в случае, когда известны ключевые параметры сложной системы. Возникающие в процессе самоорганизации элементов нелинейных систем новые функции и свойства изучаются в рамках синергетики.
Экономические системы в условиях рынка открыты, нелинейны и неравновесны. Элементы таких систем способны к самоорганизации, чувствительны к случайностям, способным переключать режимы эволюции. При этом управление теряет характер слепого вмешательства методом проб и ошибок, опасных действий против собственных тенденций систем и строится на основе знания того, что вообще возможно осуществить в данной среде. Управление начинает основываться на соединении вмешательства человека с существом внутренних тенденций развивающихся систем.
Понимание особенностей эволюции самоорганизующихся систем, каковыми являются экономические системы, позволяет в определенных ситуациях стимулировать бурные процессы рос-
та, если известны ключевые параметры сложной системы. Такие процессы являются аналогами «экономического и технического чуда». При самоорганизации элементов нелинейной системы возникают новые функции и свойства, изучать которые можно в рамках быстро развивающейся науки - синергетики - науки о процессах самоорганизации в неравновесных системах.
Литература
1. Аршинов В.И., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. - 1993.
2. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. 2-е изд., испр. и доп. - М.: УРСС, 2004.
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Едиториал УРСС, 2001.
Тарабрина Мария Евгеньевна - аспирантка кафедры философии Бурятского государственного университета
Tarabrina Mariya Evgenievna - post-graduate department of philosophy, Buryat State University
УДК 0.04.056.5+1
О.М Манжуева
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье раскрыты основные направления обеспечения безопасного развития современного общества в эпоху информационных технологий. Определено значение новой информационной культуры общества в период формирования планетарного информационного пространства.
Ключевые слова: информационные технологии, информационная культура, информационное пространство, информационная безопасность, безопасное развитие общества
O.M. Manzhueva
PHILOSOPHICAL GROUNDS OF GLOBAL INFORMATION SAFETY
The article discloses the basic trends of safe development of modern society in epoch of information technologies. The meaning of new information culture of society in the period of formation of planetary information space was defined.
Key words: information technologies, information culture, information space, information safety, safe development of society.
Информационная безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие любой системы[1]. Информационная безопасность выступает как отрицание (и преодоление) информационной опасности, проявляющейся в любых масштабах. Опасности и угрозы информационной безопасности определяют содержание деятельности по ее обеспечению. Обеспечение информационной безопасности представляет собой не только защиту от опасностей и угроз в инфосфере общества, но и предполагает такое позитивное развитие информационной реальности, которое не порождало бы негативных эффектов процесса информатизации.
В настоящее время формируется принципиально новое планетарное информационное пространство, которое и будет представлять основу для жизнедеятельности будущего информационного общества. Планетарное информационное пространство обеспечивает эффективное информационное взаимодействие между людьми, их доступ к национальным и мировым информационным ресурсам, удовлетворение их информационных потребностей. Впервые возникла реальная возможность планетарного информационного объединения человечества. Но эта возможность таит в себе и многочисленные опасности и риски, так как многие важнейшие интересы человека, общества, государства и мирового сообщест-
ва уже в настоящее время сосредоточены в планетарном информационном пространстве. Такие понятия, как информационная война, информационный терроризм и информационное оружие, оказались в центре внимания развитых стран. Недооценка вопросов информационной безопасности может привести к непредсказуемым социальным, политическим, экономическим, экологическим и другим последствиям [4]. В этих условиях приобретает первостепенное значение во всех сферах общественной жизни и государственной деятельности информационная безопасность.
На уровне мирового сообщества информационная безопасность становится глобальной проблемой, обладающей следующими чертами: она характерна для большинства стран мира; выступает объективным фактором и одним из важнейших механизмов дальнейшего мирового развития; в связи становлением планетарного информационного общества как начальной фазы ноосферы информационная безопасность выдвигается на первый план; недостаточное обеспечение информационной безопасности приводит к угрозам информационной войны, информационного терроризма и т.п.; для эффективного обеспечения информационной безопасности необходимы совместные усилия всего мирового сообщества.
При наличии единого планетарного информационного пространства информационная безопасность не может быть обеспечена в полной мере усилиями одной страны или группы стран, отсюда возникает необходимость формирования системы обеспечения глобальной информационной безопасности как составляющей всей системы общемировой безопасности - одного из основных компонентов перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации. Здесь важно выделить следующие направления формирования глобальной информационной безопасности:
• защита единого мирового информационного пространства от различных опасностей и угроз;
• равноправное использование планетарного информационного пространства всеми народами и странами мирового сообщества;
• безопасное для человека, общества, государств, мирового сообщества и биосферы развитие этого информационного пространства;
• позитивное влияние формирующейся глобальной информационной безопасности на переход к устойчивому социоэкоразвитию.
Единое планетарное информационное пространство не знает государственных границ, и потому удар по нему может нанести ущерб одновременно в различных странах мира. Поэтому необходимо обеспечивать информационную безопасность в глобальном масштабе, усилиями
всех стран. Согласование национальных законов, призванных защитить информационное пространство от электронных вторжений, многостороннее сотрудничество в делах о компьютерных преступлениях, пересекающих национальные границы, заключение международных договоров о выдаче лиц, совершающих компьютерные преступления, а также готовность к введению санкций против тех, кто покровительствует им, - все это будет способствовать укреплению глобальной информационной безопасности. Хотя формирование единого планетарного информационного пространства только началось, в нем уже сейчас происходит противоборство между ведущими странами мира. Информационное противоборство выступает как использование государствами глобального информационного пространства и информационной инфраструктуры для проведения различных стратегических операций, ведущих к получению преимуществ во всех сферах общественной жизни и к уменьшению воздействия на собственную информационную сферу. Фактически это означает сохранение необходимого уровня своей информационной безопасности и снижение уровня этой безопасности у другой стороны. Развитие и совершенствование форм информационного противоборства могут привести к полному отказу от использования вооруженных сил (в их материальноэнергетическом выражении), так как хорошо скоординированные информационные операции просто не позволят применить традиционные вооруженные силы.
Формирование планетарного информационного пространства требует унификации информационных и телекоммуникационных технологий всех стран - субъектов информационного сообщества. Это дает возможность мощным индустриальным державам, таким как США и Япония, усиливать свое политическое, экономическое и военное превосходство за счет лидерства в информатизации и в принципе осуществлять глобальный информационный контроль над мировым сообществом и фактически навязывать другим странам этого сообщества тот или иной образ жизни. Опасность для стран, имеющих низкий уровень развития инфосферы, состоит в том, что ликвидировать образовавшийся разрыв становится практически невозможно. Понятно, что перспектива такой зависимости и возможность утраты самостоятельности вызывают беспокойство других государств, общественных институтов и граждан. Вполне вероятно, что на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтация государств, а также принципиально новые кризисы в международных отношениях. Поэтому одной из задач гло-
бальной информационной безопасности является ликвидация «цифрового неравенства». Важно обеспечить доступ всех стран мирового сообщества, а не только стран-лидеров экономического развития, к глобальному информационному пространству, что позволит им получать полную, достоверную и своевременную информацию и информационные ресурсы, необходимые для их перехода к устойчивому развитию. Это позволит обеспечить максимально возможную ориентацию субъекта во всем информационном пространстве.
Недостаточность информированности может привести к принятию неадекватных политических, экономических, военных и других решений. Развитие мировых информационных ресурсов позволило повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в промышленности, торговле, государственных учреждениях и другом за счет своевременного использования необходимой информации, циркулирующей в планетарном информационном пространстве. Таким образом, необходимой составляющей глобальной информационной безопасности является неотъемлемое право всех стран мира и всего населения на свободный доступ к информации и телекоммуникациям. Ситуация полного контроля над планетарным информационным пространством одной страны или группы стран может привести к информационному тоталитаризму уже в глобальном масштабе, а не только в рамках одной страны.
В этом контексте важно отметить, что при выработке стратегии глобальной информационной безопасности не могут учитываться только национальные интересы, приоритетными становятся общечеловеческие ценности и интересы всего человечества [3], а не отдельных стран-лидеров. Национальные интересы по-прежнему будут играть важную роль, но они должны быть определены больше в общечеловеческом, а не в государственном масштабе и быть соединенными с более широкими интересами всего человечества в единую систему. Поэтому одной из проблем обеспечения глобальной информационной безопасности является достижение баланса интересов всех субъектов данного вида безопасности (личности, общества, государства и мирового сообщества).
Становление планетарного информационного пространства уже является свершившимся фактом. В настоящее время к уникальным свойствам планетарного информационного пространства относятся гиперсвязанность, доступность, безграничность, возможность движения в масштабе гипервремени, «стирание» территориальных ограничений. Однако развитие планетарного ин-
формационного пространства благодаря информационным и телекоммуникационным технологиям осуществляется настолько стремительно, что любые принципы этого пространства изменяются с той же скоростью. К тому же, как и в любой сложной системе, в едином информационном пространстве происходят процессы самоорганизации. В этих условиях трудно говорить об управлении развитием планетарного информационного пространства: правомерно говорить лишь о направляемости этого процесса в ту или иную сторону.
Решению проблем обеспечения информационной безопасности способствует формирование новой информационной культуры в обществе. Информационная культура является важнейшим фактором преодоления и дальнейшей элиминации негативных эффектов информатизации, а также гуманистической ориентации данного процесса. «Информационная культура общества характеризует его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационные технологии в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития общества» [2]. С. Холл отметил, что в XX в. культура как никогда раньше прониклась и срослась с общественным производством настолько, что в настоящее время трудно провести ту четкую грань между базисом и надстройкой. И базис, и надстройка стали интегральной схемой экономического обмена, от которого зависит движение информации, знания, капитала, инвестиций, производство товаров, торговля, маркетинг. С точки зрения абсолютных эстетических стандартов и вкуса, продукты такой культурной революции не могут сравниваться по ценности с достижениями других эпох. Нынешние культурные изменения благодаря современным технологиям, сжатые в единое пространство и время, могут с небывалой мощностью влиять на общественное сознание в глобальном масштабе. Однако одним из немедленных следствий технологизации и глобализации является гомогенизация культуры. Создание индустрии культуры привело к однородности взглядов [7].
Процессы глобализации двояким образом влияют на мировую культуру. С одной стороны, вследствие интенсивного информационного обмена между представителями различных культур происходит взаимное обогащение существующих культур. С другой стороны, происходит размывание традиционных национальных культур общества под воздействием экспансии других культур. Глобальная информационнокультурная и информационно-идеологическая экспансия Запада осуществляется по мировым
телекоммуникационным сетям (например,
1п!ете1;) и через средства массовой информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных отношениях. В политической сфере новые технологии глобальной коммуникации подрывают суверенитет наций и традиционные границы [9].
Именно эта все усиливающаяся в последние годы тенденция развития цивилизации представляется сегодня наиболее опасной для будущего человечества. По мнению К.К. Колина, национальная культура - это информационный геном цивилизации. Появляется опасность утраты целыми сообществами культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую. Японский ученый Цуда Юкио рассматривает электронное доминирование английского языка как третий самый серьезный вид дискриминации в мире после дискриминации по расовым и половым признакам[10]. Нация окончательно погибает только тогда, когда полностью разрушается ее национальная культура. С информационносинергетической точки зрения, вся современная мировая культура представляет собой весьма сложную самоорганизующуюся систему, компонентами которой являются традиционные национальные и этнические культуры различных народов, стран и регионов мира. Содержание этих культур, их традиции, исторический опыт и духовные ценности в совокупности и составляют тот своеобразный феномен объективной реальности, который К. К. Колин назвал культурологическим генофондом развития человечества. Без его анализа, переосмысления и использования невозможно успешное развитие мировой цивилизации в будущем. Поэтому и защита культурного фонда человечества от уже существующих и возможных разрушительных воздействий является сегодня первостепенной задачей. А для решения этой задачи необходимо прежде всего сохранить традиционные национальные культуры общества. Таким образом, защита культурного генофонда человечества и сохранение национальных культур необходимы для обеспечения информационной безопасности в глобальном масштабе[6].
Сохранение разнообразия традиционных культур мирового сообщества является необходимым условием для дальнейшего безопасного
во всех отношениях и тем самым устойчивого развития цивилизации. Прогнозы показывают, что уже в начале ХХ1 в. наша цивилизация будет вынуждена решать такое количество глобальных и сложных проблем, что для этого ей потребуется мобилизовать всю интеллектуальную мощь мирового сообщества. При этом исторический опыт и знания каждой нации будут обязательно востребованы и могут оказаться решающими, так как каждому региону придется искать собственный оптимальный путь перехода к устойчивому развитию. Обеспечение безопасного для человека, общества и биосферы развития информационного пространства невозможно без обеспечения должной направленности самого процесса информатизации. Ведь информатизация как со-циотехнологический процесс, как выше было показано, может быть направлена против человека и гуманизма, так как информация оказывается основополагающим фактором, способным изменять течение любых процессов в обществе. Свободный доступ к информации тех или иных людей, преследующих какие-то свои эгоистические цели, далекие от гуманизма, способен привести к угрожающим для всей цивилизации последствиям. Постоянное совершенствование информационной техники, появление новых поколений компьютеров, являющихся носителями искусственного интеллекта, способных не только передавать, но и анализировать, систематизировать, перерабатывать и обобщать информацию, сами по себе не могут улучшить жизнь людей. Только гуманистическая направленность процесса информатизации, последовательное преодоление негативных эффектов информатизации создают условия обеспечения безопасного развития информационного пространства и глобальной информационной безопасности.
Гуманистическая ориентация информатизации должна одновременно учитывать интересы как общества в целом, так и отдельного человека. Контроль над процессами информатизации со стороны общества позволяет направить возможности информатизации для решения проблем человека, общества и цивилизации в целом. Широкое использование компьютерных информационных технологий не должно вести ни к подчинению человека компьютеру, ни тем более к уподоблению компьютеру всего человеческого рода. В обоих случаях извращается та цель, ради которой и стали создаваться современные информационные технологии, - освобождение человека от рутинного умственного труда и помощь в его творчестве, раскрытие его творческих способностей. Поэтому вполне понятно разочарование, основоположника кибернетики Норбер-та Винера: «Я серьезно рассмотрел возможность
отказаться от своих плодотворных научных усилий, потому что я знаю - нет способа опубликовать мои изобретения без того, чтобы они не попали не в те руки (to the wrong hands)» [8]. Он понимал, как чрезвычайно опасно технократическое понимание информатизации общества, вера в детерминирующую роль информационной техники и технологии, которая автоматически создаст гармонию в сфере социальных отношений, политики и культуры. Такое понимание можно квалифицировать как одностороннее и не способствующее эффективности процесса информатизации, ибо оно не содержит механизма, гарантирующего безопасность процесса информатизации, что в конечном счете может обернуться против человека. Технократическое понимание процесса информатизации может привести к тому, что создаваемая инфосфера окажет разрушительное воздействие на самого человека. Под ее воздействием человек быстро утратит не только свои природные биологические качества, но также и многие психологические свойства, и социальные ориентиры. Новые интересы и потребности, которые сейчас овладевают умами миллионов людей, оказываются все более техникотехнологически ориентированными. Стихийное развитие инфосферы может привести к тому, что человек сам попадет в интеллектуальную зависимость от нее. Под воздействием инфосферы могут в значительной степени измениться типы социального поведения людей, деформироваться шкала их моральных ценностей.
Сегодня общественная практика диктует необходимость повышения уровня знаний, способностей, умений, связанных с производством, переработкой, хранением, передачей и потреблением информации. Но информационную культуру уже нельзя рассматривать только как набор способов обработки информации с помощью компьютеров. Она включает в себя еще и компоненты, связанные с этикой, культурой познания, культурой информационных потребностей, саморазвитием личности, культурой трансляции и формирования системы знания, передачи результатов познавательной деятельности обществу. Важно уметь не только эффективно пользоваться информационными технологиями, но и в большей степени той информацией, которую мы получаем с их помощью. Выбор и осмысление информации зависят от человека. Воспитание критического мышления и умение ориентироваться в огромном объеме информации, к которому сегодня человек имеет доступ, являются важной составляющей информационной культуры. Таким образом, формирование информационной культуры становится жизненно важным процессом для человека и общества в целом.
В информационном обществе культура определяет качество информационной деятельности по воспроизведению и обновлению человеческого бытия. Информационная культура отражает уровень развития общества, творческих сил и познавательных способностей человека, выраженных в типах освоения мира, уровень организации жизни человека и общества. Важными характеристиками информационной культуры общества являются степень овладения людьми социальной информацией с помощью информационных технологий, совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распределения и потребления информации [5]. Информационная культура включает в себя развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современных информационнотелекоммуникационных технологий и техники на всех стадиях информационно - деятельностного процесса, т.е. степень умения человека жить и работать в условиях современного информационного пространства.
В современных условиях возникает необходимость целенаправленного формирования информационной культуры общества. Общество, которое будет значительно отставать в этих процессах, обречено на отставание во всех областях социального развития. Таким образом, становление планетарного информационного пространства требует философского осмысления, так как рождает новые вызовы и проблемы глобального масштаба. И решать их предстоит в рамках обеспечения глобальной информационной безопасности, являющейся составной частью общемировой безопасности. Обеспечение информационной безопасности - это перманентный и комплексный процесс, включающий правовые, организационно-технические, экономические и социально-культурные средства и методы.
Литература
1. Дэлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. - М.,
2001. - С. 49.
2. Колин К.К. Информационная цивилизация. - М.,
2002. - С.71.
3. Кочергин А.Н.Философия и глобальные проблемы. -М.: Изд-во РОУ, 1996. - С. 203.
4. Перчук Е.Е. Информатизация и информационная безопасность. - М., 2002.
5. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994.
6. Синергетика, философия, культура. - М., 2001.
7. Holl S. The centrality of culture: notes on the cultural revolutions of our Time // Media and cultural regulation. - L.: Open univ., 1997. - P. 207.
8. Quoted in Noble D. Forces of Production: A Social History of Industrial Automation. - N.Y.: Knopf, 1984.- P. 71-76.
9. Tehranian M. Global communication and intonation relations: changing paradigms and policies// Internationals Journal of Peace Studies, 1997, 2(1). - P. 39-64.
10. Yukio T. The dominance of English and Linguistic discrimination // Media Development, 1992. - P. 192.
Манжуева Оксана Михайловна, канд. филос. наук, ст. преп. каф. информационно-коммуникационных технологий, Восточно-Сибирская академия культуры и искусств.
Manzhueva Oksana Mihailovna, cand. of philosophical science, senior teacher of department of information and communication technologies of East Siberian State Academy of Culture and Arts.
E-mail: ocydenova@yandex. ru
УДК 211
Ж А. Аякова
ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЭКОЛОГИИ
В статье рассмотрены проблемы духовной экологии, сакральных природных мест с точки зрения их философского и религиозного осмысления. Данная статья будет интересна для специалистов в области этноэкологии, экологической философии, экологической теологии.
Ключевые слова: духовная экология, философия природы, природная среда, сакральные территории, почитание местности, религиозное сознание, идея взаимозависимости.
Zh. A. Ayakova
PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS PRINCIPALS OF SPIRITUAL ECOLOGY
The article is devoted to the problems of spiritual ecology, sacred places of nature from the point of view of its philosophical and religious rethinking. It will be of interest for experts in ethnic ecology, ecological philosophy, and ecological theology.
Key words: spiritual ecology, philosophy of nature, environment, sacred natural places, religious consciousness, idea of interdependence.
С конца 80-х гг. XX в. отечественная научная экологическая мысль все чаще обращается к этическим, религиозным, духовным ценностям природы. В это время на Западе активно развиваются такие направления, как духовная экология (Лесли Спонсел), экологическая философия, эко-софия (Арне Нэсс), экологическая теология (А. Швейцер), в основе которых лежат принципы исторически сложившихся культурно-
религиозных мировоззрений человечества в системе экологического взаимодействия. Данные направления экологии и ряд других отраслей науки, такие как этика, эстетика, история, социология, этнография, антропология, лингвистика, фольклористика и их методы, открывают гуманитарные измерения для постижения глубокого понимания экологических процессов.
Значительный вклад в развитие отечественной гуманитарной экологии внес Феликс Штиль-марк. Духовно-экологическая мысль в то время сводилась к природоохранным мерам, например, создание заповедных территорий и национальных парков. Ф.Р. Штильмарк (1991) одним из первых в России заговорил о религиозных основах природоохраны: «... по сути-то, истинные корни природоохранного дела лежат в самых глубинных слоях общественной нравственности, в его религиозно-моральных основах» [1].
Религиозный опыт связан со встречей со священным, интуитивным пониманием, вну-
шающей благоговение. Еще Аристотель вкладывал духовный смысл в бытие природы, говоря о наличии души в растениях и животных. Все, что имеет отношение к жизни, имеет отношение к душе. «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом. Таким образом, всякое естественное тело, причастное жизни, есть сущность, притом сущность составная. ... надлежит относительно каждого существа исследовать, какая у него душа, например: какова душа у растения, человека, животного» [2].
Опыт священного имеет критическую важность в преобразовании человеческих отношений к природе и пробуждении новой моральной веры. Восхищение чудом жизни, красотой и тайной в бытии животных, растений и земли как целого должно стать таким сильным, чтобы породить подлинное чувство священности природного мира. Религиозное сознание человека формируется в тесной связи с пониманием могущественности и целостности природной среды, осознанием своей роли почитания и бесконечного уважения к природным источникам и местам, которые питали его тело и наполняли его духом.
Людвиг Фейербах в своей статье «Сущность религии» говорит: «Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости, то, от чего человек зависит и чув-