Особенности профессионального становления личности студента — будущего специалиста в сфере экономики и
финансов
***
Н. В. Анненкова*, Е. В. Камнева**, Ю. Е. Мужичкова
Features of Professional Formation of the Student — the Future Specialist in the Field of Economics and Finance
N. V. Annenkova, Е. V. Kamneva, J. E. Muzhichkova
1 ноября 2011 г. на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации состоялся межвузовский круглый стол с международным участием «Особенности профессионального становления личности студента — будущего специалиста в сфере экономики и финансов». В работе круглого стола приняли участие заведующие кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями, преподаватели, научные сотрудники, аспиранты Финансового университета при Правительстве РФ, Московского городского психолого-педагогического университета, Московского Государственного Института Индустрии Туризма им. Ю. А. Сенкевича, Университета г. Калгари, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Астраханского государственного университета, Тульского государственного университета, Всероссийского заочного финансово-экономического института, Национального университета "Одесская юридическая академия", специалисты в области экономики и финансов, экономической психологии.
Круглый стол был посвящен процессу профессионального становления личности, кото-
рый является многоаспектным, многоплановым и чрезвычайно сложным. Несмотря на значительное количество исследований, выполненных в данной области, актуальность изучения проблемы профессионального становления личности не снижается до сих пор. На фоне социально-экономических изменений в нашей стране и глобальных дисбалансов в мировой экономике, особенно важной в последнее время становится проблема профессионального становления специалиста в сфере экономики и финансов. В связи с этим появляется множество вопросов, связанных с тем, какими психологическими качествами должен обладать специалист в области экономики и финансов в наши дни и как должна осуществляться его профессиональная подготовка.
Работу круглого стола открыл проректор по Учебно-методическому объединению, заведующий кафедрой Организационной и экономической психологии факультета Государственного и муниципального управления МГППУ, доктор психологических наук, профессор Юрий Михайлович Забродин, который подчеркнул актуальность темы, важность обсуждаемых в рамках круглого стола проблем, выразил благодарность организаторам данного научного мероприятия и предложил сделать круглый стол регулярным.
Проректор по научным исследованиям и разработкам Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических
*Анненкова Наталия Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]
**Камнева Елена Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]
***Мужичкова Юлия Евгеньевна - кандидат психологических наук, зам. зав. кафедрой «Прикладная психология» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]
наук, профессор Марина Алексеевна Федотова отметила важность исследований в области психологии финансов, значимость решения вопросов социально-психологической адаптации студентов, формирования личности финансиста, подчеркнула необходимость междисциплинарных исследований и высказала предложение о постоянном сотрудничестве с Московским городским психолого-педагогическим университетом.
Первый проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ Нелли Михайловна Розина подчеркнула актуальность проблемы формирования компетенций студента и их оценивания, отметив, что знания о студентах — инструмент и учебной, и методической работы преподавателей.
Межвузовский круглый стол с международным участием «Особенности профессионального становления личности студента — будущего специалиста в сфере экономики и финансов» имел несколько целей. Во-первых, это осмысление социальных и психологических проблем профессионального становления личности студента в условиях переходной экономики и современной социальной ситуации. Во-вторых, определение способов решения этих проблем на практике. В-третьих, определение приоритетных направлений модернизации модели обучения экономистов и финансистов.
По мнению С. В. Бадмаевой (МГППУ), проведение социально-экономических преобразований в современной России сопряжено с острыми проблемами и противоречиями, которые вызывают высокую нестабильность в жизни общества, связаны с большими материальными, социальными и психологическими затратами и потерями. В связи с этим труд экономистов и финансистов в сложных ситуациях стал приоритетным объектом комплексных научных исследований. Поэтому изучение личностной сферы современных специалистов в области экономики и финансов, имеющей многоуровневую структуру и только ей присущие характеристики, является важным, существенным для понимания природы и поведения человека.
Как справедливо отметили участники круглого стола, в настоящее время профессио-
нальное становление экономиста подвержено влиянию различных факторов: экономических, политических, культурных. Современное поколение молодежи имеет особенности, обусловленные исторической эпохой, которые необходимо учитывать преподавателям. Следовательно, нужно искать новый подход к взаимодействию преподавателя и студента, который обеспечит наиболее полное раскрытие личностных качеств и полноценное становление профессионала. По мнению М. А. Пивоваровой (Финансовый университет), преподаватель не должен быть лишь интерпретатором учебной дисциплины или контролером результатов учебного процесса, но прежде всего он — организатор/модератор дискуссии, консультант, научный руководитель.
Для реализации задач, связанных с модернизацией модели образования в сфере экономики и финансов, была отмечена важность контекстного подхода в обучении, необходимость формирования в процессе обучения компетенций, которые позволяют не только дать профессиональные знания, но и сформировать у студентов предпринимательские качества, актуализировать способности личности и дать бесценный опыт в использовании базовых общекультурных компетенций, востребованных на рынке труда. Отмечается также ведущее значение активных форм обучения, таких как тренинг, кейсы и деловые игры (Н. В. Анненкова (Финансовый университет), М. В. Полевая (МГИИТ), С. В. Брюховецкая (Финансовый университет), В. В. Литвинова (Финансовый университет)). В процессе обучения, на взгляд М. А. Гагариной и Г. А. Дубининой (Финансовый университет), целесообразно разработать и широко внедрять оценивание успеваемости не только по уровню знаний, но и по степени и характеру освоения общих компетенций.
М. Г. Ковтунович (МГППУ) рассмотрены вопросы подготовки будущего управленца в соответствии с принципами системного формирования и развития системы когнитивных структур управленческих знаний, приведены результаты исследования их дифференциро-ванности-интегрированности и иерархизи-рованности. Показано, что важную роль в их формировании играет индивидуальный стиль
саморегуляции студентов, являющийся условием как формирования системы когнитивных структур знаний, так и ее применения в профессиональной деятельности.
Интересным моментом оказалось рассмотрение поликультурной среды вуза, и необходимое в связи с этим формирование установок толерантного сознания у студентов (Е. П. Звягинцева, Финансовый университет), а также осуществление межкультурной адаптации иностранных обучающихся. С. В. Бежановой (Финансовый университет) и Е. В. Ганиной (Финансовый университет) предложены формы работы по преодолению культурных различий в поликультурной среде образовательного пространства Финуниверситета.
Помимо этого были выделены проблемы формирования конфликтологической культуры личности (О. И. Щербакова, РЭУ им. Г. В. Плеханова), формирования нравственной ответственности (А. В. Варбузов, Финансовый университет), интеллектуальной культуры специалиста в сфере финансовой деятельности и предложены варианты решения этих проблем.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества особенно актуально, поскольку дает возможность выяснить степень его адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Необходимость учитывать ценностные ориентации студентов, отметили А. Г. Демидова (ТулГУ), Е. В. Камнева (Финансовый университет), А. Ю. Крылов (Финансовый университет). Н. Н. Толстых (МГППУ) рассмотрена интереснейшая и вместе с тем крайне мало изученная проблема социальной психологии личности — формирование и самоопределение личности как представителя такой большой социальной группы, какой является поколение.
В рамках круглого стола рассматривались особенности профессиональной мотивации современных студентов. Одной из центральных проблем в подготовке профессионально компетентного специалиста является проблема мотивационной готовности, так как только адекватная целям профессиональной дея-
тельности мотивация обеспечит гармоничное осуществление этой деятельности и самораскрытие личности. Основными психологическими средствами развития мотивационной сферы личности студента при достаточных условиях являются способы переживания успеха и неуспеха, переработки информации, предвосхищения и когнитивной обработки, самообразования, коммуникации, самовыражения, самоотношения, самосовершенствования. Н. В. Анненковой (Финансовый университет) и Е. В. Камневой (Финансовый университет) представлены результаты исследования уровня сформированности мотивации профессионального самоопределения студентов-первокурсников и особенности их структуры мотивов, а также взаимосвязь внутренней и внешней учебной мотивации с уровней адаптированности студентов. Авторами выделяются факторы социально-психологической адаптации студентов, такие как высокий уровень сформированности мотивации профессионального самоопределения, а также преобладание прогрессивного моти-вационного и стенического эмоционального профиля.
Ж. В. Коробановой (Финансовый университет) рассмотрена проблема мотивов профессионального выбора, представлены результаты исследования особенностей профессиональной мотивации студентов. Ею отмечено, что доминирующим у студентов-первокурсников является внутренний мотив выбора профессии. Внешние мотивы представлены в значительно меньшем количестве. Соответственно, первоначальная почва профессиональной мотивации очень благоприятная. Однако первокурсники, как правило, опираются на свои идеальные представления о будущей профессии. В процессе обучения в вузе необходимо подкреплять первоначальные положительные представления первокурсников о будущей профессии компетентным представлением о ней. В достижении этой цели большую роль играют содержание и методика преподавания учебных дисциплин. Психология в силу специфики своего предмета имеет больший потенциал в формировании компетентного представления о профессии, профессионально-личностного роста студентов.
Ю. Е. Мужичковой (Финансовый университет) проведен анализ структуры профессионального самоопределения студентов. Она отметила, что основной побудительной силой на этапе выбора профессии являются мотивы личности. В исследовании, проведенном автором, показаны основные отличия в мотивации выбора профессии у студентов различных экономических специальностей.
По мнению Н. Т. Колесник (Финансовый университет) и Е. А. Орловой (Финансовый университет), одним из видов активного обучения и развития мотивации профессионального самоопределения студентов вуза является социально-психологический тренинг.
Участниками обсуждены успешные программы и мероприятия, проводимые в вузах,
а также возможности межкафедральных общевузовских адаптационных программ.
Подводя итоги круглого стола, Юрий Михайлович Забродин отметил наиболее остро обозначившиеся проблемы профессионального становления финансиста, а также наметил направления, по которым можно осуществлять дальнейшую работу.
В рамках межвузовского круглого стола с международным участием представлен широкий интересный спектр исследований, разработок и проблемных зон, отражающий психологический, педагогический, социально-экономический аспекты становления личности студента — будущего специалиста в сфере экономики и финансов.