специалиста высокого уровня квалификации в системе непрерывного педагогического образования. Участие во внеаудиторной творческой работе позволяет студентам проводить апробацию своих наработок и закреплять практические навыки и умения под руководством руково-дителей-педагогов. Пройдя экспериментальную апробацию на практике, данные формы работы показали свою эффективность и жизнеспособность.
Идеологической основой внеаудиторной работы являются идеи гуманизации и нравственно-эстетические аспекты, направленные на: формирование духовно-нравственного начала, национального самосознания молодежи; развитие творческой самореализации, научно-исследовательское познание культурно-исторических традиций народной культуры региона; изучение культурно-исторического этноса Ставрополья, культурных традиций региона как формирующих компонентов духовно-нравственного воспитания молодежи.
Таким образом, развитие внеаудиторной работы на факультете искусств позволяет создать условия по оптимизации учебного процесса в подготовке профессиональных специалистов по профилю, требующего большую долю индивидуальной формы обучения, что сопряжено, как известно, с большими экономическими затратами.
1-Л
О
гч
о
□
со
гч
■ QII
h
х*терН4г2а f'j
ТА
щ
99
труду, национальное самосознание; развивают творческое ассоциативное мышление, различные профессиональные навыки и умения. Именно интеграция различных видов учебно-творческой деятельности: музыкально-образовательный цикл учебных дисциплин в рамках учебного процесса, участие в самобытных, творческих коллективах, детских студиях является важнейшим фактором и фундаментальной основой в формировании духовно-нравственной составляющей и развитии профессиональных навыков будущего руководителя коллектива.
Где же скрыты резервы и как они могут быть задействованы? Резервы, позволяющие оптимизировать учебный процесс, повысить профессиональный уровень и качество подготовки студентов, скрыты именно во внеаудиторной творческой работе, посколькутолько практическое участие студентов в различныхтворческих коллективах может стать основой в формировании самостоятельной профессионально-ориентированной личности.
На сегодняшний день на факультете искусств Ставропольского государственного педагогического института создано более десяти разножанровых коллективов (оркестр русских народных инструментов, академический хор, народныЙ хор "Сударушка" и др.). Руководителями творческих коллективов являются педагоги, которые ведут внеаудиторную творческую работу со своими студентами за рамками учебного процесса. Безусловно, это дополнительные временные и творческие затраты педагогов и студентов, но в результате происходит концентрация творческих сил в решении единых задач, что в конечном итоге способствует формированию новых подходов в подготовке
Примечания:
1. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. - М., 1991.
2. Редько Л.Л. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-практическом комплексе. - Ставрополь, 2001.
3. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.
PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL ANALYSIS IN THE KNOWLEDGE OF THE PHENOMENON OF MUSICAL CULTURE
Grigoryev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical Science, Professor of RANS, Honored Artist of ChR, Chair of Theory and Methods of Music Education E-mail: grig.26rus@gmail.com
Suhitashvilly Lyudmila Stefanovna, Associate Professor, Chair of Theory and Methods of Music Education
Aleynikova Natalia Gennadievna, Assistant Professor, Chair of Choral Conducting Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article is philosophical and anthropological analysis of the scientific under-standing of the phenomenon of musical culture, which allows to identify a wide range of opinions about the functioning of musical and artistic events with their role and importance in human life.
Keywords: musical culture; musical and artistic events; form of reflection of reality in images, a form of human activity, a form of life, the core of artistic culture, the process of self-liberation of the human, spiritual self-development, spiritual reproduction, the process of interaction between people from different cultures and self-determination of human thought and action.
УДК 37.013
© Григорьев А.Ф., 2013
100
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович,
доктор культурологии, кандидат
педагогических наук, профессор РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР, кафедра Теории и методики музыкального образования, grig. 26rus@gmail. com
СУХИТАШВИЛЛИ
Людмила
Стефановна,
доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования
АЛЕЙНИКОВА Наталья Геннадьевна,
ст. преподаватель, кафедра Хорового дирижирования
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ПОЗНАНИИ ФЕНОМЕНА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье осуществляется философско-антропологический анализ научного осмысления феномена музыкальной культуры, позволяющего выявить широчайший спектр суждений о функционировании музыкально-художественных явлений их роли и значении в жизни человека.
Ключевые слова: музыкальная культура; музыкально-художественные явления; форма отражения действительности в художественных образах; форма человеческой деятельности; форма бытия; ядро художественной культуры; процесс человеческого самоосвобождения; духовное саморазвитие; духовное воспроизводство; процесс взаимодействия представителей различных культур и самодетерминации человеческого мышления и поступков.
Ретроспективный анализ поданной проблематике позволяет отметить, что музыкальное искусство и культура, выполняя нравственновоспитательные функции, занимали достойное место в обществе еще в античные времена и служили важным стабилизирующим фактором.
Философско-антропологический анализ научного осмысления феномена музыкальной культуры выявляет широчайший спектр суждений о функционировании музыкально-художественных явлений. Музыкальное искусство и культура представляются особой формой отражения действительности в художественных образах, формой человеческой деятельности, ядром художественной культуры, системой отдельных его видов, каждый из которых обладает своими особенностями , но вместе с тем воплощают общие законы художественной деятельности. Философами различных эпох музыкальная культура трактуется как процесс человеческого самоосвобождения, духовного саморазвития и духовного воспроизводства и представляется формой бытия, взаимодействия представителей различных культур и самодетерминации человеческого мышления и поступков.
Первые ростки науки о музыке мы находим в работах античных философов. В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и Древней Греции - врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку в различных целях. В китайской натурфилософии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые приносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, нормы, иерархии для гармонизации общественной жизни. В древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства. Вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании определенных мантр, приводили к выздоровлению. У античных авторов можно найти много свидетельств, касающихся воздействия музыки на психические состояния человека. По мнению греческого философа - Платона, - могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка использовалась в воспитании (в каких ладах и в ритмах). Пифагором были установлены мелодии и ритмы, которые могли оказывать благотворное влияние на человека. В его работах имеется описание влияния музыки на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была "Эвритмия" -способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях поступках, в рождении и смерти. "Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гар-
монично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого" [1, 10]. Пифагор установил в качестве первого - "воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и страстей, и восстановление гармонии душевных способностей в том виде, как они были сначала" [2,127]. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. Идею о значимости и роли музыкального искусства как средства гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. И. Кант, пытаясь постичь строение культуры, функционирование и законы развития, говорил о выходе человека из природы в культуру и понимал данный процесс как становление и развитие культуры в контексте развития объективного духа и его воплощения в материально-практическую деятельность человека [3,64]. По мнению Гегеля, у человека две стороны - единичность и всеобщая сущность. В связи с этим его долг перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, а частью в том, чтобы поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы - образовывать себя [4, 64].
По мнению философа Е. Кассирера, культура вообще и музыкальная, в частности, есть не что иное, как символическая вселенная, в которой живет человек и представляет собой "процесс человеческого самоосвобождения" [5,64]. В культурном творчестве человек утверждает и доказывает свою власть, способность создавать собственный идеальный мир. В начале XX века русский философ Н.А. Бердяев, размышляя о русской духовности, в определении сущности культуры отмечал, что "всякая культура есть культура духа" [6, 167] . Его современник Н.К. Рерих, углубляя особенности культуры, отмеченные Бердяевым, писал: "Культура - есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты, и если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного блага, очаг просвещения и созидательной красоты" [7,17].
В.С. Библер отмечает, что культура, несмотря на трансформации, все более претендует на всеобщность, так как имеет тройной смысл в жизни человека. Во-первых, каждый индивид - это своя вселенная, а значит своя культура, поэтому культура в понимании целостности предстает перед нами как форма одновременного бытия и общения представителей различных культур. Во-вторых, культура является ин-дивидуму как форма самодетерминации человеческого мышления и поступков. В-третьих, "культура" как явление всеобщее предстает человеку как "мир впервые", то есть, познавая произведения культуры, человек как бы каждый раз заново строит "человеческую культуру" [8, 32].
Таким образом, культура, включая в себя человека, творит, воспитывает его, внедряется в его сознание и поведение, его душу и тело, в силу чего человек становится носителем культуры, а затем, воздействуя на нее и обогащая ее, становится ее творцом. С.В. Лисак, подчеркивая значимость культуры, отмечает: "Огромная социальная значимость культуры в жизни человеческого общества определяется тем, что именно культура формирует социально направленную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида и любой общности людей" [9, 14]. Таким образом, музыкальная культура во взаимодействии с человеком - это одновременно процесс и результат человеческой деятельности. РА. Тельгарова, исследуя взаимодействие музыки и человека, отмечает три главные особенности музыкального искусства: его интонационную выразительность, гносеологическую природу и конкретно-чувственное физиологическое воздействие на человека [10].
Рассматривая особенности музыкального искусства в контексте понимания сущности музыкальной культуры и ее роли в современном обществе, представляется необходимым обобщить социальные функции музыкального искусства.
Ученые в определении роли и значения культуры в социальном развитии человека и общества в целом рассматривают социальные функциональные особенности музыкального искусства и культуры. А.П. Садохин определяет коммуникативную функцию, обеспечивающую передачу этнокультурной информации в диахронном (между поколениями) и синхронном срезах [11]. С.Г. Степанова, исследуя проблемы формирования музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства, называет при этом материально-практическую, игровую, коммуникативную, познавательную, оценочная, духовно-воспитательную, духовно-преобразовательную, образовательную и научную функции. Обобщая, автор справедливо утверждает, что "вышеперечисленные социальные функции музыки тесно связаны с разносторонней деятельностью человека. Следовательно,центральным звеном в создании и освоении музыкальной культуры общества является деятельность группы людей или личности (субъекта)" [12,21].
Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культур и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. Тем самым подчеркиваются этнические функции музыкальной культуры и фольклора, решающие этнодифференцирующие и этноинтегри-рующие задачи. Этнические компоненты культуры отличаются стабильностью и устойчивостью, и потому составляют генетическое ядро
1-Л
О
гч
I-
о
1_
□
со
гч
■ QII
I—
101
X
0 X Г □ I..п
о
о
п
о
102
этноса. Этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса. Это же можно отнести непосредственно к этнической музыке, традиционной музыкальной культуре и фольклору.
Важно отметить, что функции искусства и музыкальной культуры представляются субъективному взгляду исследователей каждый раз в ином аспекте. Попытки, например, современных ученых (М. Каган, Ю. Борев, Б. Ерасов и др.) определить функции искусства и традиционной музыкальной культуры через моделирование структуры человеческой деятельности заканчиваются конструированием различных моделей этой деятельности и, в конечном итоге, демонстрируют только безграничное их разнообразие. Исследователи взаимодействия искусства, человека и социума придерживаются противоположных мнений даже в вопросе о том, полифункционально ли искусство, или оно выполняет только одну функцию.
Признавая его полифункциональность,
А. Сохор выделяет в качестве главных, систе-мообразующихтак называемые "суперфункции" [13,85]. Л. Столович считает, что "любое специфическое для искусства функциональное значение, непременно опосредованно его эстетической природой и в этом смысле является эстетическим" [14], и в качестве цементирующего основания системы функций искусства называет эстетически-художественную специфику. А. Сохор в качестве суперфункции искусства выделяет воспитательную и эстетическую, которые в силу специфики художественной деятельности, "сливаются" в одну -"воспитательно-эстетическую" [15, 88].
Ю. Борев, рассматривая понятие "эстетическое" как самую широкую, всеобщую категорию эстетики и уникальную прерогативу художественной деятельности, видит генеральную цель искусства в "социализации личности, объединяющей все его функции" [16, 151].
Обобщая разнообразные подходы, Д. Варламов отмечает: "причина обособления втом или ином явлении сущностных (супер) и частных (обычных) функций не втом, что есть главные и второстепенные функции, а в том, что каждое явление, с одной стороны, функционирует как
часть целого, а с другой - само является целым по отношению к другим объектам" [17].
Столь разнообразные подходы в трактовке функциональности музыкального искусства и культуры говорят, прежде всего, о многогранности самого искусства, а поскольку искусство как художественная деятельность многообразна в своих проявлениях, постольку разнообразны и функции искусства. Искусство оказывается столь многогранным в своих проявлениях, что никому не удается ни охватить его целиком, ни выявить глубинную сущность.
Обобщая, можно заключить, что многоаспек-тность научных подходов к анализу феномена музыкальной культуры приводят к конструированию различных функциональных систем, способных отразить только какой-либо "срез" объекта исследования, но не явления в целом.
Примечания:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия (теория и практика). -М.: Владос, 2000.
2. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960.
3. Григорьев А.Ф. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект (монография) / ред.-сост. Л.Н. Сляднева. -Ставрополь: СГПИ, 2008.
4. Григорьев А.Ф. Указ. соч.
5. Григорьев А.Ф. Указ. соч.
6. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе духовности. Избр. труды. -М.: Флинта, 1999.
7. Данилова А Г. Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук.- Якутск: РГБ, 2006. - С.17.
8. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах. - М.: 3нание, 1990.-С.32.
9. Лисак С.В. Воспитание гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов: дис.... к.п.н. (на правах рукописи). - Ставрополь, 2005.
10. ЛисакС.В. Указ. соч.
11. Садахин А.П., Г рушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия, 2001.
12. СтепановаС.Г. Формированиемузыкальнойкультурышкольни-ков средствами национального музыкального искусства (На материале республики Бурятия): дис.... к. п. н. - Улан-Удэ, 2006.
13. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и исследования: в 3-х т. - Т. 3. - Л., 1983.
14. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной деятельности. - М., 1985.
15. Сохор А.Н. Указ. соч.
16. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М., 1988.
17. Варламов Д.И. Социально-педагогические аспекты функционирования коллективного исполнительства на русских народных инструментах. Искусство и Образование - М., 2004. - № 2.- С. 37-45.
SPATIAL COMPONENTS OF THE BODY-MOTOR PLASTIC Klemenchuk Svetlana Petrovna, Senior Professor, Chair of Choreography,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article contains a theoretical materials on the problem of the formation of the body-motor plasticity. The study of the spatial component of motor actions on the basis of a structured approach will improve the management of the process of formation and perfection of plastic motor actions.
Keywords: space; physical plasticity; structural approach; software; movements; posture; posture; posture; gesture semantic.