известия вгпу
н.ф. миколишин
(Тирасполь)
основные тенденции развития современного профессионального образования в Приднестровье
Представлены особенности среднего профессионального образования в Приднестровской Молдавской Республике в контексте социально-экономической специфики государства. Рассматривается система межведомственного взаимодействия систем просвещения и здравоохранения в контексте подготовки медицинских работников. Приводится мнение о внедрении государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения в Приднестровье.
Ключевые слова: профессиональное образование, государственные образовательные стандарты, качество профессионального образования, компетентностный подход, социальное партнерство, межведомственное взаимодействие.
В современном мире происходят перемены, сочетающие в себе высочайший динамизм и глобальный характер. Непрерывное развитие становится способом существования. На смену техногенной цивилизации приходит антропогенная, обусловливающая постепенный переход общества к постиндустриальному развитию. Самым работоспособным агентом в этих условиях является образовательная сфера, поскольку, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззрение и поведенческие приоритеты, она закладывает фундамент экономического, нравственного и духовного потенциала общества.
Повышение качества профессионального образования является одной из актуальных проблем не только для приднестровья, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением целей и результатов образования. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) входит в образовательное про-
странство Российской Федерации, поэтому проблема содержания профессионального образования обусловлена следующим противоречием: с одной стороны, необходимо выполнять образовательные стандарты России, с другой - учитывать специфику Приднестровья, его рынок труда, особенности экономического устройства государства. Поэтому нововведения в образовательной политике России являются важным ориентиром для развития аналогичных тенденций в Приднестровье. Эффективность управления образованием, а тем более - его качеством, во многом зависит от разграничения ответственности и компетенции органов управления образованием. Разграничение полномочий и взаимодействие всех уровней управления образованием определяется следующими законодательными актами: «Закон об образовании», «Закон об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике», Положением «Об управлении народного образования», договорами между госадминистраци-ей и Министерством просвещения ПМР.
система управления качеством образования предполагает наряду с разграничением и логическое взаимодействие на всех уровнях управления. На ведомственном уровне (Министерство здравоохранения и социальной защиты ПМР) задается идеология качества образования, осуществляется ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое, информационно-аналитическое, поисковоисследовательское и т.д.), а «Положением о практической базе для подготовки средних медицинских и фармацевтических работников» регламентируется важнейшая составляющая качества медицинских работников - практическая подготовка, на которую отведено образовательными стандартами более 60% учебных часов). Министерством просвещения ПМР обеспечивается подготовка профессиональных образовательных учреждений к аттестации как основной форме государственного контроля за качеством образования.
На уровне профессионального образовательного учреждения формируется само качество образования, осуществляются его текущий контроль, диагностика и коррек-
© Миколишин Н.Ф., 2010
ция. Во многих профессиональных образовательных учреждениях ПМР разрабатываются системы организации контроля качества профессиональной подготовки с учетом оценки результатов ожидания рынка труда, однако результаты исследования показывают, что учреждения профессионального образования не удовлетворяют современным требованиям к выпускникам со стороны потребителей. Прежде всего, это связано с тем, что современное производство и непроизводственная сфера нуждаются больше в специалистах, которые обладают знаниями и умениями в смежных дисциплинах, способных применять их в нестандартных ситуациях, испытывают потребность в постоянном профессиональном росте, обладают коммуникативными навыками, толерантностью и чувством коллективизма.
стремительное техническое переоснащение производственной отрасли и непроизводственной сферы ставит перед учреждениями профессионального образования задачу по подготовке специалистов с новыми профессиональными знаниями и личностными компетенциями. При трудоустройстве выпускников работодатели не только предъявляют квалификационные требования, но и обращают особое внимание на их личностные качества, надпро-фессиональные компетенции.
Тем не менее в учреждениях профессионального образования для контроля качества подготовки на всех этапах используются традиционные формы (устные ответы, контрольные письменные работы, тесты, за исключением итоговой государственной аттестации, которая включает практическую часть экзамена по предмету), ориентированные на оценку ее зна-ниевого компонента. Кроме того, качество подготовки выпускников оценивается самими учебными заведениями, т.к. пока что не внедрена система внешней оценки качества образования. Исключение составляет итоговая государственная аттестация (ИГА), т.к. председателями комиссий ИГА министром здравоохранения ПМР назначаются руководители ЛПУ и их подразделений.
С большими трудностями в оценке качества подготовки выпускников встречаются в учебных заведениях, в которых внедряются инновационные образовательные технологии и созданы экспериментальные
площадки. Зачастую трактовки качества образования у учебных заведений и работодателей не совпадают.
Учебно-материальная база устарела и требует опережающей модернизации, внедрения в учебный процесс компьютерных обучающих программ, моделирующих производственные ситуации и методы их решения. Из-за низкой оплаты труда и нежелания выпускников вузов, а тем более практиков, работать в учебных заведениях педагогические коллективы стареют, средний их возраст приближается к пенсионному.
Большинство преподавателей придерживаются традиционной знаниевой программы образования. Продолжается подготовка много знающих специалистов (информированных). Таким образом, один из аспектов смены парадигмы образования заключается в переходе от традиционной репродуктивной формы организации учебной деятельности к ее продуктивной форме.
компетентностный подход имеет свою «доболонскую» историю, и, по мнению большинства специалистов, именно российский опыт в этом плане способен существенно обогатить практику Болонских реформ. Может быть, и в самом деле, как это сегодня можно нередко видеть, иное «новое» в европейском образовании - это хорошо забытое «старое» советское. Вероятно, разработка моделей деятельности и профиля специалиста в исследованиях советских ученых (Н.Ф. Талызина, Н.Г. Пе-ченюк, Л.Б. Хихловский), выполненных по системно-деятельностной методологии, были опережающими решениями. лиссабонская конвенция «о признании квалификаций, относящихся к среднему профессиональному образованию в европейском регионе» 1997 г. сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвинула требования к академическому сообществу выработать конвертируемые, общепонятные критерии такого признания. Уже позднее, в ходе Болонского процесса, стали активно разрабатываться различные версии подобных критериев, и эта новая методология получила название компетентностного подхода. Еще в 1980 г. тогдашний министр высшего образования СССР В.П. Елютин говорил о резком снижении дескриптивных методов обучения, о высоком динамизме
в мире профессий, потребности в создании новых форм высшего и среднего образования, о том, что исчерпаны возможности экстенсивного подхода к формированию содержания образования, и наконец, о необходимости рационального ограничения и концентрации учебной информации. Он же писал об эвристической ценности методов анализа рынков труда, о потребности в разработке методов моделирования профессиональной деятельности, с помощью которых выявляются предметная и функциональная стороны труда на обозримый прогнозируемый период, а на их основе разрабатывается система требований к профессиональному облику совокупного специалиста.
В те годы широко обсуждались проблемы быстрой адаптации выпускников к практической деятельности, а базисное образование интерпретировалось как предпосылка высокой адаптируемости. Складывалась ориентация на широкий профиль и укрупнение специальностей. Впрочем, не следует забывать и о том, что еще в 1978 г. постановлением Совета Министров СССР введены квалификационные характеристики как попытка моделирования профессиональной деятельности. Десять лет спустя, в 1988 г., предпринимаются усилия по разработке нового поколения квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием и созданию фондов комплексных квалификационных заданий по специальностям.
Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования первого и второго поколений, по мнению специалистов, представляют собой несомненный шаг вперед, в то же время означают шаг назад - утрату ряда стратегических методологических открытий советской профессиональной школы. Отечественному образованию всегда были присущи достаточно высокие нормы качества. ГОС СПО первого и второго поколений имели в своей основе следующие принципы и идеи:
- связь со сферой труда, что выражалось в попытках дать общую характеристику деятельности в той профессиональной области, где предполагалась работа выпускника;
- достаточно развернутое (доведенное порой до излишней детализации и унификации) планирование содержания образо-
вания, особенно в том, что касается его фундаментальной направленности;
- большой объем инвариантной части содержания образования, что отражало заботу о сохранении и развитии единого образовательного пространства в условиях известных тенденций децентрализации;
- предметно-центрированная направленность содержания.
Новая, как предполагается, компетент-ностная методология разработки следующего поколения ГОС СПО потребует пересмотра ряда из этих принципов и будет означать известный возврат к продуктивным идеям советской школы и концепциям, разрабатываемым в рамках Болонского процесса. Однако следует обратиться и к позитивному опыту разработки общих требований к образованности выпускников, сформулированных в первом поколении СОС СПО, и требований к уровню подготовки выпускников, выдвигаемых в стандартах второго поколения. Это необходимо для того, чтобы:
- во-первых, показать близость отечественной культурно-образовательной традиции и осваиваемой нынче в Европе компетентностной модели;
- во-вторых, обеспечить преемственность всех поколений образовательных стандартов и возможность их своеобразной «компетентностной переработки» при создании современной версии.
Государственные образовательные стандарты, реализуемые в настоящее время, определяют основное содержание профессиональной образовательной программы в виде перечня дисциплин, распределенных по циклам, с указанием их фиксированной трудоемкости в академических часах. формулируются также основные требования к выпускникам в форме комплекса знаний, умений и навыков, которыми они должны обладать по завершении обучения.
Однако в настоящее время стала очевидной недостаточность триады «знания -умения - навыки» (ЗУН) для описания интегрированного результата образовательного процесса. ГОС СПО нового поколения, по мнению специалистов, целесообразно разрабатывать как стандарты компетент-ностной модели с использованием кредитной системы (ECTS). Образовательные стандарты подобного рода должны представлять собой дальнейшее развитие при-
сущего отечественной профессиональной школе системно-деятельностного подхода к образованию, получившего в прежние годы свое воплощение в разработке квалификационных характеристик выпускников сузов, общих требований к уровню подготовленности в стандартах первого поколения или подготовленности выпускников к видам деятельности и решению профессиональных задач в ГОС СПО 1 - 2-го поколений.
Образовательный стандарт компетент-ностного формата предполагает новые принципы проектирования результатов образования. Он призван очертить результаты обучения на уровнях бакалавра /специалиста/ магистра с точки зрения рабочей нагрузки, уровня результатов обучения, компетенций и профиля. Согласно разработанному в 2006 г. макету, федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования (фГОС СПО) третьего поколения в меньшей степени нормирует содержание образования, заменяя конкретное перечисление образовательных дисциплин теми результатами, которые в виде компетенций выпускников должны быть достигнуты в процессе обучения.
Очевидно, что образовательные учреждения, получив столь значительные свободы, смогут в большей мере обеспечить своим выпускникам соответствие их подготовки требованиям рынка труда. Обязательным и контролируемым остается соответствие подготовки выпускников их ком-петентностной квалификационной характеристике, сформулированной ФГОС для соответствующего направления среднего профессионального образования. С этой целью предполагается разработка учебнометодическим объединением ООП с учетом требований базовой, обязательной части фГОС СПО и обеспечивающей соответствие подготовки выпускников их ком-петентностной характеристикой.
Эффективная реализация предоставляемых сузам академических свобод с разработкой ООП всецело зависит от формулировки общих профессиональных и специальных профессиональных компетенций выпускника, формирование которых должна обеспечивать основная образовательная программа суза. Федеральные государственные стандарты призваны стать
стандартами нового поколения, обеспечивающими дальнейшее развитие уровневого профессионального образования с учетом требований рынка труда. Отличительными особенностями ФГОС СПО являются:
- выраженный компетентностный характер;
- обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатам образования) в виде компетенций, подразделенных на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные);
- значительное расширение академических свобод средних профессиональных образовательных учреждений в части разработки основных образовательных программ;
- установление новой формы исчисления трудоемкости в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов.
Таким образом, новые ФГОС СПО, являясь комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки, призваны минимизировать противоречивую информацию в субъектах Российской Федерации и в сузах. Важным и неотъемлемым условием разработки стандартов станет проведение необходимых консультаций с заинтересованными сторонами, что, в свою очередь, послужит мощным импульсом развития многообразных форм, методов и способов социального партнерства в отечественной средней профессиональной школе.
ФГОС СПО направлены на создание и реализацию конкурентоспособных образовательных программ, обеспечение гибкости и инновационной направленности образовательного процесса, стимулирование творческого подхода к проектированию основных образовательных программ. Ведущей идеей при формировании концепции стандартов профессионального образования нового поколения стала интерпретация содержания образования как первообраза результата - квалификации, присваиваемой выпускнику в форме описания компетентностей. Сам по себе ком-петентностный подход представляется как совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В качестве цели обучения выступает квалификация - си-
стемная совокупность общих и профессиональных компетентностей обучающегося. Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности». Однако уже сегодня ясно, что прямой перенос достаточно жестких принципов компетентностного подхода на все уровни профессионального образования, прежде всего в систему СПО, неэффективен и даже опасен. В то же время отдельные практико-ориентированные модули могут быть небесполезны, когда речь идет о подготовке к выполнению конкретных видов деятельности, работе с конкретным оборудованием, применению определенных технологий.
Переход российского профессионального образования на уровневую систему является важной тенденцией развития профессионального образования в Приднестровье, т.к. компетентностный подход к квалификационной характеристике выпускника и, соответственно, формирование содержания и организация учебно-воспитательного процесса, внедрение кредитной системы оценки трудоемкости профессиональной образовательной программы, а также трудозатрат студента и преподавателя позволяют расширять профессионально-смысловое поле будущего специалиста, что значительно повышает его конкурентоспособность. Кроме того, переход к компетентностному подходу при разработке стандартов профессионального образования является своевременным и необходимым, т.к. интегральная оценка качества выпускника может быть наиболее полной только при определении его компетентности в выбранной профессиональной деятельности.
Литература
1. Дапилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции образования // Педагогика. 1998. №2. С. 8 - 22.
2. Дапилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов п/Д. : Изд-во Рост. пед. уп-та, 2000.
3. Шемет О.В. Особенности управления качеством высшего образования в контексте пространственного подхода к его организации // «Педагогика» Гуманитарные и социально-экопомические пауки (спецвыпуск). 2006. № 8. С. 37 - 44.
4. Яворух О. Интегративные курсы: классификация, направления, перспективы // Директор школы. 1998. №7. С. 59 - 64.
General development tendencies of modern professional education in Transdniestria
There are discussed the special features of modern professional education in the Transdniestrian Moldova Republic in the context of social and economical specifics of the state. Also the interdepartmental interaction of education and health care systems for doctor’s training is presented. There an opinion about implementing new state education standards for professional education in Transdniestria.
Key words: professional education, state education standards, quality of professional education, competence approach, social partnership, interdepartmental interaction.
с.к турчак
(тирасполь)
система духовнонравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья
Рассмотрены ключевые аспекты развития системы просвещения в Приднестровской Молдавской Республике. Даны предпосылки социально-экономического плана, актуализирующие необходимость выстраивания системы духовнонравственного воспитания детей и молодежи, нормативно-правовые основы межведомственного взаимодействия государственных институтов воспитания личности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, поликультурное пространство, дезинтегрированная семья, демографический вызов, гражданская идентичность, концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Приднестровье, целевые программы воспитания.
Становление и развитие системы образования и просвещения в Приднестровье отражают общую характеристику и этапы развития государственности ПМР. При-
1б0
© Турчак С.К., 2010