Актуальные проблемы образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
О. А. Миронова
Аннотация. В статье представлен анализ содержания Федерального государ ственного образовательного стандарта основного общего образования. Материал статьи основан на детальном анализе целей разработки нового стандарта и современных требований к результатам освоения основной образовательной программы. Особое внимание уделено раскрытию понятия «компетентностный подход в образовании».
Ключевые слова: образовательный стандарт, образование, компетентност-ный подход.
Summary. The article presents analysis of the contents of the Federal state educational standard of secondary education. The material of the article is based on the detailed analysis of the aims of the development of the new standard, as well as the contemporary requirements to the education results. Special attention is paid to the term of "competence-based approach in education".
Keywords: educational standard, education, competence-based approach.
В настоящее время государство все больше внимания уделяет развитию системы образования. В связи с этим стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1]. Особое внимание уделяется обеспечению качества и инновационного характера образования (путем внедрения новых образовательных технологий и современных обучающих программ) и повы-
3 / 2010-
31
шению уровня интеграции образования и практики [2].
Необходим переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам, где результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении [3]. Планируется, что на всех уровнях образования будут внедрены образовательные стандарты, обеспечивающие компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений [2].
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
32
В настоящее время Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования разрабатывается Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования.
Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
В связи с этим отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих
возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе сис-темно-деятельностного подхода [4].
По мнению доктора педагогических наук А. М. Кондакова, ключевая особенность проекта - переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-цент-рированного образования. В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей [5].
При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетент-ностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности [4].
В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетент-ностный подход в образовании. Доктор педагогических наук, профессор О. Е. Лебедев полагает, что понятие
Преподаватель XX
3 / 2010
ф
Актуальные проблемы образования
«компетентностный подход» получило распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования [6].
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [6, с. 3].
Принципы представлены следующими положениями: 1) смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; 2) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; 3) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; 4) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися [6].
По мнению Т. М. Ковалевой, идея компетентностного подхода - это, прежде всего, идея открытого заказа на содержание образования [7, с. 320]. Ком-петентностный подход к определению целей школьного образования дает возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций ком-петентностного подхода означает описание возможностей, которые могут
приобрести школьники в результате образовательной деятельности [8, с. 320].
Согласно О. Е. Лебедеву необходима постановка таких целей школьного образования, которые ориентированы на повышение уровня образованности выпускников школы. Повышение уровня образованности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться в: 1) расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы; 2) подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.); 3) подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.); 4) повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем; 5) в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем. Такое повышение уровня образованности, по мнению О. Е. Лебедева, и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации [6].
По мнению доктора педагогических наук Г. К. Селевко, компетент-ностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-полити че ско-
33
3 / 2010
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
34
го, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно-насыщенного пространства [9].
Таким образом, компетентност-ный подход рассматривается многими учеными как диалектическая альтернатива более традиционному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц. Соответственно, оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.). Уровень образованности не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью использовать имеющиеся знания для решения проблем различной сложности [6]. Компетент-ностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. С позиций ком-петентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых ком-петентностей, что соотносится с требованиями Государственного образовательного стандарта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.
гu/catalog.aspx?CatalogId=985 (дата обращения: 07.11.2010).
2. Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года: распоряжение правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=94902 (дата обращения: 07.11.2010).
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 07.11.2010).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/ pro/fgos/oob/pr_oob.pdf (дата обращения: 07.11.2010).
5. Кондаков А. Стандарт нового поколения: преемственность и инновация // Учительская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ug.ru/?action=topic&toid = 1421&i_ id=15 (дата обращения: 07.11.2010).
6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
7. Ковалева Г. С. Качество образования в России по результатам международных исследований: итоги и перспективы. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Материалы 9-й научно-практической конференции. - Красноярск: Красно-яр. гос. ун-т, 2003.
8. Ковалева Т. М. Школьные умения и ключевые компетенции - что общего и в чем различия // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Материалы 9-й научно-практической конференции. -Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003.
9. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143. ■
Преподаватель XX
3 / 2010
ф