НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
АНТИКРИЗИСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
(по материалам «круглого стола»)
10 декабря 2009 г. в Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова состоялся «круглый стол» для руководящих работников предприятий реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса на тему «Антикризисный финансовый менеджмент: современные вызовы». «Круглый стол» был организован кафедрой финансов и цен (заведующий кафедрой д-р экон. наук, проф. В. А. Слепов) и факультетом дистанционного обучения (декан канд. экон. наук, проф. О. А. Гришина) в рамках договора с Ассоциацией московских вузов. В работе приняли участие ученые, руководители предприятий, аспиранты и студенты академии.
Открыл и обозначил проблематику «круглого стола» профессор В. А. Слепов. Он подчеркнул, что формирование антикризисной системы управления корпоративными финансами - сегодня острейшая, ключевая проблема национальных и мировой экономик. В. А. Слепов отметил, что мы оказались в жестком, жестоком глобальном финансово-экономическом кризисе. Лидеры промышленного производства весьма пессимистично оценивают состояние нынешней деловой активности и ее перспективы. Индекс предпринимательской уверенности находится в глубоко отрицательной зоне.
Работа финансового менеджмента в кризисных условиях -первый вызов. Корпоративный сектор работает в обстановке кардинальных перемен, особенно в финансах: переплетение финансовых корпоративных систем разных стран, усиление позиций ТНК, развитие информационных финансовых технологий, сокращение времени для принятия финансовых решений. В результате -усложнение финансовой работы и усиление финансовых рисков. Это второй вызов. Третий вызов -рост коррупции. В архисложных ситуациях важен поиск эффективных методов и инструментов антикризисного финансового менеджмента.
В. А. Слепов подчеркнул, что по итогам «круглого стола» следует сформировать предложения для правительственных органов. Необходимо внедрять эти предложения в бизнес-среду и в сознание наших студентов, аспирантов, молодых ученых. Последнее может быть самое важное. Именно они в ближайшее время будут управлять корпоративными финансами в России.
Доцент Е. К. Воронкова отметила, что современные рынки отличаются жесткой конкуренцией, усилением неопределенности, высокими рисками. В этих условиях для сохранения и укрепления рос-
сийскими компаниями своих конкурентных позиций необходимы модернизация и диверсификация сильно изношенной инфраструктуры, предопределяющие доступ к инновационным достижениям. Мировая рецессия и падение цен на нефть помогли осознать российскому менеджменту, насколько важно для долгосрочного роста экономики поддерживать инвестиционную деятельность, в том числе иностранные инвестиции.
Е. К. Воронкова обратила внимание, что реализовать стратегические решения компаний без специальной государственной политики практически невозможно. Конкретизация такой государственной политики должна выражаться в комплексе мер, обеспечивающих достижение адекватного уровня показателей, которые обычно используются для оценки инвестиционной привлекательности страны.
Начальник отдела взаимодействия с территориальными банками и оценки эффективности Управления по работе с корпоративными клиентами и малым бизнесом Сбербанка России, доцент И. Т. Кери в своем выступлении остановился на проблемах малого и среднего предпринимательства. Снижению влияния кризиса на деятельность предприятий малого и среднего бизнеса должны способствовать меры в области увеличения финансовой поддержки со стороны государства. Среди таких мер к наиболее действен-
ным И. Т. Кери отнес использование механизма микрофинансирования; создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств); субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам; венчурное финансирование.
В заключение И. Т. Кери акцентировал внимание на том, что для построения реально действующей схемы обеспечения доступа среднего и малого предпринимательства к финансовым ресурсам в условиях ограниченности бюджетных средств необходимо активно привлекать внебюджетные источники.
В своем докладе доцент Т. Е. Паушева отметила, что за прошедший кризисный год компании научились выживать. Кризис - это период переоценки возможностей компании в соответствии с вновь складывающимися рыночными условиями, определение направления ее реструктуризации и дальнейшего развития. Залог успеха выживания в условиях кризиса напрямую связан с разработкой стратегии развития. Для каждой компании наступило время пересмотреть свое собственное положение на рынке, определить новые цели и возможности. Постоянно меняющиеся рыночные условия вызывают необходимость регулярного пересмотра применяемых финансовых ме-
Научная жизнь 127
тодов управления, проведения своевременной диагностики финансового состояния компании.
Доцент Е. И. Громова в своем выступлении отметила, что современный международный финансовый кризис выявил необходимость более тщательного подхода к организации и анализу финансовой устойчивости предприятия с целью повышения результативности и эффективности его деятельности. В современных условиях целесообразно внедрять новые методы анализа и оценки их финансового состояния. К основным направлениям развития финансового анализа относятся пересмотр нормативных значений показателей, раз-работка модифицированной системы коэффициентов с учетом фактора отраслевой принадлежности, осуществление ранней диагностики банкротства предприятий, использование финансовых матриц.
Одним из современных методов управления финансовой устойчивостью предприятия является система сбалансированных показателей - ССП (Balanced Scorecard - BSC). Она выступает основным инструментом исполнения стратегии в таких корпорациях, как BP, General Electric, Coca-Cola, L'Oreal, McDonald's, BMW, Boeing и др. В России ССП также внедрена в компаниях ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Северсталь».
Большой интерес участников «круглого стола» вызвала тема, связанная с антикризисными ме-
рами финансового менеджмента для предприятий пищевого комплекса, затронутая в выступлении заместителя генерального директора ЗАО «Карат», доцента В. И. Пятановой. Она подчеркнула, что в условиях финансового кризиса главная задача производственного предприятия - соответствовать своей стратегической цели и иметь достаточно ресурсов и возможностей для воплощения стратегии в жизнь.
В условиях кризиса с точки зрения маркетинга главные усилия должны быть перенесены с прямой рекламы на построение долгосрочного позитивного имиджа компании и нетрадиционные маркетинговые решения.
Тема социальной ответственности бизнеса в современных условиях актуальна как никогда. К основным задачам современного финансового менеджмента
В. И. Пятакова отнесла недостаток оборотных средств, задержку реализации инвестиционных программ, рост цен на сырье, упаковку, электроэнергию, снижение покупательной способности населения, сокращение затрат и др.
Доцент Т. В. Ващенко посвятила свое выступление вопросам управления денежными потоками предприятия, которое позволяет решить такие задачи, как обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов для перспективного развития предприятия; обеспечение эффективного использования сформи-
рованного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности; оптимизация денежного оборота; обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне финансового риска; обеспечение минимизации уровня финансового риска при планируемом уровне прибыли.
Н. В. Синельщикова в своем докладе остановилась на задачах сохранения и модернизации производственного потенциала предприятий в условиях кризиса. Модернизация производственного потенциала предприятий, а также развитие малого предпринимательства в сфере материального производства сдерживаются нехваткой производственных площадей. В условиях высокой стоимости инвестиционных ресурсов строительство новых производственных площадей приводит к увеличению сроков окупаемости инвестиций и снижению их инвестиционной привлекательности, а для малых предприятий привлечение инвестиций в условиях отсутствия их обеспечения невозможно. Необходима государственная программа стимулирования модернизации производства.
М. А. Копылова, специалист Информационно-аналитического управления Некоммерческого
партнерства «Московский центр развития предпринимательства», в своем выступлении остановилась на финансовой поддержке малого и среднего бизнеса за счет предоставления гарантий, частичной компенсации процентных ставок. Наиболее перспективным направлением представляется содействие развитию микрофинансовых организаций.
В условиях кризисного состояния российского реального сектора и кардинальных перемен в финансах участники «круглого стола» предлагали наиболее действенные, эффективные методы и инструменты антикризисного корпоративного финансового управления. По итогам работы «круглого стола» были приняты рекомендации по внедрению новых методов управления корпоративными финансами: трансформация модели выживания в модель развития компаний; внедрение в практику хозяйствования стратегических ориентиров; развитие микрофинансирования; расширение сферы применения субсидирования процентных ставок; использование возможностей гарантийных фондов по поддержке малого и среднего бизнеса и др.
Канд. экон. наук Е. И. Громова