6. Фромм Э. Психоанализ и религия. Сумерки богов. -М, 1989.-С. 205.
Решетников Владимир Алексеевич, доктор философских наук, профессор, директор Института социальных наук Иркутского государственного университета, г. Иркутск, e-mail: vresh@socioisu.ru. Решетникова Екатерина Владимировна, кандидат философских наук, доцент Института социальных наук Иркутского государственного университета, заведующий кафелрой социальной работы, г. Иркутск, e-mail: eresh80@mail.ru.
Reshetnikov Vladimir Alekseevich, doctor of philosophical science, professor, director of the Institute of Social Sciences, Irkutsk State University, Irkutsk, email: vresh@socioisu.ru.
Reshetnikova Ekaterina Vladimirovna, candidate of philosophical science, associate professor, Institute of Social Sciences, Irkutsk State University, the head of the department of Social Work, Irkutsk, e-mail: eresh80@mail.ru.
УДК 004.45 © O.M. Манжуева
К ВОПРОСУ О СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассмотрены основные составляющие информационной безопасности, также отражены актуальные информационные проблемы современности, которые они призваны решить. Сделаны выводы о необходимости формирования системы обеспечения глобальной информационной безопасности, выделены ее основные направления на фоне приоритета общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационные технологии, информационное пространство, безопасное развитие.
O.M. Manzhueva
ТО THE ISSUE OF THE COMPONENTS OF INFORMATION SECURITY
In the article there are considered the main components of information security, there are revealed actual information modern problems that are needed to be solved. There were made the inferences concerning necessity1 of forming provision system of global information security and were underlined its main trends within the priorities of allhuman values.
Key words: information security, information technologies, information society, safe development.
В доктрине информационной безопасности РФ выделяются четыре основные области национальных интересов РФ в информационной сфере [1]. Первая область национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая область включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья область национальных интересов РФ в информационной
сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи. Обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Четвертая область включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и
телекоммуникационных систем как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Принимая во внимание все вышесказанное, в целях решения наиболее приоритетных задач в информационной сфере, с точки зрения безопасного развития государства, были определены четыре основных составляющих информационной безопасности. Первая составляющая информационной безопасности -
оборонная [2, с. 21]. Оборонную безопасность государства невозможно обеспечить без соответствующего уровня развития
информационных технологий. Все современные средства вооружения, системы управления войсками и оружием являются системами критических приложений (так принято называть системы, нарушение функционирования которых приводит к резкому ослаблению безопасности государства) с высоким уровнем компьютеризации. Эти системы могут оказаться весьма уязвимыми, в частности, с точки зрения воздействия информационного оружия, как в военное, так и в мирное время. Уязвимость систем критических приложений может привести к тому, что оружие страны посредством скрытого внедрения в программное обеспечение систем управления этим оружием «программных закладок», окажется полностью или частично выведенным из строя.
В современных условиях военная безопасность государства в огромной степени зависит от обеспечения его информационной безопасности. Реальностью стал новый тип войны - информационная война. С.Г1. Расторгуев определяет информационную войну как войну между информационными системами в форме открытых и скрытых целенаправленных информационных воздействий этих систем друг на друга с целью получения определенных преимуществ в материальной сфере. Информационная война - это война алгоритмов и технологий, война, в которой сталкиваются именно структуры систем как носители знаний [3]. Эффективность противодействия
информационном} оружию будет определяться методами и формами использования информационного ресурса как оружия. Суть информационной войны состоит в борьбе посредством информации против информации. «Контроль над знаниями - вот суть будущей всемирной битвы за власть во всех институтах» [4, с. 43]. Как отмечает С.П. Расторгуев, театр военных действий расширяется до таких глубин, которые иногда называют «духом цивилизаций», то есть все больше перемещается в сферу духовную, в столкновение базовых ценностей и целей. Более того, С.П. Расторгуев доказывает, что в случае быстрого и массового перепрограммирования массового сознания нации в процессе информационной войны, наиболее эффективными становятся приемы, имеющие эмоциональную окраску и принадлежащие таким сферам, как массовая культура, искусство, религия и т.п. Определенные методы такого
перепрограммирования были успешно применены против СССР, что привело к его распаду. Целенаправленное одностороннее воздействие на духовные ценности и на их носителей не является безобидным для отдельного человека, нации и человечества в целом. Следствием такой войны становится уничтожение разнообразия культур, что неминуемо ведет к остановке развития человечества [3].
Для разрушения общественной системы в первую очередь требуется разрушить наиболее значимые связи, систему взаимодействия между ключевыми элементами и структурами социальной системы, приводя ее в состояние, близкое к хаотическому. Исследования в области синергетики показывают, что в любой сложной саморазвивающейся системе генетически заложен механизм саморазрушения. Этот механизм имеет информационную основу и является уязвимым со стороны внешних информационных воздействий. Поэтому наиболее результативными являются такие информационные воздействия, которые активизируют именно механизмы
саморазрушения, поражая, в первую очередь, систему управления обществом, которая, в свою очередь, сама будет продолжать разрушение социальной системы, государства. Исследования в области синергетики также показали, что в определенные моменты времени, называемые точками бифуркации, сложная система, какой является общество, становится весьма неустойчивой. Она становится очень чувствительной к внешним информационным воздействиям, даже если они являются очень слабыми по сравнению с информационным потенциалом самой системы. Именно это свойство и используется при ведении информационной войны.
Следующая составляющая информационной безопасности - экономическая. Глобальная информатизация общества, стремительное развитие средств информационной техники и новых информационных технологий, увеличение потребностей общества в разнообразных информационных услугах, формирование в последние десятилетия национальных и глобальных информационно-телекоммуникационных систем привело к появлению нового вида экономики -информационной экономики. Информационная экономика включает в себя следующие основные компоненты: производство средств информационной техники, включая средства связи и передачи данных; производство
информационных продуктов и информационных ресурсов; оказание информационных услуг пользователям. Информационная экономика влияет практически на все стороны общественного развития [5, с. 370]. Развитие информационной экономики и место тех или иных стран в новом глобальном информационном пространстве приобретают решающее значение в геополитике развитых стран. Именно поэтому развитию информационной экономики как стратегически важному направлению социально-
экономического развития общества сегодня уделяется первостепенное внимание в таких странах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания. Общеизвестно. что
наблюдающиеся в последние годы успехи в развитии экономического могущества этих стран достигнуты благодаря их все более решительной ориентации на развитие информационной экономики. В таких условиях экономическую безопасность государства в принципе нельзя обеспечить без развитой информационной экономики. В настоящее время взаимосвязь различных стран планеты такова, что люди практически всех стран нуждаются в знаниях, культуре, искусстве и науке, находящихся за границей. Если это так, то должны быть цивилизованные правила обмена в этих областях, которые будут усиливать, а не ограничивать дальнейшие инновации. Создать такие правила, а также лежащую в их основе информационную этику -это исключительно трудная для разрешения задача в мире, разделенном на три части, в каждой из которых преобладает либо сельское хозяйство, либо индустриальная, либо постиндустриальная экономика. В то же время, очевидно, что эти проблемы имеют только одну тенденцию - становиться все более важными [4]. Создание планетарного информационного пространства посредством глобальных компьютерных сетей может иметь серьезные последствия для экономической безопасности. Особенно остро проблемы разработки методов защиты собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают перед странами, которые технологически отстают в области информационных и телекоммуникационных технологий от США или Западной Европы. К числу таких стран, к сожалению, относится и Россия. Поэтому, с одной стороны, следует строго следить за тем, чтобы информация, составляющая государственную тайну, не размещалась в Интернет и на рабочих местах пользователей, работающих с закрытой
информацией. С другой стороны, аргументировано относить информацию к категории закрытой, не включая в эту категорию большое количество документов, формируемых открытыми коммерческими структурами, СМИ и т.п. Каждое государство должно иметь методы защиты своих жизненно важных интересов. Оттого определенная часть знаний, имеющихся в том или ином государстве, будет всегда закрыта для доступа, если эти знания связаны с вопросами безопасности государства. При проведении комплексной государственной политики в области информационной безопасности и в целях поддержки отечественных производителей необходимо введение гибких дифференцированных ограничений на дальнейшее увеличение в российских телекоммуникационных системах зарубежных цифровых коммуникационных средств, а также создание условий приоритетного развития отечественных разработок и производств в области современных телекоммуникаций и
программного обеспечения с целью постепенного замещения зарубежного телекоммуникационного оборудования из сфер, обеспечивающих национальную безопасность России.
Проблема методов защиты существующих информационно-телекоммуникационных технологий является весьма актуальной. Развитие информационных и
телекоммуникационных систем, их широкое внедрение во все сферы жизни общества приводят к возрастанию зависимости жизнедеятельности общества, отдельного человека от бесперебойного функционирования данных средств, от гарантий использования накапливаемой в них информации в целях, не противоречащих законным интересам граждан, общества и государства. Очевидно, что ошибки в работе информационных систем управления воздушными перевозками, движением железнодорожного транспорта и т.п. могут послужить причиной больших трагедий и огромного материального ущерба. В этой связи составляющие информационной безопасности являются центральными для экономической безопасности.
Третья составляющая информационной безопасности является социальной. Проблемы, касающиеся социальной безопасности, были и остаются одними из важнейших. Они связаны с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и отношений в обществе, системы
жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений.
Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы скрытого манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. В качестве главной цели информационного воздействия выступает человек. Угроза дегуманизации приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей ценности стала выступать сама жизнь человека [6, с. 103]. «Это геноцид, то есть массовое истребление людей при помощи новейших достижений науки и техники. Это социальная дезинтеграция и психические расстройства людей в результате невероятного роста техники. Это катастрофизм в результате как следствие жизни человека в техносфере. Растет диспропорция между научно-техническим и социокультурным развитием, разрыв между реальным миром и пониманием человека» [7, с. ] 8]. Государственно-правовая защищенность человека от физических посягательств, как правило, выше, чем от нападок на психику, душу людей. Правовая сфера часто отстает от процессов общественного развития, а в духовной сфере это отставание в уровне защищенности стало просто катастрофическим. Слабая правовая защищенность психики, сознания людей является существенным изъяном правовой системы.
Коренная деформация социальной сферы посредством информационных средств заключается в провоцировании крайнего социального расслоения населения путем нарушения прав при распределении благ и услуг; разложении институтов,
предназначенных для всестороннего развития личности; разжигании национально-этнической розни и т.д. Многие результаты подобной информационной агрессии в социальной сфере уже довольно ощутимы в настоящее время в России [8].
Особый интерес наблюдается к огромным возможностям воздействия на личность средств массовой информации, поскольку в гражданском обществе СМИ выступают как важнейший инструмент взаимодействия трех ветвей власти и регулирования их отношений с гражданами. Основная же функция СМИ заключается в способности обеспечивать прозрачность деятельности всех структур
власти, гласности политического процесса. В современной ситуации новые информационные и коммуникационные технологии оказывают серьезное воздействие на распространение и доставку информации и доступ к ней. Речь идет о глобализации массовой информации и демассификации. Эти обстоятельства открывают новые горизонты, существенно меняют коммуникативный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации (газеты, радио, телевидение, Интернет, банки данных). В этой связи роль СМИ с точки зрения функционирования гражданского общества повышается. Для гражданского информационного общества необходима среда, позволяющая формировать оценки деятельности правительства,
общественных организаций, экономики и прочего, и СМИ являются во многом важнейшим элементом информационного общества. Оставаясь главным инструментом формирования и развития общественного мнения, они устанавливают повестку дня -социальную, общественную и культурную, являются важным фактором публичности. По существу сегодня СМИ — практически единственная структура, через которую население ежедневно, ежечасно получает информацию о процессах в регионе, стране, мире, посредством которой ему навязывают различные идеологические установки. В связи с этим особенно важны качество и достоверность информации, транслируемой через СМИ. В настоящее время СМИ могут выступить и в качестве силы, стабилизирующей обстановку в обществе, и стать детонатором социального взрыва. Словом, социальная безопасность страны не может быть обеспечена без информационной безопасности.
Четвертая составляющая информационной безопасности - экологическая. Проблемы экологической безопасности являются сегодня одними из важнейших проблем глобального масштаба. Новые технологии несут в себе непредсказуемые угрозы здоровью населения и состоянию окружающей среды: например, разрушение озонового слоя, побочные эффекты действия лекарственных препаратов,
использование новых видов оружия, загрязнение, внедрение генетически
модифицированных продуктов и техногенные катастрофы, такие как Чернобыль и Бхопал, Фукус има.
«Под экологической безопасностью понимается состояние и процесс защищенности личности, общества, государства и окружающей их природной среды от реальных или потенциальных угроз антропогенного или естественного происхождения, воздействующих на биосферу» [9, с. 94]. Развитие общества, основывавшееся на эксплуатации природных ресурсов, привело к реальной опасности и антропологической, и экологической катастрофы. Философы убеждены, что необходим иной неэнтропийный, безопасный путь развития, то есть путь устойчивого развития. Устойчивое общество - это общество, фундаментом которого станет синергетическая экономика, общество, где информационные ресурсы заменят природные источники экономического роста. Экологическая безопасность в полной мере может быть обеспечена лишь при переходе к устойчивому развитию общества. Концепция устойчивого развития есть система стратегий действия, основанных на диалектическом синтезе требований экологии, этики и экономики. Устойчивое развитие предполагает поддержание баланса между экологическим ростом, социальной справедливостью и экологическими ограничениями в целях обеспечения безопасного будущего человека и человечества [10].
Человеческие деяния благородны, когда они направлены на сохранение ценности, красоты, разнообразия и стабильности всех экосистем планеты. Система ценностей устойчивого развития основана на все превышающей ценности Жизни, Человека и Природы [11, с. 171]. В этом ключе решение большинства экологических проблем и задач связано со сбором и обработкой информации о состоянии природной среды (экологический мониторинг), с моделированием глобальных процессов природных явлений с учетом возрастающих техногенных воздействий и антропогенных нагрузок. Наиболее эффективно все это может выполняться только с использованием современных информационных и
телекомму никационных технологий.
В «Повестке дня на XXI век» (Всемирный Саммит ООН по устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.) говорится: «Единственный способ обеспечить себе более безопасное, процветающее будущее - это решение проблем окружающей среды и экономического развития в комплексе и согласованным образом. Мы должны удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни для всех и в то же
время лучше защищать и сохранять экологические системы. Ни одна страна не может добиться такого в одиночку, но мы можем добиться совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества, в целях устойчивого развития» [12, с. 1]. Тесная связь экологической и информационной безопасности очевидна. Страна, имеющая высокий уровень информатизации, способна не только добиться экономического развития, но и успешно решать экологические проблемы.
Таким образом, информационная
безопасность пронизывает все остальные виды безопасности, и ее обеспечение является приоритетной задачей. На современном этапе развития общества без обеспечения на соответствующем уровне составляющих информационной безопасности практически невозможно обеспечить никакой из важнейших видов безопасности: оборонной, социальной, экономической и экологической. В подобных условиях информационная безопасность приобретает первостепенное значение во всех сферах общественной жизни и государственной деятельности. На уровне мирового сообщества информационная безопасность становится глобальной проблемой, обладающей
следующими чертами: она характерна для большинства стран мира; выступает объективным фактором и одним из важнейших механизмов дальнейшего мирового развития; в связи со становлением планетарного информационного общества как начальной фазы ноосферы информационная безопасность выдвигается на первый план; недостаточное обеспечение информационной безопасности приводит к угрозам информационной войны, информационного терроризма и т.п.; для эффективного обеспечения информационной безопасности необходимы совместные усилия всего мирового сообщества.
При наличии единого планетарного информационного пространства
информационная безопасность не может быть обеспечена в полной мере усилиями одной страны или группы стран, отсюда возникает необходимость формирования системы обеспечения глобальной информационной безопасности как составляющей всей системы общемировой безопасности - одного из основных компонентов перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации. Здесь важно выделить следующие направления формирования глобальной информационной безопасности:
• защита единого мирового информационного пространства от различных опасностей и угроз;
• равноправное использование планетарного информационного пространства всеми народами и странами мирового сообщества;
• безопасное для человека, общества, государств, мирового сообщества и биосферы развитие этого информационного пространства;
• позитивное влияние формирующейся глобальной информационной безопасности на переход к устойчивому социоэкоразви гию.
В данном контексте важно отметить, что при выработке стратегии глобальной
информационной безопасности не могут учитываться только национальные интересы в государственном масштабе, приоритетными становятся общечеловеческие ценности и интересы всего человечества.
Литература
1. Доктрина информационной безопасности РФ. Российская газета. - М, 2000. - 28 сент.
2. Перчук Е.Е. Информатизация и информационная безопасность: автореф. дис. ... канд. филос. наук. — М., 2002.-25 с.
3. Расторгуев С.П. Информационная война. - М: Радио и связь, 1998. - 134 с.
4. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ. - М.: ACT, 2001.-794 с.
5. Drucker P.F. The age of discontinuity. Guidelines to our changing society. New Brunswick (US). -L., 1994. - P. 370.
6. Кочергин A.H. Философия и глобальные проблемы. - М: Изд-во РОУ, 1996. - 176 с.
7. Мантатова JI.B. Философская антропология: основные понятия. - Улан-Удэ, 2001. -46 с.
8. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. -М.: ИКАР, 1999.-358 с.
9. Ващекин НИ, Лось В.А., Урсул А.Д. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию: проблемы и перспективы. - М: Изд-во МГУК, 1999. - 357 с.
10. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. Т 1,2. - Улан-Удэ Л 999-2000. -Т. 2.
11. Мантатов В.В., Мантатова J1.B. Этика устойчивого развития в информационную эпоху. - Улан-Удэ. 2002. -180 с.
12. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференций в Рио-де-Жанейро. -Женева, 1994.
Манжуева Оксана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, г. Улан-Удэ, e-mail: ocydenova@yandex.ru. Manzhueva Oksana Mikhailovna, candidate of philosophical science, assistant professor, department of information and communication technologies, East-Siberian State Academy of Culture and Art, Ulan-Ude, e-mail: ocydenova@yandex.ru.
УДК 1 (=161.1) (091) © А.Ц. Батуева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ»
В данной статье попытаемся проанализировать основные подходы к изучению понятия «человек эпохи Просвещения», выявить характерные черты «нового человека». Дается три основных подхода к изучению данной проблематики: культурно-антропологический, социокультурный, религиозный. Ключевые слова: просвещение, человек эпохи Просвещения, вера в разум, личность.
A.Ts. Batueva
THEORETICAL APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF «MAN OF THE ENGHTENMENT»
This article will try> to stay on the concept of «man of the Enlightenment», to reveal the characteristic features of the «new man». We give three main approaches to the study of this problem.
Key words: Enlightenment, man of the Enlightenment, faith in reason, personality.
Проблема человека всегда являлась одной из центральных тем философии, нет периодов, когда бы так или иначе не стояла эта проблема. Именно эпоха Просвещения является важным этапом в развитии проблематики человека.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшем практически на все сферы
социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего, к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая