Научная статья на тему 'Педагогический потенциал физической культуры и спорта в обеспечении профилактики девиантного поведения подростков'

Педагогический потенциал физической культуры и спорта в обеспечении профилактики девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТОК / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРОФИЛАКТИКА / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / THE DEVIATION BEHAVIOR / DISADAPTATION / TEENAGER / PHYSICAL CULTURE / SPORT / PREVENTIVE MAINTENANCE / EDUCATION / DEVELOPMENT / MORALLY-ETHICAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннегалиев М. М.

В статье рассматривается девиантное (отклоняющееся) поведение подростков одна из актуальных психолого-педагогических проблем, педагогический потенциал занятий физической культурой и спортом в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN ENSURING THE PRESENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIOR TEENAGER

In article is considered deviation (deviating) behavior teenager one of the actual psychology-pedagogical problems, pedagogical potential occupation by physical culture and sport in warning and overcoming deviation of the behavior children teenager of the age.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал физической культуры и спорта в обеспечении профилактики девиантного поведения подростков»

ленность, применяемых методов обучения на ситуацию успеха для каждого ученика. Здесь важно направить деятельность ученика не столько на развитие способностей к собственной репре-

Библиографический список

зентации, сколько на приобретение знаний (ценность такого подхода для ученика обосновывается возможностью его самореализации в дальнейшей его профессиональной деятельности).

1. Дубовицкая, Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. -М., 2011.

3. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика, 2003.

- №10.

4. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: учеб. пособие для студ. пед. вузов / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурыше-ва, Т.И. Носова [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого. - М., 2000.

5. Матарцева, Е.В. Вопросы астрофизики в курсе физики средней школы: дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2004.

6. Багдасарьян, Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. - 2008. - № 5.

7. Юдин, Б.Г Наука в обществе знаний // Вопросы философии. - 2010. - № 8.

Bibliography

1. Dubovickaya, T.D. Kontekstih soderzhaniya obrazovaniya i ikh didakticheskaya interpretaciya // Pedagogika. - 2003. - № 10.

2. Verbickiyj, A.A. Lichnostnihyj i kompetentnostnihyj podkhodih v obrazovanii: problemih integracii / A.A. Verbickiyj, O.G. Larionova. - M., 2011.

3. Gershunskiyj, B.S. Koncepciya samorealizacii lichnosti v sisteme obosnovaniya cennosteyj i celeyj obrazovaniya // Pedagogika, 2003. - №10.

4. Teoriya i metodika obucheniya fizike v shkole: Chastnihe voprosih: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov / S.E. Kameneckiyj, N.S. Purihsheva,

T.I. Nosova [i dr.]; pod red. S.E. Kameneckogo. - M., 2000.

5. Matarceva, E.V. Voprosih astrofiziki v kurse fiziki sredneyj shkolih: dis. kand. ped. nauk. - Sankt-Peterburg, 2004.

6. Bagdasarjyan, N.G. Cennostj obrazovaniya v moderniziruyuthemsya obthestve // Pedagogika. - 2008. - № 5.

7. Yudin, B.G. Nauka v obthestve znaniyj // Voprosih filosofii. - 2010. - № 8.

Статья поступила в редакцию 20.12.11

УДК 371.93

Minnegaliev MM. PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN ENSURING THE PRESENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIOR TEENAGER. In article is considered deviation (deviating) behavior teenager - one of the actual psychology-pedagogical problems, pedagogical potential occupation by physical culture and sport in warning and overcoming deviation of the behavior children teenager of the age.

Key words: the deviation behavior, disadaptation, teenager, physical culture, sport, preventive maintenance, education, development, morally-ethical quality.

М.М. Миннегалиев, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «БирГСПА», г. Бирск,

E-mail: MaratMagasumovich@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается девиантное (отклоняющееся) поведение подростков - одна из актуальных психо-лого-педагогических проблем, педагогический потенциал занятий физической культурой и спортом в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей подросткового возраста.

Ключевые слова: девиантное поведение, дезадаптация, подросток, физическая культура, спорт, профилактика, воспитание, развитие, нравственно-этические качества.

Девиантное поведение подростков - одна из актуальных проблем общества, психолого-педагогической практики образования. Реализация комплексного подхода, с помощью которого возможно решение этой проблемы, требует теоретической подготовки всего педагогического состава образовательного учреждения. В связи с ростом девиантных отклонений в поведении учащихся в комплекс решаемых общеобразовательной школой задач входит такой вопрос, как работа с детьми группы «риска» и профилактика девиантного поведения подростков.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных отклонений в поведении учащихся, особенно подросткового возраста, поставила перед школой в качестве одной из основных задач концентрацию усилий, направленных не только на борьбу с последствиями отклонений от социальных норм (так принято определять девиантное поведение), но, главным образом, на их предупреждение [1].

Наше исследование соответствует существующим в практике общеобразовательной школы запросам и современным тенденциям развития педагогической науки, которые отражают новое отношение к личности, признавая значение личностных ценностей и неповторимой индивидуальности каждой личности.

Под девиантным поведением в педагогической науке понимается поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственно-правовым нормам. Оно является результатом асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных факторов. Многочисленные формы отклоня-

ющегося поведения свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определённые компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперёд.

Спектр причин неблагополучия среди подростков широк: кризисные явления в семье и нарушение ее структуры, функций; рост числа разводов и количества неполных семей; асоциальный образ жизни ряда семей и падение жизненного уровня; ухудшение условий содержания детей и нарастание у взрослых психоэмоциональных перегрузок, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Резкое изменение ценностных ориентации, дезадаптация значительной части подростков, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации личности [2].

Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне его, разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся - при всей неоднозначности - свидетельствуют о необходимости новых подходов к решению названной проблемы.

В связи с этим, эффективность воспитательно-профилактической работы с подростками зависит также от знаний и умения педагогических работников школы, психолога, социального педагога координировать свои действия, строить работу с родителями и подростком, своевременно оказывать моральную поддержку, материальную и психотерапевтическую помощь. Важно помнить при этом, что родители (если они есть) подростка с отклоняющимся поведением не имеют психолого-педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.

Мировой опыт показывает, что средства физической культуры спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать задачи повышения уровня физического, психического и нравственного здоровья подростков, формирования здорового морально-психологического климата в учебных группах, коллективах и обществе в целом. Всемирно признано, что физическая культура и спорт является превентивным средством укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, ишемической болезни сердца, диабета, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании, наркомании и т.д.). Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры в деятельности по укреплению государства и общества к активному использованию физических упражнений в поддержании и укреплении здоровья, в профилактике девиантного поведения подростков.

Огромный образовательный, воспитательный и оздоровительный потенциал физической культуры и спорта не может быть эффективно реализован без создания благоприятных педагогических условий и использования новейших педагогических технологий, определения содержания и структуры, средств, методов и форм физкультурно-оздоровительной деятельности, направленных на социализацию подростков, профилактику их возможного асоциального поведения: курения, употребления спиртных напитков и наркотиков, бродяжничества, нарушение гражданского и уголовного кодекса.

При определении физической культуры и спорта учитывается не только специфика физического воспитания, но и место и функции в общей системе воспитания и образования. В связи с этим принято различать две категории задач физического воспитания. К первой категории относятся оздоровительные задачи, а также часть образовательных задач, приводящих к формированию двигательных умений и навыков. Ко второй категории относятся образовательные задачи, выражающие связь физического воспитания с другими сторонами воспитания (нравственное, эстетическое, валеологическое, трудовое и др.). В физическом воспитании подростков образовательные задачи в первую очередь направлены на совершенствование приобретенных ранее и овладение новыми сложными двигательными умениями и навыками.

Воспитательная, образовательная и оздоровительная направленность физического воспитания обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным умениям и навыкам, развитие жизненно важных двигательных способностей, воспитание физических и морально-волевых качеств органически сочетаются с формированием у занимающихся определенных нравственно-этических и морально-волевых качеств. В содержание программы по физической культуре включаются два взаимосвязанных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности; вариативный, учитывающий региональные, национальные условия и традиции развития культуры (национальные формы физической культуры и спорта).

Итак, с целью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренной программой профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта, необходимо создать благоприятные педагогические условия, способствующие развитию двигательных способностей, физических и нравственно-этических качеств, укреплению нравственного и психического здоровья.

Успешному решению этих задач должна способствовать комплексная система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы физкультурноспортивных занятий. Решая эти задачи, учителю физической культуры необходимо ориентировать свою деятельность на формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, на воспитание интереса и мотивации к физкультурно-оздорови-

тельной деятельности и на развитие физических, психических и нравственных качеств, необходимых в жизнедеятельности.

Специфика нашего исследования требовала более подробной дифференциации в оценке уровней нравственности подростков. Поэтому мы выделяли и учитывали и переходные состояния между этими уровнями. В конечном итоге наша градация уровней нравственности подростков выглядит так: очень высокий, высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, очень низкий, отрицательный.

Количественный перечень критериев, их признаков в нашей работе определялся целью и задачами воспитания, комплексным подходом к процессу профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта, учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Наше исследование предусматривало изучение интересов и мотивов; отношение и мотивационные установки подростков к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности; изучалось психическое, эмоциональное и нравственное состояние; двигательная подготовленность, эмоционально-волевая и нравственная сфера личности.

Воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой осуществляется, прежде всего, за счет повышения мотивации подростков с девиантным поведением к определенной физкультурно-спортивной деятельности. Это могут быть популярные среди подростков подвижные игры, народные подвижные и спортивные игры, спортивно-игровые задания, отличающиеся большой эмоциональностью, динамичностью, совокупностью определенных правил и приемов, в основе которых лежат специально подобранные физические упражнения.

Тенденция ухудшения здоровья у подростков, участвующих в педагогическом эксперименте, на наш взгляд, объясняется длительным неблагоприятным воздействием, как социально-экономических условий, так и рядом педагогических факторов, касающихся и школы в целом, и родителей, и организации физической культуры и спорта в школе, а здоровый образ жизни для них перестает быть нормой бытия.

Отметим, что в экспериментальных группах апробированы специально подобранные средства физической культуры и спорта, обеспечивающие решение проблемы девиантного поведения подростков. Эта группа подростков занималась по разработанной программе профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. Программой предусматривались занятия спортивными играми, физическими упражнениями с выраженной прикладной и оздоровительной направленностью, спортивные соревнования, тематические физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, методико-практические занятия, направленные на приобщение к здоровому образу жизни. В каждое из предлагаемых мероприятий включались ситуации успеха, что стимулировало интерес и мотивацию личности к занятиям физической культурой и спортом.

В контрольной группе с подростками проводились обычные для общеобразовательных школ уроки физической культуры и спортивные мероприятия по плану спортивно-массовой работы. Специальных приемов для формирования интереса и мотивации к занятиям физической культурой не предусматривалось.

В рамках научно-педагогического осмысления физическая культура и спорт представляет собой вид социальной культуры, в которой человек рассматривается как биосоциальное существо со сложной организацией сознания и поведения, диалектически объединяющее духовно-нравственные и телесные аспекты развития личности. Единство духовно-нравственной и двигательной сторон в физкультурно-оздоровительной деятельности тесным образом связано с двигательным умением и психофизическим состоянием личности, которое, в свою очередь, определяет ряд предпосылок для проявления моральноволевых и нравственно-этических качеств [3].

В свою очередь, физическая культура и спорт в рамках общеобразовательной школы должна рассматриваться как область ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых психофизических противоречий подростков, где эмоционально-волевая регуляция занимает приоритетное место в формировании доминирующих мотивов и установок в достижении личностно значимого результата.

Отметим, что физическая культура образует фундаментальный слой культуры социума, особый вид человеческой культуры, содержащий огромный потенциал воспроизводства,

формирования и развития нравственности и воспитанности подростков.

Вместе с тем специалистами отмечается проблема модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной практике школы, необходимость поиска инновационных технологий психофизического воздействия на учащихся с девиантным поведением ценностями физической культуры и спорта, где физические упражнения выступали бы средством воздействия на психику, сознание и поведение личности, способствуя формированию воспитанности и нравственности.

В образовательной деятельности современной школы становится приоритетным внедрение и использование физкультурно-оздоровительных занятий, ориентированных на снятие чрезмерного нервно-психического напряжения, психической скованности физическими упражнениями, рекреацию и реабилитацию посредством двигательной активности, что в целом оптимизировало бы психику и поведение подростков.

Физические упражнения оказывают формирующее воздействие на развитие нравственно-этических качеств подростков с девиантным поведением, в частности:

- повышают психофизическую активность, за счет стягивания очагов возбуждения, застойных психических напряжений, что оптимизирует эмоциональные процессы и повышает их мобилизационные свойства;

- способствуют развитию психических и познавательных процессов (памяти, восприятия, ощущений, в концентрации внимания и др.), что создает специфические предпосылки для качественного осмысления свойств внешних объектов и выработки определенного решения, основанного на принципах морали;

- предполагают выработку восстановительных, релаксационных механизмов, снижение уровня тревожности, повышение настроения, что в комплексе позволяет сформировать состояние уверенности личности, способность более качественно воздействовать на внешние объекты и собственное психофизическое развитие;

- положительно влияют на нервную регуляцию вегетативных процессов, что, в свою очередь, оптимизирует физиологические механизмы проявления силы воли, эмоций и нравственности подростков;

- улучшают межмышечные координации запрограммированных природой биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата, повышая функцию психомоторного контроля эффективной реализации системы саморегуляции и самоанализа;

- нормализуют нервную регуляцию сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, что создает функциональные предпосылки для оптимального проявления морально-волевых и нравственно-этических качеств личности [4].

Таким образом, педагогический потенциал физических упражнений в развитии морально-волевых и нравственно-этичес-

Библиографический список

1. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России. - М., 2001.

2. Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения / Ю.И. Юричка, А.Ю. Юричка: моногр. - М., 2001.

3. Асарбаев, А.К. Место физической культуры в народной педагогике и социальной сфере общества // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / под ред. А.И. Алферова, С.Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - Вып. 5. - Ч. 1.

4. Миннегалиев, М.М. Физическая культура и спорт как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Международной научно-практич. конф., Уфимский гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2009.

Bibliography

1. Gershunskiyj, B.S. Grazhdanskoe obthestvo v Rossii. - M., 2001.

2. Yurichka, Yu.I. Deviantologiya: konfliktih, agressiya, narkomaniya, pravonarusheniya / Yu.I. Yurichka, A.Yu. Yurichka: monogr. - M., 2001.

3. Asarbaev, A.K. Mesto fizicheskoyj kuljturih v narodnoyj pedagogike i socialjnoyj sfere obthestva // Nauchno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya, sportivnoyj trenirovki, ozdoroviteljnoyj i adaptivnoyj fizicheskoyj kuljturih / pod red. A.I. Alferova, S.B. Sharmanovoyj.

- Chelyabinsk: UralGAFK, 2002. - Vihp. 5. - Ch. 1.

4. Minnegaliev, M.M. Fizicheskaya kuljtura i sport kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh // Aktualjnihe problemih fizicheskoyj kuljturih, sporta i turizma: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf., Ufimskiyj gos. aviac. tekhn. un-t. - Ufa: UGATU, 2009.

Статья поступила в редакцию 29.01.12

УДК 159.923

Protsukovitc Е. The well-being of a subject as a psychical condition. The problem of the well-being of a subject

is considered in the article; the aspects of the subject well-being s studying development are noticed; the level of its theoretical working out on the modern stage is noticed; the well-being of a subject is considered as a psychical condition.

Key words: the well-being of a subject, happiness, psychical condition.

ких качеств подростков огромен, однако важно соблюсти оптимальный подбор средств, методов, форм физической культуры и спорта, которые в полной мере отражали бы специфическую направленность психолого-педагогических воздействий на развитие морально-волевой и нравственно-этической природы личности подростков с девиантным поведением.

В рамках разрабатываемого программно-содержательного обеспечения процесса формирования нравственно-этических качеств подростков в образовательной практике важно обеспечить взаимосвязь, традиционных и нетрадиционных форм реализации ценностей физической культуры и спорта, а также сохранить междисциплинарную направленность психолого-педаго-гических воздействий, где могут широко использоваться нетрадиционные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.

Касаясь традиционной системы физического воспитания и спорта, отметим, что она должна быть модернизирована с учетом возникающей социальной потребности целенаправленного воздействия на психику и поведение подростков и необходимости совершенствования ее морально-волевой природы на фоне интенсификации учебной нагрузки, в том числе самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения.

Нетрадиционные виды физкультурно-оздоровительной деятельности должны вариативно включать следующие элементы морально-волевой психорегуляции: дыхательные упражнения и лечебно-терапевтические движения; коммуникативные игры и упражнения; оздоровительную ходьбу и бег; упражнения на концентрацию внимания и релаксацию; внушения, элементы психорегуляции (самоанализ, эмоциональный настрой, приемы активизации и успокоения), специфические упражнения на развитие морально-волевых и нравственно-этических качеств (включающие психомоторную сложность выполнения физических упражнений, элементы преодоления психофизической напряженности и т.п.).

Совокупность используемых средств, методов и методических приемов физкультурно-оздоровительной деятельности в системе развития морально-волевых и нравственно-этических качеств подростков должна быть ориентирована на базовые формы реализации ценностей физической культуры и спорта.

Изложенное позволяет заключить, что в профилактике девиантного поведения подростков можно вариативно сочетать традиционные ценности физической культуры и спорта с ценностями нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности, где элементы специально подобранных физических упражнений составляют основу для целенаправленного развития морально-волевых и нравственно-этических качеств подростков и позволяют более эффективно воздействовать на их сознание и поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.