Новый университет. 2013. № 8 (30)
ISSN 2221-7347
УДК 334.7.01
Д.Л. Напольских
ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
Рассматривается современное состояние национальных инновационных систем стран Евросоюза и США, а также глобальные тенденции инновационного развития. Рассматривается система формальных институтов инновационного развития на федеральном и региональном уровне. Обосновывается актуальность анализа территориального инновационного кластера как современного социально-экономического института. Рассматриваются основные факторы формирования и развития инновационного кластера.
Ключевые слова: инновационный кластер, территориальное развитие, региональная инновационная система, институциональная среда кластера.
В настоящий момент состояние российской экономики характеризуется становлением и развитием современных рыночных институтов территориального развития в контексте формирования инновационных экономических систем. Данные тенденции стимулируют хозяйствующие субъекты к повышению собственной конкурентоспособности за счёт овладения новыми методами и технологиями в процессе модернизации производства. На современном этапе сохраняет актуальность разработка теоретической модели взаимодействия государственных органов, бизнеса и местного сообщества в рамках институциональной среды инновационного кластера. Субъекты, представляющие интересы бизнеса договариваются о «правилах игры» и поручают контроль над их соблюдением государству как агенту-гаранту, бизнес берет на себя обязательства по уплате налогов и воспроизводству используемых экономических ресурсов. Государство в свою очередь гарантирует бизнесу создание благоприятной среды, необходимой для его функционирования и производства общественных благ [1].
В рамках государственной политики территориального развития кластерная концепция опирается на сетевую организацию взаимодействия государства, бизнеса, научных организаций и общественных институтов. В западных странах государственные кластерные инициативы осуществляются через сеть специализированных институтов, перераспределяющих направления и мероприятия поддержки предприятий среди различных государственных и частных агентов, которые координируются в рамках общей стратегии развития кластера.
Зарубежный опыт экономического развития также предлагает широкий спектр государственных организаций поддержки кластерных инициатив. Детерминантами успешной реализации кластерных стратегий территориального развития является создание инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технопарков и особых экономических зон, которые являются катализаторами процессов формирования территориальных кластеров. Реализация кластерных стратегий территориального развития предполагает наличие фондов и агентств, поддерживающих кластерные инициативы, например: Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), Национальный совет по конкурентоспособности (США), программа кооперации LINK (Великобритания). Государство также создаёт специализированные институты, выполняющие функции по развитию, построению сетевых структур: центры экспертизы (Финляндия), центры превосходства (США), консалтинговые, маркетингово-аналитические и брендин-говые компании (EconomicCompetitivenessGroup (США); институты и агентства, входящие в кластерные инициативы (Мюнхенский технический университет)[2].
© Напольских Д.Л., 2013.
58
ISSN 2221-7347
Экономика и право
В США инновационное кластерное развитие полностью передано на уровень штатов и федеральное правительство не может напрямую повлиять на процесс принятия решений, хотя оказывает финансовую поддержку, тем самым имеет некоторое влияние на развитие ситуации в регионах. Следует отметить, что за последнее десятилетие в США федеральное влияние в инновационной отрасли возросло с принятием ряда программ, позволяющих регулировать отдельные отрасли, деятельность университетов, грантовую поддержку инновационной активности.
Относительно новой детерминантой территориального развития в США являются «институты сотрудничества», в которые входят представители местных администраций, университетов, промышленных групп и исследовательских институтов. Основной задачей этих образований является поддержка и координация инновационного развития отдельного региона. Ведущая роль в этой связке отведена, согласно законодательству США, университетам, результаты научно- исследовательской деятельности которых внедряются в инновационное производство. Важным принципом взаимодействия в рамках «институтов сотрудничества» является принцип сбалансированности интересов науки и бизнес сообщества, заключающийся в том, что с одной стороны финансирование университетов зависит напрямую от успеха научных исследований, а с другой стороны не мешает самостоятельному осуществлению образовательной функции университета [3].
Европейская экономика с 90-х годов прошлого столетия внедряет кластерный подход как управленческое решение, способное повысить конкурентоспособность как отдельных европейских стран, так и формирующегося Евросоюза. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch) сформировала пакет рекомендательных мер, направленных на усиление взаимодействия правительств европейских стран и европейского бизнеса в разработке и внедрении программ развития региональных кластеров. Особого внимания заслуживает принятие в 2006 г. Евросоюзом «Манифеста кластеризации в странах ЕС». Через полтора года был представлен к утверждению «Европейский кластерный Меморандум», утвержденный в январе 2008 г. на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам в Швеции.
Американский экономист М. Энрайт выделяет следующие направления государственной кластерной политики:
1) каталитическая кластерная политика: государство создаёт институты («правила» и «площадки») взаимодействия, оказывает участникам кластера финансовую поддержку в форме грантов;
2) поддерживающая: государство инвестирует в инфраструктуру развития регионов (научно-образовательную, деловую, инженерную, транспортно-логистическую и т.д.) с целью формирования благоприятной среды кластерного развития;
3) директивная: реализация комплексных государственных программам, нацеленных на изменение экономической специализации региона на основе кластерных механизмов;
4) интервенционистская: региональное руководство перенимает у бизнеса ответственность за принятие стратегических решений, посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов формирует специализацию кластера [4].
Таким образом, современная государственная политика в области формирования и развития кластеров, определяется многими национальными особенностями. Кластерный подход в региональной экономической политике принимает следующие формы:
•комплексная кластерная стратегия развития региона, которая охватывает широкий спектр отраслей и различные аспекты развития кластеров (Северный Рейн-Вестфалия, Шотландия);
•программы развития, затрагивающие ключевые направления развития кластеров, например организация взаимодействия между бизнесом и исследовательскими организациями (Нидерланды, Финляндия);
•кластерная политика как элемент более масштабной стратегии экономического развития (Швеция);
59
Новый университет. 2013. № 8 (30)
ISSN 2221-7347
•Создание предпосылок к формированию кластера как дополнительный эффект от комплекса мероприятий, нацеленных на конкретную отрасль (Франция).
Как показывает зарубежный опыт, развитие инновационной сферы в различных регионах является неоднородным и отличается как в целях и формах реализации государственной инновационной политики, так и в приоритетах регионального руководства при ее формировании. Институциональные особенности государственной кластерной политики в различных регионах зависят от следующих детерминант:
1. Особенности региональной социально-экономической системы - территориальные инновационные системы встроены в социально-экономические системы соответствующих регионов страны, которые оказывают определяющее влияние на процессы формирования и функционирования инновационных кластеров. Для соседних регионов, объединённых территорией кластера, или для их частей возможны существенные различия в уровне развития экономиче-скихинститутов, правовой структуры, политических особенностей и т.д.;
2. Особенности научно-образовательных учреждений, определяющих специализацию региона, которая характеризуется наличием интеллектуальных ресурсов и научно-техническим потенциалом в наиболее перспективных инновационных направлениях;
3. Методы и механизмы государственной поддержки кластерных инициатив и инновационного развития на региональном уровне, характеризующиеся различными управленческими и организационными подходами к реализации государственной политики в данной сфере;
4. Политика взаимоотношений федерального центра и периферии (регионального центра и периферии) - развитие инновационной сферы может происходить по отраслевому, кластерному, региональному принципам;
5. Развитие институциональной среды взаимодействия государства, бизнеса и общества -активность государственно-частного партнёрства определяет эффективность политики инновационного и инфраструктурного развития региона;
6. Открытость территориальной инновационной системы - кластеры формируются и развиваются в условиях глобализации и развития международного научно-технического сотрудничества [5].
Несмотря на выявленные различия и особенности проведения государственной инновационной политики в различных регионах, анализ позволяет выделить множество общих черт в ее проведении:
- налоговое стимулирование инновационной деятельности;
- программы поддержки малых инновационных фирм;
- совершенствование системы защиты интеллектуальной собственности;
- стимулирование государственно-частного партнерства;
- формирование благоприятного инновационного климата;
- трансфер технологий из научного сектора в промышленность;
- поддержка развития венчурного предпринимательства [6].
Анализ зарубежного опыта реализации государственной кластерной политики показывает, с одной стороны, наличие общих методов и инструментов формирования кластеров, а с другой стороны, наличие национальных и региональных особенностей.
Библиографический список
1. Мурзина Е.А. Причины уклонения от уплаты налогов: этический аспект // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 4. С. 38-40.
2. Грановеттер М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе [Электронный ресурс] // TheNewTimes. Режим доступа: http://newtimes.ru/articles/detail/1884.
3. Ялялиева Т.В. Повышение эффективности управления государственной собственностью с помощью мероприятий контроля // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 5. С. 17-25.
4. Домбровский М.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. 2011. № 2 (38). С. 56-69.
60
ISSN 2221-7347
Экономика и право
5. Мурзина Е.А. Фискальный нигилизм: сущность и причины возникновения / Е.А. Мурзина, Э.Х. Хузягалиева // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2009. № 1. С. 75-86.
6. Ялялиева Т.В. Проблемы и стратегия развития государственного контроля как одного из самых эффективных функциональных элементов управления // Инновационные технологии управления и права. 2012. № 1-2. С. 50-59.
Статья поступила в редакцию 05.09.2013.
НАПОЛЬСКИХ Дмитрий Леонидович - аспирант кафедры управления и права Поволжского государственного технологического университета.
61