ANTHROPOLOGICAL ESSENCE AND SPECIFICITY OF ETHNOMUSIC: RETROSPECTIVE ANALYSIS
Bliznichenko Marina Vladimirovna, Senior Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education
Ostrikova Irina Nikolaevna, Senior Professor, Faculty of Arts Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In article questions of research of anthropological essence and specifics of ethnomusic, functionality of musical art and ethnomusic are taken up. As a result of the retrospective analysis of this perspective conclusions and generalizations that the human community in the course of the evolutionary development realized are formulated and filled the spiritual forces in art and means of art, providing, thus, formation and cultural development, development of objective spirit and its embodiment in material practical activities of people.
Keywords: anthropological essence and specificity of ethnomusic; muzykoterapiya; functionality of musical art and ethnomusic; function of preservation; education and formation of ethnoidentification signs; genre fund.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧНОСТЬ ЭТНОМУЗЫКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
В статье освещаются вопросы исследования антропологической сущности и специфики этномузыки, функциональности музыкального искусства и этномузыки. В результате ретроспективного анализа данной проблематики сформулированы выводы и обобщения о том, что человеческое сообщество в процессе своего эволюционного развития реализовывало и восполняло свои духовные силы в искусстве и средствами искусства, обеспечивая, таким образом, становление и развитие культуры, развитие объективного духа и его воплощение в материально-практическую деятельность людей.
Ключевые слова: антропологическая сущность и специфичность этномузыки, музыкотерапия, функциональность музыкального искусства и этномузыки, функции сохранения, воспитания и формирования этноидентификационных признаков, жанровый фонд.
Как известно, народное музыкальное творчество свое начало и развитие получило на заре человеческой жизнедеятельности, отражая его эмоционально-эстетическое состояние и сопровождая традиционные ритуалы и обряды. Народное музыкальное творчество, или музыкальный фольклор, сопровождая эволюционное развитие человечества и приобретая в современной науке устойчивое понятие этномузыки, на всем протяжении сохраняло свою изначальную роль в духовном и нравственно-эстетическом воспитании. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния различных видов искусства, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.
Ретроспективный анализ данной проблемы подтверждает древнейшую историю эволюции этномузыки и ее значимую роль в жизни человека. Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывая на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки, считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. В классической Греции музыкальное искусство воспринималось как
УДК 398.221
\
<г
© Близниченко М.В., 2012 © Острикова И.Н., 2012
99
БЛИЗНИЧЕНКО
Марина
Владимировна,
ст. преподаватель,
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь.
У
X
<D
X
Г
□
t.n
о
□
МЭ
О
100
ОСТРИКОВА Ирина Николаевна,
ст. преподаватель,
факультет Искусств,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь.
триединство "мусических искусств" - поэзии, танца и собственно музыки [1].
Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе - концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства - следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества [2].
Считалось, что вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющего многовековую историю. Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции. В Древнем Китае, как и в Греции, музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры. По мнению древних китайцев, музыка (пентатоника), благодаря действию этих законов, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали емуте или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя таким образом на человека, приводила его в состояние гармонии с природой. [3]
Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Музыка Индии сохранила до настоящего времени мистицизм тембра и тональности, открытый еще в древности. Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение, которое более естественно по сравнению с инструментальным, и поэтому считается более высоким. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос, выражая позицию ума, ложную или истинную, обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.
В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.
Современная наука в исследовании функциональности музыкального искусства и этномузыки, в силу их бесконечной по содержанию насыщенности, вкладывает в ихтрактовку широчайшие понятийные характеристики.
В.Н. Холонова, подчеркивая философско-культурологическое содержание, отмечает: "музыка, всегда сопровождавшая жизнь человека, отражает важнейшие, первопричинные основы бытия, являясь порождением не только человеческого ума, структур его логического мышления, но и всего человека. Вселенная музыка запечатлела в себе действие самых позитивных, жизнетворных процессов, с доисторических времен кодифицированных в тех или иных вариантах ми-
идентификационных признаков, обеспечивающих человеку возможность быть носителем своей культуре и развиваться в ней. Этномузы-ка, выполняя по отношению к академическому искусству функцию "жанрового фонда", реали- [N зует функции "накопления, хранения и распространения (трансляции) знаний, норм ценностей ^ и значений" [11, с. 205] и содержит в себе и защитные механизмы этноса. При этом художественная деятельность людей, являющихся создателями, хранителями и потребителями духовных и материальных ценностей представ- ^
ляет национальное достояние, культурный фонд народа.
Этномузыка, таким образом, трактуется как ^ процесс человеческого самоосвобождения, духовного саморазвития, духовного воспроизводства и представляется формой бытия, формой человеческой деятельности; ядром художественной культуры; системой взаимодействия представителей различных культур и самодетерминации человеческого мышления и поступков.
Обобщая, можно заключить: анализ пробле- KNT\ мы функциональности музыкального искусства K ' и этномузыки позволяет утверждать, что человеческое сообщество в процессе своего эволюционного развития реализовывало и восполняло свои духовные силы в искусстве и 101 средствами искусства, обеспечивая, таким образом, становление и развитие культуры, развитие объективного духа и его воплощение в материально-практическую деятельность людей. Музыкальное искусство и этномузыка, таким образом, являются и средством воспитания человека, формирования его мировоззрения и развития его многогранных творческих способностей.
фологической, религиозной, философской и естественно-научной мысли" [4, с. 20]. Б.В. Асафьев, определяя музыкальное искусство как интонационное искусство, назвал его "интонационным словарем эпохи..., заключающей излюбленный круг музыкальных интонаций и тем, созвучных времени.. Музыка каждой эпохи, отмечал автор, - является транслятором своеобразного видения картины мира" [5, с. 3-12].
Социолог У.А. Винокурова отводит особую роль духовной составляющую музыкального искусства, подчеркивая: "Философия духовности оберегает культуру от поглощения, самоуничтожения и морального падения" [6, с. 10]. В начале XX века русский философ Н.А.Бердяев, размышляя о русской духовности, говорил о том, что "всякая культура есть культура духа" [7, с. 167].
При всем многообразии подходов в функциональности этномузыки, представляется важным отметить три ее главные особенности: интонационную выразительность, гносеологическую природу и конкретно-чувственное физиологическое воздействие на человека, что позволяет, по мнению многих ученых, приблизиться к вопросу о том влиянии, которое способна оказать музыка на развитие личности в целом. А. Сохор в определении функциональности искусства выделяет "воспитательно-эстетическую" [8, с. 86], называя ее суперфункцией. Кроме того, именно этномузыка, выполняя по отношению к академическому искусству, по выражению того же автора, функцию "жанрового фонда" [9], реализует, по справедливому замечанию А.Ф. Григорьева, "важнейшие функции накопления,хранения,распространения и ретрансляции знаний, норм ценностей и значений, при том что, как известно, художественная деятельность людей, являющихся создателями, хранителями и потребителями духовных и материальных ценностей, представляет национальное достояние и культурный фонд народа" [10, с. 70].
Таким образом, этномузыка, являясь генетически самой близкой человеку, становится самым эффективным средством формирования мировоззрения,духовно-нравственных личностных ценностей личности.
Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культур и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. В контексте данной проблематики необходимо отметить и этноидентифицирующую функцию этномузыки, позволяющие ретранслировать духовные ценности этноса в так называемый "жанровый фонд", осуществляя свои функции сохранения, воспитания и формирования этно-
Примечание:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия:Теория и практика. -М., 1999.
2. Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. -1991. - № 11.
3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.- М., 1998.
4. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. - СПб.: Лань, 2000.
5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1973.
6. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997.
7. Бердяев Н.А. 0 человеке, его свободе духовности. Избр. труды. -М.: Флинта, 1999.
8. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и исследования: в 3-х т. - Т. 3. - Л., 1983.
9. Там же.
10. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков(на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь: Возрождение, 2011.
11. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и исследования: в 3-х т. - Т. 3. - Л., 1983.