ISSN 2221-7347
Экономика и право
УДК 330
Е.А. Мурзина
ФИСКАЛЬНЫЙ НИГИЛИЗМ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Статья посвящена проблеме обеспечения экономической безопасности России. Основное внимание уделено соблюдению налогового законодательства субъектами малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: право, налоги, нигилизм, малый и средний бизнес.
Среда деятельности современных хозяйствующих субъектов представляет собой переплетение многочисленных аспектов экономического, политического, социально-культурного, правового и даже этического характера. Благоприятная среда осуществления финансовохозяйственной деятельности бизнеса положительно сказывается на экономической безопасности страны и напротив, защищенность экономической сферы жизнедеятельности государства может быть поставлена под угрозу из-за деструктивного состояния хозяйствующих субъектов. Значительную часть этих хозяйствующих субъектов представляют предприятия малого и среднего бизнеса.
Критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних представлены на рис. 1. Эти критерии установлены Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и детализированы в Постановлении Правительства "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Критерии/ Вид предпринимательства Микро Малое Среднее
Средняя численность за предшествующий год до 15 человек от 15 до 100 человек от 100 до 250 человек
Выручка от реализации без НДС за предшествующий год до 60 млн. руб. до 400 млн. руб до 1 млрд. руб
Источники:
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Рис. 1. Критерии отнесения предприятий к категориям в Российской Федерации
Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели и малые предприятия не имеют таких объемов производства и продаж, какие имеются у среднего и крупного бизнеса, они так-
© Мурзина Е.А., 2014.
DOI: 10.15350/2221-7347.2014.5-6.00063
83
Новый университет. 2014. № 5-6(39-40)
ISSN 2221-7347
же вносят значительный вклад в доходную часть бюджета. Происходит это за счет множественности субъектов малого бизнеса - в России сейчас насчитывается 5 млн. предпринимателей без образования юридического лица и 282 тыс. малых предприятий с численностью работающих от 15 до 100 сотрудников. Всего на малых предприятиях нашей страны занято 6,2 млн. человек.
С одной стороны - цифры кажутся достаточно большими; с другой - они явно ниже, чем во многих европейских странах. Если в России вклад малого бизнеса в ВВП составляет 15%, то во многих западноевропейских странах он достигает 60%. Примерно такое же соотношение и по численности занятых - в России доля занятых трудовых ресурсов в малом бизнесе составляет 15-16%, в странах ЕС - до 70%.
Так, в странах БРИКС показатель готовности открыть свое дело составляет 21%, в странах Восточной Европы - 24%. Россия занимает последнее место, всего лишь 2% россиян готовы пойти в бизнес.
Меры налогового стимулирования инвестиций
в малый бизнес Инвестиции в инфраструктуру
Государственные закупки (определенная доля государственных контрактов размещается среди компаний малого бизнеса)
Упрощение и оптимизация регулирования бизнеса
Сокращение количества судебных разбирательств
в бизнес-среде
Источник: исследование EY «Барометр предпринимательской деятельности G20» за 2013 год.
Рис. 2. Пять основных направлений улучшения бизнес-среды в России
Главным образом развитие малого и среднего бизнеса осложняется ограниченностью финансовых ресурсов. На рис. 2 представлены пять основных направлений улучшения бизнессреды в России. Все они связаны с финансами. Остановимся на проблеме налогового регулирования. Малый бизнес остро нуждается в налогом стимулировании инвестиций. В тоже время, налоговое законодательство не содержит адресных норм, ставя малый и средний бизнес фактически на одну ступень с крупными предприятиями. Отсутствие адресного налогового регулирования, нехватка финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности создало почву для развития такого явления как фискальный нигилизм.
Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - в широком смысле слова социально-нравственное явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Нигилизм, в традиционном и наиболее общем его понимании, является деструктивным, социально вредным, особенно в наше время. Нигилизм выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Формы его разнообразны. Нигилизм может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим и так далее, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь. В нашем случае, это фискальный нигилизм. Мы умышленно не используем термин «налоговый нигилизм», т.к. с отменой единого социального налога наравне с собственно налогами огромное бремя заключается в страховых взносах, которые уже вышли за рамки налогового регулирования.
Фискальный нигилизм - это разновидность социального нигилизма как родового понятия, заключающийся в отрицании ценностей формирования государственных и муниципальных финансов за счет налогов и сборов.
43%
35%
30%
29%
21%
84
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Обратимся к нормативному определению самого понятия «налог». В соответствии со статьей 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Ключевое значение в этом определении играет признак индивидуальной безвозмездности налога. Это означает, что заплатив налоги хозяйствующий субъект не должен рассчитывать на скорейшее встречное предоставление со стороны государства тех или иных материальных или иных имущественных благ. Следует отметить, что налоговая нагрузка малых и средних предприятий велика (таблица 1).
Таблица 1
Общая налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса
Страна Общая налоговая нагрузка на пр едприятия малого и ср еднего бизнеса (% от прибыли)
ОАЭ 14,9
Канада 26,9
Казахстан 28,6
Нигерия 33,8
В елико бр итания 35,3
Испания 38,7
Нидерланды 40,1
Турция 41,2
Польша 43,8
Кения 44,4
США 46,7
Германия 46,8
Австралия 47,5
Россия 54,1
Украина 55,4
Индия 61,8
Китай 63,7
Франция 65,7
Бразилия 69,3
Источник: Международный банк реконструкции и развития
Отдавая 54,1% от своей прибыли малые и средние предприятия рассчитывают на встречное предоставление благ со стороны государства.
Самые общие причины возникновения нигилизма дал Ницше. Так, по его мнению, нигилизм «должен наступить» «когда мы искали во всем происходящем «смысл», и не нашли его». В чем заключается смысл для хозяйствующего субъекта уплачивать налоги и сборы? В тоже время экономическая наука достаточно четко отвечает на вопрос о необходимости уплаты налогов, не затрагивая при этом этическую сторону вопроса. С точки зрения хозяйствующих субъектов налоги представляют собой одну из категорий трансакционных издержек. Хозяйствующие субъекты платят налоги, а государство взамен обеспечивает их трансакционными благами, такими как система принуждения к исполнению контрактов, деньги, система мер и весов, титулы собственности, судебная система. В общем виде государство и трансакционные блага
85
Новый университет. 2014. № 5-6(39-40)
ISSN 2221-7347
представлены рисунке 3. Обеспечение хозяйствующего субъекта всеми перечисленными выше трансакционными благами связано для государства со значительными расходами на государственный аппарат, аппарат принуждения, обеспечение информации и стандартов, внешнюю политику, национальную оборону. Эти блага предоставляются хозяйствующим субъектам взаимен соблюдения законов и уплаты налогов.
- государственный аппарат
- аппарат принуждения
- обеспечение информации и стандартов
-обеспечение внешней политики,
-- национальная оборона
' Г< ЗСУДАРСТВ <
т
г1
трансакционные блага
формы контрактов
право и ряд других
1
судебная система
система мер и весов
Li
J
у
хозяйствующий *
СУБЪЕКТ
Рис. 3. Государство и трансакционные издержки
В России сама формулировка понятия «налог» позволяет хозяйствующим субъектам рассматривать государственные блага безотносительно уплаченным ими налогов. Качество и величина предоставляем благ также этому способствует. Соответственно, у предпринимателей возникают стимулы занизить уплачиваемые налоги.
Преодоление фискального нигилизма субъектов малого и среднего бизнеса должно быть связано с расширением источников финансирования и что самое главное, с повышением доступности этих источников. Отношения между государством и предпринимателем строятся как своеобразный договор, одна сторона которого позволяет себе нарушать условия договора в ответ на нарушения второй стороны. Если государство не создает полноценных условий для хозяйствования, то и предприятие не готово в полном объеме платить налоги. Например, показатель объема кредитов, выданных российскими банками предприятиям малого и среднего бизнеса составил 44,5% от ВВП, что более чем в два раза ниже среднего значения по странам G20 в период с 2009 по 2011 год. Там этот показатель составил (99,0%).
Проблема уплаты налогов и сборов всецело ложится на налоговую службу. Именно налоговые органы первые сталкиваются с фискальным нигилизмом хозяйствующих субъектов, вы-
86
ISSN 2221-7347
Экономика и право
являя налоговые правонарушения. Долгое время, особенно в 90-2000-х годах одной из существенных причин неудовлетворительного функционирования налоговой системы считали крайне низкий уровень осведомленности налогоплательщика о своих правах и обязанностях в сфере налогообложения. В настоящее время, налоговые органы сильно продвинулись вперед в повышении налоговой культуры: средства массовой информации, специализированные интернетпорталы, упорядочивание нормативно-правовой базы, разъяснения в период проведения декларационной компании, личные кабинеты налогоплательщика.
Практически каждая проверка выявила нарушения. Это свидетельствует о том, что усилия налоговых органов по налоговому просвещению налогоплательщиков еще не принесли ожидаемых результатов и уровень налоговых правонарушений держится на высоком уровне. Также это свидетельствует о том, что одних усилий налоговых органов для преодоления фискального нигилизма недостаточно. Малые и средние предприятия должны быть мотивированы уплачивать налоги, получая регулярную, адресную финансовую поддержку. В противном случае вот перечень угроз, которые могут возникнуть в отношения экономической безопасности страны:
- недопоступление налогов и сборов в бюджет и как следствие снижение финансироваия по социально-значимым расходным статьям бюджета;
- увеличение объема незаконного предпринимательства в следствии перехода индивидуальных предпринимателей и микро-предприятий в теневой сектор экономики;
- сокращение числа рабочих мест и самозанятых лиц и как следствие возникновение у государства обязательств по уплате пособий по безработице таким лицам;
- дистабилизация в социальной сфере и еще большее расслоение в обществе по финансовому признаку как среди граждан, так и среди предприятий.
- и наконец приведу цитату Камю: «нельзя быть нигилистом наполовину». Значит, формирование фискального нигилизма повлекет за собой формирование отрицания и других государственных ценностей.
Статья поступила в редакцию 15.06.2014.
МУРЗИНА Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет.
kkk
UDC 330
E.A. Murzina
FISCAL NIHILISM OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AS THREAT OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Article is devoted to a problem of providing economic security of Russia. The main attention is paid to observance of the tax legislation by subjects of small and medium business.
Keywords: right, taxes, nihilism, small and medium business.
87