THE PHENOMENON OF ETHNO-MUSIC IN THE CULTURE OF INTERETHNIC COMMUMCA T/ON OF PEOPLES OF THE NORTH CA UCASUS
Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical sciences, Professor of Cultural Studies MAN, Academician of RANS, Honored Worker of arts of Chechen Republic, Honored Worker of science and education of RANS, Professor, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
E-mail: grig.26rusigigmail.com
The issues this article addresses various aspects of life of modern society and is associated with the identification of the role and significance of ethno-music in the culture of interethnic communication of peoples of the North Caucasus.
Keywords: the phenomenon of ethno-music; culture of interethnic communication; moral and ethical norms; national cultural values; spiritual values; the space of national culture; the original traditions.
LO
i-H
О cu
-0
ФЕНОМЕНЭТНОМУЗЫКИВ КУЛЬ ТУРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Проблематика данной статьи затрагивает различные аспекты жизнедеятельности современного общества и связана с выявлением роли и значимости этномузыки в культуре межнационального общения народов Северного Кавказа.
Ключевые слова: феномен этномузыки; культура межнационального общения; моральные и этнические нормы; национальные культурные ценности; духовные ценности народа; пространство национальной культуры; самобытные традиции.
I
В эпоху перемен, когда разрушаются моральные и этнические нормы, как справедливо отмечено научным сообществом, объединяющим и консолидирующим фактором и эффективным средством межнационального общения становятся культура и образование, сохраняющие духовные ценности народа и определяющие его будущее. Реальные процессы усиления этнической мобилизации, самоидентификации, отмеченные во всем мире с середины XX века, сопутствуют нарастающей унификации духовно-материальной культуры, а также процессам глобализации. Именно тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности и актуализирует проблемы сохранения и возрождения национальных культурных ценностей.
В процессе формирования культуры межнационального общения особую значимость приобретают народные традиции и идеалы, которые и ведут к выработке общечеловеческих ценностей в контексте взаимозависимого и взаимодействующего мира. Механизмы процесса межнационального общения складываются во взаимодействии человека, этноса и национальной культуры и осуществляются в пространстве национальной культуры, где человек, являясь носителем определенной национальной культуры, развивается на ее основе, обогащая и привнося в нее свое новое [5].
В основе культуры межнационального общения народов Северного Кавказа традиционно лежат этнические ценности, которые воплощались и веками выкристализовывались в образцах народного художественного творчества.
Рассмотрим различные аспекты жизнедеятельности современного общества и связь с выявлением роли и значимости этномузыки в культуре межнационального общения народов Северного Кавказа.
Анализ литературы, посвященной изучению феномена этномузыки, позволяет выделить научные направления, сосредоточенные
УДК 398.221
Григорьев А.Ф., 2015
LO
гН
си
он
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАН, академик РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, профессор кафедры Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь grig. 26rus@gmaii com
к
о
С;
О
3_
>
ь-
Q
С
>
ас
22
на изучении аксиологических, гносиологи-ческих, эстетических, арттерапевтических ценностей этномузыки. В результате научно-теоретических, опытно-экспериментальных исследований подтверждена высокая эффективность ее потенциала как средства развития духовно-нравственных, эстетических ценностей человека через воздействие на его психоэмоциональную сферу. Однако роль и значимость этномузыки в данном процессе явно недооценена.
Почему именно феномен этномузыки приобретает в культуре межнационального общения народов Северного Кавказа особую роль и значимость? Проведем теоретический анализ сущности и специфики феномена этномузыки.
Современная наука в исследовании сущности и специфики этномузыки в силу ее бесконечной по содержанию насыщенности, вкладывает в ее трактовку широчайшие понятийные характеристики. Как известно, этномузыка как вид народного художественного творчества получила свое начало и развитие на заре человеческой жизнедеятельности, выражая различные эмоционально-эстетические состояния человека в процессе ритуально-обрядовой практики. Безусловно, именно музыка, рождаясь в колыбели человечества, одновременно с зарождением этнических черт явилась ярким выразителем этнического самобытного в обществе. В.Н. Холонова, подчеркивая философ-ско-культурологическое содержание музыки как феномена, отмечает: "музыка, всегда сопровождавшая жизнь человека, являясь порождением не только человеческого ума, структур его логического мышления, но и всего человека, отражает важнейшие, первопри-чинные основы бытия. Вселенная музыка запечатлела в себе действие самых позитивных, жизнетворных процессов, с доисторических времен кодифицированных в тех или иных вариантах мифологической, религиозной, философской и естественно-научной мысли" [10, С. 20]. Б.В. Асафьев, определяя музыкальное искусство как интонационное искусство, назвал его "интонационным словарем эпохи..., заключающей излюбленный круг музыкальных интонаций и тем, созвучных времени.... Музыка каждой эпохи, - отмечал автор, - является транслятором своеобразного видения картины мира" [2, С. 3-12].У.А. Винокурова отводит особую роль духовной составляющей музы-кальноеискусство, подчеркивая: "Философия духовности оберегает культуру от поглощения,
самоуничтожения и морального падения" [4, С.10]. P.A. Тельгарова отмечает три главные особенности музыкального искусства: его интонационную выразительность, гносеологическую природу и конкретно-чувственное физиологическое воздействие на человека, что позволяет, по ее мнению, приблизиться к вопросу о том влиянии, которое способна оказать музыка на развитие личности в целом. А. Со-хор в определении функциональности искусства выделяет эстетическую, называя ее суперфункцией [9, С. 86].
Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культур и ее функций показывает, что практически все они в той или иной мере выделяют этническую компоненту, подчеркивая тем самым этнические функции этномузыки, обеспечивающие жизнеобеспечивающие функции самовоспроизведения и самосохранения этноса. Они выполняют важнейшие для общества социокультурные функции и позволяют ретранслировать духовные ценности этноса, создавая так называемый "жанровый фонд", реализуя одновременно этноидентифицирующие, консолидирующие и коммуникативные функции.
В определении сущности этномузыки мы исходим из понимания этномузыки как вида народного художественного творчества, включающего песенный и музыкально-инструментальный фольклор и характеризующегося системой музыкальных диалектов, которая отличается типами звуковых систем, своеобразием мелоса, фактурного построения, ладо-гармонической и метро-ритмической организацией, сформированных в процессе многовекового межкультурного взаимодействия и территориального бытования, что в совокупности и определяет самобытность и характерные черты этномузыки. Выполняя по отношению к академическому искусству функцию "жанрового фонда" и реализуя функции "накопления, хранения и распространения (трансляции) знаний, норм ценностей и значений" [9, С. 205], этномузыка является мощным средством межкультурной коммуникации и межнационального общения, осуществляя при этом функции межкультурного диалога и консолидации. Художественная деятельность людей, являющихся создателями, хранителями и потребителями духовных и материальных ценностей, представляет национальное достояние и культурный фонд народа.
Таким образом, этномузыка как феноменальное явление в процессе духовно-нравственного саморазвития человека, националь-
ного воспроизводства и самосохранения этноса, аккумулируя формы бытия и результаты человеческой деятельности, является ядром художественной культуры в системе межкультурных коммуникаций. Осуществляя свои функции сохранения, воспитания и формирования этноидентификационных признаков, позволяющих человеку развиваться в своей культуре и быть ее носителем, этномузыка является средством межкультурной коммуникации, межнационального общения и содержит в себе защитные механизмы этноса.
В таком широком контексте этномузыка предстает сложным социокультурным явлением, взаимосвязанным со многими историческими пластами, и отражает в звуковой форме самобытные черты этноса, его национальный характер, ощущение метра-ритма, выработанные под впечатлением окружающей его среды и мироздания.
Для обеспечения поиска алгоритмов взаимопереходов общечеловеческих и национальных ценностей целесообразно рассматривать общечеловеческое, как систему, а национальные ценности - как относительно самостоятельные ее элементы. Такой подход снимает противоречие между национальным и общечеловеческим. В этой связи нельзя не согласиться с С.Н. Артановским, который, рассматривая национальное как одну из форм проявления общечеловеческого, подчеркивает: "Общечеловеческоетакже не мыслимо без национального как элемента системы. Игнорирование национального, как и игнорирование элемента любой системы, ведет к энтропии последней и неизбежной гибели" [1, С. 188]. Отмечая взаимосвязь общечеловеческого и национального в культуре, H.A. Бердяев писал: "...Универсальное человеческое находится в индивидуально национальном, которое делается значительным именно своим оригинальным достижением этого универсально общечеловеческого" [3, С.100]. Именно целостно-культурный подход к народному искусству находит свое отражение в общечеловеческой проблематике художественных произведений и ориентирует человека на познание самого себя в контексте общечеловеческой культуры.
Процесс воспитания и формирования культуры межнационального общения средствами этномузыки предполагает широкое знакомство с природой музыки, пониманием воплощенных ею интонируемых смыслов, проблем, связанных с приобщением личности к нацио-
нальной культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму народного художественного творчества.
Этномузыка как музыкальный и песенный фольклор является моделью отражения действительности, формирующейся на основе трех взаимообусловленных уровней бытийности: действия фундаментальных законов Мироздания; области их социокультурного освоения через национально-самобытное преломление и сферы становления внутри музыкальной Смысловы разительности и конструктивности. Накапливая в своем содержании продукт и особую специфику жизнедеятельности и творчески перерабатывая религиозно-мифологические верования и представления, этномузыка содержит совокупность духовно-нравственных мировоззренческих установок, способствует: формированию и ретрансляции ментальных характеристик, а через систему архетипов и символов отражает специфику мифологического мышления [6].
В процессе многовекового поликультурного взаимодействия народы Северного Кавказа вырабатывали специфические черты своей культуры в целом и этномузыки, в частности, которая явилась одновременно и средством познания себя и своих соседей. В процессе праздничныхтрадиционных мероприятий этномузыка как искусство интонируемого смысла и эмоционального воздействия явилась одним из эффективных средств межнационального общения.
В условиях поликультурного и многонационального Северо-Кавказского региона проблема формирования культуры межнационального общения народов приобретает особую научную остроту, социально-политическую, социокультурную и практическую значимость.
Современный Северо-Кавказский Федеральный округ исторически многонационален и характеризуется высокой степенью этнокультурного многообразия. Это регион многовекового поликультурного взаимодействия, тесно переплетенных между собой наций, народностей и этнических групп. Это место традиционного уклада народов, живших по законам, определенным традициями, законам-адатам и существующей системе традиционного права, доминанта которых определяла все процессы, протекавшие на Северном Кавказе. На Кавказе десятки народов объединены общей судьбой, на протяжении столетий сохранили свои
LO
гН
О си
-О
LO
гН
си
он
кд№ Г Ё
23
к
о
С;
О
Q_
>
ь-
Q
С
>
ас
24
самобытные традиции и обогатились лучшими чертами русской культуры [7, С. 91 - 95].
Важнейшими условиями успешного формирования национальных культур является их взаимообогащение и взаимовлияние. При этом именнотрадиционная культура становится средством межнационального общения. Самобытность и своеобразие национальных культур многонационального Северо-Кавказского региона должна стать предметом тщательного научного исследованиям результаты исследований - содержанием этнохудожественно-го образования с учетом особенностей истории региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедаго-гики и художественного образования и других факторов.
Исследуя данную проблематику в региональном аспекте, важно отметить, что задачи сохранения и возрождения самобытных национальных культур народов Северного Кавказа и Ставрополья не обрели еще в социально-культурной политике региона, к сожалению, должного значения. Анализ науки и практики социально-культурных традиций региона позволил выявить ряд проблем в развитии этно-художественного образования.
Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента художественного образования, слабое отражение в нем национальных традиций, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудо-жественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этно-художественного творчества в учреждениях культуры. Особо следует выделить проблему, связанную с узким, односторонним подходом к народной, художественной культуре, и ее изучение вне широкого спектра социально-культурных и иных особенностей региона.
В современном художественном образовании сохраняют остроту и научную значимость проблемы художественно-образного познания мира и воспитания чувства единства с ним (целостное миропонимание), формирования культуры чувств и эмоциональной сферы че-
ловека, его ассоциативного мышления, гуманистического воспитания и духовно-нравственного развития, освоения национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, интеграции личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.
Сегодня в эпоху разрушения духовно-нравственных ценностей приобретает особую актуальность поиск путей и механизмов возрождения традиционной культуры как основы сближения и консолидации народов Северного Кавказа. Формирование культуры межнационального общения средствами этномузыки через ее популяризацию в СМИ, через систему общешкольного и дополнительного образования, социокультурные проекты является перспективным направлением, которое должно получить должную государственную поддержку и найти отражение в социокультурной политике края и региона.
Примечание:
1. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб. : СПбАК, 1994.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1973. - С. 3-12.
3. Бердяев H.A. Судьба России / Бердяев H.A. - М.: Мысль, 1990.
4. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. - Якутск : Сахаполигра-физдат, 1997.
5. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гре-бенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011.
6. Григорьев А.Ф. Концепция этнической картины мира гребенских казаков // KANT. - 2012. - №1 (4).-С. 103-107.
7. Григорьев А.Ф. Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа // KANT. - 2014. - № 1 (10).-С. 91 -95.
8. Григорьев А.Ф. Возрождение нравственных ценностей в обществе - основа российской государственности // KANT. - 2014. - №3 (12). - С. 114117.
9. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки : ст. и исследования. В 3-х томах : T.3. Л., 1983.
Ю.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - СПб.: Лань, 2000.
TRADITION AS A PHENOMENON SOCIOCULTURAL HERITAGE
Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol