Научная статья на тему 'FEATURES OF THE PROCESS OF ONLINE COMMUNICATION IN THE “STUDENT–TEACHER” SYSTEM IN HIGHER EDUCATION'

FEATURES OF THE PROCESS OF ONLINE COMMUNICATION IN THE “STUDENT–TEACHER” SYSTEM IN HIGHER EDUCATION Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
feedback / educational process / teacher / student / educational space / integrated approach / pedagogical interaction / обратная связь / образовательный процесс / преподаватель / студент / образовательное пространство / комплексный подход / педагогическое взаимодействие

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф У. Базаева, И Е. Емельянова, С Н. Жданова

The article discusses features of online communication in the “studentteacher” system in higher education, with an emphasis on the challenges and opportunities that arise in the process of digital transformation of educational processes. The authors argue that not all universities are maximally adapted and ready for the active integration of digital means of information exchange in the “teacherstudent” system, and a significant part of regional universities is noticeably lagging behind in the digitalization process, which is due to a number of objective factors, including limited resources and infrastructure problems. The article offers potential solutions, such as the introduction of integrated learning management systems, the introduction of specialized platforms for feedback and the diversification of communication channels. In addition, specific areas and initiatives aimed at improving digital literacy, creating a culture of online cooperation and integrating advanced communication technologies into the educational structure are proposed. The results of the study highlight the need for a holistic approach to digitalization in higher education, emphasizing the importance of developing digital competencies among teachers and students, as well as creating an adaptive online educational ecosystem that supports effective communication and knowledge sharing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ «СТУДЕНТ ‒ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются особенности онлайн-коммуникации в системе «студентпреподаватель» в высшем образовании с акцентом на вызовы и возможности, возникающие в процессе цифровой трансформации образовательных процессов. В статье подчеркивается, что не все университеты максимально адаптированы и готовы к активной интеграции цифровых средств обмена информации в системе «студентпреподаватель», значительная часть региональных вузов заметно отстает в процессе цифровизации, что обусловлено рядом объективных факторов, включая ограниченность ресурсов и инфраструктурные проблемы. Автор предлагает потенциальные решения, такие как внедрение комплексных систем управления обучением, введение специализированных платформ для обратной связи и диверсификация каналов коммуникации. Кроме того, предлагаются конкретные направления и инициативы, направленные на повышение цифровой грамотности, формирование культуры онлайн-сотрудничества и интеграцию передовых коммуникационных технологий в образовательную структуру. Результаты исследования подчеркивают необходимость целостного подхода к цифровизации в высшем образовании, акцентируя важность развития цифровых компетенций у преподавателей и студентов, а также создания адаптивной онлайн-образовательной экосистемы, поддерживающей эффективную коммуникацию и обмен знаниями.

Текст научной работы на тему «FEATURES OF THE PROCESS OF ONLINE COMMUNICATION IN THE “STUDENT–TEACHER” SYSTEM IN HIGHER EDUCATION»

11. Емельянова И.Е., Мангова О.Б., Власичева В.В. и др. Теоретические и практические аспекты педагогики и психологии, монография. Чебоксары, 2023.

12. Айсувакова Т.П. Рефлексия как компонент профессионального самосознания будущего психолога. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-4, 268-272.

13. Айсувакова Т.П., Биктина Н.Н., Глазева М.А. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Воронеж, 2010; Т. 29. References

1. El'kina O.Yu., Lozovan L.Ya., Scherbakova I.V. Stanovlenie u studentov obraza buduschej professional'noj deyatel'nosti pedagoga-organizatora. VestnikKemGUKI. 2020; № 53, 317-323.

2. Salmanova D.A., Sulejmanova Z.Z. Specifika processa razvitiya professional'nogo imidzha u studentov tvorcheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105), 347-350.

3. Biryukova Yu.N., Lesnyh Yu.G., Avanesova T.P. K Analizu metodologicheskih osnov formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv u obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104), 25-28.

4. Fedotenko I.L., Timohina A.V. Issledovanie riskov professional'noj napravlennosti studentov v obrazovatel'nom processe universiteta. Koncept. 2020; № 11, 53-65.

5. Volozhaninova A.R., Terent'eva S.N. Osobennosti adaptacii studentov na nachal'nom 'etape obucheniya v vuze (na primere FGBOU VO «Syktyvkarskij gosudarstvennyj universitet im. Pitirima Sorokina»). Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. 2021; № 2 (40), 157-169.

6. Ahmetshina I.A., Balakireva N.A., Bajhanov I.B. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo): kollektivnaya monografiya. Moskva, Nauka, inform, 2023; Tom Kniga 56.

7. Aleksandrova O.B., Bajhanov I.B., Voronina M.A. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo), kollektivnaya monografiya. Voronezh - Moskva, Nauka, inform, 2023; Tom Kniga 55.

8. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R. i dr. Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskih nauk, kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

9. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor.NCPTI. 2016; № 8, 52-54.

10. Sorokopud Yu.V., Kolomiec O.M., Kanyuk A.S., Sokolova N.I. Genezis razvitiya professional'nogo obrazovaniya Rossii, determinanty i veduschie tendencii razvitiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105), 320-324.

11. Emel'yanova I.E., Mangova O.B., Vlasicheva V.V. i dr. Teoreticheskieiprakticheskie aspekty pedagogikiipsihologii, monografiya. Cheboksary, 2023.

12. Ajsuvakova T.P. Refleksiya kak komponent professional'nogo samosoznaniya buduschego psihologa. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-4, 268-272.

13. Ajsuvakova T.P., Biktina N.N., Glazeva M.A. Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz. Voronezh, 2010; T. 29.

Статья поступила в редакцию 05.07.24

УДК 378

Bazaeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Emelyanova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Theory and Methodology of Educational Activities, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Zhdanova S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Psychology and Pedagogy of Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF THE PROCESS OF ONLINE COMMUNICATION IN THE "STUDENT-TEACHER" SYSTEM IN HIGHER EDUCATION. The article discusses features of online communication in the "student-teacher" system in higher education, with an emphasis on the challenges and opportunities that arise in the process of digital transformation of educational processes. The authors argue that not all universities are maximally adapted and ready for the active integration of digital means of information exchange in the "teacher-student" system, and a significant part of regional universities is noticeably lagging behind in the digitalization process, which is due to a number of objective factors, including limited resources and infrastructure problems. The article offers potential solutions, such as the introduction of integrated learning management systems, the introduction of specialized platforms for feedback and the diversification of communication channels. In addition, specific areas and initiatives aimed at improving digital literacy, creating a culture of online cooperation and integrating advanced communication technologies into the educational structure are proposed. The results of the study highlight the need for a holistic approach to digitalization in higher education, emphasizing the importance of developing digital competencies among teachers and students, as well as creating an adaptive online educational ecosystem that supports effective communication and knowledge sharing.

Key words: feedback, educational process, teacher, student, educational space, integrated approach, pedagogical interaction

Ф.У. Базаееа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected] И.Е. Емельянова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. теории и методики образовательной деятельности НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: [email protected]

С.Н. Жданова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ «СТУДЕНТ -ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются особенности онлайн-коммуникации в системе «студент - преподаватель» в высшем образовании с акцентом на вызовы и возможности, возникающие в процессе цифровой трансформации образовательных процессов. В статье подчеркивается, что не все университеты максимально адаптированы и готовы к активной интеграции цифровых средств обмена информации в системе «студент - преподаватель», значительная часть региональных вузов заметно отстает в процессе цифровизации, что обусловлено рядом объективных факторов, включая ограниченность ресурсов и инфраструктурные проблемы. Автор предлагает потенциальные решения, такие как внедрение комплексных систем управления обучением, введение специализированных платформ для обратной связи и диверсификация каналов коммуникации. Кроме того, предлагаются конкретные направления и инициативы, направленные на повышение цифровой грамотности, формирование культуры онлайн-сотрудничества и интеграцию передовых коммуникационных технологий в образовательную структуру. Результаты исследования подчеркивают необходимость целостного подхода к цифровизации в высшем образовании, акцентируя важность развития цифровых компетенций у преподавателей и студентов, а также создания адаптивной онлайн-образовательной экосистемы, поддерживающей эффективную коммуникацию и обмен знаниями.

Ключевые слова: обратная связь, образовательный процесс, преподаватель, студент, образовательное пространство, комплексный подход, педагогическое взаимодействие

На фоне стремительных изменений в общественном развитии институт высшего образования вынужден существенно трансформировать свои стратегические приоритеты. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, начавшаяся в конце 1990-х гг, постепенно привела к глубоким качественным изменениям в педагогической деятельности. Информатизация образовательного пространства и внедрение инновационных форм обучения, в частности онлайн-образования, формируют новую парадигму взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Современные вузы все активнее вовлекаются в цифровую среду, используя интернет-технологии

как ключевой элемент информационного обмена и коммуникации. Данная трансформация не только меняет способы передачи знаний, но и ведет к фундаментальным изменениям в самой структуре высшего образования, создавая новые возможности для индивидуализации обучения и расширения образовательного пространства за пределы традиционных институциональных рамок [1-12].

В контексте современных образовательных тенденций онлайн-обучение приобретает все большую легитимность и признание в академическом сообществе. Согласно положениям Инчхонской декларации ЮНЕСКО, к 2030 г равный доступ к образованию должен быть обеспечен для всех категорий обучающихся

[2, с. 15]. Онлайн-образование в значительной степени соответствует этой цели, преодолевая географические, физические и финансовые барьеры, становясь более демократичным и доступным для широких слоев населения. Вузы, вдохновленные потенциалом онлайн-образования, все чаще интегрируют элементы дистанционного обучения в свои программы, делая учебный процесс более гибким и удобным для студентов.

Тем не менее на современном этапе развития высшего образования было бы преждевременно утверждать о полной адаптации данной системы к трансформационным процессам, обусловленным интенсивной цифровизацией общества. Это объясняется многогранностью и комплексностью проблемного поля, которое охватывает широкий спектр аспектов, требующих тщательного анализа и осмысления.

В первую очередь следует отметить технологическую составляющую данной проблематики, которая включает в себя не только внедрение цифровых инструментов и платформ в образовательный процесс, но и необходимость постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений, а также развитие цифровых компетенций у профессорско-преподавательского состава. Эти факторы создают определенные вызовы для системы высшего образования, требуя значительных финансовых вложений и организационных усилий.

Не менее важными являются социально-педагогические аспекты интеграции онлайн-обучения в традиционную систему высшего образования. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью переосмысления педагогических подходов, методов и форм обучения, а также с проблемой адаптации образовательных программ к новым реалиям цифровой эпохи. Кроме того, возникает потребность в разработке новых механизмов оценки качества образования и мониторинга образовательных результатов в условиях онлайн-среды.

Особое внимание следует уделить влиянию цифровизации на доступность и качество высшего образования в глобальном масштабе. С одной стороны, он-лайн-обучение открывает новые возможности для получения образования широкими слоями населения, преодолевая географические и социально-экономические барьеры. С другой стороны, возникают вопросы, связанные с обеспечением равного доступа к качественному образованию, учитывая различия в уровне технологического развития разных регионов и стран.

Кроме того, трансформационные процессы в сфере высшего образования затрагивают такие фундаментальные аспекты, как формирование новой образовательной парадигмы, переосмысление роли университетов в обществе, а также изменение характера взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Эти изменения носят системный характер и требуют комплексного подхода к их изучению и реализации.

Цель нашей статьи заключается в исследовании особенностей процесса онлайн-коммуникации в системе «студент - преподаватель» в высшем образовании.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели:

- определить на теоретическом уровне созависимость трансформации процесса онлайн-коммуникации с учетов цифровизации образовательной сферы;

- выявить ключевые проблемные аспекты в процессе цифрового взаимодействия в системе «студент - преподаватель» в условиях высшего образования;

- предложить возможные меры и рекомендации по улучшению он-лайн-коммуникации в образовательной среде.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной научной литературы по проблеме онлайн-комму-никации в высшем образовании;

- сравнительный анализ различных цифровых платформ и инструментов, используемых в образовательном процессе;

- метод кейс-стади для изучения особенностей онлайн-взаимодействия в условиях экстренного перехода на дистанционное обучение.

Научная новизна статьи заключается в том, что предложен комплексный подход к анализу и оптимизации онлайн-коммуникации в высшем образовании, учитывающий, как технологические, так и педагогические аспекты.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понимания процессов цифровой трансформации высшего образования и их влияния на коммуникацию между студентами и преподавателями. Разработанные концептуальные положения могут быть использованы для дальнейших исследований в области цифровой педагогики и образовательных технологий.

Практическая значимость состоит в разработке конкретных рекомендаций и программ по улучшению онлайн-коммуникации в высшем образовании. Предложенные меры могут быть непосредственно применены в образовательных учреждениях для повышения эффективности цифрового взаимодействия, развития цифровых компетенций участников образовательного процесса и создания адаптивной онлайн-образовательной экосистемы.

Цифровизация и активное развитие современных онлайн-площадок, несмотря на их относительно недавнее появление, оказывают значительное влияние на традиционные форматы образовательного процесса, вносят существенные коррективы в устоявшиеся практики взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Особую актуальность данная проблематика приобретает в контексте международной ситуации, связанной с распространением

COVID-19, которая катализировала процессы цифровой трансформации в сфере высшего образования на территории практически всех стран мира.

Формат онлайн-обучения, стремительно интегрируясь в образовательное пространство, модифицирует традиционные модели коммуникации «студент -преподаватель», создавая новые парадигмы педагогического взаимодействия. Эти изменения затрагивают не только технологические аспекты образовательного процесса, но и трансформируют саму сущность педагогического дискурса, требуя переосмысления роли студента и преподавателя в новых цифровых реалиях.

Более того, цифровизация образования выходит за рамки академического контекста, вторгаясь в различные сферы общественной жизни. Она оказывает влияние на социальные, экономические и культурные аспекты функционирования современного общества, что требует комплексного междисциплинарного подхода к изучению данного феномена.

В частности, наблюдается трансформация института высшего образования как такового. Университеты вынуждены адаптировать свои стратегии развития, образовательные программы и методы обучения к новым цифровым реалиям, что ставит перед ними ряд вызовов организационного, методологического и этического характера.

Заметим, что сильной стороной классического российского образования всегда была его фундаментальность [3, с. 88], т. е. ориентация на научность, полноту и глубину теоретических знаний. Фундаментальные основания меняются сравнительно медленно. В то же время прикладная, практико-ориентированная сторона учебного процесса, связанная с технологической основой изучаемой профессии, всегда менялась быстрее [4, с. 11].

Однако стоит констатировать, что современное высшее образование характеризуется значительной разнородностью и фрагментарностью в отношении внедрения и освоения онлайн-технологий. Данная ситуация обусловлена комплексным сочетанием факторов, включающих как технологические аспекты, так и особенности академической среды и рынка образовательных услуг.

Значительная часть региональных вузов заметно отстает в процессе циф-ровизации, что обусловлено рядом объективных факторов, включая ограниченность ресурсов и инфраструктурные проблемы. Это приводит к возникновению своеобразного «цифрового разрыва» в системе высшего образования, усугубляя существующие различия в качестве и доступности образовательных услуг. Несмотря на растущую популярность онлайн-обучения, которое становится все более массовым явлением, сохраняется определенный скептицизм относительно его эффективности и способности полностью заменить традиционные формы образования. В этом контексте особую значимость приобретает вопрос о сохранении фундаментальности и качества образования при переходе к цифровым форматам обучения.

Идеальной моделью развития системы высшего образования на данный момент представляется гармоничное сочетание классических образовательных подходов с инновационными онлайн-технологиями. Такой интегративный подход позволяет сохранить преимущества традиционного образования, одновременно расширяя возможности для студентов благодаря использованию современных цифровых инструментов и методик.

В контексте цифровизации высшего образования и активного внедрения онлайн-технологий процесс коммуникации в системе «студент - преподаватель» претерпевает существенные изменения. Эти трансформации носят многоаспектный характер и затрагивают различные уровни взаимодействия.

Прежде всего, происходит переход от традиционной модели односторонней трансляции знаний к более интерактивному и динамичному формату взаимодействия. Цифровые платформы и инструменты позволяют организовать многоканальную коммуникацию, где студенты становятся активными участниками образовательного процесса, а не пассивными реципиентами информации.

Временные и пространственные границы коммуникации значительно расширяются. Благодаря асинхронным форматам взаимодействия (форумы, чаты, электронная почта) студенты получают возможность обращаться к преподавателю за консультацией вне рамок традиционного расписания занятий. Это способствует индивидуализации образовательного процесса и повышению его гибкости.

Изменяется и сама роль преподавателя. От транслятора знаний он все больше переходит к роли фасилитатора, модератора образовательного процесса. Преподаватель становится навигатором в информационном пространстве, помогая студентам ориентироваться в потоке информации, развивать критическое мышление и навыки самостоятельного обучения.

Цифровые технологии предоставляют новые инструменты для обратной связи и оценки знаний. Автоматизированные системы тестирования, он-лайн-портфолио, инструменты аналитики обучения позволяют более оперативно и объективно оценивать прогресс студентов, а также персонализировать образовательные траектории.

Однако наряду с новыми возможностями возникают и определенные вызовы.

Анализируя структурную трансформацию онлайн-коммуникации в системе «преподаватель - студент», Е.В. Кузнецова и И.М. Левицкий выделяют три ключевых направления изменений, которые отражают многогранность и комплексность данного процесса [5].

Первым и наиболее значимым направлением является трансформация формата передачи информации между студентом и преподавателем. В усло-

виях дистанционного обучения традиционные лекционные и семинарские занятия претерпевают существенные изменения. Акцент смещается с пассивного восприятия информации на активное взаимодействие и интерактивные формы обучения. Это требует от преподавателей переосмысления методик подачи материала, разработки новых форматов предоставления информации, учитывающих специфику онлайн-среды.

Вторым важным аспектом трансформации выступает необходимость адаптации технических средств коммуникации к образовательным задачам. Использование различных цифровых платформ и инструментов для проведения занятий, обмена учебными материалами и организации обратной связи становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Это предполагает не только освоение новых технических навыков, но и переосмысление самой логики построения учебного взаимодействия. Отсутствие непосредственного личного контакта может приводить к снижению эмоциональной составляющей общения, что особенно важно в гуманитарных дисциплинах.

Третье направление связано с изменением характера и качества общения между преподавателем и студентом. В условиях дистанционного формата возникает потребность в развитии новых коммуникативных компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать в виртуальной среде. Особое значение приобретают навыки письменной коммуникации, умение четко формулировать мысли и вопросы, а также способность поддерживать вовлеченность и мотивацию студентов в отсутствии непосредственного личного контакта.

Учитывая многогранность преподаваемой дисциплины и специфику учебного процесса, эти направления трансформации находят различное выражение в зависимости от конкретных образовательных задач и контекста. Так, для дисциплин, требующих практических навыков или лабораторных работ, могут потребоваться дополнительные инновационные решения для обеспечения полноценного освоения материала в дистанционном формате.

Важно отметить, что эти изменения не ограничиваются лишь техническими аспектами, но затрагивают фундаментальные основы педагогического взаимодействия. Они требуют от преподавателей и студентов развития новых компетенций, переосмысления ролей в образовательном процессе и адаптации к новым формам академической культуры. Кроме того, цифровизация коммуникации актуализирует вопросы информационной этики, защиты персональных данных и интеллектуальной собственности в образовательном процессе.

Выделим ключевые возможные проблемные вопросы и пути решения с учетом современного процесса онлайн-коммуникации в системе «студент - преподаватель»:

1. Внедрение централизованной системы управления обучением (LMS), такой как Moodle или Canvas, позволит скорректировать чрезмерную зависимость от WhatsApp для распространения информации. Данные платформы позволяют структурировать учебные материалы, обеспечивают удобный доступ к информации и поддерживают различные форматы коммуникации.

2. Использование специализированных платформ для обратной связи, таких как Feedbackr или Mentimeter, может повысить уровень индивидуальной работы в системе «студент - преподаватель». Feedbackr или Mentimeter позволяют преподавателям более эффективно собирать и анализировать обратную связь от студентов.

3. Внедрение разнообразных инструментов для синхронной и асинхронной коммуникации. Например:

- Microsoft Teams или Slack для организации групповых обсуждений и проектной работы.

- Zoom или Google Meet для проведения виртуальных консультаций и семинаров.

- Padlet или Miro для совместной работы над проектами и визуализации

идей.

4. Разработка и внедрение комплексной стратегии цифровой коммуникации, включающей:

- обучение преподавателей и студентов использованию различных цифровых инструментов;

- создание университетского портала с интегрированными коммуникационными функциями;

- внедрение системы цифровых бейджей или сертификатов для поощрения активного использования онлайн-инструментов.

Библиографический список

Полагаем, что отмеченные проблемные аспекты онлайн-коммуникации указывают на необходимость комплексного подхода к цифровизации образовательного процесса. Для эффективного решения этих проблем требуется не только внедрение новых технологических инструментов, но и системная трансформация образовательной среды, включающая изменение педагогических подходов, развитие цифровых компетенций всех участников образовательного процесса и создание новой культуры онлайн-взаимодействия.

В этом контексте особую значимость приобретает разработка и реализация целевых программ и инициатив, направленных на преодоление выявленных проблем и развитие эффективной системы онлайн-коммуникации в университете. Эти программы должны учитывать специфику образовательного учреждения, потребности студентов и преподавателей, а также современные тенденции в области цифрового образования.

Предлагаемые ниже примеры программ и направлений разработаны с учетом выявленных проблемных аспектов и направлены на их комплексное решение. Они охватывают различные аспекты образовательного процесса, включая техническое оснащение, методическую поддержку, развитие цифровых навыков и создание новых форматов взаимодействия. Каждая из этих инициатив призвана внести свой вклад в формирование эффективной цифровой образовательной экосистемы университета.

Рассмотрим конкретные примеры программ и направлений, которые могут способствовать решению выявленных проблем:

1. Программа «Цифровой преподаватель»: серия воркшопов и онлайн-кур-сов для преподавателей по эффективному использованию цифровых инструментов в образовательном процессе.

2. Проект «Цифровой ассистент студента»: разработка мобильного приложения, интегрирующего расписание, учебные материалы и коммуникационные функции.

3. Инициатива «Открытый диалог»: регулярные онлайн-встречи студентов с преподавателями и администрацией университета для обсуждения актуальных вопросов и сбора обратной связи.

4. Программа «Цифровые навыки будущего»: интеграция курсов по цифровой грамотности и коммуникации в учебные планы всех направлений подготовки.

5. Проект «Виртуальные исследовательские группы»: создание междисциплинарных онлайн-сообществ для совместной научной работы студентов и преподавателей.

Для педагогической поддержки обучаемых авторы (Ю.В. Сорокопуд, А.С. Канюк, ПС.Х. Дудаев [12]) предлагают внедрение следующих условий, способствующих эффективной организации процесса онлайн-коммуникации в системе «студент - преподаватель»:

Регулярная оценка успеваемости студентов; применение различных методов опроса для оценивания уровня понимания студентами материала на протяжении всего курса.

Предоставление студентам индивидуальной поддержки: в рабочее время, по электронной почте или через онлайн-ресурсы. Выявление обучаемых, которые могут испытывать трудности, и предоставление им дополнительных ресурсов и поддержки, создание дружественной атмосферы на занятиях.

Создание благоприятной учебной среды: поощрять студентов к участию в дискуссиях, беседах, различных интерактивных способах взаимодействия и обеспечивать безопасную и уважительную, максимально комфортную среду для дискуссий и дебатов [12].

Таким образом, можно констатировать, что современная информационно-образовательная среда предоставляет широкие возможности для развития образовательного процесса, но при этом ставит новые задачи перед всеми участниками. Эффективность взаимодействия в этой среде зависит от комплекса факторов, включающих технологическую оснащенность, методическую подготовленность преподавателей, готовность студентов к новым формам обучения, а также от психологической адаптации к виртуальному образовательному пространству.

Важно подчеркнуть, что процесс адаптации к информационно-образовательной среде требует времени и ресурсов как от преподавателей, так и от студентов. При этом ключевую роль играет не только освоение технических аспектов, но и формирование новой культуры академического взаимодействия в цифровом пространстве.

1. Черкасова В.Ю. Онлайн-коммуникация преподавателей и студентов в системе высшего образования: проблемы и перспективы. Педагогическое образование в России. 2021; № 2.

2. Додзи А. COVID-19: неожиданный и нетривиальный стимул онлайн-обучения. Международное высшее образование. Специальный выпуск. 2020; № 102: 14-16.

3. Трансформация современного российского общества и стратегические приоритеты: монография. Екатеринбург, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация. Высшее образование в России. 2020; № 4: 9-15.

5. Дорофеева А.Р Коммуникация «студент-преподаватель» в системе дистанционного обучения: особенности и проблемы (научно-теоретический обзор). Научные записки молодых исследователей. 2022; № 5.

6. Дудаев Г.С.-Х. Процесс разработки и принятия управленческих решений. ФГУ Science. 2016; № 2 (8): 60-62.

7. Емельянова И.Е. Формирование конфликтологической компетентности педагогов в процессе тьюторского сопровождения на курсах повышения квалификации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2014; № 1 (27): 67-71.

8. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2010.

9. Aлeкcaндровa О.Б., Байханов И.Б., Воронина M.A. и др. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз -общество): коллективная монография (с международным участием). Воронеж - Москва, Наука, информ, 2023; Том Книга 55.

10. Aхмeгшинa ИА, Балакирева НА, Байханов И.Б. и др. Педагогика, образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество), коллективная монография (с международным участием). Москва, Наука информ, 2023; Том. Книга 56.

11. Емельянова И.Е., Мангова О.Б., Власичева В.В. и др. Теоретические и практические аспекты педагогики и психологии, монография. Чебоксары, 2023.

12. Сорокопуд Ю.В., Канюк A.C, Дудаев ГС.-Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № Э (100), ЭЭ2-ЭЭ4.

References

1. Cherkasova V.Yu. Onlajn-kommunikaciya prepodavatelej i studentov v sisteme vysshego obrazovaniya, problemy i perspektivy. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 2.

2. Dodzi A. COVID-19, neozhidannyj i netrivial'nyj stimul onlajn-obucheniya. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. Special'nyj vypusk. 2020; № 102, 14-16.

3. Transformaciya sovremennogo rossijskogo obschestva i strategicheskie prioritety: monografiya. Ekaterinburg, 2019.

4. Serditova N.E., Belocerkovskij A.V. Obrazovanie, kachestvo i cifrovaya transformaciya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; № 4, 9-15.

5. Dorofeeva A.R. Kommunikaciya «student-prepodavatel'» v sisteme distancionnogo obucheniya, osobennosti i problemy (nauchno-teoreticheskij obzor). Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. 2022; № 5.

6. Dudaev G.S.-H. Process razrabotki i prinyatiya upravlencheskih reshenij. FGU Science. 2016; № 2 (8), 60-62.

7. Emel'yanova I.E. Formirovanie konfliktologicheskoj kompetentnosti pedagogov v processe t'yutorskogo soprovozhdeniya na kursah povysheniya kvalifikacii. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva (Vestnik KGPU). 2014; № 1 (27), 67-71.

8. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova, 2010.

9. Aleksandrova O.B., Bajhanov I.B., Voronina M.A. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz -obschestvo): kollektivnaya monografiya (s mezhdunarodnym uchastiem). Voronezh - Moskva, Nauka, inform, 2023; Tom Kniga 55.

10. Ahmetshina I.A., Balakireva N.A., Bajhanov I.B. i dr. Pedagogika, obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo), kollektivnaya monografiya (s mezhdunarodnym uchastiem). Moskva, Nauka inform, 2023; Tom. Kniga 56.

11. Emel'yanova I.E., Mangova O.B., Vlasicheva V.V. i dr. Teoreticheskieiprakticheskie aspekíypedagogikiipsihologii, monografiya. Cheboksary, 2023.

12. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.-H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100), 332-334.

Статья поступила в редакцию 01.08.24

УДК 378

Burina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, French Department, MGIMO University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PRINCIPLES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE PROCESS OF APPLYING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES. The article discusses principles of foreign language teaching in the context of applying artificial intelligence technologies. Digital didactics offers new opportunities for constructing a linguodidactic environment based on AI technologies. The foundation of digital didactics lies in traditional teaching principles, but they are supplemented by modern technologies. The contemporary principles of teaching include, the principle of personalization, the principle of interactivity, the principle of data analysis, the principle of resource accessibility, the principle of motivation and gamification, and the principle of contextual learning. The article notes that as AI technologies develop, the principles of teaching may change. The author concludes that with the development of AI technologies, the content of the principles of teaching a foreign language may change. This sets the direction for further research.

Key words: teaching principles, artificial intelligence technologies, foreign language, educational environment

Е.В. Бурина, канд. пед. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (университет), г. Москва,

E-mail: [email protected]

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В статье рассматриваются принципы обучения иностранному языку в процессе применения технологий искусственного интеллекта. Цифровая дидактика предоставляет новые возможности для конструирования лингводидактической среды на основе технологий искусственного интеллекта. В основе цифровой дидактики находятся традиционные принципы обучения, но благодаря современным технологиям они дополняются. К современным направлениям обучения относятся принципы персонализации, интерактивности, анализа данных, доступности ресурсов, мотивации и геймификации, контекстуального обучения. В статье отмечается, что по мере развития технологий ИИ принципы обучения иностранному языку могут изменяться. Это задает направление для дальнейшего исследовательского поиска.

Ключевые слова: принципы обучения, технологии искусственного интеллекта, иностранный язык, образовательная среда

Актуальность исследования определяется растущим интересом к внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения иностранным языкам. Это изменяет роль преподавателя и содержание методических и дидактических принципов обучения иностранному языку; создает новые возможности для развития языковых навыков, делая обучение более эффективным и персонализированным.

Цель исследования - определить принципы обучения иностранному языку в процессе применения технологий ИИ.

Задачи исследования - изучить современные подходы к использованию технологий ИИ в процессе обучения иностранным языкам; определить принципы обучения иноязычному речевому общению с использованием технологий ИИ.

Научная новизна заключается в рассмотрении специфики реализации принципов обучения иностранному языку в процессе применения технологий искусственного интеллекта.

Теоретическая значимость исследования состоит в описании технологий ИИ, применяемых в процессе обучения иностранным языкам.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для создания новых подходов и стратегий, включающих технологии ИИ в процессе обучения иностранным языкам.

Методы исследования: теоретические (обобщение, анализ информации); сравнительный (сопоставление различных подходов и технологий для определения их эффективности и доступности).

В настоящее время происходят значительные изменения в сфере образования. Появляются концепции и модели личностно ориентированного образования. Они уделяют внимание субъектному опыту учащихся и использованию современных технологий в обучении [1].

Внедрение технологий искусственного интеллекта в обучение требует переосмысления традиционных методик обучения и пересмотра роли преподавателя в условиях цифровой трансформации образования.

В ХХ веке ученые большое внимание уделяли изучению среды, которая окружает человека, определению ее образовательного потенциала и применению его в образовательных целях (Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, РБ. Вендров-ская, А.А. Аркин, А.П Калашников, К.Н. Карнилов, Л. Порше, П. Мартинез РХ. Уолтер, Г Спенсер, О. Рюле, Ю. Циммер и др.). В настоящее время интерес ученых к изучению образовательного потенциала среды не снижается (Л.А. Дунаева, А.Н. Богомолов, О.И. Руденко-Моргун, О.П. Крюкова и др.).

Среда обучения позволяет реализовать функционирование различных моделей педагогического процесса как трехчленной схемы «ученик - среда (технологии ИИ) - педагог» [2]. Цифровая дидактика предоставляет новые возможности для конструирования лингводидактической среды на основе технологий искусственного интеллекта. В основе цифровой дидактики находятся традиционные принципы обучения, но благодаря современным технологиям они дополняются. Рассмотрим те принципы, которые являются наиболее актуальными в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.