УДК 004.45
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОРА ЭЛИМИНАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
О.М. Манжуева
Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, г. Улан-Удэ E-mail: ocydenova@yandex.ru
Рассмотрены проблемы формирования планетарного информационного пространства. Поднимается вопрос о влияния процесса информатизации на культуру, традиции идуховные ценности общества, вследствие чего подчеркнута необходимость обеспечения должного регулирования данного процесса. Определена роль формирования информационной культуры общества как основного фактора предупреждения негативных эффектов использования информационных технологий.
Ключевые слова:
Информационная культура, информационные технологии, информационная безопасность.
Key words:
Information culture, information technology, information safety.
Формирование нового планетарного пространства является одной из главных характеристик настоящего времени. Основываясь на информационных и телекоммуникационных технологиях, оно призвано обеспечить эффективное взаимодействие между людьми, к его уникальным свойствам относят - гиперсвязанность, доступность, безграничность, возможность движения в масштабе времени, «стирание» территориальных ограничений. Именно с данным планетарным информационным пространством связывают становление всей жизнедеятельности будущего информационного общества.
Однако развитие планетарного информационного пространства таит в себе опасности и риски. Актуальность данной проблемы обусловлена высокой ролью использования информационных технологий. Все протекающие в обществе процессы: политические, социальные, экономические теперь зависимы от использования новых технологий, поскольку они играют определяющее значении в формировании существующей реальности и оказывают важное влияние на ее развитие. В данной ситуации возрастает потребность изучения и прогнозирования процесса информатизации, направление его развития в безопасное русло. Информационная безопасность общества является вектором безопасного использования информационных технологий для личности и государства. Кроме того, в этом направлении необходимо уделить важное внимание процессу формирования новой информационной культуры в обществе, способствующему решению проблем обеспечения информационной безопасности. Информационную культуру можно определить важнейшим фактором преодоления и дальнейшей элиминации негативных эффектов информатизации, а также гуманистической ориентации данного процесса [1. С. 30].
Выделяя проблемы становления информационного пространства, повлекшие за собой культурные изменения в обществе, сошлемся на мнение С. Холла, который определил, что в XX в. культура,
как никогда раньше, прониклась и срослась с общественным производством настолько, что в настоящее время трудно провести ту четкую грань между базисом и надстройкой [3. С. 207]. И базис и надстройка стали интегральной схемой экономического обмена, от которого зависит движение информации, знания, капитала, инвестиций, производство товаров, торговля, маркетинг. С точки зрения абсолютных эстетических стандартов и вкуса, продукты такой культурной революции не могут сравниваться по ценности с достижениями других эпох. Нынешние культурные изменения, благодаря современным технологиям, сжатые в единое пространство и время, могут с небывалой мощностью влиять на общественное сознание в глобальном масштабе. Однако одним из немедленных следствий технологизации и глобализации является гомогенизация культуры. Создание индустрии культуры привело к однородности взглядов.
Процессы глобализации двояким образом влияют на мировую культуру. С одной стороны, вследствие интенсивного информационного обмена между представителями различных культур происходит взаимное обогащение существующих культур. С другой стороны, происходит размывание традиционных национальных культур общества под воздействием экспансии других культур. Продвигаемая по средствам массовой информации и телекоммуникационным сетям западная информационно-культурная экспансия, вынуждает прибегать к использованию специальных мер для защиты своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. В результате остро поднимается вопрос об обеспечении безопасности информационных ресурсов государства, обеспечении безопасного информационного обмена, протекающего по открытым глобальным сетям, понимание высокой степени важности и безотлагательное решение данных вопросов поможет обойти возникновение экономической и политической межгосударственной конфронтации и кризисов. В политической сфере но-
вые технологии глобальной коммуникации подрывают суверенитет наций и традиционные границы [4. С. 52]. Именно эта все усиливающаяся в последние годы тенденция развития цивилизации представляется сегодня наиболее опасной для будущего человечества. По мнению К.К. Колина, национальная культура - это информационный геном цивилизации [5. С. 71]. Появляется «опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую» [6. С. 91]. Японский ученый Цуда Юкио рассматривает электронное доминирование английского языка как третий самый серьезный вид дискриминации в мире после дискриминации по расовым и половым признакам [7. С. 192]. Нация окончательно погибает только тогда, когда полностью разрушается ее национальная культура.
С информационно-синергетической точки зрения, вся современная мировая культура представляет собой весьма сложную самоорганизующуюся систему, компонентами которой являются традиционные национальные и этнические культуры различных народов, стран и регионов мира. Содержание этих культур, их традиции, исторический опыт и духовные ценности в совокупности и составляют тот своеобразный феномен объективной реальности, который К.К. Колин назвал культурологическим генофондом развития человечества [5. С. 67]. Без его анализа, переосмысления и использования невозможно успешное развитие мировой цивилизации в будущем. Поэтому и защита культурного фонда человечества от уже существующих и возможных разрушительных воздействий является, сегодня первостепенной задачей. А для решения этой задачи необходимо, прежде всего, сохранить традиционные национальные культуры общества. Таким образом, защита культурного генофонда человечества и сохранение национальных культур необходимы для обеспечения информационной безопасности в глобальном масштабе.
Сохранение разнообразия традиционных культур мирового сообщества является необходимым условием для дальнейшего безопасного во всех отношениях и, тем самым, устойчивого развития цивилизации. Прогнозы показывают, что уже вначале XXI в. современная цивилизация будет вынуждена решать такое количество глобальных и сложных проблем, что для этого ей потребуется мобилизовать всю интеллектуальную мощь мирового сообщества. При этом исторический опыт и знания каждой нации будут обязательно востребованы и могут оказаться решающими, так как каждому региону придется искать свой собственный оптимальный путь перехода к устойчивому развитию. Обеспечение безопасного для человека, общества и биосферы развития информационного пространства невозможно без обеспечения должной направленности самого процесса информатизации. Ведь информатизация как социотехнологический процесс, как выше было показано, может быть направлена против человека и гуманизма, так как ин-
формация оказывается основополагающим фактором, способным изменять течение любых процессов в обществе.
Свободный доступ к информации тех или иных людей, преследующих какие-то свои эгоистические цели, далекие от гуманизма, способен привести к угрожающим для всей цивилизации последствиям. Неумолимое наращивание мощности информационной техники, внедрение компьютеров практически во все процессы жизнедеятельности общества, не поддающиеся воображению возможности, предоставляемые технологиями искусственного интеллекта, позволяющие находить, анализировать, структурировать и перерабатывать информацию, как таковые сами по себе не могут решить проблемы человека. Только гуманистическая направленность процесса информатизации, последовательное преодоление негативных эффектов информатизации создает условия обеспечения безопасного развития информационного пространства и глобальной информационной безопасности.
Гуманистическая ориентация информатизации должна одновременно учитывать интересы как общества в целом, так и отдельного человека. Контроль над процессами информатизации со стороны общества позволяет направить возможности информатизации для решения проблем человека, общества и цивилизации в целом. Широкое использование компьютерных информационных технологий не должно вести ни к подчинению человека компьютеру, ни тем более к уподоблению компьютеру всего человеческого рода. В обоих случаях извращается та цель, ради которой и стали создаваться современные информационные технологии - освобождение человека от рутинного умственного труда и помощь в его творчестве, раскрытие его творческих способностей. Поэтому вполне понятно разочарование основоположника кибернетики Норберта Винера: «Я серьезно рассмотрел возможность отказаться от своих плодотворных научных усилий, потому что я знаю - нет способа опубликовать мои изобретения без того, чтобы они не попали не в те руки (to the wrong hands)» [8. С. 72]. Он понимал, как чрезвычайно опасно технократическое понимание информатизации общества, вера в детерминирующую роль информационной техники и технологии, которая автоматически создаст гармонию в сфере социальных отношений, политики и культуры.
Такое понимание можно квалифицировать как одностороннее и не способствующее эффективности процесса информатизации, ибо оно не содержит механизма, гарантирующего безопасность процесса информатизации, что, в конечном счете, может обернуться против человека. Технократическое понимание процесса информатизации может привести к тому, что создаваемая инфосфера окажет разрушительное воздействие на самого человека. Под ее воздействием человек быстро утратит не только свои природные биологические качества, но также и многие психологические свой-
ства, и социальные ориентиры. Новые интересы и потребности, которые сейчас овладевают умами миллионов людей, оказываются все более техникотехнологически ориентированными. Стихийное развитие инфосферы может привести к тому, что человек сам попадет в интеллектуальную зависимость от нее. Под воздействием инфосферы могут в значительной степени измениться типы социального поведения людей, деформироваться шкала их моральных ценностей.
Сегодня общественная практика диктует необходимость повышения уровня знаний, способностей, умений, связанных с производством, переработкой, хранением, передачей и потреблением информации. Но информационную культуру уже нельзя рассматривать только как набор способов обработки информации с помощью компьютеров. Она включает в себя еще и компоненты, связанные с этикой, культурой познания, культурой информационных потребностей, саморазвитием личности, культурой трансляции и формирования системы знания, передачи результатов познавательной деятельности обществу. Важно уметь не только эффективно пользоваться информационными технологиями, но и, в большей степени, той информацией, которую мы получаем с их помощью. Выбор и осмысление информации зависят от человека. Воспитание критического мышления и умение ориентироваться в огромном
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перчук Е.Е. Информатизация и информационная безопасность: Философско-методологические аспекты: автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00.08. - М., 2002. - 30 с.
2. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. -1994. - № 4. - С. 14-34.
3. Holl S. The centrality of culture: notes on the cultural révolutions of our Time // Media and cultural regulation. - London: Open Univ., 1997. - 207 p.
4. Tehranian M. Global communication and intonation relations: changing paradigms and policies// Internationals Journal of Peace Studies. - 1997. - № 2 (1). - P. 39-64.
объеме информации, к которому сегодня человек имеет доступ, является важной составляющей информационной культуры.
Таким образом, формирование информационной культуры становится жизненно важным процессом для человека и общества в целом. В информационном обществе культура определяет качество информационной деятельности по воспроизведению и обновлению человеческого бытия. Информационная культура отражает уровень развития общества, творческих сил и познавательных способностей человека, выраженных в типах освоения мира, уровень организации жизни человека и общества.
Можно констатировать, что степень овладения людьми социальной информацией с помощью информационных технологий, возможность ее эффективно использовать в процессе организации различных видов деятельности, являются важными характеристиками информационной культуры современного общества. Это обусловлено тем, что информационная культура включает в себя развитые навыки работы с информацией, информационные потребности людей, их знания о верном использовании информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и техники, т. е. степень умения человека жить и работать в условиях современного информационного пространства.
5. Колин К.К. Информационная цивилизация. - М.: Институт проблем информатики РАН, 2001. - 112 с.
6. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 232 с.
7. Yukio T. The dominance of English and Linguistic discrimination // Media Development. - N.Y., 1992. - 192 p.
8. Quoted in Noble D. Forces of Production: A Social History of Industrial Automation. - N.Y.: Knopf, 1984. - P. 71-76.
Поступила 11.05.2011 г.