НЕЗАВИСИМЫЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
МИРОНОВА Марина Петровна - канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. E-mail: mironowa.mp@ yandex.ru
БУРЛЯЕВА Ольга Викторовна - канд. пед. наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. E-mail: [email protected]
АннотацияВ статье проанализирован и обобщен опыт работы педагогического вуза по разработке инструментария для оценки знаний студентов и по внедрению технологий независимого мониторинга образовательных результатов и качества образования.
Ключевые слова: мониторинг, качество образования, образовательные результаты, фонды оценочных средств, контрольно-измерительные материалы
Для цитирования: Миронова М.П, Бурляева О.В. Независимый мониторинг образовательных результатов и качества образования в практике работы педагогического вуза // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 101-106.
Контроль качества профессиональной подготовки будущих специалистов является одной из приоритетных задач высшего образования. Особенно значимой эта проблема является для педагогического образования, поскольку, в отличие от других профессий, педагогическая деятельность имеет отдаленные результаты, проявляющиеся не сразу, а через несколько лет, когда обучающиеся или воспитанники, в которых вложил свой труд учитель, начнут трудовую деятельность. Можно сказать, что от того, насколько качественно будет осуществляться профессиональная подготовка педагогов сегодня, зависит, какое поколение мы получим в будущем.
Современные подходы к проблеме качества образования отражены в нормативно-правовых документах, предусматривающих ряд мер по обеспечению качества, созданию системы его отслеживания, в том числе организацию мониторинга и его использование как неотъемлемого инстру-
мента управления качеством образования. Приоритет отдается внешним независимым процедурам оценивания образования \ которые дают возможность сопоставить условия реализации образовательных программ и результаты обучения в разных организациях, проводить имиджевую политику и политику привлечения обучающихся
1 Педагогический анализ результатов Федерального Интернет-экзамена сфере профессионального образования в рамках компетентностного подхода (для ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева») / НИИ мониторинга и контроля качества образования. Йошкар-Ола, 2015. 67 с.
102 Высшее образование в России • № 10, 2016
как потребителей образовательных услуг, принимать управленческие решения на уровне органов управления образованием. В то же время внутриорганизационные мониторинговые мероприятия позволяют администрации видеть объективную картину функционирования системы, своевременно принимать управленческие решения в области качества, регулировать образовательный процесс, а также разрабатывать стратегию, политику и цели в области качества. В МГПИ ведется активная работа по обобщению, разработке и апробации эффективных подходов к обеспечению качества образования. Различные аспекты этой деятельности нашли отражение в работах преподавателей вуза [1; 2].
Процесс управления качеством образования в МГПИ регулируется локальными нормативными актами, регламентирующими порядокорганизации и проведения мониторинговых процедур. В основе любого мониторинга заложена технология сравнительного оценивания результата. В МГПИ предполагается отслеживание и сравнение данных мониторинга: а) с требованиями ФГОС; б) с результатами, полученными ранее; в) с результатами, полученными в других образовательных организациях, осуществляющих образовательный процесс в аналогичных условиях.
Одним из показателей качества образования выступают образовательные результаты обучающихся, своевременный мониторинг которых позволяет выстроить образовательную траекторию с учетом индивидуальных особенностей студентов, предотвратить негативные последствия в ходе овладения ими образовательной программой, а также принять управленческие решения относительно создания условий (методических, материально-технических, кадровых) для эффективного обучения. Инструментарием мониторинга выступают фонды оценочных средств (ФОС) и контрольно-измерительные материалы (КИМ), а также информационно-коммуникацион-
ные технологии, позволяющие охватить максимальное количество обучающихся, объективно оценить и проанализировать их результаты в оптимальные сроки [3].
Сегодня в институте созданы фонды оценочных средств и контрольно-измерительные материалы для текущего и итогового контроля по каждому направлению подготовки, ведется работа по определению технологий оценки овладения трудовыми функциями по Профессиональному стандарту педагога, по корреляции трудовых функций и компетенций, заложенных в ФГОС ВО бакалавриата и магистратуры. На основе фондов оценочных средств, а также контрольно-измерительных материалов, предложенных другими организациями, в МГПИ регулярно проводится независимый внешний и внутренний мониторинг образовательныхрезультатов студентов.
Внешний мониторинг осуществляется в форме Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), Федерального Интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), тестирования по контрольно-измерительным материалам, разработанным в других вузах.
В основу программного комплекса ФЭПО положена оригинальная технология независимой оценки результатов обучения студентов на основе компетентностного подхода. Тестирование студентов МГПИ показало, что 89% результатов соответствуют ФГОС высшего образования, в то время как средний показатель по другим вузам, принимавшим участие в тестировании, составляет 79%. Итогом участия вуза в ФЭПО стало получение сертификатов качества, подтверждающих, что образовательные программы успешно прошли независимую оценку качества образования по сертифицированным аккредитационным педагогическим измерительным материалам в рамках данного проекта.
С 2015 г. институт выступает базовой площадкой для реализации проекта ФИЭБ,
который реализуется как добровольная сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. Как утверждает В.Г. Наводнов, «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата становится первым шагом в создании и развитии распределенной сети центров мониторинга качества образовательных результатов » [4, с. 12]. Педагогические измерительные материалы для проведения ФИЭБ разработаны при поддержке учебно-методических объединений высшего образования по направлениям подготовки, научно-методических советов высшей школы и выпускающих кафедр ведущих вузов страны [5, с. 21]. Участие студентов в ФИЭБ было добровольным, индивидуальные результаты - конфиденциальными 2. Процедура ФИЭБ позволила отработать один из вариантов независимой оценки качества знаний выпускников и индивидуальных результатов освоения ими основной образовательной программы на соответствие требованиям ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата.
Во внутривузовском мониторинге образовательных результатов студентов также используются контрольно-измерительные материалы, разработанные преподавателями других вузов. Например, в рамках сетевого взаимодействия с Оренбургским государственным педагогическим университетом в декабре 2015 г. был проведен мо-ниторингпо тестам, разработанным преподавателями кафедры педагогики вуза-партнера. В тестировании приняли участие 410 студентов 4-х курсов направления подготовки «Педагогическое образование», что составило 91% от контингента. Студенты показали от 76 до 100% освоения дисциплины и овладения профессиональными компетенциями. По контрольно-измерительным материалам, составленным препо-
давателями кафедры теоретической физики Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, был проведен независимый мониторинг по общей и экспериментальной физике у студентов 5-го курса по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Физика. Информатика»). Охват студентов данным видом мониторинга составил 100%, уровень обученности - 81%.
Участие в ФЭПО и ФИЭБ, использование контрольно-измерительных материалов, разработанных преподавателями других вузов, позволили не только оценить качество профессиональной подготовки выпускников, но и своевременно скорректировать образовательные результаты, улучшить внутривузовские фонды оценочных средств.
Традиционно внутривузовский контроль образовательных результатов студентов в вузе включает мониторинг текущей успеваемости на практических и лабораторных занятиях, в период различных видов практик и при написании курсовых и выпускных квалификационных работ; семестровые зачетно-экзаменационные сессии; государственную итоговую аттестацию.
2 Педагогический анализ результатов федерального Интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) (для ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева») / НИИ мониторинга и контроля качества образования. Йошкар-Ола, 2016. 64 с.
104 Высшее образование в России • № 10, 2016
Кроме этих мероприятий, в МГПИ проводятся входной контроль (для студентов 1-го курса), независимый мониторинг по отдельным дисциплинам в течение учебного семестра, ректорские контрольные работы полидисциплинарного характера. Принцип независимости при этом обеспечивается открытым доступом преподавателей и сотрудников института к применяемым фондам оценочных средств и методическому обеспечению, взаимопосещаемостью преподавателями учебных занятий и мониторинговых мероприятий, проведением мони-торингов администрацией института, комиссиями, назначенными ректором МГПИ, а также преподавателями, имеющими опыт преподавательской работы по проверяемой дисциплине, но не преподающими ее у контрольной группы студентов.
На уровне кафедры, деканата, учебного управления по компетенциям, отдельным дисциплинам или совокупности дисциплин в течение семестра по модулям (разделам) дисциплин проводится внутриву-зовский независимый мониторинг. Используются контрольно-измерительные материалы, разработанные ведущими преподавателями и утвержденные научно-методическим советом института. Данный вид мониторинга приобретает все большую популярность среди преподавателей и студентов института.
Используя процедуру независимого мониторинга на уровне кафедры, деканата, учебного управления, преподаватель подтверждает результативность своей работы, объективность оценки, выставленной в период сессии. Результаты внутривузов-ского независимого мониторинга используются при конкурсном отборе по избранию на должность и аттестации профессорско-преподавательского состава. Для студента, прошедшего процедуру независимого мониторинга, результат засчитывается как показатель освоения модуля дисциплины, подлежащий учету при промежуточной аттестации по дисциплине.
Эксперименты по независимому мониторингу и объективной оценке знаний студентов сегодня ведутся и на уровне органов управления образованием. Например, в период летней зачетно-экзаменационной сессии 2015/2016 учебного года МГПИ участвовал в третьем этапе эксперимента по объективной оценке знаний студентов на уровне Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). Эксперимент заключался в отработке и апробации процедур и механизмов объективной оценки знаний студентов, полученных ими в ходе освоения учебных дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой высшего образования. Его объективность обеспечивается привлечением для его проведения преподавателей соответствующего профиля, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, в которой проводится эксперимент, и аккредитованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки экспертов и представителей экспертных организаций, а также представителей общественных организаций. В МГПИ этот эксперимент проводился по дисциплинам «Математический анализ», «Органическая химия с основами супрамолекулярной химии», «История русской литературы». На экзаменах присутствовали независимые эксперты из Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева и Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.
Дальнейшая работа в плане организации системы мониторинга образовательных результатов и контроля качества подготовки студентов направлена на выработку механизмов измерения сформированных у выпускников компетенций и трудовых функций; апробацию инновационных форм и технологий независимого мониторинга качества образования и образовательных результатов студентов; создание единых фондов оценочных средств в рамках сете-
вого взаимодействия с педагогическими вузами; разработку системы унифицированных показателей сформированности компетенций, отражающих современный уровень требований к системе образования, в том числе требования профессиональных стандартов. Интегрированная в единое информационное пространство вуза, система мониторинга качества образования и образовательных результатов студентов позволит участникам образовательного процесса повысить эффективность своей деятельности и обеспечит непрерывность процессов совершенствования качества образования.
Литература
1. Ананьева О.М. Формирование регионального кластера профессионального обучающего потенциала как фактор повышения качества национального образования // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4 (24). С. 11-14; Бакаева О. А., Сафонов В.И. О проблеме оценивания уровня сформированности компетенций студен-
тов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2 (26). С. 12-15.
2. Кузнецова Н.В. Образовательные резуль-
таты как инструмент проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогов // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 99-103.
3. Наумова Т.А., Рябова Н.В. Проектирова-
ние фонда оценочных средств в условиях реализации компетентностно-ориентиро-ванных основных образовательных программ профессионального педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 3 (19). С. 45-50.
4. Наводнов В.Г. Новый инструмент незави-
симой оценки // Аккредитация в образовании. 2015. № 4 (80). С. 12-16.
5. Болотов В.А, Наводнов В.Г, Пылин В.В,
Порядина О.В., Чернова Е.П. Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров // Высшее образование сегодня. 2015. № 3. С. 19-23.
Статья поступила в редакцию 23.08.16.
INDEPENDENT MONITORING OF EDUCATIONAL OUTCOMES AND QUALITY OF EDUCATION IN THE PRACTICE OF PEDAGOGICAL COLLEGE
MIRONOVA Marina P. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Pro-Rector on educational work, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia. E-mail: mironowa.mp@ yandex.ru
BURLYAEVA Olga V. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Deputy Head of the School management to monitor and control the quality of education; Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes and summarizes the experience of pedagogical college for the development of tools for evaluation of students' knowledge. The paper dwells on the introduction of independent monitoring of educational outcomes and the education quality technology.
Keywords: monitoring quality of education, educational outcomes, assessment tool funds, measuring and control tools
Cite as: Mironova, M.P., Burlyaeva, O.V. (2016). [Independent Monitoring of Educational Outcomes and Quality of Education in the Practice of Pedagogical College]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 101-106. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Anan'eva, O.M. (2015). [Formation of Regional Cluster of Professional Training Potential as a Factor of National Education Quality Improvement]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The
106 Bbicrnee o6pa3oeaHue e Poccuu • № 10, 2016
Humanities and Education]. No. 4 (24). pp. 11-14. (In Russ., abstract in Eng.); Bakaeva, O.A., Safonov, V.I. (2016). [On the Problem of Estimating the Level of Competence Formation of Students at Pedagogical Higher Education Institution]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 2 (26), pp. 12-15. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Kuznetsova, N.V. (2015). [Educational Results as a Tool for Planning Basic Professional Educational
Program in Teacher's Training]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 3 (23), pp. 99-103. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Naumova, T.A., Ryabova, N.V. (2014). [Design of the Fund of Estimated Means in the Conditions
of Realization of the Competence-Focused Main Educational Programs of Professional Pedagogical Education]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 3 (19), pp. 45-50. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Navodnov, V.G. (2015). [A New Tool for Independent Assessment]. Akkreditatsiya v obrazovanii
[Accreditation in Education]. No. 4 (80), pp. 12-16. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Bolotov, V.A., Navodnov, V.G., Pylin, V.V., Poryadina, O.V., Chernova, E.P. (2015). [A New
Federal Internet-Exam as a New Independent Evaluation Technology of Bachelor's Preparation Quality]. Vysshee obrazovaniesegodnya [Higher Education Today]. No. 3. pp. 19-23. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 23.08.16.