Научная жизнь 135
ФИНАНСИСТ - ВЕКТОР КАРЬЕРЫ
(по материалам круглого стола)
19 октября 2011 г. в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова состоялся круглый стол для преподавателей и студентов финансового факультета на тему «Финансист -вектор карьеры». Круглый стол был организован кафедрой финансового менеджмента (заведующая кафедрой профессор К. В. Екимова). Гостями круглого стола были преподаватели кафедры высшей математики - профессор Н. В. Попова, доцент Р. К. Гринцявичус и др. В работе приняли участие 40 ученых и студентов университета.
Открыла и обозначила проблематику круглого стола заведующая кафедрой финансового менеджмента профессор К. В. Екимова. Она подчеркнула, что процесс формирования конкурентоспособности будущего финансиста сложный и многосторонний. К. В. Екимова остановилась на возможных направлениях взаимодействия преподавателей кафедры и студентов. Кафедра открыта для участия в студенческой жизни, в становлении профессионального уровня студентов. В перспективе кафедра финансового менеджмента будет стремиться организовывать практику на базе различных предприятий, планирует внедрять целевую подготовку специалистов для конкретных предприятий. Важное направление развития кафедры - участие студентов в профориентационных мероприятиях, организуемых в университете. Как показывает практика, зачастую многие студенты заинтересованы в профориентации, особенно карьерного типа (куда и кем пойти работать), однако в силу разных причин не проявляют активно эту потребность. Наличие такой возможности в вузе дает им шанс на более грамотное и целенаправленное трудоустройство.
Доцент Е. И. Громова выделила особенности обучения в университете в настоящее время. Студенты профиля «Финансовый менеджмент» должны обладать целым рядом общекультурных и профес-
сиональных компетенций. В современных условиях растет уровень требований работодателей к квалификации персонала. От выпускников требуется не только обладание специальной информацией, но и умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильными, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания и ресурсы. Кроме того, компании выделяют такой важный момент, как оценка личностного потенциала молодого специалиста. В этой связи весьма актуальным является развитие в процессе обучения в вузе достаточно востребованной среди работодателей зоны - личностного потенциала студентов. В большинстве своем работодатели заинтересованы как в квалифицированных, так и в личностно компетентных молодых специалистах. В целях воспитательной работы и повышения мотивации студентов-первокурсников к учебному процессу целесообразно такую дисциплину, как «Введение в профессию», проводить в формате встреч, мастер-классов с успешными финансистами, имеющими опыт работы в банках, инвестиционных компаниях, аудиторских компаниях, компаниях реального сектора экономики.
Интерес у участников круглого стола вызвало выступление доцента Т. В. Ва-щенко. В своем докладе она отметила, что в современных рыночных условиях вопросы, связанные с управлением финансами компаний, отличаются особой актуальностью. Внедрение финансового менеджмента в российскую финансовую практику ускоряется по мере развития и совершенствования рыночных отношений, появления новых финансовых инструментов, финансовой глобализации и выхода российских компаний на международные рынки. Для многих российских компаний финансовый менеджмент стал важнейшим инструментом завоевания положения на рынке в условиях конкуренции, преодоления неизбежных фи-
136 Вестник РЭА • 2011 • № 6
нансовых кризисов, роста стоимости бизнеса.
Признание высокой эффективности финансового менеджмента в управлении финансами компаний различных форм собственности, масштабов и сфер деятельности предопределило востребованность финансистов на рынке образования. Профиль «Финансовый менеджмент» занимает ключевое место в учебных планах подготовки студентов финансово-экономических направлений российских высших учебных заведений. Освоение данной программы формирует у бакалавров знания, умения и навыки, позволяющие создавать эффективную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью в условиях российского рынка, обеспечивая надежное положение компании на рынке и ее долгосрочное устойчивое развитие.
Доцент Е. К. Воронцова отметила востребованность профессии финансиста. Сфера применения услуг финансистов практически неограниченна. Конкурентным преимуществом программ, по которым идет подготовка студентов бакалавриата, является их практикоориен-тированность. Обучение в РЭУ им. Г. В. Плеханова - ведущем вузе страны позволяет сформировать современный образ мышления и образ действий высокопрофессиональных финансистов, владеющих методологией и современным инструментарием в управлении финансами в условиях глобальной трансформации финансовых рынков и перехода к инновационной экономике. Е. К. Ворон-кова подчеркнула широкое применение в учебном процессе таких инновационных методов обучения, как кейсы, диалоговое обучение, ролевые игры, презентации и др.
В своем выступлении старший преподаватель кафедры финансового менеджмента Н. В. Синельщикова отметила, что для успешного профессионального роста
в будущем студенты университета должны в процессе обучения воспитать в себе психологическую готовность к творческой и самостоятельной работе по получению новых знаний, умений и навыков в области финансов, приобрести необходимый уровень социальной и моральной ответственности, характеризующий профессиональную пригодность работников финансовой сферы. Особое значение приобретает проблема целенаправленного формирования у студентов системного мышления и навыков принятия и реализации управленческих решений в области финансов. Как куратор группы 2111, Н. В. Синельщикова высказала мнение о значительной роли кураторов, которые содействуют повышению качества учебной и научной деятельности студентов, решению социальных вопросов, самореализации личности студентов, развитию нравственных качеств.
Ассистент кафедры финансового менеджмента А. А. Бутманов отметил, что важная амбициозная цель каждого студента - стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда. В РЭУ им. Г. В. Плеханова создана достаточно хорошая внутренняя среда для реализации этой цели. В частности, это касается широкого внедрения интерактивных форм обучения. Каждый студент уже на первом курсе обучения должен ставить и решать задачу формирования ранней мотивации личностного роста и саморазвития в профессиональной и социальной сфере.
По итогам работы круглого стола были приняты решения по формированию комплексной системы мер взаимодействия кафедры финансового менеджмента со студентами, направленных на повышение качества учебной и развитие научной их деятельности.
Д-р экон. наук К. В. Екимова канд. экон. наук Е. И. Громова