9. Александрова О.Б., Байханов И.Б., Воронина М.А. и др. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз -общество): коллективная монография (с международным участием). Воронеж - Москва: Наука: информ, 2023; Том Книга 55.
10. Ахметшина И.А., Балакирева Н.А., Байханов И.Б. и др. Педагогика: образовательно-инновационные технологии (семья - школа - вуз - общество): коллективная монография (с международным участием). Москва: Наука информ, 2023; Том. Книга 56.
11. Емельянова И.Е., Мангова О.Б., Власичева В.В. и др. Теоретические и практические аспекты педагогики и психологии: монография. Чебоксары, 2023.
12. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев ГС.-Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.
References
1. Cherkasova V.Yu. Onlajn-kommunikaciya prepodavatelej i studentov v sisteme vysshego obrazovaniya: problemy i perspektivy. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 2.
2. Dodzi A. COVID-19: neozhidannyj i netrivial'nyj stimul onlajn-obucheniya. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. Special'nyj vypusk. 2020; № 102: 14-16.
3. Transformaciya sovremennogo rossijskogo obschestva i strategicheskie prioritety: monografiya. Ekaterinburg, 2019.
4. Serditova N.E., Belocerkovskij A.V. Obrazovanie, kachestvo i cifrovaya transformaciya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; № 4: 9-15.
5. Dorofeeva A.R. Kommunikaciya «student-prepodavatel'» v sisteme distancionnogo obucheniya: osobennosti i problemy (nauchno-teoreticheskij obzor). Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. 2022; № 5.
6. Dudaev G.S.-H. Process razrabotki i prinyatiya upravlencheskih reshenij. FGU Science. 2016; № 2 (8): 60-62.
7. Emel'yanova I.E. Formirovanie konfliktologicheskoj kompetentnosti pedagogov v processe t'yutorskogo soprovozhdeniya na kursah povysheniya kvalifikacii. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva (Vestnik KGPU). 2014; № 1 (27): 67-71.
8. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz: Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova, 2010.
9. Aleksandrova O.B., Bajhanov I.B., Voronina M.A. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz -obschestvo): kollektivnaya monografiya (s mezhdunarodnym uchastiem). Voronezh - Moskva: Nauka: inform, 2023; Tom Kniga 55.
10. Ahmetshina I.A., Balakireva N.A., Bajhanov I.B. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo): kollektivnaya monografiya (s mezhdunarodnym uchastiem). Moskva: Nauka inform, 2023; Tom. Kniga 56.
11. Emel'yanova I.E., Mangova O.B., Vlasicheva V.V. i dr. Teoreticheskieiprakticheskie aspekíypedagogikiipsihologii: monografiya. Cheboksary, 2023.
12. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.-H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.
Статья поступила в редакцию 01.08.24
УДК 378
Burina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, French Department, MGIMO University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PRINCIPLES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE PROCESS OF APPLYING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES. The article discusses principles of foreign language teaching in the context of applying artificial intelligence technologies. Digital didactics offers new opportunities for constructing a linguodidactic environment based on AI technologies. The foundation of digital didactics lies in traditional teaching principles, but they are supplemented by modern technologies. The contemporary principles of teaching include: the principle of personalization, the principle of interactivity, the principle of data analysis, the principle of resource accessibility, the principle of motivation and gamification, and the principle of contextual learning. The article notes that as AI technologies develop, the principles of teaching may change. The author concludes that with the development of AI technologies, the content of the principles of teaching a foreign language may change. This sets the direction for further research.
Key words: teaching principles, artificial intelligence technologies, foreign language, educational environment
Е.В. Бурина, канд. пед. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (университет), г. Москва,
E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В статье рассматриваются принципы обучения иностранному языку в процессе применения технологий искусственного интеллекта. Цифровая дидактика предоставляет новые возможности для конструирования лингводидактической среды на основе технологий искусственного интеллекта. В основе цифровой дидактики находятся традиционные принципы обучения, но благодаря современным технологиям они дополняются. К современным направлениям обучения относятся принципы персонализации, интерактивности, анализа данных, доступности ресурсов, мотивации и геймификации, контекстуального обучения. В статье отмечается, что по мере развития технологий ИИ принципы обучения иностранному языку могут изменяться. Это задает направление для дальнейшего исследовательского поиска.
Ключевые слова: принципы обучения, технологии искусственного интеллекта, иностранный язык, образовательная среда
Актуальность исследования определяется растущим интересом к внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения иностранным языкам. Это изменяет роль преподавателя и содержание методических и дидактических принципов обучения иностранному языку; создает новые возможности для развития языковых навыков, делая обучение более эффективным и персонализированным.
Цель исследования - определить принципы обучения иностранному языку в процессе применения технологий ИИ.
Задачи исследования - изучить современные подходы к использованию технологий ИИ в процессе обучения иностранным языкам; определить принципы обучения иноязычному речевому общению с использованием технологий ИИ.
Научная новизна заключается в рассмотрении специфики реализации принципов обучения иностранному языку в процессе применения технологий искусственного интеллекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании технологий ИИ, применяемых в процессе обучения иностранным языкам.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для создания новых подходов и стратегий, включающих технологии ИИ в процессе обучения иностранным языкам.
Методы исследования: теоретические (обобщение, анализ информации); сравнительный (сопоставление различных подходов и технологий для определения их эффективности и доступности).
В настоящее время происходят значительные изменения в сфере образования. Появляются концепции и модели личностно ориентированного образования. Они уделяют внимание субъектному опыту учащихся и использованию современных технологий в обучении [1].
Внедрение технологий искусственного интеллекта в обучение требует переосмысления традиционных методик обучения и пересмотра роли преподавателя в условиях цифровой трансформации образования.
В ХХ веке ученые большое внимание уделяли изучению среды, которая окружает человека, определению ее образовательного потенциала и применению его в образовательных целях (Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, РБ. Вендров-ская, А.А. Аркин, А.П Калашников, К.Н. Карнилов, Л. Порше, П. Мартинез РХ. Уолтер, Г Спенсер, О. Рюле, Ю. Циммер и др.). В настоящее время интерес ученых к изучению образовательного потенциала среды не снижается (Л.А. Дунаева, А.Н. Богомолов, О.И. Руденко-Моргун, О.П. Крюкова и др.).
Среда обучения позволяет реализовать функционирование различных моделей педагогического процесса как трехчленной схемы «ученик - среда (технологии ИИ) - педагог» [2]. Цифровая дидактика предоставляет новые возможности для конструирования лингводидактической среды на основе технологий искусственного интеллекта. В основе цифровой дидактики находятся традиционные принципы обучения, но благодаря современным технологиям они дополняются. Рассмотрим те принципы, которые являются наиболее актуальными в настоящее время.
1. Принцип персонализации: ИИ способен адаптировать учебные материалы и задания под индивидуальные потребности и уровень ученика. В данный принцип входит:
- адаптация материала: ИИ может оценивать уровень знаний ученика и предлагать задания учащемуся, соответствующие его интересам и темпам обучения;
- гибкость: каждый ученик учится в своем темпе. ИИ может отслеживать прогресс и адаптировать скорость подачи материала. Если учащийся быстро усваивает информацию, то ИИ может предложить более сложные задания, а если он испытывает трудности, то может представить дополнительные упражнения на отработку материала;
- обратная связь дает возможность ученику понять свои ошибки и учиться на них;
- многообразие форматов: ИИ предлагает различные форматы (аудио, видео, тексты) в зависимости от предпочтений ученика;
- ситуативные задания: ИИ может предлагать задания, основанные на реальных жизненных ситуациях;
- поддержание мотивации: ИИ может отслеживать эмоциональную реакцию учащегося на задания и предлагать более легкие упражнения в момент стресса.
Таким образом, принцип персонализации делает обучение более эффективным и личностно ориентированным, что, в свою очередь, повышает мотивацию учащихся.
2. Принцип интерактивности: использование чат-ботов и виртуальных ассистентов позволяет ученикам практиковать язык в режиме реального времени, общаясь с ИИ, который может корректировать ошибки и предоставлять обратную связь.
Основные аспекты интерактивности:
- обратная связь: интерактивные системы предоставляют учащемуся мгновенную обратную связь. Это может быть в виде визуальных эффектов, аудиосигналов или текстовых уведомлений;
- участие и вовлеченность: опросы, викторины, игры и обсуждения, которые способствуют более активному участию учащихся, что повышает их интерес и желание взаимодействовать с контентом;
- мультимедийность: интерактивные системы включают различные форматы (текст, видео, аудио, изображения), что делает взаимодействие более увлекательным и разнообразным.
Интерактивность играет важную роль, так как она способствует усвоению информации и повышает эффективность взаимодействия с контентом.
3. Принцип аналиаза данных: ИИ может собирать и анализировать данные о прогрессе ученика, выявляя слабые места и предлагая целенаправленные упражнения для улучшения.
Основные аспекты анализа данных:
- сбор данных: тестирование, контрольные работы и экзамены могут дать представление о прогрессе учащегося; обратная связь (анкеты и опросы учащихся выявляют их мнения о методах обучения, сложности материала и уровня понимания материала); анализ активности (данные об активности учащихся на образовательных платформах) помогают определить степень их вовлеченности;
- обработка данных: использование статистических методов для выявления закономерностей в результатах тестирования; визуальные данные (графики, диаграммы, таблицы);
- выявление закономерностей. Анализ данных может помочь выявить тенденции в успеваемости, например, как изменяется уровень владения иностранным языком с течением времени; индивидуальные особенности учащихся (выявление сильных и слабых сторон), что может помочь в индивидуализации обучения;
- использование технологий. Современные технологии значительно упрощают процесс анализа данных: Learning Management Systems (LMS) - образовательная платформа для сбора и анализа данных о прогрессе учащихся; искусственный интеллект и машинное обучение могут помочь в более глубоком анализе данных и предсказании прогресса учащихся на основе их предыдущих результатов.
Таким образом, анализ данных позволяет более точно определить потребности учащихся, адаптировать методы обучения и повышать эффективность процесса обучения.
4. Принцип доступности ресурсов играет важную роль в качестве и эффективности процесса обучения иностранным языкам. Можно выделить следующие аспекты:
- учебные материалы: учебники и пособия (доступ к качественным учебникам и пособиям имеет первостепенное значение); использование аудио- и видеоматериалов позволяет улучшить восприятие иноязычной речи на слух и развивает навыки разговорной речи;
- онлайн-ресурсы: платформы для изучения языков (Duolingo, Babbel, Rosetta и др.) предлагают интерактивные курсы и упражнения; форумы и сообщества (Tandem) позволяют общаться с носителями языка, что обеспечивает практику разговорной речи;
- учебные курсы и преподаватели. Доступ к учебным курсам: офлайн- и онлайн-курсы, предлагаемые языковыми школами, университетами, обеспечивают структурированное обучение. Важно выбрать учебные курсы, которые соот-
ветствуют уровню и целям учащегося. Квалификация преподавателей: доступность квалифицированных преподавателей имеет большое значение. Хороший преподаватель может адаптировать обучение под индивидуальные потребности учащегося;
- технологии: мобильные приложения предоставляют доступ к изучению иностранных языков в любое время и в любом месте, что делает обучение более гибким и доступным; виртуальная реальность используется для создания иммер-сивной языковой среды;
- социальные и культурные ресурсы: культурные мероприятия (театральные постановки, выставки, языковые клубы) позволяют погрузиться в языковую среду и улучшить языковые навыки в неформальной обстановке; программы обмена и стажировки в странах, где говорят на изучаемом языке, предоставляют уникальную возможность для практики языка и знакомства с культурой страны изучаемого языка;
- доступность информации: интернет-ресурсы (онлайн-библиотеки, статьи и другие образовательные ресурсы) позволяют углубить знания о языке и культуре страны изучаемого языка.
Важно отметить, что принцип доступности ресурсов в обучении иностранным языкам является необходимым для успешного овладения иностранным языком. Чем больше разнообразных и качественных ресурсов доступно учащимся, тем эффективнее будет процесс обучения.
5. Принцип мотивации и геймификации является важным в процессе обучения иностранным языкам, так как помогает создать увлекательную и эффективную учебную среду Рассмотрим этот принцип подробнее.
Мотивация в обучении иностранным языкам: внутренняя мотивация основана на интересе и удовольствии от процесса обучения; внешняя мотивация включает факторы, такие как получение диплома, продвижение в карьере или желание путешествовать.
Установка четких целей помогает поддерживать мотивацию; использование различных методов, таких как аудирование, чтение, письмо, разговорная практика, помогает удерживать интерес; изменение форматов и активности поможет предотвратить скуку и усталость; участие в языковых клубах, онлайн-форумах способствует поддержанию мотивации.
Геймификация в обучении иностранным языкам
Геймификация - это применение игровых элементов в неигровых контекстах. В обучении это может включать системы баллов, уровни и награды для увеличения вовлеченности учащихся.
Игровые элементы:
- баллы и уровни: учащиеся могут заработать баллы за выполнение упражнений, что мотивирует их к постоянной практике языка; уровни могут отражать прогресс и давать возможность перейти к более сложным заданиям;
- достижения: награды за выполнение определенных задач может служить дополнительным стимулом;
- соревнования (турниры или командные задания) могут повысить интерес к обучению.
Интерактивные элементы:
- использование приложений и платформ, которые предлагают интерактивные задания способствует мотивации.
Сценарные игры:
- ролевые игры и сценарные задания помогают учащимся применять язык в реальных ситуациях, что делает обучение более эффективным и интересным.
Принцип мотивации и геймификации является важным в обучении иностранным языкам, так как помогает создать динамичную и увлекательную образовательную среду, где учащиеся могут достигать своих целей и наслаждаться процессом обучения.
6. Принцип контекстуального обучения: обучение иностранному языку осуществляется в реальных ситуациях, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.
Рассмотрим основные аспекты и технологии, которые используются в контекстуальном обучении иностранным языкам с помощью ИИ:
- персонализированные учебные планы: ИИ может анализировать уровень знаний и предпочтения учащегося, создавая индивидуальные курсы, которые соответствуют его интересам и целям;
- симуляция реальных ситуаций: используя технологии виртуальной и дополненной реальности, учащиеся могут погружаться в языковую среду, моделируя реальные сценарии общения;
- чат-боты и виртуальные ассистенты могут служить языковыми партнерами, что дает возможность учащимся практиковать разговорные навыки в любое время. Чат-боты могут вести диалоги на различные темы, корректировать ошибки и предлагать рекомендации по улучшению;
- анализ речи и обратная связь. Технологии распознавания речи могут использоваться для анализа произношения учащегося, предоставляя ему обратную связь, что помогает ему улучшить произношение в контексте реального общения;
- интерактивные материалы: ИИ может помочь в создании адаптивных учебных материалов, таких как интерактивные игры и задания, которые меняются в зависимости от успехов учащегося;
- социальные платформы и онлайн-сообщества дают возможность учащимся взаимодействовать друг с другом, практиковать язык в процессе общения с носителями языка.
Благодаря принципу контекстуального обучения процесс изучения иностранного становится более динамичным, интерактивным и соответствующим реальным жизненным ситуациям.
Внедрение технологий искусственного интеллекта в обучение иностранным языкам создает новые возможности для развития языковых навыков, делая его более эффективным и персонализированным. ИИ может создавать индивиду-
Библиографический список
альные траектории обучения, помогать в учебно-познавательной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что по мере развития технологий ИИ содержание изложенных принципов обучения может изменяться. Среди ученых [3; 4; 5] наблюдается интерес к проблемам применения в процессе обучения дополненной реальности, искусственного интеллекта, разнообразных интернет-сервисов для организации образовательной деятельности преподавателя и учащегося, что дает надежду на появление новых технологий, средств, жанров и форм преподавания иностранных языков, способных расширять технологическую и ресурсную основу цифровой среды, созданной в лингвометодических целях.
1. Якиманская И.С. Изучение личности ученика в образовательном процессе. Теоретическая и экспериментальная психология. 2010; Т. 3, № 1: 19-29.
2. Дунаева Л.А. Информационные и коммуникативные технологии в обучении иностранных учащихся гуманитарных специальностей научному общению: монография. Москва: МАКС Пресс, 2006.
3. Информационные технологии в обучении русскому языку как иностранному: история, современное состояние, перспективы: коллективная монография. Москва, 2019.
4. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А. Среда обучения русскому языку как иностранному в условиях цифровой трансформации образования. Русский язык за рубежом. 2023; № 4.
5. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 5-7.
References
1. Yakimanskaya I.S. Izuchenie lichnosti uchenika v obrazovatel'nom processe. Teoreticheskaya i 'eksperimental'naya psihologiya. 2010; T. 3, № 1: 19-29.
2. Dunaeva L.A. Informacionnye i kommunikativnye tehnologii v obuchenii inostrannyh uchaschihsya gumanitarnyh special'nostej nauchnomu obscheniyu: monografiya. Moskva: MAKS Press, 2006.
3. Informacionnye tehnologii v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy kollektivnaya monografiya. Moskva, 2019.
4. Bogomolov A.N., Dunaeva L.A. Sreda obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Russkijyazykza rubezhom. 2023; № 4.
5. Agal'cova D.V., Val'kova Yu.E. Tehnologii iskusstvennogo intellekta dlya prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 5-7.
Статья поступила в редакцию 06.08.24
УДК 378
Ganieva A.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Guseynova S.T., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Head of Department of Human Anatomy, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Azizova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL MOTIVATION IN THE LEARNING PROCESS. The article is devoted to a comprehensive study of professional motivation among university students. Special attention is paid to the essence and structure of the professional motivation phenomenon. The article also analyzes the most significant features of modern students. Based on their research results, a method of building educational activities is identified in which the development of the above-mentioned characteristics will be most effective. Based on the study of special literature and the authors' own pedagogical experience, it is established which work form contributes to the formation of this professional portrait feature to the maximum extent. The main possibilities are highlighted, the implementation of which will contribute to optimizing the relevant activities progress and results in the developing student motivation terms. Difficulties that may arise in this case, together with the potentials for overcoming them that exist in the educational space of most modern universities, have been studied.
Key words: higher education, professional motivation, practice-oriented learning, development of student motivation, Self-concept
А.И. Ганиееа, канд. мед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] С.Т. Гусейнова, д-р мед. наук, проф., зав. каф. анатомии человека ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Н.И. Азизоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена комплексному исследованию некоторых аспектов процесса формирования профессиональной мотивации у студентов вузов по ходу их обучения. Особое внимание уделено сущности и структуре феномена профессиональной мотивации. Также в статье анализируются наиболее существенные особенности современного контингента обучающихся. На основании результатов их исследования выявляется способ построения образовательной деятельности, при котором развитие указанной выше характеристики будет наиболее эффективным. На основе изучения специальной литературы и собственного педагогического опыта авторов установлено, какая форма работы в максимальной степени способствует формированию данной черты профессионального портрета. Далее освещены основные возможности, реализация которых будет способствовать оптимизации хода и результатов соответствующей деятельности в плане складывания мотивации учащихся. Изучены и могущие возникнуть при этом трудности вкупе с потенциями для их преодоления, существующими в образовательном пространстве большинства современных вузов.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональная мотивация, практико-ориентированное обучение, развитие мотивации учащихся, Я-концепция
Актуальность темы исследования обосновывается тенденцией, при которой успешность реализации задач высшего образования оказывается во многом связанной с уровнем сформированности профессиональной мотивации учащихся (О.В. Бажук, Т.А. Борзова, Э.А. Каннинг, С. Дж. Олсон, М.М. Уайт). Таким образом, её развитие выступает в качестве внутреннего движущего фактора складывания системы профессиональных и личностных качеств у студентов современных российских вузов. Из вышеизложенного следует, что достижение приемлемого уровня образованности и культуры личности выпускника представляется возможным только на основе сформированной профессиональной мотивации (С.И. Бегматов, Д.Б. Махмудова, Е.Н. Нечина, Т.Н. Умаров).
Большинству современных организаций высшего образования, действующих на территории нашей страны, присущ определённый потенциал в плане развития данной характеристики у будущих специалистов, бакалавров и магистров [1]. При этом, однако, наблюдается некоторый дефицит работ, посвящён-ных различным аспектам реализации такового. Попытка частичного восполнения данного недостатка была предпринята авторами настоящей статьи.
Следовательно, её цель - освещение некоторых аспектов процесса формирования профессиональной мотивации у студентов вузов по ходу их подготовки.
1. Достижение этой цели подразумевает решение ряда задач: