УДК 378:159.923.2-052
Архипов А.А.1, Валетов М.Р.2
1Оренбургский институт путей сообщения - филиал Самарского государственного университета путей сообщения E-mail: [email protected] 2Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
Образовательная практика в вузе должна обеспечивать не только устойчивую трансляцию знаний, их качественное восприятие с целью дальнейшего формирования практических навыков и создания условий для осознанности применяемых знаний. Именно осознанность знаний, интерес к ним лежат в основе дальнейшего становления профессионального мышления. Учебная деятельность студентов тесным образом связана с психосоциальными производными целенаправленного влияния на личность в становлении ее самосознания.
В этой связи, психофизический тренинг обладает достаточно комплексным потенциалом воздействия на ментальные и биопсихические механизмы регуляции поведением личности, что создает оптимальные условия для ее развития и формирования самосознания; может легко быть адаптирован в основных и вариативных формах образовательной практики вуза, сочетаться с различными междисциплинарными формами в использовании его элементов и применяться в самоценностном значении, в качестве собственно психотропных форм; не требует дорого оснащения, легко применим в стационарных и ситуативных условиях; развивает в личности собственные внутренние способности и стремление к самоосознанности.
С целью формирования осознанности в восприятии знаний и саморазвития личности студента мы предлагаем следующее основное направление реализации психолого-педагогических воздействий - внедрение психофизического тренинга в образовательную практику вуза с использованием идеомоторных, соматопсихических, аппаратурных и смешанных методов психорегуляции в базовых и вариативных формах образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: самосознание личности студента, образовательная практика, профессиональное мышление, психофизический тренинг, психорегуляция.
Работа с самосознанием личности студента в образовательной практике вуза становиться приоритетным направлением. Полюбить себя как низшее приведет лишь к деградации личности и всякого рода пристрастиям, самосознание же должно привести к действенным механизмам формирования себя через систему знаний. Образовательная среда, через рассмотренные закономерностей проявления самосознания, обладает большим потенциалом в становлении студента как личности-профессионала, через упорядоченную работу с потребностно-мотивационной сферой личности, затем специализированным влиянием на эмоционально-волевую сферу с установкой жестких мотивов и их волевым удержанием, и далее уже работа с самосознанием, с переоценкой всего многообразия пройденного и пережитого [1], [3].
Самосознание это отражение себя как целогопо результатам деятельности, статусу, отношению людей и в большинстве случаях через свой эмоционально-волевой ресурс, который позволяет конкретизировать степень изысканий личности в образовательном пространстве [1].
В воспитательном процессе очень важно научить студентов рассматривать себя со стороны субъекта деятельности, с ситуации полной осознанности приобретаемых знаний, что позволит спроектировать не только дальнейшую профессиональную деятельность личности, но и путь собственного саморазвития.
Процесс формирования самосознания личности студента носит комплексный характер на стадии своего проявления и начальных этапах становления, студенческий возраст является критичным, так как в этот период достаточно разнообразны факторы негативного воздействия на него: асоциальные формы поведения, вредные привычки, различные пристрастия, конфронтация в социальной среде и пр. В вуз студенты приходят уже со сформированными акцентуациями характера, манерой поведения, опредеяленными намерениями, но уровень потребностно-мотивационной базы еще не достаточно развит, эмоционально-волевые процессы слабо проявляются, наблюдается низкий уровень осознанности многих социально важных процессов.
Образовательное учреждение является лишь посредником, стартовой площадкой в системе
формирования самосознания личности студента, задачи обучения, воспитания и развития могут быть ориентированы на формирование его основных компонентов, в результате чего мы не разделяем дидактическую направленность задач, а наоборот приводим к всеобщей корреляции, осознанности знаний, к формированию основных компонентов будущего профессионального мышления [5], [14].
Вуз более динамичен в самораскрытии студентов как личности, но здесь и уровень знаний должен быть осознанным, не механическим, так как мы действительно подготавливаем будущего профессионала, у которого должно быть сформированы соответствующие компетенции. Ведь не осознанность знаний может в последующем привести и к производственным авариям, так как в критической ситуации специалист может механически поддаться не правильно выбранной инструкции и не разобраться в ситуации [1], [3].
Большинство квазипространственных, психомоторных сложностей у студентов связаны с волевым преодолением интеллектуальной и психофизической нагрузки в рамках учебной и повседневной жизни, что создает условия и для относительной осознанности учебного материала. Эмоционально-волевая сфера личности достаточно сложна для оценки и анализа в целом, так как у волевых процессов вообще нет единого центра, эмоции так же не всегда поддаются линейным измерениям [8], [10], [18].
Воля связана со многими психическими процессами и чертами личности: характером - отражающим явные стороны личностного поведения; интеллектом - в проявлении и удержании мыслительных операций; с темпераментом, который корреляционно связан как с проявлением воли, так и эмоциональными процессами. Образовательный процесс должен быть ориентирован на целенаправленное развитие положительных и стабильных эмоций, овладение системой психорегуляции позволит будущему профессионалу успешно адаптироваться к неблагоприятным факторам производственной практики.
Система эмоционально-волевой регуляции может применяться в деятельности на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него. Воля и эмоции в выборе действия про-
являются в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него, независимо от его субъективных влечений и желаний. Данная симптоматика может успешно использоваться в образовательной практике вуза с использованием широкого комплекса средств и методов, включая даже междисциплинарные формы: психофизический тренинг на учебных занятиях, задания с повышенной психологической трудностью, использование нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности [2], [5], [7], [13].
Вопросы эмоционально-волевой подготовки студентов, в настоящее время, можно считать еще не до конца разработанными, так как изначально возникают проблемы в определении сущности и содержания структурных компонентов, о совместимости эмоциональных и волевых категорий, о их соотношении с процессами осознания происходящих с человеком явлений и событий, в том числе и в условиях образовательного пространства вуза. В целом социальные и личностные интересы должны быть взаимосвязаны, но не слишком доминировать друг над другом. Субдоминантная позиция личностных интересов, приведет к тому, что личность будет работать с чужими целями. И наоборот, их доминирование над социальными, создаст авторитарную позицию личности в решении личных интересов за счет социальных ресурсов. В этой связи, процессы осознания своей биопсихической природы через конкретные механизмы эмоционально-волевой регуляции с использованием как традиционных, так и нетрадиционных средств психорегуляции, является главным условием качественного восприятия знаний и преодоления психофизической нагрузки, связанной с учебной деятельностью. Данное дидактическое положение обуславливается следующими факторами[2], [3], [7], [15], [17]:
- процесс осознания строиться на системе восприятия, понимания, синтеза, анализа, систематизации полученной информации;
- осознание требует от личности определенного уровня психофизического напряжения, что связанно так же с эмоционально-волевой регуляцией, с определением приоритетных целей и их удержанием в сознании;
- формирование самосознания через систему эмоционально-волевой регуляции требует спе-
Архипов А.А., Валетов М.р._
циального психолого-педагогического сопровождения, что подразумевает внедрение психофизического тренинга в образовательную практику вуза;
- важно обеспечить и междисциплинарную взаимосвязь ориентации образовательного процесса на формирование должного уровня осознанности воспринимаемой информации;
- необходима разработка конкретного содержательного и научно-методического обеспечения формирования самосознания у студентов через эмоционально- волевую регуляцию;
- важно адекватно подобрать и реализовать систему диагностики оценки сформированности основных компонентов самосознания, которые будут включать и эмоционально-волевые составляющие;
- важно определить и соотношение используемых психолого-педагогических воздействий с формируемыми основными компонентами самосознания и эмоционально-волевыми составляющими;
- необходимо создать и большое число степеней свободы в использовании психофизического тренинга в междисциплинарные взаимосвязи и разнообразии форм реализации базовых задач образовательной практики, чтобы модель психофизических воздействий не оказалась замкнутой, а была вариативна для меняющихся условий.
Из анализа большинства составляющих эмоционально-волевых процессов и проявления самосознания студентов, мы исходили из критериального отбора определения основных блоков свойств и качеств личности, возможность их диагностирования, при столь тонких проявлениях самосознания личности в условиях образовательной практики. Эмоционально - волевая сфера, тем не менее, связана с соматическими планами человека, включая даже простое реагирование нервной системы на те или иные раздражители, а самосознание это уже надприродное образование.
Таким образом, мы пришли к следующему видению структуры самосознания студентов, на которое действительно можно влиять, оказывая психолого-педагогические воздействия и успешно диагностировать по уже апробированным методикам и тестам (Рис.1.).
Выделение эмоциогенности в структуре самосознания личности студента обусловлена тем, что это некая реакция студента на психологиче-
Методология реализации психофизического...
ские стрессоры, характеризующиеся различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием неприятных переживаний, сопровождающих активацией вегетативной нервной системы или наоборот развитию парасимпатических реакций, связанных с торможением.
Волевая экспрессивность связана с дисциплинированностью, ответственностью, проявлением требовательности к себе, в принципе может оцениваться и по этим показателям, в зависимости от изучаемого качества и исследуемых процессов. Данный термин означает некую постоянную требовательность к своим действиям, поступкам, даже к восприятию ситуации, людей, условий и пр. Не следует путать с педантичностью, так как волевая экспрессивность это осознанная требовательность к себе с повышением трудности выполнения задания, в педантичности может быть не осознанное исполнение требований [2], [14], [18].
Ригидность мышления заключается в пластичности мыслительных операций, позволяет качественно преломлять поступающую информацию и вырабатывать адекватное отношение к ней, включая процессы осознания и качественной обработки для принятия решения. Возможность пластично анализировать уже подразумевает некую степень осознания воспринимаемых знаний, так как мыслительные операции уже возникают на основе определенных критериев, поиска фактов, их сопоставления и уже выработку чувственного отношения к данной информации, что и связанно тонкими процессами осознания.
Потребность в саморазвитии, как компонент самосознания студентов, проявляется в активированных стимулах познания себя, как биопсихического и социального существа, в раскрытии своего предназначения во внешнем пространстве, раскрытии внутренней экзистенции. В рамках психолого-педагогического сопровождения, задачи стоят более конкретно и проявляются: в постановке реальнодостижимых целей и задач; постоянное усложнение заданий с последующим самоконтролем; в эффективном планировании перспективных, текущих и оперативных задач
[1], [3].
В свою очередь, важно рассмотреть за счет каких средств мы будем достигать формирование основных компонентов самосознания и за счет какого диагностического инструментария мы про-
следим действительно статистически достоверные различия в оценке психолого-педагогических воздействий. Для реализации данных положений необходимо сначала определить основные формы психолого-педагогических воздействий, основными из которых являются: задания с квазипространственной, сенсомоторной сложностью в междисциплинарных формах; психофизический тренинг на занятиях по дисциплинам, психорегуляция на занятиях по физической культуре; сеанс психорегуляции после занятий; коммуникативный тренинг[3],[4],[8].
Рассмотрим более подробно каждый из разделов, точнее его дидактическую направленность и возможность реализации в системе психолого-педагогических воздействий на студентов с целью формирования у них самосознания.
Тренинги по квазипространственной, сенсо-моторной сложности учебного материала в междисциплинарных формах могут реализоваться по следующим основным разделам:
- упражнения на анализ и вербально-логическое мышление с использованием ситуативных вопросов вербальной или математической сложности;
- упражнения на развитие памяти с использованием психомоторных приемов, способствующих так же расширению словарного запаса и увеличению объема общей осведомленности студента;
- упражнения на коррекцию трудностей сложных грамматических конструкций;
- формирование умений работы со схемами и планами, реализовать системный и комплексный метод на практике анализе субъектов, объектов и явлений;
- развитие навыков самостоятельной творческой работы, детальный самоанализ, самоконтроль целей, действий, результата и др. составляющих деятельности личности в условиях образовательного пространства вуза и повседневной жизни и деятельности.
Психофизический тренинг на занятиях по дисциплинам, в дидактической своей реализации, представлен в виде пауз с элементами идеомоторного и психомоторного воздействия: упражнения в балансировки, проба Ромберга, упражнения на сенсорные реакции, гимнастика для рук «пальцовки» и концентрационные упражнения, самомассаж биоактивных точек,
Рисунок 1. Структура самосознания студента в образовательном пространстве вуза
Архипов А.А., Валетов М.Р._
дыхательные упражнения и его разновидности [2], [9], [10], [16].
Психорегуляция на занятиях по физической культуре представлена так же различным сочетанием психофизических и идеомоторных упражнений, использованием метода смены напряжения и расслабления мышц, релаксацией статическими позами, мобилизующими и релаксационными типами дыхания в движении, элементами суставной гимнастики и фиткросса.
Сеанс психофизического тренинга после занятий, включая коммуникативный тренинг, ориентирован на комплексное воздействие на биопсихическую природу личности студента, при котором используются уже аппаратурные методы (не контактного типа) и более глубокие гипносуггестивные методики. Достаточно актуальным в условиях личностной самореализации в социальной среде является коммуникативный тренинг, так как позволяет человеку не замкнуто развивать свое самосознание, а посмотреть на себя со стороны, ведь локальное видение своего биопсихического и социального развития может быть фрагментарным и не способствовать истинному саморазвитию.
Методологической основой для данных разработок послужили научно-исследовательские разработки по формированию самосознания - «Я-концепция» В. С. Агапова, научно методические разработки по реализации психофизического тренинга в образовательной-
Методология реализации психофизического...
практике вуза А. М. Кузьмина,А. А. Архипова, М. Р. Валетова[1],[2], [3].
В свою очередь, для подтверждения наших теоретико-методических изысканий мы логично подошли до экспериментальной апробации.
Для проведения педагогического эксперимента нами были сформированы две группы -опытная (п 1= 21) и контрольная (п 2= 21), контингент - студенты первого и второго курсов, как группа риска в плане восприятия психофизической нагрузки и группы оптимального развития для психолого-педагогических воздействий в формировании самосознания студентов. Группы были созданы по результатам констатирующего педагогического эксперимента и были идентичными друг другу по уровню сформированности основных компонентов самосознания. Диагностика самосознания студентов проходила по следующим методикам: тест для оценки эмоциогенности и волевой экспрессивности (оценивался уровень дисциплинированности и ответственности личности) И. П. Волкова; изучение ригидности (пластичности) мышления проводилось по методике А. С. Ланчинса, так же был использован комплексный тест для оценки потребности в саморазвитии
[6], [7], [11].
Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 1.
По итогам педагогического эксперимента в реализации психолого-педагогических воздействий в формировании самосознания студентов
Эксперимент Группа Показатели Эмоциогенность (баллы) Волевая экспрессивность (баллы) Ригидность мышления (баллы) Потребность в саморазвитии (баллы)
о ч О М ± m 73,7 ± 0,23 7,5 ± 0,21 0, 6 ± 0,14 36,3 ± 0,25
Л № rt К К М ± m 76,2 ± 0,33 8,9 ± 0,19 0, 6 ± 0, 24 37,5 ± 0,32
Р (%) > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
tu и н О М ± m 86,3 ± 0,12 14,7 ± 0,21 0,8 ± 0,15 46,3 ± 0,16
№ н о и О К М ± m 77,3 ± 0,17 10, 3± 0,21 0, 5± 0, 22 37, 4 ± 0,14
Р (%) < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05
Таблица 1. Динамика показателей сформированности самосознания у студентов в образовательном пространстве вуза
с использованием психофизического тренинга мы улучшили следующие результаты у опытной группы по отношению к результатам контрольной: в оценке эмоциогенности - на 10, 4% при статистически достоверных различиях; в оценке волевой экспрессивности - на 29, 9%; в оценке ригидности мышления результаты у опытной группы были приближены к 1, 0,8 баллов фактического результата, что считается достаточно хорошим показателем, результаты у контрольной группы оставались низкими - 0, 5 балла; в оценке потребности в саморазвитии - результаты у опытной группы были лучше на 19, 2%.
Факторами позитивных сдвигов в оценке сформированности самосознания у студентов
в образовательном пространстве вуза следует считать: определение основных компонентов самосознания личности, обусловленных рефлекторными и психомоторными компонентами формирования осознанности; комплексная реализация психолого-педагогических воздействий на биопсихическую природу личности студента, активация двухсторонних связей психомоторного и телесного регулирования на уровне рефлексии; четкая дифференциация основных форм воздействия и разработанность содержательного обеспечения системы психорегуляции в формировании основных компонентов самосознания студентов.
05.05.2016
Список литературы:
1. Агапов, В. С. Сущностная характеристика Я-концепции / В. С. Агапов // Психология Я - концепции: методология, теория, структура: хрестоматия. - М.: ГСА, 2002. - 230 с.
2. Архипов, А. А. Психолого-педагогические аспекты реализации психофизического тренинга в практике физического воспитания студентов технических вузов: учебно-методическое пособие / А. А. Архипов, О. Ю. Малахова. СамГУПС, ОрИПС - филиал СамГУПС. -Самара: изд-во «СамГУПС», 2014. - 104 с.
3. Архипов, А. А. Саморазвитие личности студента в образовательной практике вуза с использованием ценностей физической культуры / А. А. Архипов, М. Р. Валетов, А. М. Кузьмин // Современное образовательное пространство: риски и безопасность: сборник статей. - Оренбург: ОГПУ 2014. - С.47-49.
4. Архипов, А. А. Теоретико-методологические и структурно-функциональные предпосылки формирования деятельности в личностном саморазвитии и социальной практике / А. А. Архипов, М. Р. Валетов, М. А. Мазитов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-практич. конференции 29-31 января 2014 г., г. Оренбург. - Оренбург: Изд. - во ОГУ, 2014. - С.921-926.
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
6. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ, Г. Фэк, Ф. Трогш; пер. с нем. Л. М. Мирский; общ.ред. и предисл. В. П. Филина. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 238 с.
7. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
8. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. -М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с.
9. Динейка, К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К. В. Динейка. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 64 с.
10. Динейка, К.В. Десять уроков психофизической тренировки / К.В. Динейка. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 63 с.
11. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. -СПб.: Питер, 2002. -288 с.
12. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физическое воспитание» / Е. П. Ильин. -М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
13. Кобяков, Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю. П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 20-23. 14. Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Смысл, PerSe, 2000. - 549 с.
15. Лоуэн, А. Психология тела / А. Лоуэн; пер. с англ. С. Коледа. - М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2002. - 208 с.
16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
17. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена: пер. с англ. / предисл. А. В. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.
18. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2000. - 1024 с.
Сведения об авторах
Архипов Александр Александрович, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин Оренбургского института путей сообщения - филиала Самарского государственного университета путей сообщения
E-mail: [email protected]
Валетов Максим Рамильевич, преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр.Победы 13, e-mail: [email protected]