elements of personality.
Bibliography:
1. Andreeva, N.G. Secrets healthy spine / N. Andreev. - St Petersburg: Nevsky Prospekt, 2001. - 185 p.
2. Balsevich, V.K. Physical Education: Youth and Modernity / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Theory and Practice of Physical Culture. - 1995. - №4. - P. 2-7.
3. Gerele, N.F. Breath, movement, self-massage. Self-healing technique based on the paradoxical breathing exercises Strelnikova A.N. / N.F. Gerele. - L.: Petropolis, 1991. - 35 p.
4. Dineika, K.V. Movement, breathing, psycho-physical training / K.V. Dineika. 3rd ed. Rev. and add. - Moscow: Physical Culture and Sport, 1986. - 64 p.
5. Kryazhev, W. Investigation of the effectiveness of the methods of the natural recovery of human / V.D. Kryazhev, A. Pavlova //
Theory and Practice of Physical Culture. - 1994. - №5-6. - P. 15-18.
6. Naydiffer, R.M. Psychology competing athlete: Lane. from English. / Foreword. A.V. Rodionov. Moscow: Physical Culture and Sport, 1979. - 224 p.
7. Workshop on sport psychology / edited. I.P Volkov. - St Petersburg: Peter, 2002. - 288 p.
8. Psychoregulation in training athletes / V.P. Nekrasov, N.A. Hudadov, L. Pikkenhayn, R. Frester, ed. V.P. Nekrasov. - Moscow: Physical Culture and Sport, 1985. - 176 p.
9. Rogow, E. Handbook of practical psychologist: Textbook. benefits: in 2 books / E.I. Rogov. 3rd ed. M.: VLADOS, 2000. -Book. 1: The work of a psychologist with children of different ages. - 384 p.
10. Zeng, N. Psycho: games and exercises / N. Zeng, V. Pakhomov. - Moscow: Physical Culture and Sport, 1988. - 272 p.