НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛЬНИКОВ
(по материалам круглого стола)
27 сентября 2011 г. в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова состоялся круглый стол для преподавателей и школьников лицея № 1546 на тему «Финансовые перспективы школьников». Круглый стол был организован кафедрой финансов и цен (заведующий кафедрой профессор
B. А. Слепов) и факультетом дистанционного обучения (декан доцент
C. Р. Шибаев) в рамках договора с Ассоциацией московских вузов. В работе приняли участие 40 ученых и представителей лицея, аспирантов и студентов университета.
Открыл и обозначил проблематику круглого стола профессор В. А. Слепое. Он подчеркнул, что в современных условиях финансовая грамотность школьникам необходима и важна. Школьники -будущее нашей страны. Переход на рыночную экономику усложнил финансовую жизнь, делая ее многовариантной.
Финансовые знания и умения «шлифуются» на финансовом факультете РЭУ им. Г. В. Плеханова. Поступление и учеба в первом коммерческом вузе России открывает блестящие перспективы для школьников. В. А. Слепов отметил, что ранняя профориентация школьников должна помочь в выборе профессии. В рамках договора с Ассоциацией московских вузов кафедра финансов и цен реализует интересный проект для выстраивания комплексной системы взаимодействия вуза с предшествующим уровнем образования - школами, лицеями и колледжами. Цель этого проекта - социальная поддержка учащихся средних образовательных учреждений города Москвы в повышении их финансовой грамотности и обеспечении ранней профессиональной ориентации. Проектом решается ряд важных задач: внедрение начального финансового образования в учебный
процесс с использованием современных инф ормационно-коммуникационных технологий; реализация интерактивного учебно-тренировочного комплекса «Навигатор профессиональной ориентации школьника».
Интерес у участников круглого стола вызвало выступление начальника отдела управления корпоративных клиентов и малого бизнеса Сбербанка России, доцента И. Т. Кери. Актуальным вопросом повышения общей финансовой грамотности школьников является их обучение основам банковской деятельности и банковских услуг. Задача развития банковской грамотности у школьников заключается не только в предоставлении информации в данной области, но и в формировании начальных знаний в управлении личными финансами. И. Т. Кери подчеркнул необходимость внедрения инновационных методов обучения. В частности, при обучении школьников можно использовать такие инструменты, как интернет-сайты коммерческих банков, плановые экскурсии в ближайшие банковские отделения, приглашение в школу специалистов для проведения обучающих семинаров по отдельным направлениям банковского бизнеса.
Выступление ассистента кафедры финансов и цен М. Л. Дорофеееа было посвящено использованию информационных технологий в области профессиональной финансовой ориентации школьников. Докладчик остановился на разработке современных компьютерных программ с инновационными решениями в области профессиональной ориентации школьников, в частности, выбора профессии финансиста. Внедрение современных инновационных компьютерных программ, помогающих школьнику получить виртуальный опыт и сформировать понимание интересующей его про-
Научная жизнь 133
фессии, сможет увеличить вероятность правильного решения при выборе учебного учреждения после окончания школы.
Ассистент Е. Н. Орехова уделила внимание вопросам финансовой грамотности как залогу финансового успеха. Как показала российская практика, отсутствие у населения знаний в области финансов вовлекало их в строительство финансовых пирамид, которые мошенническим путем обогащались на доверчивых инвесторах. Поэтому вопрос повышения финансовой грамотности становится важным не только на уровне института семьи, но и на уровне государства. Государственная программа по повышению финансовой грамотности позволит овладеть навыками личного финансового планирования, позволит узнать, как работают деньги, и существующие денежные ресурсы смогут принести дополнительные доходы.
Доцент Р. П. Иванова отметила востребованность профессии финансиста. Сфера применения услуг финансистов неограниченна. Успешное продвижение по карьерной лестнице финансиста требует наличия второго высшего образования. Кроме этого, большое значение на рынке труда имеет наличие практического опыта у претендентов. Поэтому многие студенты уже с 18 лет начинают работать в бухгалтериях, на биржах, в страховых компаниях для приобретения опыта. Очевидно, учиться и работать сложно, тем более, учиться хорошо, не ради диплома, а ради знаний и умений. Школьники должны понимать, что финансовая составляющая в образовании является залогом успешного продвижения по карьерной лестнице на любом поприще, а также основой широко образованного современного профессионала.
Доцент Т. В. Ващенко согласилась, что школьное финансовое образование -необходимое условие успешной профессиональной деятельности и личного благополучия. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расшире-
ния сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь. Весьма важно поэтому начинать обучение основам финансовой грамотности именно на этапе школьного образования. Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению на основе интереса к профессии финансиста позволит осознанно выбрать высшее учебное заведение, сферу профессиональной деятельности, быть грамотным участником деятельности различных финансовых структур. Соответственно весьма актуальной является разработка специализированных курсов, адаптированных к условиям и возможностям школьного образования, построенных на основе современных приемов и методов обучения.
В своем докладе доцент Т. Е. Пауше-ва отметила значимость финансовой грамотности - важного элемента современного молодого человека. Основы финансов необходимы каждому гражданину, так как только в этом случае граждане могут воспользоваться своими правами, предоставляемыми им Конституцией РФ и финансовым законодательством. Современный уровень развития финансовых рынков невозможен без использования 1Т-технологий. Их развитие, внедрение и сопровождение требуют специалистов высокой квалификации. Умение правильно поставить задачу, реализовать ее и успешно внедрить - одно из важнейших условий процветания финансовых учреждений на финансовом рынке. Сегодня вызовы рынка таковы, что требуются широко образованные, грамотные специалисты, обладающие соответствующей реакцией, самостоятельностью мышления, инициативностью и ответственностью. Молодым людям, стремящимся создать собственный бизнес или сделать карьеру в крупной корпорации, необходимо уметь пользоваться новыми финансовыми инструментами, иметь высшее экономическое образование. Все эти аспекты открывают колоссальные возможности перед школьниками.
Доцент Е. И. Громова в выступлении
134 Вестник РЭА • 2011 • № 6
выделила особенности профориентации школьников в современных условиях. Своевременно оказанная профориента-ционная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всей психолого-педагогической работы с учащимися. С точки зрения государственных интересов профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны и важна по целому ряду причин. Практи-ко-ориентированное финансовое образование школьников может способствовать адаптации учащихся к внешней среде, формировать их способности и творческий потенциал в области финансов, развивать умения самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Финансовые знания относятся в настоящее время к базисным образовательным компонентам, которые необходимы практически в каждой профессии, обеспечивают потенциал школьников в решении задачи профессионального самоопределения.
Доцент Е. К. Воронкоеа остановилась на характеристике концепции финансовой профориентационной деятельности школьников, созданной в рамках реализации договора с Ассоциацией московских вузов. Финансовая профориентация должна способствовать повышению конкурентоспособности учащихся средних образовательных учреждений как на этапе выбора профессии, так и при формировании и реализации личных финансовых планов. Финансовая профориентация, которая является педагогической по методам и социальной по содержанию, должна дать ощутимые экономические результаты и личности, и государству. Новыми подходами к разработке автор-
ских курсов по финансам стали построение содержания курсов на основе компе-тентностного подхода, использование личностно ориентированного подхода в учебном процессе, использование оригинальных методов обучения и методического обеспечения с использованием интерактивных информационных технологий.
В своем выступлении старший преподаватель Н. В. Синельщикоеа остановилась на особенностях процесса изменения парадигмы школьного образования. Особое значение приобретает проблема целенаправленного формирования у подрастающего поколения системного мышления и навыков принятия и реализации решений. В практике преподавания должны активно использоваться имитационные игры (деловые и ролевые), исследовательская практика на предприятии, участие в разработке предпринимательских проектов. Необходимы учебники разного уровня по основам финансово-экономической грамотности, проф-ориентированные олимпиады, повышение квалификации учителей, организация школ бизнес-тренингов для молодежи.
По итогам работы круглого стола были приняты рекомендации по внедрению начального финансового образования и других видов экономических знаний в учебный процесс школ и колледжей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, а также внесены предложения о финансовой профориентации школьников.
Д-р экон. наук В. А. Слепов канд. экон. наук Е. И. Громова