ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
В.В. Гриценко
К ДИСКУССИИ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В статье предпринята попытка проанализировать теоретические и практические аспекты взимания страховых взносов, на основе чего сделан вывод об особой правовой природе и назначении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Ключевые слова: страховой взнос, государственные внебюджетные фонды, налоги и сборы, обязательный платеж, неналоговые платежи.
V.V. Gritsenko
TO DISCUSSION ABOUT THE LEGAL NATURE OF INSURANCE PREMIUMS
In article an attempt to analyse theoretical and practical aspects of collection of insurance premiums on the basis of what the conclusion is drawn on the special legal nature and purpose of insurance premiums in the state off-budget funds is made.
Keywords: insurance premium, state off-budget funds, taxes and fees, obligatory payment, non-tax payments.
В течение периода, прошедшего с момента единого социального налога страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (государственные внебюджетные фонды), не утратили актуальности научные дискуссии об их дефиниции и сущности, что свидетельствует о противоречивости, несовершенстве современного законодательства, регулирующего данные правоотношения. При этом определение правовой природы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды имеет теоретико-прикладной характер, т.к. формирование современного социального государства (ст. 7 Конституции РФ), напрямую зависит от политики Российского государства, направленной на совершенствование механизма взимания данных платежей, а также на создание системы гарантий в сфере защиты конституционных прав граждан на социальное обеспечение. В качестве основной задачи социального государства выступает достижение высокого уровня общественного развития, основанного на закрепленных правовыми нормами принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
© Гриценко Валентина Васильевна, 2015
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и муниципального права (Воронежский государственный университет); е-1гшП: [email protected]
Отметим, что термин «взнос» носит многоаспектный характер. В толковом словаре русского языка он определяется довольно широко, как «внесенные в уплату чего-нибудь деньги»1. Дефиниция «страховые взносы» также представляется спорной. Так, в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. от 15 июля 2015 г. № 213-ФЗ)2 страховые взносы определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональное целевое назначение которых состоит в обеспечении права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ)3 вводит дефиницию «страховой взнос» — через обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. от 1 декабря 2014 г. № 418-ФЗ)4 относит страховые взносы к обязательным платежам, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
й Таким образом, непреходящим общим началом взносов является обязатель-
ный характер данного платежа. При этом термин «платеж» представляется весь* ма размытым, неконкретным. В частности, под налогом и сбором законодатель ^ также понимает обязательный платеж5.
| Термин «страховые взносы», так же как и термин «налог», является
| экономико-правовой категорией, поэтому рассматривается с экономических и ° правовых позиций.
0
| С экономической точки зрения «страховой взнос — это обязательный к уплате
| страхователями индивидуальный возмездный платеж на основе зафиксирован->§ ного законом тарифа взносов, дифференцированного по категориям плательщи-| ков; он является частью национального дохода, используемой для образования | общественных фондов потребления, не предназначенной для оплаты труда и & выполнения основных государственных функций, идет на содержание обще-'§ ством социально необеспеченных, нетрудоспособных и престарелых граждан, ё категории лиц, состояние здоровья которых не позволяет выполнять оплачи-§ ваемую работу, или в результате безработицы досрочно вышедших на пенсию
1 по старости»6.
| В Комментарии к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об
основах обязательного социального страхования», (т.е. с правовой позиции) страховые взносы определяются как обязательные, индивидуально-возмездные платежи, составляющие доход бюджетов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, образуемые из отчислений страхователей в пользу застрахованных
226
лиц в целях формирования страхового социального обеспечения застрахован-
В.В. Гриценко • К дискуссии о правовой природе страховых взносов
ных лиц, неуплата которых влечет принудительное взыскание в установленном федеральным законом порядке7.
В юридической литературе правовая природа страховых взносов также представляется неоднозначной. Выделяется, как минимум, три различных направления. Так, одни авторы указывают на налоговую природу страховых взносов8; другие подчеркивают целевую природу страховых взносов9; третьи отмечают различия правовой природы страховых взносов и налоговых платежей. Например, ссылаясь на отсутствие страховых взносов в перечне налогов и сборов (ст. 13-15 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)), Е.В. Покачалова, считает невозможным отнесение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды к налоговым платежам10. Аналогичной позиции придерживается И.В. Бит-Шабо, по мнению которой «страховые взносы нельзя считать налогами, поскольку всеми присущими данному платежу признаками они не обладают»11.
Оппоненты налоговой природы страховых взносов указывают на такой отличительный признак налога от страхового взноса, как безвозмездный характер платежа, в связи с чем отчисления в государственные внебюджетные фонды признаются неналоговыми платежами, т.к. это целевые страховые платежи работодателя на случай временной нетрудоспособности или материнства работника, на получение медицинской помощи и лечения, пенсии.
Иное мнение сложилось у представителей налоговой природы страховых взносов, которые считают, что, несмотря на отсутствие в НК РФ упоминания о страховых взносах в качестве налоговых платежей, нормы о порядке и сроках взимания взносов, контроле за их уплатой, о правах и обязанностях плательщиков, об ответственности за нарушения близких к нормам, применяемым в отношении плательщиков налогов и сборов. С точки зрения Е.Г. Беликова, «вопрос правовой природы страховых взносов сам по себе очень интересен, поскольку они, как уплачиваемые в большинство государственных социальных внебюджетных фондов и объединенные ранее в едином социальном налоге платежи, ныне имеют, в основном, налоговую природу с отдельными элементами страхового метода взимания»12.
Отсутствует единый подход в отношении определения правовой природы страховых взносов и в решениях Конституционного Суда РФ. Так, в одном случае Конституционный Суд РФ указывает на то, что установление страховых платежей законом, их обязательность и целевой характер не позволяют отделить их от налогов, сборов и иных платежей13; в другом — не отождествляет правовую природу страховых взносов на обязательное социальное страхование с правовой природой налоговых платежей, отмечая, что страховые взносы носят не фискальный, а компенсационный характер14. Таким образом, и налоги, и взносы являются обязательными и имеют периодический характер уплаты. Однако в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной составляющей, обладают индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы характеризуются признаками возмездности и возвратности, т.к. при поступлении в бюджет государственного внебюджетного фонда персонифицируются в отношении каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, выплачиваемое застрахованному лицу при наступлении конкретного страхового случая.
Указанные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности. Тождественную позицию отстаивают арбитражные суды, указывая на различную правовую природу налогов, сборов и страховых взносов15.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды обладают специфической правовой природой, целевым характером формирования и направлены на реализацию общегосударственных социальных программ.
1 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 2004. С. 80.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51, ст. 4832; Российская газета. 2015. 15 июля.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3803; 2014. № 49, ч. 6, ст. 6915.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 49, ст. 6422; 2014. № 49, ч. 6, ст. 6927.
5 Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2015. № 24, ч. 1, ст. 3377.
6 Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. М., 2013. С. 83.
7 См.: Галаганов В.П., Пашкова Г.Г., Бондарева Э.С., Новикова Н.А., Назаров Е.Г., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 См.: Гутарина О.В. Правовая сущность страховых взносов на обязательное социальное страхование // Публично-правовые исследования. 2013. № 4. С. 95.
9 См.: Шафигуллин Э.Н. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование // Социальное и пенсионное право. 2011. № 1. С. 29.
10 См.: Покачалова Е.В. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и налоги в РФ: особенности правовой природы // Налоги. 2014. № 1. С. 30-31.
11 Бит-Шабо И.В. Использование сравнительно-правового метода при исследовании природы и сущности налогов и страховых взносов // Налоги. 2014. № 1. С. 17.
12 Беликов Е.Г. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. № 4 (80). С. 187.
13 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. „О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 3, ст. 353.
14 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. „О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г." в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 10, ст. 1242.
15 См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2010 г. № Ф03-2455/2010 по делу № А59-5261/2009. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. № 17АП-11513/2012-АК. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».