Brykalova Olga Grigoryevna, PhD of Pedagogics, Associate Professor,
Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the article problems of a humanization of education by means of musical art in regional aspect are discussed.
Keywords: musical education; musical art; spiritual need; humanization of pedagogical education.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В статье обсуждаются проблемы гуманизации образования средствами музыкального искусства в региональном аспекте. Ключевые слова: музыкальное воспитание; музыкальное искусство; духовная потребность; гуманизация педагогического образования.
Воспитанию молодежи, формированию ихдуховно-нравственного начала уделялось огромное внимание в эпоху нашего недавнего прошлого. На всех образовательных уровнях, начиная с детских садов, закладывалась основа эстетически-нравственной, духовной культуры детей и в этом отводилась значительная роль музыкальному искусству как источнику непосредственного прямого воздействия на психику и эмоциональное состояние человека.
Главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.
Музыкальное искусство занимало достойное место в обществе еще в античные времена и выполняло нравственно-воспитательные функции, служило важным стабилизирующим фактором. Первые ростки науки о музыке мы находим в работах античных философов. Пифагором были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние [1].
По мнению другого греческого философа - Платона, - могущественность и сила государства напрямую зависят оттого, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Платон считал, что нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки, ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим [1].
Идею о значимости музыки как средства гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. У античных авторов можно найти много свидетельств, касающихся воздействия музыки на психические состояния человека. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял, например, пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением смягчал нрав людей и укрощал диких зверей. В китайской натурфилософии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые приносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, нормы, иерархии для гармонизации общественной жизни. В древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства. Вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании определенных мантр, приводили к выздоровлению [1].
Искусство способно и увлекать человека , и развлекать его . Ув -лечь можно лишь глубокими мыслями и глубокими чувствами, а раз-
УДК 372.878
о
ГЧ
_¿Э
©
с
□
© Брыкалова О.Г., 2012
<А
■NTn
у
101
БРЫКАЛОВА Ольга Григорьевна,
кандидат
педагогических наук, доцент,
кафедра Хорового
дирижирования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
0
X
г
□ I..п
о
о
-чо
о
102
влечь - чем угодно! Подлинное, глубокое искусство неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков постарения, как живут великие творения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, П.И. Чайковского. Развлекательная музыка, как правило, подчиняется зыбким законам скоропроходящей моды.
Однако перестройка музыкального образования не должна сводиться только к нарождению иного метода обучения без выяснения причин, которые привели к столь плачевному состоянию нашу музыкальную культуру и музыкальную педагогику в целом. Назовем некоторые объективные причины. К причинам упадка музыкальной культуры современные психологи относят бурно развивающийся технический прогресс, не стабильная экономическая ситуация в стране, локальные войны, все-возможныетеррористические акты, катастрофы. Все это в совокупности порождает "коллективный страх", не уверенность в завтрашнем дне, психологический дискомфорт. Проблемы воспитания особенно музыкального, художественного, эстетического отодвигаются, как бы на задний план. Первейшими проблемами человека становятся вопросы вообще физического выживания, духовное развитие - вторично. И, к сожалению, это сегодняшние объективные реалии, с которыми нельзя не считаться.
Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки. Массированное наступление развлекательной музыки создает сегодня немалые трудности в области музыкального воспитания уже одним тем, что вносит смятение в умы подростков и молодежи. Час, в лучшем случае два часа в неделю школьный учитель старается вызвать у учащихся интерес и любовь к народному искусству и к искусству великих мастеров-классиков прошлого и настоящего. При этом большую часть времени дети находятся под воздействием окружающей среды, в том числе, кино, радио и телевидения, заполнивших сегодня киноэкраны и мировой эфир развлекательной и часто пошлой, безвкусной и безнравственной музыкой. Поток грязной культуры, пошлого суррогата и порно-культуры, хлынувший с запада под прикрытием громких демократических лозунгов в период перестройки - все это во многом предопределило сегодняшнюю безнравственность молодежи, их духовное обнищание. И как результат - проституция, разврат, наркотики, переоценка ценностей человека. Формируется определенный стереотип бездуховности, безнравственности определенной части молодежи, которая находит выход своих эмоций отчасти в развлечениях. Все эти социальные условия создают благоприятную почву для всевозможного музыкального суррогата, так называемой поп-
культуры, которая призвана развращать и развлекать. Становясь постепенно единственной духовной потребностью, развлечение неизбежно ведет к пресыщенности, умерщвляя, в конце концов, все эстетические идеалы и способности. Так формируется своеобразный тип эстетически извращенного человека, не способного к активному, творческому восприятию настоящего, великого искусства.
Под воздействием поп-музыки и музыкального "суррогата" различных мастей подавляется культурный слой эмоций. В этой связи все более актуальной становится проблема воспитания детей и молодежи посредством музыкального искусства и гуманизацией образования. "Выход из этого тупика очевиден, - утверждает Л.Л. Редько, - хрупкое равновесие между миром детства и взрослых способна удержать только высокая культура бытия, поскольку все срывы и патологии человеческого духа в прошлом и настоящем, связаны только с недоразвитием культуры". Жесткая ориентация на комплексы методик, новые стандарты, нормативы, спущенные сверху рекомендации, по ее мнению, - не решают проблемы. Во весь рост встает потребность в новом типе организации обучения и воспитания человека [2].
Изменения, прежде всего, должны быть направлены на гуманизацию образования и смену ведущего типа отношений; теоретическое отношение в преподавании предметов музыкального цикла должно быть заменено на духовное. "В решении проблемы гуманизации образования важен не только уровень общения между людьми, но и, как справедливо отмечают некоторые ученые, уровень освоения на всех этапах системы непрерывного образования духовного, эмоционально-ценностного опыта пред-шествующихпоколений. Проблема гуманизации педагогического образования поэтому, в первую очередь, связана с восстановлением его культурно образующей функции [4].
Сегодня, когда на высшем уровне продекларирован курс на модернизацию общества в сфере экономики и политики, все острее провозглашаются тезисы необходимости воспитания духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи, что предполагает внедрение новых технологий и в системе педагогического образования и, в частности, в сфере подготовки учителей музыки. В этой связи, особенно актуальными становятся вопросы современных подходов, форм и методов в вопросе формирования музыкальных вкусов и в целом нравственного здоровья нации. Факультет искусств, таким образом, должен стать центром формирования творчески самостоятельной личности будущего высокопрофессионального учителя музыки, способного посредством музыкальной культуры воспитывать у детей любовь к прекрасному и формировать нравственно-эстетические
категории, а значит, оказывать влияние нетолько на социально-образовательную, но и на культурную среду общества. В настоящее время обществу нужен не столько исполнитель-профессионал, сколько инициатор активности. Однако для того, чтобы он мог эффективно управлять педагогическими процессами, необходимо придавать его профессиональной деятельности социальную значимость, обеспечивать условия для проектирования образовательного процесса [3].
Факультет искусств Ставропольского государственного педагогического института накопил сегодня достаточный потенциал, позволяющий в полной мере выполнять социальный заказ общества в подготовке высокопрофессиональных кадров по специальности "Учитель музыки". В этой связи вызывает недоумение у всего педагогического сообщества позиция краевого министерства образования, которое, мотивируя отсутствием финансирования, фактически срывает набор абитуриентов на все специальности факультета искусств, что в итоге ведет к его свертыванию.
К чему же приведет модернизация в образовании, когда культура человека, а значит и будущее общества, пытаются просчитать на чаше весов экономическую целесообразность? И как не вспомнить тезис древнегреческого философа Пифагора, который говорил, что "только искусство делает человека человеком".
Таким образом, не музыка является причиной кризиса эмоциональной сферы людей, а стратегия в сфере образования превращается в объективный фактор возникновения различных кризисных ситуаций в обществе.
с
□
Примечания:
1. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997. -383 с.
2. Редько Л. Л. К вопросу о проблемах современного детства. - В кн.: Педагогическая наука и практика - региону: материалы IV научно-практ. конференции. (23-24 апреля 2002 г.). - Ставрополь, 2002. -С.3-8.
3. Толстокоров Е. С. Роль и статус высшего образования в подготовке специалистов на факультете искусств СГПИ. - В кн.: Проблемы детской антропологии: материалы Всероссийской научной конференции (20-21 ноября 2001 г.). - Ставрополь, 2001. - С. 198-200.
4. Шиянов Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: дис.... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 400 с. №
у
CONCEPT OF AN ETHNIC PICTURE OF THE WORLD OF GREBEN COSSACKS Grigoriev Anatoly Fedorovich, DCs of Culturalogy, Professor, PhD of Pedagogics,
Chair of Theory and Technique of Music Education,Stavropol State Pedagogical Institute, Honored worker of arts ^R, Stavropol
In the article the main theses of the author's concept of an ethnic picture of the world of Greben Cossacks which was developed within dissertational research on competition of a scientific degree of the doctor culturologists are formulated. As a result of the system, interdisciplinary analysis and research it was scientifically proved that religious and mythological beliefs and representations, ritual and ceremonial traditions and the maintenance of song folklore in aggregate form a basis of an ethnic picture of the world of Greben Cossacks.
Keywords: ethnic picture of the world of Greben Cossacks; mythological beliefs and representations of Greben Cossacks; mythological semiotics system; paganism and Christianity at Cossacks; system of archetypes and symbols; mentality; natural landscape.
103
КОНЦЕПЦИЯ ЭТНИЧЕСКОМ КАРТИНЫ МИРА ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ
УДК 398.221
В статье сформулированы основные тезисы авторской концепции @ григ0рЬеВ А Ф 2012 этнической картины мира гребенских казаков, которая была разработана в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора культурологии. В результате системного, междисциплинарного анализа и исследования было научно обосновано, что религиозно-мифологические верования и представления, ритуально-обрядовые традиции и содержание песенного фольклора в совокупности образуют основу этнической картины мира гребенс-ких казаков.
Ключевые слова: этническая картина мира гребенских казаков; мифологические верования и представления гребенских казаков; мифологическая семиотическая система; язычество и христианство у казаков; система архетипов и символов; менталитет; природный ландшафт.
Этническая картина мира гребенского казачества представляет большой интерес, поскольку ее формирование происходило в исто-