Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Российской Федерации'

Тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TAX ADMINISTRATION / TAX CONTROL / TAX AUTHORITY / TAX PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Н. В., Смирнов А. А.

В статье рассматривается содержание категории налоговое администрирование, приводится характеристика основных форм налогового администрирования, рассматриваются тенденции развития налогового администрирования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and prospects of tax administration in the Russian Federation

The article discusses the content of the category tax administration, is the characteristics of the main forms of tax administration, tendencies of development of tax administration at the present stage.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Российской Федерации»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

УДК 336.225.66

Н.В. Щербакова , А.А. Смирнов**

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается содержание категории налоговое администрирование, приводится характеристика основных форм налогового администрирования, рассматриваются тенденции развития налогового администрирования на современном этапе.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговый орган, налоговое планирование.

Налоговое администрирование представляет собой постоянно развивающийся динамический процесс, который координирует и контролирует процессы налогообложения органами государственной власти.

В настоящее время налогового администрирование является предметом внимания Федеральной налоговой службы РФ (ФНС), которая сменила Министерство по налогам и сборам. [1]

Федеральная налоговая служба контролирует следующие направления:

-правильность расчёта, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ;

-соблюдение налогового законодательства;

-соблюдение требований применения контрольно-кассовой техники;

-полноту учёта выручки у юридических и физических лиц.

Одним из основных вопросов в среде налогового администрирования выступает проведение контрольных процедур в отношении налогоплательщиков. При этом главной формой налогового контроля становятся камеральные и выездные налоговые проверки [2].

Налоговый контроль можно рассматривать в качестве специального способа обеспечения законности в налоговом праве, который имеет место на всех этапах деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на:

-Предварительный;

-Текущий;

-Последующий.

Такого рода классификация имеет отношение к действительному положению в среде налогового контроля и методов его проведения. [3]

Предварительный налоговый контроль совершается до соответствующего отчётного периода, определённому виду налогу или до разрешения вопроса о предоставлении плательщику льгот по налогам и сборам, об изменение сроков уплаты налогов и т.д. Данный вид налогового контроля имеет первостепенное значение для профилактики правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Текущий налоговый контроль выполнятся в течение отчётного налогового периода. Его особенностью выступает совпадение периодов проведения контроля и выполнения финансовохозяйственных операций. Поэтому текущий налоговый контроль, также называют оператив- * *

© Щербакова Н.В., Смирнов А.А., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.6

* Щербакова Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет.

Смирнов Александр Александрович - студент специальности «Экономическая безопасность», Поволжский государственный технологический университет.

36

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

ным. Основные задачи текущего налогового контроля осуществляются в пределах камеральных налоговых проверок, при помощи которых налоговые органы имеют право проверять всех плательщиков налогов и сборов, которые предоставили налоговые декларации.

Мероприятия последующего налогового контроля реализуются по завершения отчётного периода через анализ и ревизию бухгалтерской и финансовой документации. Главная цель данного налогового контроля - это анализ своевременности и полноты выполнения налоговой обязанности с позиции хозяйствующих субъектов. Главной формой проведения последующего контроля является выездная налоговая проверка. С ее помощью можно выявить нарушения в учёте и отчётности, которые приводят к занижению сумм уплаченных налогов. В ходе реализации выездной налоговой проверки налоговые органы имеют полномочия выполнять любые мероприятия налогового контроля, указанные в Налоговом кодексе РФ в полном объёме, что существенно отличает ее от камеральной проверки.

Одним из основных этапов реализации контрольно-проверочной деятельности налоговых органов выступает процесс планирования выездных налоговых проверок. Процедура планировании состоит в определении [4]:

-перечня плательщиков налогов и сборов, которые подлежат контролю;

-сроков реализации выездных налоговых проверок;

-кадрового персонала, необходимого для проведения контроля.

Выездная налоговая проверка представляет собой одно из самых расходных мероприятий налогового контроля. Поэтому следует ответить на один из основных вопросов: насколько эффективными и окупаемыми становятся мероприятия налогового контроля, т.е. насколько велика способность проводимого контроля приносить больший доход по сравнению с расходами государства на его организацию.

В настоящее время эффективность проведения выездной налоговой проверки невелика. Это связано с тем, что до сих пор отсутствует организованный и результативный механизм отбора плательщиков налогов и сборов для реализации налогового контроля.

В целях роста эффективности деятельности налоговых органов, а также усовершенствования современной системы налогообложения необходимо создать механизм, который обеспечивает высокое качество контроля.

Во-первых, необходимо разработать эффективную систему отбора плательщиков налогов и сборов для проведения выездных налоговых проверок, которая будет давать наиболее рациональное соотношение ограниченных кадровых и финансовых ресурсов и средств, за счёт выбора для проверок таких налогоплательщиков, у которых достаточная объективная возможность обнаружения нарушений налогового законодательства.^]

Во-вторых, необходимо применять эффективные нормы, приёмы и методы налоговых проверок, которые основаны на надёжной законодательной базе, исключающей двусмысленное толкование норм, и позволяющей налоговым органам получить объёмные полномочия в среде налогового контроля для оказания влияния на недобросовестных налогоплательщиков.

Совершенствование налогового администрирования традиционно является одним из приоритетных направлений политики государства в среде налогообложения. Так, базовыми направлениями налоговой политики на 2014-2016 гг. остаётся сохранение и дальнейшее развитие направлений реформирования в среде налогового администрирования: продолжение процесса интенсификации информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками с целью предоставления доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построения новых интерактивных интернет-сервисов.[6]

Развитие бесконтактных способов взаимодействия налоговых органов с плательщиками налогов и сборов - основное направление модернизации налогового администрирования.

Предпосылками этого было введение обязательного представления налоговой документации налогоплательщиками в электронной форме [7].

По данным ФНС России, количество юридических и физических лиц, представляющих налоговую отчётность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), увеличивается. По данным на 1 октября 2014 года этот современный способ представления налоговой отчётности выбрали 94,14 организаций и 79,77% индивидуальных предпринимателей, по сравнению с дан-

37

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

ными на 1 апреля 2014 года 87,65 % юридических лиц и 76,85% индивидуальных предпринимателей от общего числа налогоплательщиков по каждой группе.

Вторая составляющая обозначенного направления, динамично развиваемого налоговыми органами - это электронные сервисы.

В настоящее время на сайте Федеральной налоговой службы РФ доступны 40 онлайн-сервиса, тогда как в 2012 году их количество составляло 32. Интернет-сервис позволяет плательщикам налогов и сборов разобраться в сложном мире налогов, обеспечить максимально комфортную процедуру их исчисления и уплаты. Наиболее используемые онлайн-сервисы, которые применяют юридические лица: «Проверь себя и контрагента»; «Онлайн-запись на приём в инспекцию», а у граждан: «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

В заключении отметим, что рассмотренные в данной статье отдельные направления развития налогового администрирования позволяют утверждать, что в настоящее время в Российской Федерации заложена прочная основа для дальнейшего развития системы налогового администрирования.

Библиографический список

[1] Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 02.04.2014) "О налоговых органах Российской Федерации"

[2] Щербакова Н.В. Процедура истребовании документов при проведении камеральной налоговой проверки // В сборнике: Рыночная трансформация экономики России: проблемы, направления, пути развитиясборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. под редакцией Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2014. С. 184-189

[3] Щербакова Н.В., Ахмазьянова Л.Т. Проблемы развития малого бизнеса в современных условиях // Ученый XXI века. 2015. № 1-2 (2-3), январ-февраль 2015 г. с. 3-6.

[4] Модернизация налогового контроля (модели и методы). Под ред. А.Н. Романова. Вузовский учебник - М.: ИНФРА-М, 2010.

[5] Щербакова Н.В., Моторова Е.В. Особенности правового регулирования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов // В сборнике: Рыночная трансформация экономики России: проблемы, направления, пути развитиясборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. под редакцией Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2014. С. 86-91.

[6] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2005;

[7] Щербакова Н.В. Особенности организация проведения налоговыми органами контрольных мероприятий в отношении налога на доходы физических лиц // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 5 (51). с. 46-50.

[8] Мурзина Е.А., Хузягалиева Э.Х. Фискальный нигилизм: сущность и причины возникновения // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2009. № 1. С. 75-86.

[9] Мурзина Е.А. Проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 9 (43). С. 51-57.

[10] Душева Я.В., Мурзина Е.А. Анализ результативности выездных налоговых проверок при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2014. № 1. С. 66-78.

UDC 336.225.66

N. V. Shcherbakova, A.A. Smirnov

TRENDS AND PROSPECTS OF TAX ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the content of the category tax administration, is the characteristics of the main forms of tax administration, tendencies of development of tax administration at the present stage.

Keywords: tax administration, tax control, tax authority, tax planning.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.