Научная статья на тему 'Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата как показатель независимой оценки качества результатов образования'

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата как показатель независимой оценки качества результатов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / ВЫПУСКНИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН / EDUCATION SYSTEM / UNDERGRADUATE / GRADUATES / FEDERAL ONLINE EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянская Елена Сергеевна

Рассмотрены методика проведения Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата, результаты участия Тульского государственного университета по различным направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белянская Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL ONLINE EXAM FOR GRADUATES OF BACHELORS DEGREE-AS AN INDICATOR OF THE RESULTS OF THE INDEPENDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION

Reviewed methodology of conducting Federal online examination for graduates of Bachelor's degree, the results of participation of the Tula State University in a variety of majors.

Текст научной работы на тему «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата как показатель независимой оценки качества результатов образования»

Key words: mathematical package, Mathcad, Matlab, special disciplines, automatic controlsystem, modeling, simulation.

Makarov Nikolay Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, ivts. tiilgiiaramhler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378; 371.3

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.С. Белянская

Рассмотрены методика проведения Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата, результаты участия Тульского государственного университета по различным направлениям подготовки.

Ключевые слова: Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата.

Существующая в настоящее время двухуровневая система обучения - бакалавриат и магистратура - имеет как свои преимущества, так и недостатки. Положительной стороной можно считать возможность бакалавров более целенаправленно определять свои интересы в будущем и выбирать области деятельности для дальнейшего обучения в магистратуре. В некоторых случаях для бакалавра оказывается возможным получить образование по двум разным направлениям подготовки, увеличив собственную конкурентоспособность на рынке труда. В рамках существующей системы образования весьма актуальной представляется задача самодиагностики полученных знаний, умений и навыков для определения возможности дальнейшего успешного поступления в магистратуру образовательной организации. Одним из объективных измерителей уровня сформированности компетенций выпускников бакалавриата в настоящее время является Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата - ФИЭБ.

Актуальность его проведения обусловлена внесением изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который был дополнен ст. 95.1 о независимой оценке качества результатов образования, проводимой по инициативе участников отношений в сфере образования. На сегодня ФИЭБ можно рассматривать как внешнюю независимую сертификацию выпускников бакалавриата на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Основными принципами ФИЭБ являются: добровольность участия студентов в экзамене, конфиденциальность индивидуальных результатов студента, добровольность признания сертификатов образовательными организациями, независимость оценки как от органов управления и контроля в сфере образования, так и от образовательной организации [1].

Бакалавр по направлению подготовки в процессе подготовки к ФИЭБ готовится к решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, определенными в ФГОС и основной образовательной программе, разработанной и утвержденной образовательной организацией, в которой он проходит обучение.

Оценить результаты освоения программы позволяют сертифицированные педагогические измерительные материалы (ПИМ), разработанные при поддержки Федеральных учебно-методических объединений, научно-методических советов высшей школы и выпускающих кафедр ведущих образовательных организаций Российской Федерации. Экзамен проводится одновременно в установленные дни на всех базовых площадках с учетом часовых поясов, что предотвращает утечку информации, заданий и ответов.

В настоящее время ФИЭБ проводится по следующим направлениям подготовки:

- 05.03.06 Экология и природопользование;

- 08.03.01 Строительство;

- 09.03.01 Информатика и вычислительная техника;

- 09.03.02 Информационные системы и технологии;

- 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника;

- 13.03.02 Электроэнергетка и электротехника;

- 20.03.01 Техносферная безопасность;

- 21.03.01 Нефтегазовое дело;

- 38.03.01 Экономика;

- 38.03.02 Менеджмент;

- 38.03.03 Управление персоналом;

- 38.03.04 Государственное и муниципальное управление;

- 38.03.05 Бизнес-информатика;

- 38.03.06 Торговое дело;

- 39.03.01 Социология;

- 40.03.01 Юриспруденция;

- 42.03.01 Реклама и связи с общественностью;

- 44.03.01 Педагогическое образование;

- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование;

- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Тульский государственный университет с 2015 года ежегодно является базовой площадкой для проведения ФИЭБ, обеспечивая материально-техническое и организационно-технологическое сопровождение экзамена. Согласно установленному регламенту образовательная организация - базовая площадка проходит процедуру проверки аудиторий на соответствие техническим требованиям, в том числе по обеспечению видеотрансляции в сети Интернет и передачи четкого видеоизображения со всех камер с момента начала экзаменационного сеанса и до его окончания. Тульский государственный университет, как базовая площадка, предоставляет студентам других образовательных организаций

470

возможность участия в ФИЭБ, обеспечивает достаточное количество рабочих мест для проведения экзамена, создает рабочую группу из квалифицированных специалистов для соблюдения регламента его проведения. По итогам экзамена руководство базовой площадки получает педагогический анализ результатов ФИЭБ и сертификаты качества по направлениям подготовки, удовлетворившим заявленным критериям.

В ФИЭБ разработана 100-балльная шкала результатов. Установленного порога по количеству баллов не существует. Именные сертификаты присваиваются в зависимости от количества сдающих студентов и высшего балла по направлению подготовки:

- золотой сертификат получают 10 % выпускников, набравших наибольшее количество баллов за выполнение заданий, от общего числа участников ФИЭБ по каждому направлению подготовки;

- серебряный сертификат - следующие 15 % выпускников по убыванию набранных баллов за выполнение заданий от общего числа участников ФИЭБ по каждому направлению подготовки;

- бронзовый сертификат - следующие 25 % выпускников по убыванию набранных баллов за выполнение заданий от общего числа участников ФИЭБ по каждому направлению подготовки;

- сертификат участника - оставшиеся 50 % выпускников.

Ежегодно по итогам ФИЭБ информация об обладателях лучших результатов размещается в разделе «Лучшие результаты ФИЭБ» на сайте http://bakalavr.i-exam.ru.

Сертификат качества по направлениям подготовки выдается образовательной организации при соблюдении следующих критериев:

- суммарное количество именных золотых, серебряных, бронзовых сертификатов ФИЭБ, полученных студентами образовательной организации по данному направлению подготовки, составляет не менее 50% от общего числа именных сертификатов для данного направления подготовки в образовательной организации;

- в экзамене по данному направлению подготовки участвовало не менее 10 студентов образовательной организации.

В 2018 году студенты Тульского государственного университета принимали участие в ФИЭБ. По результатам проведения экзамена образовательная организация получила сертификат качества по двум направлениям подготовки: 08.03.01 Строительство, 20.03.01 Техносферная безопасность (рисунок). Обучающийся Феклин Артём Александрович вошел в число участников, показавших лучшие результаты по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

Объективность проведения экзамена обеспечивается видеотрансляцией и контролем со стороны оргкомитета ФИЭБ, что создает равные условия для сдачи экзамена. В случае нарушения установленных правил проведения ФИЭБ результаты аннулируются.

471

Сертификат качества Тульского государственного университета по результатам ФИЭБ в 2018 году

Участие в ФИЭБ предполагает конфиденциальность индивидуальных результатов обучающегося. В Тульском государственном университете предусмотрена возможность учета результатов ФИЭБ в электронной информационной образовательной среде в личном кабинете обучающегося.

Тульский государственный университет, как базовая площадка получает возможность опубликования рекламной информации о программах магистратуры в «Справочнике программ магистратуры ведущих вузов России», а также преимущество при прохождении профессионально-общественной аккредитации и участии в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Кроме этого, согласно приказу Министерства образования и науки РФ № 1385 от 09.11.2016 г. сертификаты качества ФИЭБ могут быть учтены в ходе процедуры государственной аккредитационной экспертизы.

Список литературы

1. Болотов В.А., Наводнов В.Г., Пылин В.В., Порядина О.В., Чернова Е.П. Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров. Журнал «Высшее образование сегодня», № 3, 2015. С.19 - 23.

472

Белянская Елена Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

FEDERAL ONLINE EXAM FOR GRADUATES OF BACHELOR'S DEGREE-AS AN INDICATOR OF THE RESULTS OF THE INDEPENDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION

E.S. Belyanskaya

Reviewed methodology of conducting Federal online examination for graduates of Bachelor's degree, the results of participation of the Tula State University in a variety of majors.

Key words: Federal online exam for graduates of Bachelor's degree.

Belyanskaya Elena Sergeevna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

М.В. Арсентьева, М.С. Воротилин

Рассмотрены принципы формирования исследовательской компетенции студентов вуза посредством научно-исследовательской работы.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, мотивация, исследовательская компетенция.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. У будущего инженера не просто должны быть сформированы необходимые согласно ФГОС компетенции, но достаточно развиты навыки познавательной деятельности, самостоятельность, инициативность, творческое мышление. Участие студентов в научно-исследовательской работе (НИРС) является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста к решению профессиональных задач. НИРС позволяет применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом. Важно помнить, что только заинтересованность студентов в участии проведения исследований позволит сформировать необходимые умения и навыки исследовательской компетентности.

Исследовательская компетентность - это интегральное качество личности, выражающееся в способности и готовности к самостоятельному решению исследовательских задач, владении технологией исследовательской деятельности, признании ценности исследовательских умений и готовности их использования в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.