УДК 005.6:378
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-
В.Ю. Маслихина1, Е.Д. Богатырев2, Т.Г. Колесникова1, О.В. Порядина3
1 Поволжский государственный технологический университет,
г Йошкар-Ола, Россия
2Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва, Россия
3НИИ мониторинга качества образования, г Йошкар-Ола, Россия
Оценка качества подготовки студентов по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление по опыту проведения Федерального Интернет-экзамена для выпускников бакалавриата
Цель исследования заключается в анализе результатов проведения Федерального Интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) за 2014—2016 гг. по направлению подготовки 38.03.04 (081100.62) Государственное и муниципальное управление. Информационную базу исследования составило информационно-методическое обеспечение (модели педагогических измерительных материалов (ПИМ) и оценки их выполнения, банк заданий ПИМ и результатов их выполнения за период 2014-2016 гг.) по направлению подготовки 38.03.04 (081100.62) Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата). В исследовании использовались контент-анализ, статистические и тестологические методы. В обсуждении подходов к разработке ПИМ привлекались директора институтов и деканы факультеты, заведующие кафедрами, научные сотрудники и ведущие преподаватели вузов, входящих в Ассоциацию ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), а также преподаватели, являющиеся независимыми экспертами в конкурсных комиссиях и комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах исполнительной власти. На этапе разработки проводилось внутреннее рецензирование и взаимопроверка заданий, не-
зависимое рецензирование и экспертизу созданных ПИМ проводили специалисты-практики, имеющие большой стаж работы в органах исполнительной власти.
В статье рассмотрен опыт независимой оценки качества подготовки студентов, оканчивающих образовательную программу по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, приведено нормативное обоснование проведения такой оценки. Подробно проанализированы программа экзамена, структура педагогических измерительных материалов и результаты тестирования студентов. Приведены примеры заданий. Анализ количественных показателей участия вузов РФ и студентов в Федеральном Интернет-экзамене для выпускников бакалавриата выявил востребованность экзамена и заинтересованность общественности в получении информации по его результатам, которая может быть использована для принятия различных управленческих решений с целью повышения качества высшего образования.
Ключевые слова: независимая оценка качества подготовки студентов, Федеральный Интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, Государственное и муниципальное управление, педагогические измерительные материалы, образовательный стандарт.
Veronica Yu. Maslihina1, Evgenii D. Bogatyrev2, Tatiana G. Kolesnikoval, Olga V. Poryadina3
1Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russia 2Financial University under the Government of the Russian Federation, Mosœw, Russia
institute of Quality monitoring LTD, Yoshkar-Ola, Russia
Assessment of student education quality in the field of study - state and municipal management by the experience of the Federal internet-examination for graduates of bachelor degree
Information base ofresearch consists of informational and methodological Directors of institutes and deans of faculties, heads of departments, support (model of pedagogical measuring materials and evaluation academic staff and leading lecturers of universities, belonging to the model, bank of tasks and the results of their implementation during Association of leading universities in Economics and Management, the period 2014—2016) in the field of study 38.03.04 (081100.62) state participated in the discussion of the pedagogical measuring materials and municipal management (undergraduate level). Content analysis, as well as the lecturers, who are independent experts in the competitive statistical methods and tests are used in this research. commissions and the commissions on observance of requirements to
office behaviour of state civil servants and settlement of interests' conflict in state and municipal executive authorities. At the development stage it was organized the internal reviewing and mutual testing of tasks, independent review and expertize of the created pedagogical measuring materials were carried out by the specialists with an extensive experience in executive authorities.
The article is dedicated to the experience of independent assessment of quality for graduates of bachelor degree in the field of study 38.03.04 state and municipal management, the normative study assessment is given. The exam programme, the structure of pedagogical measuring materials and test results of students are analyzed. Examples of tasks are given.
The analysis of quantitative indicators of participation of Russian universities and students in the Federal internet-examination for the graduates of bachelor degree showed the exam demand and the public interest in information on its results, which can be used to make different managerial decisions with the purpose of improving the quality of higher education.
Keywords: independent assessment of student education quality, Federal internet-examination for graduates of bachelor degree, state and municipal management, pedagogical measuring materials, educational standard.
Введение
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» значительное место уделяется оценке качества подготовки обучающихся. Новацией данного ФЗ является проведение такой оценки по инициативе обучающихся, их родителей (или законных представителей), педагогических работников и их представителей, а также образовательных организаций [1]. Независимая оценка качества подготовки обучающихся предполагает использование ее разнообразных форм и методов в отношении групп обучающихся и выбранных образовательных программ [2]. Кроме того, подобная оценка весьма эффективна в международных сопоставительных исследованиях по российским и иностранным образовательным организациям [3].
Федеральный Интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) относится к одной из форм независимой внешней оценки качества образования и реализуется как добровольная сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС [4]. Начиная с 2014 года, уже проведено 3 этапа ФИЭБ (1 пилотный этап в декабре 2014 г. и 2 полноценных этапа в апреле 2015 г. и апреле 2016 г.). ФИЭБ имеет широкую географию вузов, являющихся базовыми площадками, при ежегодно увели-
чивающемся числе обучающихся (табл. 1). Базовой площадкой может стать вуз, обладающий материально-технической базой и учитывающий сертификаты ФИЭБ при приеме в магистратуру [5].
ФИЭБ раскрывает перед выпускниками новые возможности: с одной стороны, оценочный сертификат при трудоустройстве дает претенденту конкурентные преимущества, с другой стороны -многие вузы учитывают результаты ФИЭБ при поступлении в магистратуру, повышая вероятность приема выпускников региональных вузов в ведущие университеты России [4, 6].
Основная часть
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в анализе результатов ФИЭБ за 2014-2016 гг. по направлению подготовки 38.03.04 (081100.62) Государственное и муниципальное управление.
Решаемые задачи: 1) анализ структурных элементов педагогических измерительных материалов (ПИМ); 2) анализ валидности и статистических свойств ПИМ;
3) анализ баз данных результатов выполнения педагогических измерительных материалов (ПИМ) за 2014-2016 гг. студентами по направлению подготовки 38.03.04 (081100.62) Государственное и муниципальное управление.
Анализ программы экзамена и структуры педагогических измерительных материалов
Педагогические измерительные материалы для проведения ФИЭБ по направлению подготовки 38.03.04 (081100.62) Государственное и муниципальное управление направлены на оценку результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС и уровня сформированности профессиональных компетенций [4, 6]. Экзаменационный билет в форме ПИМ состоит из двух частей: полидисциплинарной части (задания в тестовой форме по выбранным студентом дисциплинам) и междисциплинарной части (кейс-задания по определенным участником тестирования видам профессиональной деятельности). Модели ПИМ и оценки выполнения ПИМ были разработаны на соответствие ФГОС ВО. В своей основе данная методология является результатом 10-летнего опыта независимой оценки результатов обучения студентов, модели прошли процедуру обсуждения в профессиональном сообществе и были доработаны с учетом этапа ФИЭБ 2015 года. Разработка заданий в тестовой форме для оценки результатов тестирования студентов с использованием системы Интернет-тестирования ведется на основе педагогической методологии В.П. Беспалько [7].
Первая часть ПИМ формировалась по следующим дисциплинам (предметным полям): «Государственное и муниципальное управление», «Методы и технологии государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Региональное управление», «Местное самоуправление». Тестируемый дол-
Таблица 1
Количественные показатели участия в ФИЭБ студентов и вузов РФ
Годы Количество вузов - базовых площадок Количество регионов РФ Количество направлений подготовки Количество участников (студентов)
2014 (пилот) 74 45 5 3688
2015 70 40 10 4274
2016 71 41 15 5230
bakalavr.i-exam.ru/node/345
|| Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ)
Программы экзамена по направлениям подготовки
Программы экзамена и примеры заданий ФИЭБ-2016:
05.03.06 (022000.62) Экология и природопользование (программа) (примеры заданий) 08.03.01 (270800.62) Строительство (программа) (примеры заданий)
09.03.01 (230100.62) Информатика и вычислительная техника (программа) (примеры заданий)
13.03.01 (140100.62) Теплоэнергетика и теплотехника (программа) (примеры заданий)
13.03.02 (140400.62) Электроэнергетика и электротехника (программа) (примеры заданий) 20.03.01 (280700.62) Техносферная безопасность (программа) (примеры заданий)
38.03.01 (080100.62) Экономика (программа) (примеры заданий)
38.03.02 (080200.62) Менеджмент (программа) (примеры заданий)
38.03.03 (080400.62) Управление персоналом (программа) (примеры заданий)
38.03.04(081100.62) Государственное и муниципальное управление (программа) (примеры заданий)_
38.03.05 (080500.62) Бизнес-информатика (программа) (примеры заданий) 39.03.01 (040100.62) Социология (программа) (примеры заданий) 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция (программа) (примеры заданий)
44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование (программа) (примеры заданий)
44.03.02 (050400.62) Психолого-педагогическое образование (программа) (примеры заданий)
Рис. 1. Представление программ экзамена и примеров заданий по направлениям подготовки для ФИЭБ-2016
жен был выбрать из них не менее четырех дисциплин, то есть четыре или все пять. В программе экзамена по направлению подготовки для каждой дисциплины разработана структура содержания (перечень разделов и тем по каждому разделу) и список литературы, которая может использоваться для подготовки. На сайте, обеспечивающем информационное сопровождение проведения ФИЭБ, в свободном доступе вместе с программой экзамена представлены также примеры заданий по каждому направлению подготовки (рис. 1) [5].
Полидисциплинарная часть ПИМ включает 20 заданий и формируется автоматически после выбора дисциплин тестируемым. В ПИМ использовались следующие тестовые формы заданий:
1) задания с множественным выбором, в которых необходимо выбрать несколько правильных ответов из заданного набора ответов;
2) задания с вводом ответа в специальное поле, требующие самостоятельного получения ответов в текстовой или числовой форме;
3) задания на установление соответствия между элементами двух множеств;
4) задания на установление правильной последовательности
порядка элементов, действий или процессов, перечисленных в условии.
Задания первой части ПИМ направлены на оценку уровня теоретической подготовки студента. На рис. 2 и 3 представлены задания по дисциплине (предметному полю) «Теория и организация государственной и муниципальной службы» в форме множественного выбора и на установление правильной последовательности соответственно.
За одно верно выполненное задание в части 1 ПИМ можно получить 2 балла, за частично выполненное задание - 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить студент, правильно выполнивший задания первой части ПИМ, составляет 40 баллов.
Вторая часть ПИМ представлена ситуационными кейс-заданиями междисциплинарного характера. Каждое кейс-задание включает проблемную ситуацию из области публичного управления, 5 подзадач в тестовой форме к ней и дополнительную информацию в форме документов, методических разработок, нормативно-правовых актов,
Укажите не менее двух вариантов ответов
■ Задание
Взаимосвязь государственной службы с муниципальной службой обеспечивается посредством ..
□ соотношения условий прохождения службы на служебном месте
□ единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы
□ соотношения систем управления государственной службы и муниципальной службы
□ соотношения основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных и муниципальных служащих
□ соотношения наименований должностей
Рис. 2. Пример задания в тестовой форме множественного выбора
Установите провальную последовательность в предложенной совокупности ответов
■ Задание
Установите правильную последовательность этапов получения государственным гражданским служащим очередного классного чина.
1 истечение срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине
\ 2_ подача гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина
2 решение представителя нанимателя о проведении квалификационного экзамена
4 доведение до сведения гражданского служащего решения о предстоящей сдаче квалификационного экзамена
I решение о результате квалификационного экзамена
Рис. 3. Пример задания в тестовой форме на установление правильной последовательности (последовательность установлена правильно)
кейс-задание
(Вид профессиональной деятельности: организационно-управленческая)
В федеральном органе исполнительной власти объявлен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. С целью отбора кандидатов и реализации конституционного положения о равном доступе граждан на государственную службу приказом руководителя федерального органа исполнительной власти была образована конкурсная комиссия. По результатам ее работы был издан акт о назначении на государственную гражданскую службу.
В качестве исходных данных используются файлы, приведенные в таблице.
Краткое содержание информации Приложение Файл
Глава 4: Поступление на гражданскую службу, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» Приложение к1 Рп11 k1_Pril1.doc
Указ Президента «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 1 февраля 2005 г. Приложение к1_Рп12 k1_Pril2.doc
Рис. 4. Пример общего фрагмента кейс-задания с таблицей, содержащей ссылки на необходимые приложения, используемые при решении подзадач кейса
которыми может воспользоваться студент при решении (рис. 4).
Общий фрагмент кейс-задания представляет структурированное описание реальной профессиональной ситуации, сопровождающееся информационно-статистическим и нормативным материалом, позволяющим понять ситуацию и решить ряд проблемных подзадач [8].
Приложения скачиваются в форме отдельных файлов, необходимую информацию из которых студент имеет возможность использовать при ответе на вопросы, поставленные в подзадачах кейса. Конкретные приложения, которые могут понадобиться в процессе выполнения того или иного кейс-задания, определяются непосредственно
его разработчиками. Такая форма представления заданий в тестовой форме, имеющих практико-ориен-тированный характер, позволяет оценить способность студента не только понять проблему, но и его способность применить определенный комплекс профессиональных знаний, умений и способностей, необходимых при решении конкретной задачи, то есть приблизиться к оценке уровня сформирован-ности компетенций.
Кейс-задания для направления подготовки 38.03.04 (081100.62) Государственное и муниципальное управление позволяют проверить знания, умения, способности студента при принятии управленческих решений в публичной сфере: проводить структуризацию проблемы, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать информацию, использовать современные методы и технологии управления, а также нормативно-правовую базу при решении поставленной проблемы,
Таблица 2
Организационно-управленческий вид профессиональной деятельности и его профессиональные задачи [9]
Вид профессиональной деятельности Профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности
Организационно-управленческая деятельность - организация исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, осуществление прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций; - разработка и реализация управленческих решений, в том числе нормативных актов, направленных на исполнение полномочий государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, осуществление прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций; - участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития; - участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов; - участие в обеспечении рационального использования и контроля ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; - планирование деятельности организаций и подразделений, формирование организационной и управленческой структуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях; - организационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы; - организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций; - организация контроля качества управленческих решений и осуществление административных процессов; - организация взаимодействия с внешними организациями и гражданами; - содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений; - обеспечение исполнения основных функций, административных регламентов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций.
Я Кейс / Подзадача
По результатам рейтинга эффективности губернаторов в 2015 году губернатор N-ской области И. И. Иванов оказался на 10 позиций ниже, чем в 2014 году. В настоящее время И. И. Иванов готовится к выступлению в прямом эфире на местном телевидении. Вы ему помогаете, собирая информацию для данного мероприятия. Губернатору могут задать вопросы о снижении его рейтинга. Информационными материалами, в большей степени демонстрирующими его эффективность на посту губернатора области, являются ...
При решении задания используйте файл Рейтинг эффективности губернаторов .doc.
Укажите не менее двух вариантов ответов
□ Доклад «Социально-экономическое положение N-ской области за 2015 год»
□ Доклад Уполномоченного по правам человека в N-ской области за 2015 год
Li Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения N-ской области в 2015 году»
□ Стратегия долгосрочного социально-экономического развития N-сюэй области на 2015-2025 гг.
□ Доклад об экологической ситуации в N-ской области за 2015 год
□ Стратегия развития спорта и молодежного движения в N-ской области в 2015 г.
Рис. 5. Пример подзадачи кейс-задания для коммуникативной деятельности
разрабатывать и принимать эффективные управленческие решения, оценивать эффективность и качество принимаемых решений.
Проблемная ситуация кейс-задания охватывает конкретный вид профессиональной деятельности, определенный в ФГОС по данному направлению подготовки бакалавра. В 2016 году были разработаны кейс-задания по семи видам профессиональной деятельности: организационно-управленческой, информационно-методической, коммуникативной, вспомогательно-технологической, организаци-онно-регулирующей, исполнительно-распорядительной и проектной в соответствии с ФГОС ВО (Приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» [9].
Кейс-задание составлялось так, чтобы можно было оценить готовность студента решать профессиональные задачи соответствующего вида профессиональной деятельности. Например, организационно-управленческому виду деятельности соответствует 12 профессиональных задач (табл. 2), которые нашли свое отражение в кейс-задании.
Каждая подзадача в кейс-задании разрабатывалась для проверки готовности студента выполнять одну или несколько профессиональных задач, относящих к конкретному виду профессиональной деятельности по ФГОС. Это позволило на основе предложенных модели ПИМ и модели выполнения ПИМ оценить уровень сфор-мированности группы профессиональных компетенций по тому или иному виду профессиональной деятельности.
Для формирования ПИМ тестируемый должен был выбрать 3 вида профессиональной деятельности. Оценка каждой подзадачи кейс-задания устанавливалась с учетом разработанного алгоритма частичного оценивания. Это позволило расширить возможности системы
тестирования и предложить студентам во второй части ПИМ более комплексные задания в тестовой форме (рис. 5).
Такие задания не оценивают напрямую теоретические знания и умение действовать в учебных ситуациях, они приближены к будущей профессиональной деятельности выпускника, в соответствии с таксономией Блума могут быть отнесены к уровням 3. Применение, 4. Анализ, 5. Синтез. Согласно общесистемным характеристикам Беспалько, такого рода задания относятся к репродуктивному третьему уровню усвоения, при котором студент изменяет (преобразовывает) исходные условия задачи, чтобы свести их к ранее изученным типовым методам решения; на этом уровне студент усваивает новую для себя информацию и обогащает свой опыт по отношению к тому опыту, которым он уже овладел на первом и втором уровнях. Это, однако, субъективно новая информация, то есть новая только для студента, но хорошо известная в науке. Подобная деятельность требует от студента не только хорошего запоминания информации, но и развитых умений рассуждать и мыслить [7].
Максимальный балл, который может получить тестируемый за правильное выполнение каждого кейс-задания, равен 20 баллам, а полностью правильно выполненные три кейс-задания второй части ПИМ позволяют набрать студенту
60 баллов. Таким образом, за верное выполнение всех заданий ПИМ тестируемый получает максимум 100 баллов. Результаты выполнения ПИМ оцениваются по каждой части ПИМ в отдельности и в целом. На решение ПИМ отводится 180 минут.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2014 году впервые было проведено пилотное тестирование в рамках ФИЭБ. Данное тестирование позволило провести статистическую обработку и анализ результатов, скорректировать ПИМ с точки зрения оптимизации трудности заданий, повышения их ва-лидности и надежности. Из тестов были исключены конструкции с выбором одного правильного ответа из предложенных. Была доработана шкала оценивания первой и второй части ПИМ, предполагающая начисление балловых оценок за частично выполненное задание.
В 2015-2016 гг. было проведено 2 серии полномасштабного ФИЭБ. В 2015 году по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление в ФИЭБ участвовали 299 студентов, а в 2016 году - 332 студента. В первой части ПИМ предпочтения студентов при выборе количества и наименований дисциплин для тестирования оказались достаточно устойчивы (табл. 3). Большинство студентов выбрали 4 дисциплины, самыми востребованными дисциплинами
Таблица 3
Доля студентов, выбравших дисциплины, %
Наименование дисциплин Годы
2015 2016
Государственное и муниципальное управление 98 98
Методы и технологии государственного и муниципального управления 59 50
Государственная и муниципальная служба 96 92
Региональное управление 67 72
Выбрали четыре дисциплин 87 95
Выбрали пять дисциплин 13 5
Рис. 6. Распределение процента набранных баллов по результатам выполнения первой части ПИМ (100 % - 40 баллов ПИМ)
Рис. 7. Распределение набранных баллов за выполнение ПИМ в целом
Таблица 4
Градация соответствия полученных баллов виду оценочного сертификата
2015 год 2016 год
Минимальный Максимальный Минимальный Максимальный Вид сертификата
балл балл балл балл
0 55 11 54 сертификат участника
56 65 55 63 бронзовый
66 75 64 69 серебряный
76 100 70 90 золотой
1S0 160
ш
Р 140 1120 О 100
о
Р 80
0
¥ 60
1 40 20
0
156
вь
53 г
38
1
□ 2015 г. ■ 2016г.
золотой серебрянный бронзовый сертификат
участника
Рис. 8. Распределение студентов направления подготовки Государственное и муниципальное управление по уровням сертификатов в 2015-2016 гг.
стали «Государственное и муниципальное управление», «Государственная и муниципальная служба», «Местное самоуправление».
Анализ результатов решения первой части ПИМ представлен на рис. 6. Рисунок отражает структуру результатов тестирования и позволяет сделать вывод о форме распределения (особенно 2016 года), близкой к нормальному. Можно отметить некоторое ухудшение решаемости первой части ПИМ в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Во второй части студентам нужно было выбрать 3 вида профессиональной деятельности. Чаще всего тестируемые выбирали организационно-управленческую и коммуникативную деятельность. Распределение результатов решения второй части ПИМ демонстрирует левостороннюю скошенность, что говорит о преобладании результатов с высокими баллами. С точки зрения теории тестирования, кейс-задания могли быть слишком легкими и в будущем необходимо увеличить их сложность или в число тестируемых вошли более «сильные» студенты, что вполне объяснимо, так как они более мотивированы на учебу и добровольно изъявляют желание пройти ФИЭБ для получения сертификата. «Слабые» студенты изначально не заинтересованы в ФИЭБ. Результаты выполнения ПИМ в целом отражены на рис. 7.
В зависимости от набранных баллов участники ФИЭБ получили золотой, серебряный или бронзовый именной сертификат или сертификат участника (табл. 4, рис. 3). Ежегодно около 10% участников ФИЭБ по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление получают золотой сертификат.
Каждая образовательная организация, студенты которой принимали участие в ФИЭБ, получила подробный отчет - педагогический анализ результатов тестирования. В нем не только наглядно в графической форме представлены итоги проведения экзамена, но и проведен сравнительный анализ достигнутого уровня результатов обучения студентов образовательной
Рис. 9. Решаемость заданий в процентах от набранного балла (коммуникативная деятельность)
программы данного вуза с результатами по аналогичным программам других вузов, сформулированы выводы (рис. 9).
Предложенный подход к критерию оценки уровня сформиро-ванности совокупности профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности ФГОС ВО позволил выделить три выборки результатов тестирования студентов в зависимости от количества набранных баллов за выполнение кейс-задания по виду профессиональной деятельности (табл. 5).
Студент (выпускник) демонстрирует высокий уровень сформированности профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности, если процент набранных баллов за выполнение соответствующего кейс-задания составляет не менее 70% от максимального балла за данный кейс. Студент демонстрирует базовый уровень сформированное™ профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности, если процент набранных баллов
за выполнение соответствующего кейс-задания составляет не менее 50% баллов и меньше 70% от максимального балла за данный кейс. Студент демонстрирует низкий уровень сформированности профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности, если процент набранных баллов за выполнение соответствующего кейс-задания составляет меньше 50% от максимального балла за данный кейс.
Подобный статистический анализ результатов тестирования студентов является уникальным по своему содержанию, так как позволяет выявить преимущества образовательной программы, а также «узкие» места, на которые могут быть направлены необходимые управленческие решения.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что независимая оценка качества образования становится неотъемлемой частью учебного процесса. Статистика показывает,
что заинтересованность участия вузов и выпускников бакалавриата в ФИЭБ с каждым годом растет. Перспективы участников ФИЭБ расширяются. Проведение Федерального Интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) согласуется с реализацией мероприятий, которые обозначены в комплексном проекте «Разработка единой системы учета и нормативно-правовой, методологической базы профилей обучающихся и выпускников среднего профессионального и высшего образования» мероприятия 5.2 Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства России от 23 мая 2015 г. № 497): «...создание единых оценочных средств для оценки образовательных достижений выпускников по программам среднего профессионального и высшего образования; ...использование единых оценочных материалов для итоговой аттестации выпускников на выбранных пилотных площадках». ФИЭБ становится первым шагом в создании и развитии распределенной сети центров мониторинга качества образовательных результатов в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
Для образовательной организации ФИЭБ является элементом внешней независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата и позволяет провести объективный анализ индивидуальных образовательных достижений студентов и качества реализуемых об-
Таблица 5
Фрагмент таблицы уровня сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников) вуза и вузов-участников НП Государственное и муниципальное управление
Вид профессиональной деятельности Совокупность профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности Процент студентов на уровне сформированности профессиональных компетенций, % Процент студентов на уровне не ниже базового, %
высоком базовом низком
вуз вузы-участники вуз вузы-участники вуз вузы-участники вуз вузы-участники
Организационно-управленческая деятельность ПК-1 - ПК-4 47,2 28,9 23,9 76,1
Информационно-методическая деятельность ПК-5 - ПК-8 9,3 23,3 67,4 32,6
Коммуникативная деятельность ПК-9 - ПК-11 51,8 33,6 14,6 85,4
разовательных программ. Именной сертификат ФИЭБ учитывается (по решению образовательной организации) при государственной итоговой аттестации, при поступлении в магистратуру, а также может быть включен как элемент портфолио при трудоустройстве в качестве подтверждения уровня подготовки выпускника. Информация, представленная в отчете - педагоги-
ческий анализ результатов тестирования, обсуждается на уровнях ректората, директората институтов, деканата факультетов, руководства выпускающих кафедр и используется для принятия управленческих решений с целью повышения качества образования.
Положительный эффект заметен при прохождении претендентами - выпускниками бакалавриата
конкурсной процедуры на замещение вакантных должностей в органах власти. Конечно, ФИЭБ не заменяет первой части конкурсной процедуры, которая обычно проходит в виде тестирования или решения ситуационных заданий, вместе с тем оценочный сертификат дает определенные преимущества претенденту, подтверждая уровень и качество вузовской подготовки.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273 от 26 декабря 2012 г. (с изм. и доп.).
2. Аносова Н.А., Мотова Г.Н. Мотивационные механизмы участия работодателей в оценке качества образования // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Социально-экономическая. - 2015. - № 3. - С. 65-66.
3. Мотова Г.Н. Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования // Аккредитация в образовании. - 2014. - № 8 (76). - С. 12-16.
4. Болотов В.А., Наводнов В.Г., Пылин В.В., Поря-дина О.В., Чернова Е.П. Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 3. - С. 19-23.
5. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.url:http://bakalavr.i-exam.ru/node/341.
6. Боговиз А.В., Давыдова О.В., Порядина О.В. Независимая оценка качества подготовки выпускников бакалавров по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление // Новые технологии оценки качества образования: сб. материалов Х Международ. форума. - 2015. - С. 254-259.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 191 с.
8. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетен-тностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 30 с.
9. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2015 № 35894) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.url:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380304_ gosmunupr.pdf
References
1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon № 273 ot 26 dekabrya 2012 g. (s izm. i dop.).
2. Anosova N.A., Motova G.N. Motivatsionnye mekhanizmy uchastiya rabotodatelei v otsenke kachestva obrazovaniya // Trudy Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskaya. - 2015. - № 3. - Pp. 65-66.
3. Motova G.N. Evropeiskie standarty i rossiiskaya praktika otsenki kachestva obrazovaniya // Akkreditatsiya v obrazovanii. - 2014. - № 8 (76). - Pp. 12-16.
4. Bolotov V.A., Navodnov V.G., Pylin V.V., Poryadina O.V., Chernova E.P. Novyi federal'nyi internet-ekzamen -novaya tekhnologiya nezavisimoi otsenki kachestva podgotovki bakalavrov // Vysshee obrazovanie segodnya. -2015. - № 3. - Pp. 19-23.
5. Federal'nyi internet-ekzamen dlya vypusknikov bakalavriata. [Electronic resource]. - Available at: http:// bakalavr.i-exam.ru/node/341.
6. Bogoviz A.V, Davydova O.V., Poryadina O.V Nezavisimaya otsenka kachestva podgotovki vypusknikov bakalavrov po napravleniyu podgotovki Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie // Novye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya : sb. materialov X Mezhdunarod. foruma. - 2015. - Pp. 254-259.
7. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii. - M. : Pedagogika, 1989. - P. 191.
8. Zvonnikov VI., ChelyshkovaM.B. Otsenka kachestva podgotovki obuchayushchikhsya v ramkakh trebovanii FGOS VPO: sozdanie fondov otsenochnykh sredstv dlya attestatsii studentov vuzov pri realizatsii kompetentnostno-orientirovannykh OOP VPO novogo pokoleniya: Ustanovochnye organizatsionno-metodicheskie materialy tematicheskogo seminarskogo tsikla. - M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010. -P. 30.
9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.12.2014 N 1567 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.04 Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.02.2015 N 35894) [Electronic resource]. - Available at: www.url: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380304_gosmunupr. pdf
Сведения об авторах
Вероника Юрьевна Маслихина,
кандидат экономических наук, доцент Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, Россия Эл. почта: [email protected]
Евгений Дмитриевич Богатырев,
доктор философских наук, профессор Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия Эл. почта: [email protected]
Татьяна Геннадьевна Колесникова,
кандидат экономических наук, доцент Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, Россия Эл. почта: [email protected]
Ольга Викторовна Порядина,
кандидат экономических наук, доцент НИИ мониторинга качества образования, г. Йошкар-Ола, Россия Эл. почта: [email protected]
Information about the authors
Veronica Yu. Maslihina,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Volga State University of Technology», Yoshkar-Ola, Russia E-mail: [email protected]
Evgenii D. Bogatyrev,
Doctorate of Pedagogic Sciences, Professor
The Federal State-Funded Educational Institution of
Higher Education
«Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Tatiana G. Kolesnikova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Volga State University of Technology», Yoshkar-Ola, Russia E-mail: [email protected]
Olga V.Poryadina,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor «Institute of Quality monitoring LTD», Yoshkar-Ola, Russia
E-mail: [email protected]